Дидактический потенциал цифровых инструментов в лингвистическом образовании студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Интеграция цифровых технологий в образование ставит задачу выявления их потенциала в иноязычной подготовке, необходимой для эффективного взаимодействия выпускников вуза в глобальном информационном пространстве. На примере обучения китайскому языку студентов-лингвистов авторы выявляют дидактический потенциал современных цифровых инструментов, который проявляется в совершенствовании лексической компетенции, развитии речевых умений, повышении мотивации обучающихся.

Цель – выявление дидактического потенциала цифровых инструментов в формировании лексической компетенции студентов-лингвистов, изучающих китайский язык.

Материалы и методы. Статья базируется на интеграции контент-анализа отечественных и зарубежных педагогических и лингводидактических научных трудов, анализа передового педагогического опыта и эмпирических методов, включающих наблюдение, опрос, опытное обучение. Математические методы использовались для отслеживания динамики сформированности лексической компетенции студентов. 

Результаты. Модернизация лингвистического образования студентов вуза актуализирует обращение компьютерной лингводидактики к исследованию потенциала цифровых инструментов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. В образовательной среде вуза инструменты цифровых технологий становятся инновационным средством обучения иностранным языкам, стимулирующим развитие коммуникативно-когнитивных и интерактивных умений, повышения мотивации, активности и самостоятельности студентов. Автоматизированная проверка и обратная связь обеспечивают моментальную оценку результатов, что позволяет быстро выявлять и корректировать ошибки. Интерактивная доска Miro и инструмент Wordwall, служат средством визуализации иноязычной лексики, ускоряя запоминание формы, значения и контекстного употребления слов в интерактивном режиме. Субтитрирование способствует осмыслению грамматических и прагматических особенностей изучаемого языка, развитию аудитивных навыков. Использование цифровых инструментов в формировании лексической компетенции студентов-лингвистов, изучающих китайский язык, подтверждает их потенциал в формировании лексических навыков и персонализации лингвистического образования, позволяя адаптировать задания к уровню подготовки и потребности каждого студента. При целесообразном использовании цифровые инструменты становятся универсальным методическим ресурсом эффективного изучения иностранного языка.

Об авторах

Ольга Михайловна Осиянова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olos7@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1846-5378
SPIN-код: 1327-3218
Scopus Author ID: 56028265900
ResearcherId: AAB-9416-2020

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка

Россия, просп. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация

Юлия Сергеевна Кондрашина

Оренбургский государственный университет

Email: juliakzhuli@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-6133-5257

магистрант

Россия, просп. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация

Список литературы

  1. Аксенов, И. В. (2021). Системы рекомендательного характера как эффективное средство запоминания иностранных слов. Тенденции развития науки и образования, (73), 10–13. https://doi.org/10.18411/lj-05-2021-02 EDN: https://elibrary.ru/FUOCRL
  2. Астапенко, Е. В., & Бедарева, А. В. (2021). Дидактические возможности виртуальной доски Miro и образовательного ресурса Wordwall для организации работы студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе. Russian Journal of Education and Psychology, (1), 7–24. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-1-7-24 EDN: https://elibrary.ru/LHVLRK
  3. Астафурова, Т. Н., Козлова, О. П., & Вишневецкая, Н. А. (2020). Роль smart-технологий в обучении иностранному языку. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (6), 74–79.
  4. Баклашкина, О. Н., Максимова, Н. В., & Луц, С. С. (2021). Использование цифровых технологий для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. Оригинальные исследования, 11(6), 38–42.
  5. Гальскова, Н. Д., & Гез, Н. И. (2015). Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования. Москва: Академия. 368 с.
  6. Евстигнеев, М. Н., Сысоев, П. В., & Евстигнеева, И. А. (2023). Компетенция педагога иностранного языка в условиях интеграции технологий искусственного интеллекта в обучение. Иностранные языки в школе, (3), 88–96.
  7. Забелина, Н. А. (2011). Психолингвистические методы исследования забывания. Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», (1), 213–217.
  8. Клочихин, В. В., & Поляков, О. Г. (2023). Технологии искусственного интеллекта: инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, (3), 24–30.
  9. Козуляев, А. В. (2013). Аудиовизуальный полисемантический перевод как особая форма переводческой деятельности и особенности обучения данному виду перевода. В сборнике: XVII Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции 23–24 апреля 2013 г. (под общей ред. проф. В. Н. Скворцова). Том I. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. С. 374–381.
  10. Комарова, Е. В. (2015). Трудности употребления иноязычной лексики в процессе обучения иностранному языку. Современные научные исследования и инновации, (2), часть 4. Получено с https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47166
  11. Митюн, М. А. (2021). Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации. Молодой ученый, (24), 340–342. Получено с https://moluch.ru/archive/366/82218
  12. Плиева, А. О., Коркмазов, А. В., & Халиев, М. С.-У. (2021). К вопросу о применении информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде вуза. Мир науки, культуры, образования, (1(86)), 87–89. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-87-89 EDN: https://elibrary.ru/ECTTUH
  13. Полат, Е. С. (2020). Теория и практика дистанционного обучения. Москва: Юрайт. 434 с.
  14. Прохоров, А. В. (2023). Медиапродукты на основе технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, (3), 39–44.
  15. Смольников, Р. С., & Павлова, Л. В. (2022). Трудности обучения китайскому языку студентов неязыкового вуза. Гуманитарно-педагогические исследования, (3). https://doi.org/10.18503/2658-3186-2022-6-3-06-13 EDN: https://elibrary.ru/QSVWZD
  16. Соколова, В. А. (2005). Проявление мнемических способностей студентов при усвоении иноязычной лексики: На примере неязыковых специальностей: дис ... канд. психол. наук. Вологда. 228 с.
  17. Соловова, Е. Н. (2005). Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва: Просвещение. 239 с.
  18. Солонцова, Л. П. (2015). Современная методика обучения иностранным языкам (актуальные вопросы). Алматы: Эверо. 208 с.
  19. Сысоев, П. В., & Филатов, Е. М. (2023). Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом. Перспективы науки и образования, (3(63)), 201–218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13 EDN: https://elibrary.ru/FJYHEW
  20. Титова, С. В. (2017). Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. Москва: Эдитус. 248 с.
  21. Уваров, А. Ю., Гейбл, Э., & Дворецкая, И. В. (2019). Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5 ISBN: 978-5-7598-1990-5 EDN: https://elibrary.ru/ANYGHO
  22. Ушакова, Т. Н. (2005). Структуры языка и организация речевого процесса. В сборнике: Язык. Сознание. Культура: сб. науч. тр. (под ред. Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой). Москва. С. 7–19.
  23. Царенкова, В. В., & Шпановская, С. И. (2019). Использование компьютерной лингводидактики для повышения качества обучения иностранному языку. Вестник фармации, (1(83)), 101–104.
  24. Щукин, А. Н. (2010). Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Москва: Филоматис: Омега-Л. 480 с.
  25. Danan, M. (2004). Captioning and Subtitling: Undervalued Language Learning Strategies. Meta: Translators’ Journal, 49, 67–77.
  26. Diaz Cintas, J., & Fernandez Cruz, M. (2008). Using subtitled video materials for foreign language instruction. В сборнике: The Didactics of Audiovisual Translation / Benjamins Translation Library (Vol. 77, с. 201–217).
  27. Gee, J. P. (2003). What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy. Palgrave Macmillan. 232 с.
  28. Pan, L., Sun, D., Zou, Y., et al. (2023). Psycho-linguistic and educational challenges in Teaching Chinese (Mandarin) Language: voices from None-Chinese teachers of Mandarin language. BMC Psychology, 11, Article 390. https://doi.org/10.1186/s40359-023-01432-8 EDN: https://elibrary.ru/OIVJOP
  29. Prensky, M. (2001). Digital natives, digital immigrants, part 2: Do they really think differently? On the Horizon, 9(6), 1–9.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».