Формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Общепрофессиональные компетенции, как промежуточное звено между универсальными и профессиональными, остаются менее заметными в подготовке  будущих педагогов, поскольку в начале обучения акценты расставляются на формирование универсальных компетенций, а на выпускном курсе – профессиональных. Сопряжение процесса формирования общепрофессиональных компетенций с применением цифровых технологий, как неотъемлемого средства в профессиональной деятельности педагога, включая электронный дневник, электронный документооборот, дистанционные средства связи и т.п., вызывает потребность в создании модели такого сопряжения.

Цель – описать модель подготовки будущих учителей в вузе, в которой отражен процесс формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов с применением цифровых технологий, определяющий содержание, организационные формы, методы их подготовки, способствующую повышению качества их подготовки.

Материалы и методы.  В исследовании были использованы методы теоретического и эмпирического исследования, статистической обработки информации.

Результаты. Модель включает целевой, содержательно-процессуальный блоки. Определены содержательно-позиционная, сопровождающая и информационно-фиксирующая функции цифровых технологий.

Декомпозиция формулировки общепрофессиональной компетенции на ключевое понятие, его характеристические свойства и действия обучаемого по использованию понятия позволяет интегрировать цифровые технологии в каждую общепрофессиональную компетенцию. Реализация модели в процессе подготовки будущих педагогов в вузе показала положительную динамику развития когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов общепрофессиональной компетенции.

Об авторах

Галина Александровна Игнатьева

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Email: gaididakt@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-4833-9196
Scopus Author ID: 57207468194

доктор педагогических наук, профессор

 

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Екатерина Юрьевна Елизарова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: elizarova-eu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1348-3908
Scopus Author ID: 57203924475
ResearcherId: J-2741-2017

кандидат педагогических наук, доцент

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абидуева, Л. Р., Ерентуева, А. Ю., & Балданова, И. Р. (2019). Формирование общепрофессиональных компетенций в рамках междисциплинарного подхода. Проблемы современного педагогического образования, (2), 7–10. EDN: https://elibrary.ru/KUFRDB
  2. Алиева, Л. В., & Руденко, И. В. (2017). Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций. Москва: Академия МНЭПУ. 132 с.
  3. Багаева, Э. М. (2020). Практико-ориентированный подход в развитии профессиональных компетенций у студентов бакалавров педагогического вуза. Вопросы педагогики, (5), 38–43. EDN: https://elibrary.ru/QSOGPQ
  4. Брановский, Ю. С., & Шапошникова, Т. А. (2001). Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Краснодар: КубГТУ. 415 с.
  5. Быстрова, Н. В., Жидков, А. А., & Гусев, Е. Н. (2021). Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования, 71(3), 16–19. EDN: https://elibrary.ru/HGGSUU
  6. Ваганова, О. И., & Хижная, А. В. (2016). Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle. Общество: социология, психология, педагогика, (1), 93–94. EDN: https://elibrary.ru/VHOBRJ
  7. Вахницкая, М. Г. (2021). Профессиональная подготовка педагога на основе практико-ориентированного подхода. Наука и практика: Вестник Приднестровского научного центра РАО, 1(2)*, 44–47. EDN: https://elibrary.ru/BDIEAT
  8. Гаврилова, Н. Г. (2024). Организационно-педагогические условия формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Развитие образования, 7(1), 22–27. https://doi.org/10.31483/r-110669 EDN: https://elibrary.ru/GOSKBV
  9. Гаврилова, Н. Г. (2023). Формирование общепрофессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Развитие образования, 6(4), 28–36. https://doi.org/10.31483/r-108343 EDN: https://elibrary.ru/GJCQSK
  10. Евдокимова, В. Е., & Устинова, Н. Н. (2021). Компетентностный и контекстный подходы в педагогической подготовке будущих учителей информатики, математики, физики. Мир науки, культуры, образования, (6 (91)), 110–112. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-110-112 EDN: https://elibrary.ru/FJBYTG
  11. Елизарова, Е. Ю. (2023). Модель формирования общепрофессиональных компетенций в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, 11(1). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN123.pdf EDN: https://elibrary.ru/URTJMC
  12. Елизарова, Е. Ю., & Стафеева, А. В. (2021). Системы независимой оценки образовательных результатов в практике подготовки будущих учителей в российских вузах. Проблемы современного педагогического образования, (72), 80–83.
  13. Елизарова, Е. Ю., Стафеева, А. В., & Перевощикова, Е. Н. (2022). Методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, (4). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN422.pdf
  14. Иванова, А. В., & Прозорова, Г. Р. (2017). Формирование общепрофессиональных компетенций на занятиях информатики с позиции деятельностного подхода. Вестник ЮУрГГПУ, (4), 33–39. EDN: https://elibrary.ru/YSELBL
  15. Игнатьева, Г. А., & Поначугин, А. В. (2024). Сквозные технологии научно-методического сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Педагогика, 88(7), 75–86. EDN: https://elibrary.ru/XTGYAW
  16. Игнатьева, Г. А., & Моисеенко, А. В. (2024). Формирование полипозиционной команды в условиях непрерывного опережающего образования. Вестник Мининского университета, 12(1). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-5 EDN: https://elibrary.ru/KNSFVM
  17. Игнатьева, Г. А., & Тулупова, О. В. (2024). Экспериментальное исследование проблемы формирования стратегических компетенций педагогов-участников инновационной деятельности в условиях университета педагогического профиля. Мир науки. Педагогика и психология, 12(3). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN324.pdf EDN: https://elibrary.ru/GDXHRR
  18. Косогова, А. С., & Дьякова, М. Б. (2014). Формирование профессиональной компетентности у студентов вуза с позиции системного подхода. Современные проблемы науки и образования, (1), 168–169. Получено с https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=241
  19. Крутиков, М. А. (2020). Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Современные проблемы науки и образования, (6). https://doi.org/10.17513/spno.30414 EDN: https://elibrary.ru/WDBSFH
  20. Кустов, Ю. А. (2015). Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, (2), 50–53. EDN: https://elibrary.ru/UBMEIT
  21. Лагунова, М. В., & Юрченко, Т. В. (2011). Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза. Нижний Новгород: ННГАСУ. 167 с. ISBN: 978-5-87941-757-9 EDN: https://elibrary.ru/ZHFLHJ
  22. Ледовская, Т. В., & Солынин, Н. Э. (2022). Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК). Преподаватель XXI век, (4), 75–87. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-75-87 EDN: https://elibrary.ru/IOKURN
  23. Марголис, А. А. (2021). Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование, 26(3), 5–39. https://doi.org/10.17759/pse.2021260301 EDN: https://elibrary.ru/QSPBUX
  24. Медведев, П. Н., Малий, Д. В., & Папочкина, Е. С. (2021). Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал, (6). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.119 EDN: https://elibrary.ru/DXAAQJ
  25. Михайлова, Д. И., Остапенко, С. И., & Анохина, С. В. (2022). Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности. Научный результат. Педагогика и психология образования, 8(1), 24–37. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-3 EDN: https://elibrary.ru/BZTRQB
  26. Остапович, О. В., & Миллер, В. В. (2016). Формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов посредством образовательных сервисов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Информация и образование: границы коммуникаций, (8), 76–78. EDN: https://elibrary.ru/WJWUNX
  27. Савинова, Т. В., & Сюбаева, Р. Р. (2020). Личностная рефлексия как фактор саморазвития будущего педагога. Учебный эксперимент в образовании, (4), 36–42. EDN: https://elibrary.ru/UDTTJT
  28. Сергеева, Б. В., & Микерова, Г. Ж. (2023). Функционально-деятельностный подход к профессиональному саморазвитию будущего педагога начального образования. Современные наукоёмкие технологии, (5), 55–61. https://doi.org/10.17513/snt.39617 EDN: https://elibrary.ru/QBRDQQ
  29. Стародубцев, М. П. (2024). Организационно-педагогическое обеспечение формирования универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ в современном техническом вузе. Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича. 167 с. ISBN: 978-5-89160-321-9. EDN: https://elibrary.ru/QNWBSY
  30. Стежко, А. С., & Фиалко, А. И. (2020). Применение интерактивных технологий обучения в процессе формирования профессиональных компетенций будущих педагогов. Технолого-экономическое образование, (14), 68–72. EDN: https://elibrary.ru/XYVVFA
  31. Чуракова, А. В. (2021). Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры. Перспективы науки, (12), 327–329. EDN: https://elibrary.ru/RJYWLT
  32. Шефер, О. Р., Лебедева, Т. Н., Носова, Л. С., & Рузаков, А. А. (2020). Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях SMART-общества. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО. 352 с.
  33. Biwer, F., Egbrink, M. G. A. O., Aalten, P., & de Bruin, A. B. H. (2020). Fostering effective learning strategies in higher education—a mixed-methods study. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 9(2), 186–203. https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2020.03.004 EDN: https://elibrary.ru/ZFHIBA
  34. Genova, M. M. (2019). 21st Century Language Classroom With Digital Tools and Resources. Industry 4.0, 4(3), 142–145. Получено с https://stumejournals.com/journals/i4/2019/3/142
  35. Kalinowski, E., Egert, F., Gronostaj, A., & Vock, M. (2020). Professional development on fostering students' academic language proficiency across the curriculum—a meta‐analysis of its impact on teachers' cognition and teaching practices. Teaching and Teacher Education, 88, 115–121. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102971 EDN: https://elibrary.ru/RKMHZF
  36. Martin, J.-P. (2002). Lernen durch Lehren (LdL). Die Schulleitung - Zeitschrift für pädagogische Führung und Fortbildung in Bayern, (4), 3–9. Получено с https://www.academia.edu/44885082/Lernen_durch_Lehren_2020
  37. Strauss, S., & Rummel, N. (2020). Promoting Interaction in Online Distance Education: Designing, Implementing and Supporting Collaborative Learning. Information and Learning Science, 121(5-6), 251–260. https://doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0090 EDN: https://elibrary.ru/YLGGYM

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».