Технология патриотического воспитания сотрудников российской полиции: противодействие антипатриотизму как деструктивному педагогическому фактору

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящей статье рассматривается феномен «антипатриотических мифов». Автор указывает на возможность развития деструктивного мировоззрения у лиц с антипатриотическими взглядами, которые могут привести к формированию сектантского мировоззрения, экстремистских и террористических взглядов.

Целью данной статьи является анализ феномена антипатриотизма как деструктивного педагогического фактора.

Материалы и методы. При проведении исследования применены такие методы как опрос (основной метод), интервьюирование, индивидуальная беседа, педагогическое наблюдение. Результаты. Приведены результаты исследования патриотических и антипатриотических взглядов курсантов образовательных организаций, готовящих сотрудников МВД России. Перечислены наиболее значимые факторы формирования антипатриотических взглядов. Проанализированы особенности чувства патриотизма и курсантов, обозначены актуальные задачи противодействия формированию антипатриотических взглядов. Описаны основные формы проявления антипатриотизма, технологии противодействия ему и определены перспективные направления воспитания чувства патриотизма. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания термина «антипатриотизм» (и обосновании средств и форм борьбы с ним) как совокупности идеологических установок, направленных против государства и общества, и оказывающих деструктивное воздействие на воспитание молодого поколения. Работа вносит определенный вклад в противодействие распространению антипатриотических взглядов в молодежной среде.

Об авторах

Сергей Николаевич Кипреев

Краснодарский университет МВД России

Email: komissar.1917@mail.ru
SPIN-код: 9382-3515

адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Россия, ул. Ярославская, 128, г. Краснодар, 350005, Российская Федерация

Мария Николаевна Гирник

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

Автор, ответственный за переписку.
Email: girnik-mn@rguk.ru
SPIN-код: 8026-3134

доцент кафедры истории и философии

 

Россия, ул. Садовническая, 33, г. Москва, 117997, Российская Федерация

Виктор Михайлович Ляпин

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «РГУП им. В.М. Лебедева»

Email: sport193@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-7744-2489
SPIN-код: 6607-1807

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Россия, ул. Красных Партизан, 234, г. Краснодар, 350020, Российская Федерация

Сергей Александрович Вахрушев

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Email: dinhi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4329-7679
SPIN-код: 9646-5805

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Россия, ул. Ады Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация

Список литературы

  1. Акафьев, А. О. (2022). Антипатриотизм социальных сетей. В Мавлютовские чтения: материалы XVI Всероссийской молодёжной научной конференции (Уфа, 25–27 октября 2022 г.) (т. 6, с. 1213–1216). Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет. EDN: https://elibrary.ru/JDLWDA
  2. Гадаев, В. Ю. (2019). О структуре понятия «патриотизм». В Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Грозный, 28–29 октября 2019 г.) (с. 137–147). Грозный: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ». EDN: https://elibrary.ru/JDSDWN
  3. Гадаев, В. Ю., & Гадаев, Р. В. (2022). Антипатриотизм как идейно-политический феномен. В Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Грозный, 27–28 мая 2022 г.) (с. 715–722). Грозный: Чеченский государственный педагогический университет.
  4. Козырев, Г. И. (2020). Патриотизм и антипатриотизм как причины конфликта идентичностей в современном российском обществе. Социология, (2), 128–142. EDN: https://elibrary.ru/KRGTKN
  5. Кузьмин, А. В., & Трифонов, Ю. Н. (2018). Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, (10), 139–149. EDN: https://elibrary.ru/UTMATO
  6. Малинкин, А. Н. (2021). Причины расширенного воспроизводства антипатриотических настроений в современной России. В Концептуальные основы российского патриотизма и стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Новороссийск, 23–24 апреля 2021 г.) (с. 193–197). Пенза: Пензенский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/SZNOTU
  7. Панов, А. И. (2018). Патриотизм и антипатриотизм: специфика восприятия в студенческой среде. В Патриотическое воспитание в системе высшего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 77-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (Москва, 6–7 декабря 2018 г.) (с. 208–213). Москва: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». EDN: https://elibrary.ru/INVBZM
  8. Родионова, Т. П. (2016). Патриотическое воспитание молодежи в образовательной организации. Система ценностей современного общества, (45), 130–136. EDN: https://elibrary.ru/VSQPKJ
  9. Рыбаков, С. (2018). Парадигма единства народа, Церкви и государства России как образ для «усиленной деятельности ради Бога». Феофановские чтения. Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. С. 235–241. EDN: https://elibrary.ru/YAIRUL
  10. Сазонов, В. Д. (2024). Искусство против антипатриотизма: роль государственной культурной политики в формировании культурологического сознания. В Государственная культурная политика России и механизмы её реализации: Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Орел, 11 апреля 2024 г.) (с. 258–263). Орел: Орловский государственный институт культуры. EDN: https://elibrary.ru/KYZUXW
  11. Семенкова, С. Н., & Крючева, Я. В. (2021). Необходимость патриотического воспитания в современных условиях. Мир науки, культуры, образования, (2), 101–103. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-101-103 EDN: https://elibrary.ru/ALJOKT
  12. Семкина, Е. Н., & Богатырева, О. В. (2024). Глобальные технологии антипатриотизма. Научный вестник Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, (2), 27–30. EDN: https://elibrary.ru/NEDWFU
  13. Снытко, В. В. (2024). Формы антипатриотических настроений в молодежной среде. В Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 17–19 апреля 2024 г.) (с. 240–245). Москва: Государственный университет управления. EDN: https://elibrary.ru/LXMBLO
  14. Сущенко, В. А. (2015). Истоки и грани антипатриотизма. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (1-1), 113–118. EDN: https://elibrary.ru/TILCOP
  15. Трифонов, Ю. Н. (2019). Тренды патриотизма в посткрымский период. В Пятилетие воссоединения Крыма с Россией: Итоги и перспективы: Сборник научных статей по материалам шестой Международной научно-практической конференции (Саратов, 24 мая 2019 г.) (с. 126–132). Саратов: Издательство «Саратовский источник». EDN: https://elibrary.ru/WYNDAI
  16. Шавочкин, А. Р. (2020). Деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций в процессе профилактики антипатриотизма среди молодёжи. В Молодёжные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: VI Всероссийская научно-практическая конференция (Москва, 28–29 октября 2020 г.) (с. 116–119). Ульяновск: «Зебра». EDN: https://elibrary.ru/UXSECM
  17. Шамсумова, Э. Ф., & Аксенова, В. И. (2021). Патриотическое воспитание в рамках общеобразовательных дисциплин. Российское право онлайн, (2), 10–19. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2021.18.2.010-019 EDN: https://elibrary.ru/QUGWHA
  18. Шандакова, В. В., & Галимов, А. В. (2014). Влияние современного антипатриотичного массового кино на подрастающее поколение. В Искусство глазами молодых: Материалы VI Международной (X Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 11–12 марта 2014 г.) (с. 91–94). Красноярск: Литера-Принт. EDN: https://elibrary.ru/VLLKIX
  19. Шаповалов, В. Ф. (2008). Российский патриотизм и российский антипатриотизм. Общественные науки и современность, (1), 124–132. EDN: https://elibrary.ru/IPKPQZ
  20. Шперлинь, А. В. (2015). Любовь к Отечеству и ресентиментный антипатриотизм, высокая страсть или болезненное влечение? В Современные аспекты гуманитарных, экономических и технических наук. Теория и практика: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Новосибирск, 23–24 апреля 2015 г.) (с. 79–82). Новосибирск: ФГБОУ ВО СГУВТ. EDN: https://elibrary.ru/ULCNNZ
  21. Пономарев, М. А., & Филипченко, С. Н. (2023). Формирование патриотической культуры юнармейцев. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1), 58–74. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-58-74 EDN: https://elibrary.ru/SZWTBS
  22. Оринина, Л. В. (2021). Экономический патриотизм студентов в условиях современного высшего образования. Бизнес. Образование. Право, (2), 337–340. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.55.206 EDN: https://elibrary.ru/RICEFP
  23. Сенатор, С. Ю., Сокольникова, Э. И., & Емельянова, М. В. (2023). Анализ современных подходов к реализации патриотического воспитания как составляющей высшего образования. Педагогика и психология образования, (4), 123–136. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-4-123-136 EDN: https://elibrary.ru/KOXFKB
  24. Муращенкова, Н. В., Гриценко, В. В., Калинина, Н. В., Константинов, В. В., Кулеш, Е. В., Маленова, А. Ю., & Малышев, И. В. (2023). Отношение к патриотизму и патриотическая самоидентичность российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества. Социальная психология и общество, 14(4), 68–88. https://doi.org/10.17759/sps.2023140405 EDN: https://elibrary.ru/DPRDPD
  25. Рослякова, У. С., & Никонорова, Е. В. (2024). Граффити как метод патриотического воспитания молодежи. Юный ученый, (5), 252–256. EDN: https://elibrary.ru/AVDYGA

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».