Интеграция искусственного интеллекта в обучение иностранному языку студентов морских специальностей: подготовка к профессиональному собеседованию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В условиях постоянного изменения требований современного рынка труда к уровню конкурентоспособности студентов морских специальностей возрастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов морской отрасли, способных эффективно взаимодействовать с международными партнерами на профессиональном уровне. В данном контексте особую актуальность приобретает использование генеративного искусственного интеллекта (ИИ) для совершенствования методик обучения иностранному языку студентов морских специальностей, что является вполне оправданным в условиях глобализации и цифровой трансформации образовательной сферы.

Цель – определить эффективность применения генеративного ИИ в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов морских специальностей через моделирование реалистичных сценариев собеседований в судоходных компаниях.

Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретические и эмпирические методы анализа. Теоретическая база строилась на изучении нормативно-образовательных документов для определения ключевых требований к учебному процессу, научной и учебно-методической литературы по применению ИИ в образовании и лингводидактике, что позволило выявить современные требования, тенденции и потенциал технологий для обучения студентов морских специальностей. Эмпирическая часть включала моделирование, описание и анализ сценариев профессиональных собеседований с использованием генеративных моделей ИИ, наблюдение за учебной деятельностью студентов, а также интервьюирование для получения обратной связи о восприятии и эффективности новых методик.

Результаты. В результате проведенного исследования была успешно адаптирована и внедрена инновационная методика подготовки студентов морских специальностей Севастопольского государственного университета к профессиональным собеседованиям в международных судоходных компаниях. Разработанная трехэтапная модель обучения, сочетающая создание базы вопросов, имитацию интервью с использованием генеративного ИИ и отработку навыков через деловые игры, продемонстрировала высокую эффективность в формировании как языковых, так и профессиональных компетенций обучающихся, а также личностных качеств, необходимых для успешной карьеры в морской отрасли. Применение генеративного искусственного интеллекта в обучении студентов морских специальностей существенно расширяет возможности для подготовки к профессиональному собеседованию. Внедрение данной методики способствует модернизации образовательного процесса, делая его более персонализированным, эффективным и ориентированным на реальные потребности рынка труда.

Об авторах

Владлена Владимировна Лысенко

Севастопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vvlysenko@sevsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4584-2637
SPIN-код: 1089-4521

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, 299053, Российская  Федерация

Юлия Александровна Иванцова

Севастопольский государственный университет

Email: yasabadash@sevsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6878-5663
SPIN-код: 2387-4069

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, 299053, Российская  Федерация

Екатерина Викторовна Никитина

Севастопольский государственный университет

Email: evnikitina@sevsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6631-7009
SPIN-код: 9955-7509

доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, 299053, Российская Федерация

Список литературы

  1. Афанасьева О.В. Особенности применения чат-ботов с искусственным интеллектом для формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московского информационно-технологического университета. Московского архитектурно-строительного института. 2023. № 2. С. 107-112. doi: 10.52470/2619046X_2023_2_107.
  2. Богданова Н.А. К вопросу языковой подготовки к онлайн-собеседованию на английском языке как особенность процесса реализации образовательной программы «Иностранный язык» // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 25 июня 2021 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. С. 150-153.
  3. Варкулевич В.К. Зарубежный опыт кадрового обеспечения экипажей морских судов // Проблемы транспорта Дальнего Востока. Доклады научно-практической конференции. 2019. Т. 1. С. 202-204.
  4. Гаджиева Л.А. Использование систем искусственного интеллекта при обучении иностранному языку студентов бакалавриата // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12, № 3(44). С. 26-30. doi: 10.57145/27129780_2023_12_03_05.
  5. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. искусственный Интеллект в педагогике: от понятия к функции // Педагогическое образование в России. 2024. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-pedagogike-ot-ponyatiya-k-funktsii (дата обращения: 30.11.2024).
  6. Гузь Ю.А. Влияние искусственного интеллекта на образование и обучение студентов письменному высказыванию (эссе) на иностранном языке / // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 146-148. doi: 10.24412/1991-5497-2023-5102-146-148.
  7. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения // Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО, 2020. [Электронный ресурс]. URL: ttps://iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (дата обращения: 01.12.2024).
  8. Дражан Р.В. Электронная информационно-образовательная среда как условие реализации программ по английскому языку в морском вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 1. С. 68-74. doi: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-68-74.
  9. Зажигалкин А.В., Мансуров Т.Т., Мерецков О.В. Регулирование искусственного интеллекта в образовании // Компетентность. 2024. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii (дата обращения: 30.11.2024).
  10. Кожевникова И. Актуальные вопросы языковой подготовки специалистов водного транспорта // International Independent Scientific Journal. 2021. № 26-2. С. 37-38.
  11. Козлов А.А. Революционное изучение языков: как искусственный интеллект меняет способ овладения иностранными языками // Иностранный язык - ключ к успеху : Материалы I Всероссийской научной конференции молодых учёных с международным участием. В 2-х томах, Тверь, 03–04 апреля 2024 года. Москва: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2024. С. 65-70.
  12. Кулаковская М.В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе (на примере английского языка) // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 23 октября 2024 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2024. С. 55-57.
  13. Сидорук Д. Что такое генеративный искусственный интеллект и как он работает. [Электронный ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/generativnyi-iskusstvennyi-intellekt (дата обращения: 30.11.2024).
  14. Тупикова С.Е. Возможности искусственного интеллекта в организации самостоятельной работы студентов факультетов иностранных языков // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2023. № 6. С. 214-221.
  15. Тупикова С. Е. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 2(32). С. 29-37.
  16. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/72738946/#1000 (дата обращения: 30.11.2024).
  17. Холмс У. «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения» // М.: «Альпина ПРО». 2022. 304 с.
  18. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный Интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 30.11.2024).
  19. Щебельская Э.Г. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 76-81.
  20. Adamopoulou E., Moussiades L. An Overview of Chatbot Technology // IFIP Advances in Information and Communication Technology. 2020. Vol. 584. P. 373-383. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49186-4_31
  21. Goldin I., Narciss S., Bauer M. New Directions in Formative Feedback in Interactive Learning Environments // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2017. Vol. 27, iss. 3. Р. 385-392. https://doi.org/10.1007/s40593-016-0135-7.
  22. Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // The Modern Language Journal. 1986. Vol. 70, iss. 2. Р. 125-132. https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1986.tb05256.x.
  23. Schmidt T., Strasser T. Artificial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching // Anglistik. 2022. Vol. 33, iss. 1. Р. 165-184. https://doi.org/10.33675/angl/2022/1 /14.
  24. Yoon S. Y. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. № 22 (4). P. 134-160. https://doi.org/10.15702/mall.2019.22.4.134

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».