Russian Journal of Education and Psychology
ISSN (print): 2658-4034, ISSN (online): 2782-3563
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 89422 от 20.05.2025
Учредитель и издатель
Научно-инновационный центр (Красноярск)
Главный редактор
Кисляков Павел Александрович, д-р психолог. наук, профессор
Периодичность / доступ
6 выпусков в год / открытый
Входит в
Официальный сайт журнала
Russian Journal of Education and Psychology – региональный академический рецензируемый журнал, представляющий результаты научно обоснованных решений педагогических и психологических проблем и задач обучения и воспитания на всех уровнях системы профессионального и общего образования, а также научных дискуссий по педагогическим и психологическим проблемам образования в России.
Журнал является площадкой для профессионального обсуждения широкого спектра тем, связанных с образованием и психологией в решении актуальных проблем жизни российского социума.
Тематический охват соответствует утвержденной новой номенклатуре научных специальностей ВАК:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки);
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки);
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
Объявления Ещё объявления...
Формируется тематический номер журнала – Том 17 № 1 (2026)Размещено: 24.07.2025
Журнал Russian Journal of Education and Psychology продолжает свой проект — публикацию тематической подборки материалов.
В 2025 г. редакция журнала Russian Journal of Education and Psychology совместно с факультетом педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ») объявляет набор статей в специальный тематический номер журнала – Том 17 № 1 (2026). |
|
О необходимости маркировки иноагентов в статьяхРазмещено: 22.07.2025
Уважаемые коллеги!
На сайте журнала (раздел "Авторам") доступны правила маркировки иноагентов в статьях. |
|
![]() Обновлены правила для авторовРазмещено: 15.07.2025
Уважаемые авторы!
15.07.2025 г. обновлены правила для авторов издания Russian Journal of Education and Psychology. |
|
Текущий выпуск
Том 16, № 2 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 30.04.2025
- Статей: 30
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/issue/view/20014
Педагогические исследования
Ценностно-смысловое содержание книг для детей младшего школьного возраста
Аннотация
Обоснование. В статье подчеркивает актуальность формирования устойчивых нравственных принципов у детей в условиях неопределенности современных моральных ориентиров. Литература в этой связи оказывается не только источником знаний, но и важнейшим средством передачи ценностей, способствующих развитию таких качеств, как сочувствие, сопереживание и социальная ответственность.
В качестве цели авторы обозначают анализ и выявление основных ценностных ориентиров и смыслов, заложенных в детской литературе, на основе результатов опроса, проведенного среди младших школьников. Новизна работы заключается в интеграции теоретических основ, связанных с ценностно-смысловым содержанием, и эмпирических данных, что подчеркивает значимость осознанного выбора литературных произведений для формирования ключевых ценностей у младших школьников. Исследование акцентирует внимание на конкретных ценностях, таких как дружба, трудолюбие и ответственность, а также на их отражении в современных книгах, доступных детям. В этом контексте работа предлагает новые подходы для педагогов и родителей, позволяя более целенаправленно подбирать литературу, способствующую воспитанию и гармоничному развитию личности ребенка.
Материалы и методы. Основу исследования составили методы изучения нормативных документов, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование и обработка полученных результатов, анализ художественных произведений.
Результаты. Настоящее исследование, посвященное анализу ценностно-смыслового содержания книг, открывает новые горизонты для учителей начальных классов, родителей младших школьников, студентов педагогических направлений и всех тех, кто стремится привить детям глубокое и осмысленное отношение к литературе. Подробное изучение литературных произведений позволяет не только углубить образовательный процесс, но и вдохновить детей на размышления, формируя у них внутренние моральные ориентиры.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при организации уроков литературного чтения и внеурочных занятий с младшими школьниками по обучению работе с детскими книгами, а также при подготовке учителей начальных классов к организации литературного образования и развития младших школьников.



Сказкотерапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников в условиях образовательной организации
Аннотация
Обоснование. Современная система образования ориентирована на гуманизацию образовательного процесса, направленного на возрастание внимания к интересам и индивидуальным особенностям личности обучающихся. Важнейшая задача на современном этапе – подготовить активное, целеустремленное подрастающее поколение, способное выстраивать эффективную коммуникацию с другими людьми. Это становится возможным в процессе успешной социализации, когда у обучающихся сформированы социальные и коммуникативные навыки. Недостаточное общение детей в кругу сверстников, в структуре семьи становится проблемой успешной социализации современных детей в школе, которая проявляется в высоком уровне тревожности, неуверенности в собственных возможностях, сложностью управления своим эмоциональным состоянием.
Авторы статьи считают, что решение данной проблемы возможно при условии организации системной и целенаправленной работы по формированию социально-коммуникативных навыков посредством сказкотерапии в образовательной организации, начиная с младшего школьного возраста. Использование метода сказкотерапии в решении психологических проблем детей позволяет эффективно решать и проблемы взаимоотношений младших школьников, возникающие в структуре образовательного процесса.
Цель – экспериментально проверить возможности сказкотерапии для формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников в условиях образовательной организации.
Материалы и методы. Изучение уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у младших школьников осуществлялось в соответствии с компонентами и показателями, на основе определения диагностического инструментария в рамках экспериментальной работы. Анкетирование и тестирование явились основными методами исследования. Сравнительный анализ полученных качественных и количественных результатов исследования, позволяет оценить эффективность реализации программы формирования социально-коммуникативных навыков посредством скакотерапии у младших школьников.
Результаты. Организация системной и комплексной работы специалистов была выстроена на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся. Разработана программа внеурочных занятий, нацеленная на формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников, которая позволила обогатить имеющийся детский опыт общения во взаимодействии со сверстниками, детьми старшего возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми; расширить кругозор и приобрести уверенность в себе при возникновении нестандартных ситуаций в процессе общения и взаимодействия.
Полученные результаты позволили констатировать рост количества младших школьников, владеющих знаниями о правилах поведения в социально-бытовых ситуациях, умениями выбирать средства коммуникации в процессе социального взаимодействия, навыками межличностного взаимодействия на основе практического жизненного опыта. В процессе общения младшие школьники стали проявлять способность чувствовать и понимать эмоции собеседника, вступать в сотруднические взаимоотношения, анализировать и оценивать свое поведение.



Методология использования цифрового образовательного ресурса в учебном процессе
Аннотация
Обоснование. В условиях стремительного развития технологий и цифровизации образования, использование цифровых образовательных ресурсов становится необходимым условием для повышения качества обучения. В данной статье рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с внедрением цифровых образовательных технологий, а также их влияние на учебный процесс и образовательные результаты. Определена роль цифровых ресурсов в обеспечении доступности современного образования и индивидуализации обучения. Рассмотрены основные дидактические принципы Я.А. Коменского и реализация на примере разработанного цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Информатика и информационные технологии».
Цель. Разработка и обоснование методологии использования цифрового образовательного ресурса в учебном процессе, направленной на повышение эффективности обучения, индивидуализацию образовательных траекторий студентов и интеграцию современных технологий в образовательную среду вуза.
Материалы и методы. В работе рассмотрен спектр подходов к разработке цифровых образовательных материалов включая использование мультимедийных технологий, интерактивных платформ и образовательных приложений. Проанализированы современные методики и инструменты, способствующие эффективному обучению и вовлечению студентов в учебный процесс.
Результаты. Анализ влияния цифровых технологий на образовательный процесс, оценка эффективности использования таких ресурсов в обучении, влияние на мотивацию и вовлеченность студентов. Статья включает примеры успешных практик и рекомендаций по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.



Роль искусственного интеллекта и цифровых технологий в высшем образовании
Аннотация
Обоснование. В условиях цифровизации всех сфер жизни вопрос использования цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовании становится особенно актуальным. Эффективность использования технологий в вузе во многом зависит от того, насколько совпадают мнения студентов и преподавателей при их выборе.
Цель – сопоставление мнений студентов и преподавателей вуза об эффективности цифровых технологий в профессиональном образовании.
Материалы и методы. Главный метод исследования – метод ранговой корреляции для изучения предпочтений цифровых технологий студентами и преподавателями. Кроме того, использован анализ научной литературы для составления перечня технологий, сравнительно-сопоставительный анализ для сравнения ответов испытуемых, метод беседы для выяснения причин рейтингов технологий, составленных участниками образовательного процесса.
Результаты. Предпочтения студентов и преподавателей в целом совпадают, что является показателем хорошего контакта между участниками образовательного процесса. Различия в предпочтениях студентов-гуманитариев и студентов IT-направления касаются оценки образовательных платформ и электронных учебников. Студенты IT-направления считают, что с появлением искусственного интеллекта роль электронных учебников снижается. Преподаватели английского языка и информатики в качестве эффективных выбирают одинаковые технологии: образовательные платформы, электронные учебники, мобильные приложения. Различия обнаружены в оценке наименее эффективных технологий: для преподавателей иностранного языка это симуляторы, для преподавателей информатики – искусственный интеллект.



Проект как итоговая форма реализации исследовательских материалов выпускной квалификационной работы
Аннотация
Обоснование. С учетом современных подходов актуальность разработки проекта в рамках написания выпускных квалификационных работ становится одним из необходимых условий демонстрации практико-ориентированных компетенций выпускников. Проект дает возможность погрузиться в специфику профессиональной деятельности, проявить свою творческо-профессиональную индивидуальность и предложить базовой организации социальной сферы новый методический продукт, который прошел первичную апробацию.
Цель. Целью статьи является анализ результативности реализации исследовательских материалов выпускной квалификационной работы, в которых практическая часть представлена в виде социального проекта, направленного на решения проблем определенной категории клиентов.
Методология исследования опирается на применение проектного и компетентностного подходов в процессе подготовки бакалавров социальной работы к профессиональной деятельности. Для изучения результативности проектного подхода при написании ВКР было проведено лонгитюдное исследование.
Результаты. Продемонстрирован опыт применения проектного подхода при написании выпускной квалификационной работы бакалавра Социальной работы за семь лет (2018-2024). Определены компетенции, которые более успешно развиваются у студентов если они работают над социальным проектом в процессе написания ВКР. Представлены педагогические условия подготовки и защиты выпускной квалификационной работы с применением проектного подхода, такие как рекомендаций по разработке проекта, наличие постоянного списка партнерских организаций, рекомендации к применению исследуемого материала.
Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в обучении методическому проектированию социальной работы и реальному взаимодействию с работодателем в рамках темы выпускной квалификационной работ, для популяризации разработки и реализации проектов в решении практических задач специалистов социальной сферы, расширения выполнения заказов организаций социальной сферы.



Технология патриотического воспитания сотрудников российской полиции: противодействие антипатриотизму как деструктивному педагогическому фактору
Аннотация
Обоснование. В настоящей статье рассматривается феномен «антипатриотических мифов». Автор указывает на возможность развития деструктивного мировоззрения у лиц с антипатриотическими взглядами, которые могут привести к формированию сектантского мировоззрения, экстремистских и террористических взглядов.
Целью данной статьи является анализ феномена антипатриотизма как деструктивного педагогического фактора.
Материалы и методы. При проведении исследования применены такие методы как опрос (основной метод), интервьюирование, индивидуальная беседа, педагогическое наблюдение. Результаты. Приведены результаты исследования патриотических и антипатриотических взглядов курсантов образовательных организаций, готовящих сотрудников МВД России. Перечислены наиболее значимые факторы формирования антипатриотических взглядов. Проанализированы особенности чувства патриотизма и курсантов, обозначены актуальные задачи противодействия формированию антипатриотических взглядов. Описаны основные формы проявления антипатриотизма, технологии противодействия ему и определены перспективные направления воспитания чувства патриотизма. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания термина «антипатриотизм» (и обосновании средств и форм борьбы с ним) как совокупности идеологических установок, направленных против государства и общества, и оказывающих деструктивное воздействие на воспитание молодого поколения. Работа вносит определенный вклад в противодействие распространению антипатриотических взглядов в молодежной среде.



Онтология проблемы профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков в Индии
Аннотация
Обоснование. Проблема профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков в Индии является сложной и многогранной. Она затрагивает не только вопросы лингвистической подготовки, но и социальные, культурные и экономические аспекты образовательной системы страны. В онтологическом смысле эта проблема связана с самим понятием профессиональной компетентности, которое подразумевает не просто владение языком, но и комплекс знаний, умений и качеств, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. В контексте Индии, где многоязычие является нормой, а английский язык играет особую роль в образовании и социальной мобильности, вопрос о компетентности приобретает еще большую актуальность.
Национальная образовательная политика Индии все больше уделяет внимание подготовке учителей иностранных языков. Однако существуют определенные вызовы, которые необходимо преодолеть: острая нехватка преподавателей в области методики преподавания иностранных языков, отсутствие единых критериев и процедуры оценки профессиональной компетентности.
Цель – определение и изучение сущности и факторов указаной проблемы в индийском и отечественном научно-образовательном дискурсе.
Материалы и методы. В рамках настоящего исследования для достижения поставленной цели была применена совокупность теоретических методов: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, интеграция и классификация. Использование сравнительного анализа позволило выявить ключевые характеристики объекта исследования. В качестве основы исследования послужили научные публикации, посвященные данной тематике, а также нормативно-правовая база.
Результаты. Формирование современного профиля компетентности учителей иностранных языков в Индии в значительной степени обусловлено Национальной образовательной политикой (NEP), утвержденной в 2020 году.
Требования к квалификации педагогов варьируются в зависимости от уровня образования. На начальном и подготовительном этапах обучения акцент делается на развитии устной коммуникации учащихся на иностранном языке. К концу среднего образования ожидается формирование навыков чтения и письма. В старшей школе учитель должен обеспечить достижение учащимися уровня эффективного общения, включающего рассуждения и аргументацию, как в устной, так и в письменной форме. Несмотря на это, система образования Индии сталкивается с рядом вызовов: перегруженность классов, дефицит кадров, чрезмерная административная нагрузка, приоритет письменной коммуникации, отсутствие унифицированной политики в отношении иностранных языков со стороны образовательных советов различных штатов, недостаточное внимание к лингвокультурному аспекту в подготовке учителей в ряде педагогических вузов.



Процесс обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в неэкономическом вузе
Аннотация
Обоснование. Среди ключевых трендов современной экономики цифровизация, рост числа пользователей банковских услуг, активность граждан на финансовом рынке. Рост ключевой ставки, привлекательные условия вкладов и легкость начала инвестиционной деятельности через мобильные приложения способствуют развитию этого сегмента. Эту тенденцию понимают и те, кто хочет заработать противозаконными способами и как следствие рост числа случаев финансового мошенничества. В этих условиях необходимо не просто повышение финансовой грамотности и обучение способам повысить свое благосостояние, но еще и обучение противодействию финансовому мошенничеству и взаимодействию с правоохранительными органами.
Цель – рассмотреть возможности обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в рамках повышения финансовой грамотности студентов неэкономического вуза.
Материалы и методы. При работе над статьей применялись анализ источников, содержащих опыт внедрения обучающих курсов противодействию финансовому мошенничеству отечественными и зарубежными специалистами, обобщение и систематизация полученных результатов, моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент по модификации имеющихся практик ведения занятий по экономическим дисциплинам и применении их на занятиях в медицинском вузе, наблюдение за поведением студентов на занятиях с применением модифицированных педагогических технологий, анализ результатов применения педагогических технологий обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском.
Результаты. С момента начала перехода к рыночной экономике в нашей стране имелись случаи обмана граждан и незаконного обогащения. Значительная часть населения приобрела печальный опыт вложения средств в финансовые пирамиды. Но в этот период времени экономическое образование осуществлялось преимущественно в специализированных вузах и у подавляющей части населения не было возможности обучаться финансовой грамотности. Измерение уровня финансовой грамотности в России началось с 2012 г. Результаты исследований позволили сформировать программы обучения в соответствии с национальной стратегией. С течением времени экономика страны трансформировалась, появилась цифровая экономика. Население получило доступ к информационным ресурсам. Финансовые пирамиды стали единичными случаями, а злоумышленники освоили цифровые технологии. Сегодня несмотря на рост финансовой грамотности растет число пострадавших от их действий.
У правоохранительных органов накопился большой опыт привлечения к ответственности по статье 159 УК РФ, однако для возбуждения дела необходимо зафиксировать сам факт мошенничества, т.е. должно быть обращение от пострадавшего. А по статистике Банка России в случае финансового мошенничества только 27,7% обращаются в полицию и практически столько же (27,3%) никуда не обращаются. Как показал эксперимент внедрение в образовательный процесс занятия, посвященного вопросам противодействию мошенникам и взаимодействию с правоохранительными органами находит положительный отклик у студентов. Для поколения «Z» ближе онлайн сервисы, а соответственно возможности их применение в образовании. Обучение составлению грамотного заявления и подаче обращения в форме электронного документа положительно воспринимается Зуммерами. Во-первых, срабатывает действие в привычной для них цифровой среде, а во-вторых, отсутствует необходимость личного общения и дополнительной стрессовой ситуации. Молодые люди, как правило замкнуты и неохотно идут на личный контакт. В настоящий момент ведутся работы по геймификации разработанных курсов «Финансовая грамотность» и «Противодействие финансовому мошенничеству и управление индивидуальным риском». В совокупности внедряемые методы и технологии обучения и будут способствовать повышению не только финансовой грамотности и безопасности граждан, но и эффективной борьбе с мошенниками.



Становление педагогического творчества будущего учителя начальных классов в системе высшего образования
Аннотация
В статье раскрываются особенности становления педагогического творчества будущего учителя начальных классов. Отмечается важность эффективной организации подготовки будущих специалистов начальной школы путем создания в системе высшего образования педагогических условий погружения студентов в реальную профессиональную деятельность. На основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых авторы отмечают специфику поэтапного погружения студентов в профессиональную деятельность, где ими раскрывается особенность образовательного процесса студентов на каждом году обучения.
Проблема исследования заключается в установлении связи между профессиональным становлением учителя начальных классов и задачами формирования педагогического творчества в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Можно предположить, что существующий потенциал системы высшего образования способствует становлению педагогического творчества будущего педагога.
Целью статьи является рассмотрение вопроса о становлении педагогического творчества будущего учителя начальных классов в образовательном процессе высшей школы.
Метод и методология проведения исследования заключается в изучении и анализе научных трудов ряда ученых в сфере профессиональной подготовки педагогических работников, моделировании (построении модели).
Результаты. В статье разработана модель становления педагогического творчества будущего учителя начальных классов, в которой представлены особенности каждого этапа становления педагогического творчества. Особое внимание обращено на факты, направленные на подготовку будущих учителей путем формирования у них специальных педагогических качеств, обеспечения их исследовательской деятельностью и внедрения в образовательный процесс будущих специалистов начальной школы творческих заданий. Полученные результаты адресованы профессорско-преподавательскому составу, аспирантам и студентам педагогических учебных заведений, методистам системы общего образования и тем, кто интересуется проблемами начального общего образования.
Выводы. Становление педагогического творчества будущего учителя начальных классов является актуальным не только в современной системе образования, но и во всех сферах жизнедеятельности человека, так как только творческий педагог может воспитать творческого ученика.



Стратегии и проблемы профессиональной адаптации ординаторов: мнения и оценки экспертов
Аннотация
Обоснование. Профессиональная адаптация ординаторов является важным аспектом их практической деятельности, который влияет на успех их дальнейшей карьеры. Для понимания стратегий и проблем, с которыми сталкиваются ординаторы в процессе профессиональной адаптации, мы обратились к экспертам в данной области – преподавателям клинических кафедр медицинских вузов и наставникам ординаторов из числа врачей медицинских организаций. В данной статье мы рассмотрим их взгляд на эту проблему и предложения по ее решению.
Цель – выявление мнения и опыта экспертов по организации адаптации ординаторов, оценок изменений в системе обучения и поддержки молодых специалистов и их влияния на профессиональное развития ординаторов.
Материалы и методы. Для достижения глубокого и детального понимания мнения экспертов о профессиональной адаптации ординаторов применена качественная методология. Главных метод исследования – глубинные интервью с экспертами по разработанной авторами оригинальной анкете.
Результаты. Проведенное исследование показывает, что основные факторы мотивации наставников к работе с ординаторами - это возможность делиться знаниями и опытом, а также личностные качества, такие как коммуникативные навыки и увлеченность профессией. Наставничество со стороны опытных врачей рассматривается как деятельность, приносящая пользу и молодым специалистам, и самим наставникам, а также способствующая улучшению морально – этического климата в коллективе, развитию процессов обмена знаниями и опытом.
Важным этапом адаптации является индивидуальное знакомство и определение траектории обучения каждого ординатора. Респонденты указали на такие недостатки в системе подготовки ординаторов, как большой объем теоретической подготовки в первые месяцы обучения, что приводит к снижению мотивации; выразили опасения, что увеличение работы в симуляционных центрах приведет к снижению коммуникативных компетенций ординаторов.
Преподаватели и наставники отмечают появление рисков при реализации проекта по трудоустройству ординаторов второго года обучения врачами-стажерами.



Интеграция искусственного интеллекта в обучение иностранному языку студентов морских специальностей: подготовка к профессиональному собеседованию
Аннотация
Обоснование. В условиях постоянного изменения требований современного рынка труда к уровню конкурентоспособности студентов морских специальностей возрастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов морской отрасли, способных эффективно взаимодействовать с международными партнерами на профессиональном уровне. В данном контексте особую актуальность приобретает использование генеративного искусственного интеллекта (ИИ) для совершенствования методик обучения иностранному языку студентов морских специальностей, что является вполне оправданным в условиях глобализации и цифровой трансформации образовательной сферы.
Цель – определить эффективность применения генеративного ИИ в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов морских специальностей через моделирование реалистичных сценариев собеседований в судоходных компаниях.
Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретические и эмпирические методы анализа. Теоретическая база строилась на изучении нормативно-образовательных документов для определения ключевых требований к учебному процессу, научной и учебно-методической литературы по применению ИИ в образовании и лингводидактике, что позволило выявить современные требования, тенденции и потенциал технологий для обучения студентов морских специальностей. Эмпирическая часть включала моделирование, описание и анализ сценариев профессиональных собеседований с использованием генеративных моделей ИИ, наблюдение за учебной деятельностью студентов, а также интервьюирование для получения обратной связи о восприятии и эффективности новых методик.
Результаты. В результате проведенного исследования была успешно адаптирована и внедрена инновационная методика подготовки студентов морских специальностей Севастопольского государственного университета к профессиональным собеседованиям в международных судоходных компаниях. Разработанная трехэтапная модель обучения, сочетающая создание базы вопросов, имитацию интервью с использованием генеративного ИИ и отработку навыков через деловые игры, продемонстрировала высокую эффективность в формировании как языковых, так и профессиональных компетенций обучающихся, а также личностных качеств, необходимых для успешной карьеры в морской отрасли. Применение генеративного искусственного интеллекта в обучении студентов морских специальностей существенно расширяет возможности для подготовки к профессиональному собеседованию. Внедрение данной методики способствует модернизации образовательного процесса, делая его более персонализированным, эффективным и ориентированным на реальные потребности рынка труда.



Формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования
Аннотация
Обоснование. Общепрофессиональные компетенции, как промежуточное звено между универсальными и профессиональными, остаются менее заметными в подготовке будущих педагогов, поскольку в начале обучения акценты расставляются на формирование универсальных компетенций, а на выпускном курсе – профессиональных. Сопряжение процесса формирования общепрофессиональных компетенций с применением цифровых технологий, как неотъемлемого средства в профессиональной деятельности педагога, включая электронный дневник, электронный документооборот, дистанционные средства связи и т.п., вызывает потребность в создании модели такого сопряжения.
Цель – описать модель подготовки будущих учителей в вузе, в которой отражен процесс формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов с применением цифровых технологий, определяющий содержание, организационные формы, методы их подготовки, способствующую повышению качества их подготовки.
Материалы и методы. В исследовании были использованы методы теоретического и эмпирического исследования, статистической обработки информации.
Результаты. Модель включает целевой, содержательно-процессуальный блоки. Определены содержательно-позиционная, сопровождающая и информационно-фиксирующая функции цифровых технологий.
Декомпозиция формулировки общепрофессиональной компетенции на ключевое понятие, его характеристические свойства и действия обучаемого по использованию понятия позволяет интегрировать цифровые технологии в каждую общепрофессиональную компетенцию. Реализация модели в процессе подготовки будущих педагогов в вузе показала положительную динамику развития когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов общепрофессиональной компетенции.



Концептуальное проектирование в нотации IDEF0 системы адаптивной физической культуры в Вооруженных силах Российской Федерации
Аннотация
Обоснование. Необходимость формирования эффективной системы адаптивной физической культуры (далее – АФК) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – ВС РФ) обусловлена увеличением численности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и обязательствами государства по их социальной и профессиональной интеграции, а также реабилитации, что требует комплексного и междисциплинарного подходов.
Цель – обосновать и концептуально спроектировать систему АФК для военнослужащих с ОВЗ с целью повышения эффективности физической реабилитации, улучшения психологического состояния, социальной и профессиональной адаптации данной категории военнослужащих.
Материалы и методы. Проведен анализ нормативно-правовых документов, приказов Министерства обороны Российской Федерации и руководящих методических рекомендаций. Применены методы концептуального проектирования и функционального моделирования системы в нотации IDEF0.
Результаты. Определены основные структурные блоки проектируемой системы (нормативно-правовой, организационный, научно-методический, кадровый, медико-реабилитационный, материально-технический и др.), раскрыты функции каждого блока. Установлены целевые показатели и задачи системы, направленные на улучшение физического и психологического состояния, а также социальную интеграцию военнослужащих с инвалидностью. Сформулирована роль различных участников (специалисты по физической подготовке, медицинские работники, научные сотрудники и др.). Предложена наглядная концептуальная модель системы в формате IDEF0, отражающая взаимосвязь элементов. Выявлены возможные противоречия и ограничения внедрения системы, определены направления дальнейших исследований по совершенствованию АФК в вооруженных формированиях.



Дидактический потенциал цифровых инструментов в лингвистическом образовании студентов вуза
Аннотация
Обоснование. Интеграция цифровых технологий в образование ставит задачу выявления их потенциала в иноязычной подготовке, необходимой для эффективного взаимодействия выпускников вуза в глобальном информационном пространстве. На примере обучения китайскому языку студентов-лингвистов авторы выявляют дидактический потенциал современных цифровых инструментов, который проявляется в совершенствовании лексической компетенции, развитии речевых умений, повышении мотивации обучающихся.
Цель – выявление дидактического потенциала цифровых инструментов в формировании лексической компетенции студентов-лингвистов, изучающих китайский язык.
Материалы и методы. Статья базируется на интеграции контент-анализа отечественных и зарубежных педагогических и лингводидактических научных трудов, анализа передового педагогического опыта и эмпирических методов, включающих наблюдение, опрос, опытное обучение. Математические методы использовались для отслеживания динамики сформированности лексической компетенции студентов.
Результаты. Модернизация лингвистического образования студентов вуза актуализирует обращение компьютерной лингводидактики к исследованию потенциала цифровых инструментов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. В образовательной среде вуза инструменты цифровых технологий становятся инновационным средством обучения иностранным языкам, стимулирующим развитие коммуникативно-когнитивных и интерактивных умений, повышения мотивации, активности и самостоятельности студентов. Автоматизированная проверка и обратная связь обеспечивают моментальную оценку результатов, что позволяет быстро выявлять и корректировать ошибки. Интерактивная доска Miro и инструмент Wordwall, служат средством визуализации иноязычной лексики, ускоряя запоминание формы, значения и контекстного употребления слов в интерактивном режиме. Субтитрирование способствует осмыслению грамматических и прагматических особенностей изучаемого языка, развитию аудитивных навыков. Использование цифровых инструментов в формировании лексической компетенции студентов-лингвистов, изучающих китайский язык, подтверждает их потенциал в формировании лексических навыков и персонализации лингвистического образования, позволяя адаптировать задания к уровню подготовки и потребности каждого студента. При целесообразном использовании цифровые инструменты становятся универсальным методическим ресурсом эффективного изучения иностранного языка.



Психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов
Аннотация
Обоснование. Современные документы, регулирующие политику государства в области образования (национальный проект «Молодежь и дети», национальный проект «Кадры» и пр.), в качестве приоритетных целей национального развития РФ выдвигают совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки конкурентоспособного специалиста сферы образования, способного качественно и эффективно реализовывать профессионально-педагогические функции на практике.
Цель – описание реализации психолого-педагогических условий, способствующих успешному формированию профессиональной субъектности будущих педагогов.
Материалы и методы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, φ- критерий Фишера для математической обработки данных.
Результаты. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие профессиональной субъектности будущего педагога как сложного интегративного качества личности будущего специалиста сферы образования, связанного с его активностью, самостоятельностью и инициативностью в учебно-профессиональной деятельности, позволяющее ему успешно и творчески осваивать и реализовывать на практике будущие профессионально-педагогические функции. По результатам анализа исследований предложены психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов с учетом специфики образовательного пространства педагогического университета. По итогам проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность реализации педагогических условий формирования профессиональной субъектности будущих педагогов при изучении студентами педагогических дисциплин.



Психологические исследования
Инфантилизм взрослого поколения как неизбежная реальность современности
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена проблеме инфантилизма взрослого поколения (кидалтизма) как неизбежной реальности современности. В сегодняшней культуре, где совершенно приемлемо отрицать собственный возраст, есть молодые люди, которые рано хотят стать взрослыми и, наоборот, взрослые, которые хотят быть вечно молодыми. Возрастные границы, вместе с установками и образом жизни, стали неопределенными и текучими. Предполагается, что современная реальность, с учетом средств массовой информации, рынка и рекламы сыграло фундаментальную роль в этой трансформации этапов жизни, постепенно размывая критерии измерения молодости, что предоставило людям, которые стали старше, больше возможностей для сохранения впечатления молодости.
Метод и методология проведения работы. В статье рассматривается, как бегство людей от своего биологического возраста через желание носить подростковую одежду, антивозрастные процедуры, поиск экстремальных впечатлений и развлечений, отсутствие инвестиций в долгосрочные отношения и имущество становится закономерным процессом стандартизации современного образа жизни молодежи и людей среднего возраста. Сравниваются различные определения кидалтизма как символа незрелости, избегания ответственности и бегства от взрослой идентичности. Для реализации цели исследования было проведено сравнительное исследование респондентов разных возрастных групп с использованием опросника А.А. Серегиной «Уровень инфантилизма». Статистическое сравнение результатов исследования осуществлялось с учетом t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.
Результаты. Результаты исследования позволяют диагностировать уровень инфантильности людей разных возрастных групп. Определяются типичные черты и психологические характеристики кидалтов, начиная с незрелости и заканчивая высоким уровнем суггестивности и безответственности.
Область применения результатов. Выделяются основные подходы к пониманию кидалтов как возрастной и деятельностной группы, а также определяется интерпретация их психологического портрета с точки зрения культуры, социальных сфер, антропологии и возрастной психологии. Результаты диагностического исследования могут быть применены для определения уровня инфантильности людей разных возрастных групп, что позволит осуществлять психолого-педагогическое сопровождение респондентов и выявляет возможности психологического консультирования.



Мотивационно-ценностный компонент профессионально-личностной готовности будущих дефектологов
Аннотация
Обоснование. В статье описываются некоторые психологические особенности структуры личностной готовности будущих дефектологов к профессиональной деятельности. Анализируются результаты констатирующего эксперимента, участниками которого стали студенты ФГБОУ ВО "Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина".
Цель – изучения мотивационного компонента профессионально-личностной готовности будущих специалистов дефектологического профиля к работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе участниками специальной военной операции.
Выявлены особенности мотивационной направленности будущих дефектологов: основные смыслообразующие ценностные ориентации, мотивация к достижению успеха и особенности структуры мотивационной сферы студентов дефектологического образования.
Материалы и методы. Выборка: 348 студента очного отделения, обучающихся по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». В основу констатирующего эксперимента легли следующие методики изучения мотивационно-ценностного компонента профессионально-личностной готовности будущих дефектологов: «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман), методика «Свободный выбор ценностей» (Фанталова Е.Б.), шкалу оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова.
Результаты исследования. По итогам констатирующего эксперимента мы выявили, что для будущих дефектологов важное значение имеют не только профессиональные компетенции, получаемые ими в период высшего образования, но и их личностные качества, способствующие эффективному взаимодействию и пониманию людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Полученные данные относительно мотивационной направленности будущих дефектологов свидетельствуют о том, что у большинства студентов (около 70%) средне выраженная мотивация к достижению успеха и около 29% студентов слабо мотивированы. В структуре мотивационной сферы будущих дефектологов преобладают импульсивный и экспрессивный тип мотивационного профиля личности, что отражает особенности студенческого возраста и личностные характеристики данной группы.
Заключение. Нами изучены и проанализированы некоторые показатели мотивационной направленности будущих дефектологов, результаты исследования указывают на необходимость повышения мотивации и заинтересованности студентов-дефектологов в достижении успеха и улучшении своей деятельности.



Подходы к проектированию образовательного опыта обучающихся в высшей школе
Аннотация
Обоснование. Проектирование опыта обучающихся в цифровой среде – неотъемлемый компонент разработки и реализации современных программ высшего образования. При этом генезис термина остается малоизученным, что создает барьеры при управлении процессом.
Цель исследования – проанализировать существующие подходы к определению, систематизировать имеющиеся данные и предложить эмпирическую модель проектирования образовательного опыта. Гипотеза: при реализации онлайн-обучения в высшей школе необходимо уделять внимание не только организационным аспектам и методологии, но и различным психологическим характеристикам группы.
Материалы и методы. Выборка составила 86 преподавателей и 1185 студентов из ведущих российских университетов. Для оценки результатов использовалась методика Л. Б. Шнейдер, авторские анкеты.
Результаты. Проектирование образовательного опыта - деятельность, направленная на создание и реализацию проектов в сфере образования, которая нацелена на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, которые в свою очередь формируют личность и трансформируют мышление. Определены ключевые этапы проектирования и основные психологические характеристики, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ. Исследование может быть полезно в контексте развития цифрового образования в российских вузах.



Ценность семьи и родительства глазами современных студентов
Аннотация
Обоснование. Ценностное отношение современной студенческой молодежи к семье представляет собой актуальную социальную проблему, от решения которой во многом зависит демографическое будущее нашей страны. Кроме того, важность данного вопроса приобретает особую значимость в условиях кризиса семьи как системы, снижения рождаемости, а также ориентации молодых людей на более поздние сроки создания семьи и рождения детей.
Цель. На основе теоретических и эмпирических данных описать отношение современной студенческой молодежи к созданию семьи, ценности семьи и родительства для современной студенческой молодежи.
Материалы и методы. Основными методами исследования явились теоретический анализ и эмпирический эксперимент. Теоретический метод позволил изучить и обобщить отечественный опыт формирования ценности семьи. В ходе эмпирического исследования применен метод анкетирования. Результаты исследования представлены в виде диаграмм.
Результаты. Теоретический анализ позволил констатировать, что в современных условиях формирование семейных ценностей трансформировано под влиянием популяризации в СМИ и интернет-ресурсах различных нестандартных моделей семейных отношений; нарастанием тенденций «чайлд-фри», т.е. осознанного отказа от рождения детей; трансформацией взглядов от традиционной семьи к неофициальным отношениям, а также предпочтением построения карьеры и достижением высокого социального статуса. Проведенное в ходе эмпирического исследования анкетирование студентов акцентирует внимание исследователей на проблеме отношения молодых людей к браку, созданию семьи и рождению детей в семье. Сегодняшние студенты намерены в будущем создать семью, иметь детей, но в то же время считают, что ребенок может помешать их профессиональной карьере.
Они боятся, что не смогут совмещать свои обязанности дома и на работе. Многие также отмечают, что низкий доход, сложные жизненные не способствуют рождению детей. Результаты проведенного исследования способствуют расширению как теоретических фактов по вопросу особенностей репродуктивного поведения студенческой молодежи, так и практических данных, которые могут успешно применяться в индивидуальной и семейной психотерапии и психологическом консультировании молодых семей.



Психологическая готовность к браку юношей и девушек в период студенчества
Аннотация
Обоснование. Современное общество переживает трансформацию брачно-семейных ценностей, что проявляется в росте числа разводов, откладывании брака на более поздний возраст и распространении альтернативных форм отношений (сожительство, чайлдфри). Период студенчества является ключевым для формирования брачно-семейных установок, однако исследования показывают, что лишь 5% студентов демонстрируют достаточную готовность к семейной жизни. Несмотря на актуальность темы, работ, изучающих специфику психологической готовности к браку среди студентов, недостаточно. Это определяет необходимость проведения исследования для выявления уровня и особенностей такой готовности с учетом различий между юношами и девушками.
Цель. Выявить уровень и особенности психологической готовности к браку у студентов, а также проанализировать различия в брачно-семейных установках между юношами и девушками.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 студентов (30 девушек и 30 юношей) в возрасте 18–22 лет из Нижегородского государственного педагогического университета. Были использовании следующие экспериментальные методики: тест «Карта оценки готовности к семейной жизни» (И.Ф. Юнд), опросник «Мотивационная готовность к браку» (С.В. Жолудева), анкета «Нравственная готовность к браку» (Е.К. Погодина), анкета «Поиск спутника жизни» (автор С.С. Носков), авторская анкета, включающая вопросы об отношении к браку в период студенчества. Для статистической обработки данных использовался критерий Стьюдента для сравнения групп.
Результаты. Исследование показало, что большинство студентов (82%) имеют низкий уровень нравственной готовности к браку. Только 5% участников продемонстрировали достаточную готовность к семейной жизни, а 77% оказались на среднем (удовлетворительном) уровне. Девушки чаще, чем юноши, ориентированы на брак с конкретным человеком (t=4.78, p≤0.01) и проявляют более высокую нравственную готовность (t=5, p≤0.01). Юноши чаще склонны к «абстрактному браку» (52%), т.е. у них нет четких критериев выбора партнера. Эти данные отражают современные тенденции: молодежь откладывает брак, чаще выбирает альтернативные формы отношений и демонстрирует недостаточную осознанность в вопросах семейной жизни.



Актуальные проблемы формирования социально активной личности в образовательном пространстве вуза
Аннотация
Обоснование. В современных условиях глобальных в быстром темпе сменяющих друг друга трансформаций человек теряет способность контроля процессов как внутренних, так и внешних. Высокий уровень неопределенности внешней среды, образуя рисковое контекстное поле, является дестабилизирующим устойчивое психоэмоциональное состояние личности, провоцирующим рост тревожности, беспомощности. Личность теряет возможность управлять собственными эмоциями, выборами, действиями, в целом ситуацией. Социальная современная реальность транслирует необходимость формирования устойчивой осознанной личности с социально активной позицией, способной сохраняться в изменяющемся объективном пространстве, опираясь на систему ценностей, убеждений, взглядов. Авторами предлагается интегративный подход в исследовании сложного по своей структуре механизма формирования социально активной личности. В данной статье анализируется теоретические основы феномена осознанности как отражения объективной реальности посредством объективизации значений, как базового элемента стабилизации и устойчивости личности в условиях неопределенности внешней среды; рефлексивные, смысловые и деятельностные компоненты.
Цель – исследование осознанности как фундамента формирования мировоззрения личности в рамках социальных и индивидуальных ценностей.
Материалы и методы. Главный метод исследования – научно-теоретический анализ. Статья базируется на комплексе источников: фундаментальные труды, научные публикации, материалы конференций и семинаров, что позволяет осуществить всесторонний анализ формирования социально активной личности в образовательном пространстве.
Результаты. Сущность понятий «ценности», «ценностная структура», «правосознание», «патриотизм», которые в совокупности позволяют личности занять активную позицию в обществе, осознанно включая принятые социумом нормы в свой внутренний мир. Необходимостью является развитие приоритетного направления – аксиологизации образовательного пространства вузов. Типологизация ценностей позволяет рассмотреть базовые традиционные ценности с позиции основного фундаментального элемента формирования патриотизма и правосознания. Перечисленные категории исследуются в аспекте аксиологической основы педагогического процесса в целом.



Влияние добросовестности и экстраверсии на удовлетворённость работой среди преподавательского состава в высших учебных заведениях юго-западной Нигерии: межведомственный анализ
Аннотация
Обоснование. В условиях растущих требований к профессорско-преподавательскому составу, таких как увеличение числа студентов, исследовательская нагрузка и ограниченные ресурсы, целесообразно устранить критический пробел в понимании динамики личности в уникальном незападном академическом контексте, чтобы обосновать стратегии подбора персонала и улучшения рабочих мест.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между чертами личности (в частности, добросовестностью и экстраверсией) и удовлетворенностью работой среди преподавателей высших учебных заведений Юго-Западной Нигерии, что позволило устранить существенный пробел в исследованиях в понимании этой динамики в этом конкретном контексте.
Материалы и методы. Используя описательный дизайн опроса, были собраны данные у 384 преподавателей шести выбранных высших учебных заведений Юго-Западной Нигерии с помощью целенаправленной выборки и структурированного вопросника. Результаты. Основные результаты выявили значительную положительную взаимосвязь между добросовестностью и удовлетворенностью работой (RІ = 0,331, F (4, 379) = 46,173, p < 0,05), что указывает на то, что добросовестность составляет 33,1% дисперсии в удовлетворенности работой. Экстраверсия продемонстрировала еще более сильное влияние на удовлетворенность работой (RІ = 0,562, F (5, 378) = 96,911, p < 0,05), что объясняет 56,2% дисперсии. Эти результаты вносят вклад в теорию черт личности, предоставляя эмпирическую поддержку ее применимости в незападных академических условиях. Исследование также предлагает практические выводы для стратегий набора, профессионального развития и удержания в высших учебных заведениях. Сильное влияние экстраверсии на удовлетворенность работой предполагает потенциальные преимущества содействия более социально вовлекающей и совместной рабочей среде. Новизна этого исследования заключается в его фокусе на юго-западных нигерийских высших учебных заведениях, предлагая контекстно-зависимые идеи, которые могут информировать о целевых вмешательствах для повышения удовлетворенности работой в этой конкретной академической обстановке. Изучая эти отношения в незападном контексте, исследование вносит вклад в более глобальное всестороннее понимание черт личности и удовлетворенности работой в академических кругах.



Открытость будущему молодежи в ситуации неопределенности
Аннотация
Обоснование. В современном динамичном обществе молодое поколение часто сталкивается с ситуациями неопределенности. Некоторые ученые связывают готовность к принятию риска с личностными особенностями, такими как самоактивация, самооценка субъекта, эмоциональная устойчивость, локус контроля (М.А. Одинцова, Д.В. Лубовский, Е.И. Кузьмина, В.А. Бодров, Рапохин И.П., Кочетков В.В., Скотникова И.Г. и др.). Несмотря на разнообразие существующих концепций личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, В.Н. Марков) в психологии остается не рассмотренным вопрос включения в его структуру феномена «открытость будущему», одним из признаков которого является уверенность в собственных силах при встрече с неопределенными ситуациями.
Цель – рассмотрение феномена «открытость будущему» в ситуации неопределенности у молодежи.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью трех психодиагностических методик: тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), шкала самоэффективности Р. Шварцер и М. Ерусалем, шкала открытости будущему (русская адаптация А.С. Хегай, А.А. Золотарева, Т.А. Каштанова, Ю.С. Витко, А.А. Лебедева). Первичные данные подверглись статистической обработке с помощью программы IBM.SPSS.Statistics.Version22.
Результаты. Исследование выявило прямую взаимосвязь открытости будущему в ситуации неопределенности с компонентами личностного потенциала (жизнестойкость, самоэффективность) у молодежи. Аналогичные выводы можно проследить в других отечественных и зарубежных научных работах. Таким образом, открытость будущему можно считать компонентом личностного потенциала в ситуации неопределенности. Перспективным направлением дальнейших исследований в этой области является увеличение объема выборки респондентов и анализ взаимосвязи других характеристик личностного потенциала (включая такие подструктуры, как потенциал выбора и самоопределения) с открытостью будущему. Полученные результаты помогут практикующим психологам при работе с молодежью в целях формирования образа будущего.



Я-концепция билингвальной личности: метасистемный подход
Аннотация
Обоснование. Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению Я-концепции и билингвизма, изучение Я-концепции билингвальной личности в контексте метасистемного подхода до сих пор не проводилось.
Цель – выявление различий в содержании субсистемного уровня Я-концепции билингвальной личности с разными уровнями владения вторым языком.
Материалы и методы. Выборку составили продуктивные и рецептивные билингвы, обучающиеся в вузах г. Иркутска (N=260). Исследование субсистемного уровня Я-концепции билингвальной личности проводилось с помощью факторного анализа (анализ главных компонент при помощи Varimax вращения).
Результаты. Субсистемный уровень системы Я-концепции продуктивных билингвов представлен следующими субсистемами: коммуникативное Я, эмпатийное Я, адаптивное Я, кооперативное Я, ценностное Я, успешное Я, регулятивное Я. Субсистемный уровень системы Я-концепции рецептивных билингвов также представлен семью субсистемами, две из которых по сути совпадают с субсистемами продуктивных билингвов («коммуникативное Я» и «ценностное Я»), но отличаются по содержанию: коммуникативное Я, социальное Я, ценностное Я, конкурентное Я, принятие себя и других, целеустремленное Я, эмоциональная устойчивость.



Особенности социально-психологической адаптации молодежи, имеющей эмоциональные нарушения, к условиям профессионального обучения
Аннотация
Обоснование. В статье представлен анализ особенностей социально-психологической адаптации к условиям профессионального обучения молодежи, имеющей эмоциональные нарушения, решение которой создаст условия для повышения качества профессионального образования
Цель. Целью статьи является представление результатов исследовательской деятельности, направленной на анализ психолого-педагогических условий, позволяющих выявить особенности социально-психологической адаптации молодежи, имеющих эмоциональные нарушения, к условиям профессионального обучения. Авторы ставят целью представить опыт организации психолого-педагогического сопровождения молодежи, имеющей эмоциональные нарушения на этапе адаптации к условиям профессионального обучения.
Методология исследования опирается на исследовательскую деятельность, в рамках которой анализируются психолого-педагогические условия повышающие уровень социально-психологической адаптации к условиям профессионального обучения молодежи, имеющей эмоциональные нарушения и коррекционную работу, направленную на преодоление сложностей развития студентов в процессе психолого-педагогического сопровождения в вузе.
Результаты. Выявлены психолого-педагогические условия, позволяющие решить проблемы социально-психологической адаптации молодежи, имеющей эмоциональные нарушения, к условиям профессионального обучения.
Представлены результаты исследовательской деятельности, позволяющие определить условия реализации коррекционного воздействия на социально-психологическую адаптацию студентов, имеющих эмоциональные нарушения, к профессиональному обучению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в ходе психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации к условиям профессионального обучения, а также в ходе организации воспитательной деятельности в вузе. Полученные результаты могут стать основой для реализации саморазвития и самосовершенствования молодых людей.



Специфика переживания психологического времени и дисфункциональные метакогнитивные модели как последствия опыта переживания травматических событий в детстве
Аннотация
Обоснование. Травматический опыт, переживание которого достаточно распространенно, не воспринимается линейно. Память о травме зачастую субъективно ощущается вне хронологической структуры обычной жизни, «застревает» и повторяется как фрагмент, нарушая ощущение реальности и ее временных процессов. Возникающее временное искажение или разрыв препятствует процессу преодоления травматического опыта. Появляющиеся на фоне нарушенного временного восприятия дисфункциональные метакогнитивные модели и неэффективные копинг-стратегии способствуют развитию последствий травматизации и препятствуют посттравматическому росту. Актуальность изучения временной матрицы переживания травматического опыта заключается в ее значимости для комплексного понимания того, как время трансформируется и переживается под воздействием психологической травмы.
Цель – анализ структурных компонентов и функционирования временной матрицы травматического опыта, раскрывающей закономерности детерминации травматическими событиями, пережитыми в детском возрасте, специфики психологического времени и дисфункциональных метакогниций нарушающих адаптацию личности.
Материалы и методы. Исследование проведено на выборке 101 (78 женщин и 23 мужчины) человека взрослого возраста от 18 до 54 лет (M = 31,80, SD = 8,32). Исследование включало опрос участников с помощью анкет и применения тестовых процедур. Использовались методики: анкета для изучения демографических и биографических данных испытуемых; анкета, направленная на изучение степени виктимизации (Victimization protocol); опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; опросник метакогнитивных убеждений; опросник совладания со стрессом COPE-30. Для исследования основных взаимосвязей между переменными, выявление факторной структуры и множественной регрессии была использована программа SPSS версии 22.0.
Результаты. Существует взаимосвязь между травматическим опытом, дисфункциональными метакогнициями, временными перспективами, стратегиями избегания опыта и отрицания. Выявлена факторная структура, названная нами «временная матрица травматического опыта» (или «травматическая временная матрица») включающая пять компонентов: виктимизация в прошлом и настоящем, нарушение психологического времени, дисфункциональные копинг стратегии, дисфункциональные метакогниции, избегание опыта. Итоги регрессии для зависимой переменной показало детерминацию факторной структуры наличием травматического опыта. Таким образом, переживание травматических событий приводит к возникновению специфического ригидного конструкта, состоящего из негативной оценки прошлого и фиксации на нем, при фаталистическом восприятии настоящего; дисфункциональных метакогнитивных убеждений, включающих недоверие собственным перцептивным процессам и убеждении о неспособности контроля эмоций; дисфункиональных копинг-стратегий и стратегий избегания болезненного опыта. Данное исследование повышает осведомлённость специалистов в специфике переживания травматического опыта и может быть использована в практике, направленной на посттравматический рост.



Динамика Я-концепции в процессе психотерапии нарциссических личностей как фокус эмпирического исследования: теоретическое обоснование и методологические ориентиры
Аннотация
Обоснование. Нарциссические личностные расстройства представляют собой сложный паттерн грандиозности, потребности в восхищении и дефицита эмпатии, маскирующий хрупкое и уязвимое Я. Терапия пациентов с нарциссическими чертами личности сопряжена с техническими сложностями и специфическими факторами процесса и исхода. Одним из ключевых фокусов в психотерапии нарциссизма является проработка дефектов Я-концепции. Однако систематических исследований динамики нарциссического Я в процессе терапии явно недостаточно. Концептуализация закономерных трансформаций Я-концепции у лиц с нарциссическими чертами личности под воздействием психотерапии позволит дифференцировать мишени и стратегии терапевтической работы, прогнозировать кризисы и оценивать промежуточные результаты.
Цель – разработать теоретико-методологические основания эмпирического исследования динамики Я-концепции в процессе психотерапии лиц с нарциссическими расстройствами личности.
Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ концепций нарциссизма, моделей Я-концепции, представлений о динамике Я в терапии. Систематизация, обобщение и операционализация теоретических конструктов для построения методологии эмпирического исследования.
Результаты. Теоретически обоснована и описана специфика Я-концепции лиц с нарциссическими чертами личности, ее полярная структура, конфликтная динамика модальностей Я. Рассмотрены основные направления и механизмы изменения нарциссического Я в процессе терапии: разрушение грандиозности, принятие уязвимого Я, достижение когезии Я. Представлен план эмпирического исследования динамики Я-концепции нарциссических пациентов в процессе прохождения психоаналитической терапии, включающий описание дизайна, этапов, методов и гипотетических результатов работы.



Перформ-терапия как метод восстановления идентичности в условиях постмодернистской фрагментации
Аннотация
Обоснование. Кризис идентичности, вызванный культурной ситуацией постмодерна, проявляется в форме фрагментарности, ироничного отчуждения и утраты способности к символическому участию. Современные психотерапевтические подходы частично реагируют на этот вызов, однако либо воспроизводят модернистские допущения о целостной личности, либо используют постмодернистскую деконструкцию в качестве терапевтической стратегии. Перформ-терапия, опирающаяся на теорию перформатизма Рауля Эшельмана, предлагается как новая парадигма психотерапии, способная восстановить экзистенциальную включённость без наивного идеализма.
Цель – теоретическое обоснование перформ-терапии как метода восстановления идентичности в условиях постмодернистской фрагментации субъективности и утраты символической вовлечённости.
Материалы и методы. Основным методом является сравнительно-теоретический анализ, базирующийся на сопоставлении культурно-философских оснований психотерапевтических подходов (модернизм, постмодернизм, перформатизм). В качестве материала используются труды Рауля Эшельмана, нейропсихологические исследования символического поведения, а также наблюдения из клинической практики. Элементы когнитивной нейронауки и антропологии ритуала служат эмпирической опорой для интерпретации терапевтических механизмов.
Результаты. Перформ-терапия представлена как самостоятельная терапевтическая модель, отличающаяся от нарративной и экзистенциальной терапий по ряду параметров: типу нарратива, отношению к искусственности, роли иронии, форме участия клиента и онтологической метафоре. Центральным механизмом выступает двойное кадрирование, при котором клиент осознаёт условность терапевтической рамки, но принимает её как подлинную, что позволяет преодолеть разрыв между знанием и верой. Обосновано, что данная установка активирует универсальные когнитивно-аффективные механизмы, в том числе работу сети пассивного режима мозга и ритуальных форм поведения, и тем самым восстанавливает способность субъекта к переживанию, действию и символическому включению. Установлено, что перформ-терапия особенно эффективна в работе с пациентами, демонстрирующими признаки постмодернистской идентичности (гиперрефлексия, фрагментация Я, эмоциональное отчуждение), а также применима в рамках самопсихотерапии и культурно-чувствительных интервенций. Предложенная концепция открывает перспективы для развития новых форм символической терапии, ориентированных на эпоху постпостмодерна.



Нарративная арттерапия как средство коррекции склонности к аддикциям у студентов
Аннотация
Обоснование. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью синтеза нарративных и арт-терапевтических методов в контексте вузовской коррекции. Большинство работ фокусируются на клинических популяциях, тогда как превентивное применение данного подхода в образовательной среде остаётся малоисследованным. Кроме того, специфика студенческого возраста, характеризующегося поиском идентичности и высокой восприимчивостью к творческим методам, открывает возможности для разработки возрастно-ориентированных программ, сочетающих академические задачи с психологической поддержкой. Традиционные методы, основанные на информировании о рисках, демонстрируют ограниченную эффективность, что актуализирует поиск инновационных подходов, ориентированных на глубинные эмоциональные и когнитивные механизмы аддикций.
Цель – разработка и апробация нарративной арт-терапевтической системы мероприятий по коррекции аддиктивного поведения с учетом полизависимого профиля личности студентов вуза.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включала 230 студентов высших учебных заведений г. Чебоксары Чувашской Республики (M = 18,3; SD = 1,2). Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования по коррекции, терапии, профилактики аддикций у обучающихся в научной литературе, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественный, качественный, статистический анализ данных (мера корреляции Спирмена (rₛ), χ²-критерий Пирсона).
Результаты. Полизависимый профиль студентов репрезентирует дименсиональный вариант аддиктивного поведения, где ядерные элементы (никотиновая и цифровая аддикции) выступают предикторами коморбидности, а периферические – компенсаторными механизмами адаптации. Таргетная коррекция должна фокусироваться на усилении функций самоуправления и формировании альтернативных копинг-стратегий. Нарративная арт-терапия способствует активации ресурсов саморегуляции за счёт совмещения рефлексии (нарратива) и креативного катарсиса (арт-практики), что усиливает эмоциональную грамотность и копинг-стратегии. Научная новизна работы заключается в интеграции нарративных и арт-терапевтических методов в контексте коррекции аддикций у студентов, а также в выявлении специфических механизмов, опосредующих связь между творческим самовыражением, рефлексией и снижением риска аддиктивного поведения.



Психологические факторы готовности людей к взаимодействию с социальными роботами: обзор отечественных и зарубежных исследований
Аннотация
Обоснование. Одним из направлений использования роботов является их внедрение в сферу социального обслуживания граждан. В России и за рубежом проводятся исследования, связанные с созданием и усовершенствованием социальных роботов, обладающих высоким потенциалом к межличностному взаимодействию, что чрезвычайно важно в таких сферах как образование, здравоохранение и социальное обслуживание. Такая технология открывает новые горизонты для повышения уровня оказания услуг и эффективности коммуникации с различными группами пользователей, включая детей, пожилых людей, людей с ОВЗ. Цель данной статьи – представление обзора отечественных зарубежных публикаций, посвященных изучению факторов, определяющих готовность людей к взаимодействию с социальными роботами.
Методы исследования. Был проведен поиск и последующий контент-анализ отечественных (РИНЦ) и зарубежных (Web of Science, Scopus, Semantic Scholar) публикаций. Цель контент-анализа заключалась в анализе сфер применения социальных роботов, выявлении их функциональных особенностей и систематизации психологических факторов, связанных с готовностью людей к взаимодействию с данными роботизированными технологиями.
Результаты исследования показывают, что уровень антропоморфизма социального робота, наличие у робота гендерных признаков, степень их интеллектуальных особенностей требуют учета контекста использования социального робота. Готовность людей к взаимодействию с социальным роботом связана с рядом внутриличностных (открытость новым технологиям, наличие опыта взаимодействия с роботизированными системами, доверие техническим устройствам, гедонистическая мотивация) и внешних (возраст, внешние условия среды, в которых осуществляется взаимодействие с социальным роботом) факторов.


