Интеграция искусственного интеллекта в обучение иностранному языку студентов морских специальностей: подготовка к профессиональному собеседованию
- Авторы: Лысенко В.В.1, Иванцова Ю.А.1, Никитина Е.В.1
-
Учреждения:
- Севастопольский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 232-257
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302860
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-707
- EDN: https://elibrary.ru/VMZIXY
- ID: 302860
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В условиях постоянного изменения требований современного рынка труда к уровню конкурентоспособности студентов морских специальностей возрастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов морской отрасли, способных эффективно взаимодействовать с международными партнерами на профессиональном уровне. В данном контексте особую актуальность приобретает использование генеративного искусственного интеллекта (ИИ) для совершенствования методик обучения иностранному языку студентов морских специальностей, что является вполне оправданным в условиях глобализации и цифровой трансформации образовательной сферы.
Цель – определить эффективность применения генеративного ИИ в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов морских специальностей через моделирование реалистичных сценариев собеседований в судоходных компаниях.
Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретические и эмпирические методы анализа. Теоретическая база строилась на изучении нормативно-образовательных документов для определения ключевых требований к учебному процессу, научной и учебно-методической литературы по применению ИИ в образовании и лингводидактике, что позволило выявить современные требования, тенденции и потенциал технологий для обучения студентов морских специальностей. Эмпирическая часть включала моделирование, описание и анализ сценариев профессиональных собеседований с использованием генеративных моделей ИИ, наблюдение за учебной деятельностью студентов, а также интервьюирование для получения обратной связи о восприятии и эффективности новых методик.
Результаты. В результате проведенного исследования была успешно адаптирована и внедрена инновационная методика подготовки студентов морских специальностей Севастопольского государственного университета к профессиональным собеседованиям в международных судоходных компаниях. Разработанная трехэтапная модель обучения, сочетающая создание базы вопросов, имитацию интервью с использованием генеративного ИИ и отработку навыков через деловые игры, продемонстрировала высокую эффективность в формировании как языковых, так и профессиональных компетенций обучающихся, а также личностных качеств, необходимых для успешной карьеры в морской отрасли. Применение генеративного искусственного интеллекта в обучении студентов морских специальностей существенно расширяет возможности для подготовки к профессиональному собеседованию. Внедрение данной методики способствует модернизации образовательного процесса, делая его более персонализированным, эффективным и ориентированным на реальные потребности рынка труда.
Об авторах
Владлена Владимировна Лысенко
Севастопольский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vvlysenko@sevsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4584-2637
SPIN-код: 1089-4521
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
Юлия Александровна Иванцова
Севастопольский государственный университет
Email: yasabadash@sevsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6878-5663
SPIN-код: 2387-4069
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
Екатерина Викторовна Никитина
Севастопольский государственный университет
Email: evnikitina@sevsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6631-7009
SPIN-код: 9955-7509
доцент кафедры «Иностранные языки»
Россия, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, 299053, Российская ФедерацияСписок литературы
- Афанасьева О.В. Особенности применения чат-ботов с искусственным интеллектом для формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московского информационно-технологического университета. Московского архитектурно-строительного института. 2023. № 2. С. 107-112. doi: 10.52470/2619046X_2023_2_107.
- Богданова Н.А. К вопросу языковой подготовки к онлайн-собеседованию на английском языке как особенность процесса реализации образовательной программы «Иностранный язык» // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 25 июня 2021 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. С. 150-153.
- Варкулевич В.К. Зарубежный опыт кадрового обеспечения экипажей морских судов // Проблемы транспорта Дальнего Востока. Доклады научно-практической конференции. 2019. Т. 1. С. 202-204.
- Гаджиева Л.А. Использование систем искусственного интеллекта при обучении иностранному языку студентов бакалавриата // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12, № 3(44). С. 26-30. doi: 10.57145/27129780_2023_12_03_05.
- Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. искусственный Интеллект в педагогике: от понятия к функции // Педагогическое образование в России. 2024. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-pedagogike-ot-ponyatiya-k-funktsii (дата обращения: 30.11.2024).
- Гузь Ю.А. Влияние искусственного интеллекта на образование и обучение студентов письменному высказыванию (эссе) на иностранном языке / // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 146-148. doi: 10.24412/1991-5497-2023-5102-146-148.
- Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения // Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО, 2020. [Электронный ресурс]. URL: ttps://iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (дата обращения: 01.12.2024).
- Дражан Р.В. Электронная информационно-образовательная среда как условие реализации программ по английскому языку в морском вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 1. С. 68-74. doi: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-68-74.
- Зажигалкин А.В., Мансуров Т.Т., Мерецков О.В. Регулирование искусственного интеллекта в образовании // Компетентность. 2024. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii (дата обращения: 30.11.2024).
- Кожевникова И. Актуальные вопросы языковой подготовки специалистов водного транспорта // International Independent Scientific Journal. 2021. № 26-2. С. 37-38.
- Козлов А.А. Революционное изучение языков: как искусственный интеллект меняет способ овладения иностранными языками // Иностранный язык - ключ к успеху : Материалы I Всероссийской научной конференции молодых учёных с международным участием. В 2-х томах, Тверь, 03–04 апреля 2024 года. Москва: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2024. С. 65-70.
- Кулаковская М.В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе (на примере английского языка) // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 23 октября 2024 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2024. С. 55-57.
- Сидорук Д. Что такое генеративный искусственный интеллект и как он работает. [Электронный ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/generativnyi-iskusstvennyi-intellekt (дата обращения: 30.11.2024).
- Тупикова С.Е. Возможности искусственного интеллекта в организации самостоятельной работы студентов факультетов иностранных языков // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2023. № 6. С. 214-221.
- Тупикова С. Е. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 2(32). С. 29-37.
- Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/72738946/#1000 (дата обращения: 30.11.2024).
- Холмс У. «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения» // М.: «Альпина ПРО». 2022. 304 с.
- Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный Интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 30.11.2024).
- Щебельская Э.Г. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 76-81.
- Adamopoulou E., Moussiades L. An Overview of Chatbot Technology // IFIP Advances in Information and Communication Technology. 2020. Vol. 584. P. 373-383. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49186-4_31
- Goldin I., Narciss S., Bauer M. New Directions in Formative Feedback in Interactive Learning Environments // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2017. Vol. 27, iss. 3. Р. 385-392. https://doi.org/10.1007/s40593-016-0135-7.
- Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // The Modern Language Journal. 1986. Vol. 70, iss. 2. Р. 125-132. https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1986.tb05256.x.
- Schmidt T., Strasser T. Artificial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching // Anglistik. 2022. Vol. 33, iss. 1. Р. 165-184. https://doi.org/10.33675/angl/2022/1 /14.
- Yoon S. Y. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. № 22 (4). P. 134-160. https://doi.org/10.15702/mall.2019.22.4.134
Дополнительные файлы
