Нарративная арттерапия как средство коррекции склонности к аддикциям у студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью синтеза нарративных и арт-терапевтических методов в контексте вузовской коррекции. Большинство работ фокусируются на клинических популяциях, тогда как превентивное применение данного подхода в образовательной среде остаётся малоисследованным. Кроме того, специфика студенческого возраста, характеризующегося поиском идентичности и высокой восприимчивостью к творческим методам, открывает возможности для разработки возрастно-ориентированных программ, сочетающих академические задачи с психологической поддержкой. Традиционные методы, основанные на информировании о рисках, демонстрируют ограниченную эффективность, что актуализирует поиск инновационных подходов, ориентированных на глубинные эмоциональные и когнитивные механизмы аддикций. 
Цель – разработка и апробация нарративной арт-терапевтической системы мероприятий по коррекции аддиктивного поведения с учетом полизависимого профиля личности студентов вуза.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включала 230 студентов высших учебных заведений г. Чебоксары Чувашской Республики (M = 18,3; SD = 1,2). Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования по коррекции, терапии, профилактики аддикций у обучающихся в научной литературе, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественный, качественный, статистический анализ данных (мера корреляции Спирмена (rₛ), χ²-критерий Пирсона). 
Результаты. Полизависимый профиль студентов репрезентирует дименсиональный вариант аддиктивного поведения, где ядерные элементы (никотиновая и цифровая аддикции) выступают предикторами коморбидности, а периферические – компенсаторными механизмами адаптации. Таргетная коррекция должна фокусироваться на усилении функций самоуправления и формировании альтернативных копинг-стратегий. Нарративная арт-терапия способствует активации ресурсов саморегуляции за счёт совмещения рефлексии (нарратива) и креативного катарсиса (арт-практики), что усиливает эмоциональную грамотность и копинг-стратегии. Научная новизна работы заключается в интеграции нарративных и арт-терапевтических методов в контексте коррекции аддикций у студентов, а также в выявлении специфических механизмов, опосредующих связь между творческим самовыражением, рефлексией и снижением риска аддиктивного поведения.

Об авторах

Светлана Витальевна Велиева

Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: stlena70@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7343-4780
SPIN-код: 9664-8439
Scopus Author ID: 6602979096
ResearcherId: AAE-2923-2019

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии образования

 

Россия, ул. Карла Маркса, 38, г. Чебоксары, 428000, Российская Федерация

Артем Рафикович Велиев

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Email: kimtouo@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0532-9764
SPIN-код: 6054-6054

аспирант, преподаватель 

 

Россия, Московский пр-т, 15, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428015, Российская Федерация

Список литературы

  1. Валиахметов, И. Р., Грузкова, С. Ю., & Грязнов, А. Н. (2023). Аддиктивное поведение студентов и его коррекция. Человеческий фактор: Социальный психолог, (1(45)), 132–138.
  2. Водяха, С. А., & Водяха, Ю. Е. (2022). Стратегии совладания со стрессом и склонность к употреблению психоактивных веществ. Педагогическое образование в России, (3), 171–178.
  3. Голованова, Т. Н. (2016). Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов. Вестник Марийского государственного университета, (1(21)), 69–73.
  4. Лозовой, В. В., Кремлева, О. В., & Лозовая, Т. В. (2011). Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. Москва: АльянсПринт. 448 с.
  5. Михальчи, Е. В., & Михальчи, Е. Е. (2019). Применение арт-терапевтических техник в работе со студентами, обучающимися в инклюзивных группах. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (7), 124–131.
  6. Chen, L., & Wang, Y. (2023). Digital addiction among Chinese university students: prevalence and prevention strategies. Journal of Behavioral Addictions, 12(3), 567–578. https://doi.org/10.1080/12345678.2023.1234567
  7. Demetrovics, Z., Urbán, R., Nagygyörgy, K., Farkas, J., Griffiths, M. D., Pápay, O., & Oláh, A. (2022). The role of distress tolerance in the relationship between emotional dysregulation and problematic internet use. Journal of Behavioral Addictions, 11(1), 78–88. https://doi.org/10.1556/2006.2022.00012
  8. Gerge, A., Rudstam, G., & Söndergaard, H. P. (2025). Neuroscience-based relational art therapy and deep brain reorienting in the treatment of dissociative identity disorder. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1454483 EDN: https://elibrary.ru/IRQVEV
  9. Löchner, J., Carlbring, P., Schuller, B., Torous, J., & Sander, L. B. (2025). Digital interventions in mental health: An overview and future perspectives. Internet Interventions, 40. https://doi.org/10.1016/j.invent.2025.100824
  10. Rizkiana, A., Erwahyudin, D. D., Estiningsih, D., Nur, A. I., & Zaki Bin Engku Alwi, E. A. (Eds.). (2025). The Role of Social Support on Psychological Well-Being and Quality of Life for Social Assistance Recipients. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Ist International Conference on Social Environment Diversity (ICOSEND 2024). 905 p., 791–797. https://doi.org/10.2991/978-2-38476-366-5_79
  11. Shukla, A., Choudhari, S. G., Gaidhane, A. M., & Quazi Syed, Z. (2022). Role of art therapy in the promotion of mental health: A critical review. Cureus, 14(8), e28026. https://doi.org/10.7759/cureus.28026 EDN: https://elibrary.ru/NORTFQ
  12. Smith, J., & Brown, K. (2023). Gaming disorder and academic performance: A UK longitudinal study. Computers in Human Behavior, 148, 107890. https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.107890 EDN: https://elibrary.ru/PDSYTR
  13. Wigham, S., Watts, P., Zubala, A., Jandial, S., Bourne, J., & Hackett, S. (2020). Using arts-based therapies to improve mental health for children and young people with physical health long-term conditions: A systematic review of effectiveness. Frontiers in Psychology, 11, 1771. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01771 EDN: https://elibrary.ru/NWHCRO
  14. Zhang, H., & Li, X. (2023). Prevention of internet addiction in Chinese adolescents: A school-based intervention. Asian Journal of Psychiatry, 79, 103456. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2023.103456
  15. Zubala, A., Pease, A., Lyszkiewicz, K., & Hackett, S. (2025). Art psychotherapy meets creative AI: An integrative review positioning the role of creative AI in art therapy process. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1548396 EDN: https://elibrary.ru/JPOAWS

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».