Формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образования
- Авторы: Игнатьева Г.А.1, Елизарова Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 258-282
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302861
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-742
- EDN: https://elibrary.ru/UXVVUC
- ID: 302861
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Общепрофессиональные компетенции, как промежуточное звено между универсальными и профессиональными, остаются менее заметными в подготовке будущих педагогов, поскольку в начале обучения акценты расставляются на формирование универсальных компетенций, а на выпускном курсе – профессиональных. Сопряжение процесса формирования общепрофессиональных компетенций с применением цифровых технологий, как неотъемлемого средства в профессиональной деятельности педагога, включая электронный дневник, электронный документооборот, дистанционные средства связи и т.п., вызывает потребность в создании модели такого сопряжения.
Цель – описать модель подготовки будущих учителей в вузе, в которой отражен процесс формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов с применением цифровых технологий, определяющий содержание, организационные формы, методы их подготовки, способствующую повышению качества их подготовки.
Материалы и методы. В исследовании были использованы методы теоретического и эмпирического исследования, статистической обработки информации.
Результаты. Модель включает целевой, содержательно-процессуальный блоки. Определены содержательно-позиционная, сопровождающая и информационно-фиксирующая функции цифровых технологий.
Декомпозиция формулировки общепрофессиональной компетенции на ключевое понятие, его характеристические свойства и действия обучаемого по использованию понятия позволяет интегрировать цифровые технологии в каждую общепрофессиональную компетенцию. Реализация модели в процессе подготовки будущих педагогов в вузе показала положительную динамику развития когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов общепрофессиональной компетенции.
Ключевые слова
Об авторах
Галина Александровна Игнатьева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Email: gaididakt@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-4833-9196
Scopus Author ID: 57207468194
доктор педагогических наук, профессор
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Екатерина Юрьевна Елизарова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: elizarova-eu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1348-3908
Scopus Author ID: 57203924475
ResearcherId: J-2741-2017
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Российская ФедерацияСписок литературы
- Абидуева, Л. Р., Ерентуева, А. Ю., & Балданова, И. Р. (2019). Формирование общепрофессиональных компетенций в рамках междисциплинарного подхода. Проблемы современного педагогического образования, (2), 7–10. EDN: https://elibrary.ru/KUFRDB
- Алиева, Л. В., & Руденко, И. В. (2017). Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций. Москва: Академия МНЭПУ. 132 с.
- Багаева, Э. М. (2020). Практико-ориентированный подход в развитии профессиональных компетенций у студентов бакалавров педагогического вуза. Вопросы педагогики, (5), 38–43. EDN: https://elibrary.ru/QSOGPQ
- Брановский, Ю. С., & Шапошникова, Т. А. (2001). Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Краснодар: КубГТУ. 415 с.
- Быстрова, Н. В., Жидков, А. А., & Гусев, Е. Н. (2021). Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования, 71(3), 16–19. EDN: https://elibrary.ru/HGGSUU
- Ваганова, О. И., & Хижная, А. В. (2016). Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle. Общество: социология, психология, педагогика, (1), 93–94. EDN: https://elibrary.ru/VHOBRJ
- Вахницкая, М. Г. (2021). Профессиональная подготовка педагога на основе практико-ориентированного подхода. Наука и практика: Вестник Приднестровского научного центра РАО, 1(2)*, 44–47. EDN: https://elibrary.ru/BDIEAT
- Гаврилова, Н. Г. (2024). Организационно-педагогические условия формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Развитие образования, 7(1), 22–27. https://doi.org/10.31483/r-110669 EDN: https://elibrary.ru/GOSKBV
- Гаврилова, Н. Г. (2023). Формирование общепрофессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Развитие образования, 6(4), 28–36. https://doi.org/10.31483/r-108343 EDN: https://elibrary.ru/GJCQSK
- Евдокимова, В. Е., & Устинова, Н. Н. (2021). Компетентностный и контекстный подходы в педагогической подготовке будущих учителей информатики, математики, физики. Мир науки, культуры, образования, (6 (91)), 110–112. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-110-112 EDN: https://elibrary.ru/FJBYTG
- Елизарова, Е. Ю. (2023). Модель формирования общепрофессиональных компетенций в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, 11(1). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN123.pdf EDN: https://elibrary.ru/URTJMC
- Елизарова, Е. Ю., & Стафеева, А. В. (2021). Системы независимой оценки образовательных результатов в практике подготовки будущих учителей в российских вузах. Проблемы современного педагогического образования, (72), 80–83.
- Елизарова, Е. Ю., Стафеева, А. В., & Перевощикова, Е. Н. (2022). Методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, (4). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN422.pdf
- Иванова, А. В., & Прозорова, Г. Р. (2017). Формирование общепрофессиональных компетенций на занятиях информатики с позиции деятельностного подхода. Вестник ЮУрГГПУ, (4), 33–39. EDN: https://elibrary.ru/YSELBL
- Игнатьева, Г. А., & Поначугин, А. В. (2024). Сквозные технологии научно-методического сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Педагогика, 88(7), 75–86. EDN: https://elibrary.ru/XTGYAW
- Игнатьева, Г. А., & Моисеенко, А. В. (2024). Формирование полипозиционной команды в условиях непрерывного опережающего образования. Вестник Мининского университета, 12(1). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-5 EDN: https://elibrary.ru/KNSFVM
- Игнатьева, Г. А., & Тулупова, О. В. (2024). Экспериментальное исследование проблемы формирования стратегических компетенций педагогов-участников инновационной деятельности в условиях университета педагогического профиля. Мир науки. Педагогика и психология, 12(3). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN324.pdf EDN: https://elibrary.ru/GDXHRR
- Косогова, А. С., & Дьякова, М. Б. (2014). Формирование профессиональной компетентности у студентов вуза с позиции системного подхода. Современные проблемы науки и образования, (1), 168–169. Получено с https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=241
- Крутиков, М. А. (2020). Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Современные проблемы науки и образования, (6). https://doi.org/10.17513/spno.30414 EDN: https://elibrary.ru/WDBSFH
- Кустов, Ю. А. (2015). Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, (2), 50–53. EDN: https://elibrary.ru/UBMEIT
- Лагунова, М. В., & Юрченко, Т. В. (2011). Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза. Нижний Новгород: ННГАСУ. 167 с. ISBN: 978-5-87941-757-9 EDN: https://elibrary.ru/ZHFLHJ
- Ледовская, Т. В., & Солынин, Н. Э. (2022). Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК). Преподаватель XXI век, (4), 75–87. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-75-87 EDN: https://elibrary.ru/IOKURN
- Марголис, А. А. (2021). Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование, 26(3), 5–39. https://doi.org/10.17759/pse.2021260301 EDN: https://elibrary.ru/QSPBUX
- Медведев, П. Н., Малий, Д. В., & Папочкина, Е. С. (2021). Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал, (6). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.119 EDN: https://elibrary.ru/DXAAQJ
- Михайлова, Д. И., Остапенко, С. И., & Анохина, С. В. (2022). Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности. Научный результат. Педагогика и психология образования, 8(1), 24–37. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-3 EDN: https://elibrary.ru/BZTRQB
- Остапович, О. В., & Миллер, В. В. (2016). Формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов посредством образовательных сервисов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Информация и образование: границы коммуникаций, (8), 76–78. EDN: https://elibrary.ru/WJWUNX
- Савинова, Т. В., & Сюбаева, Р. Р. (2020). Личностная рефлексия как фактор саморазвития будущего педагога. Учебный эксперимент в образовании, (4), 36–42. EDN: https://elibrary.ru/UDTTJT
- Сергеева, Б. В., & Микерова, Г. Ж. (2023). Функционально-деятельностный подход к профессиональному саморазвитию будущего педагога начального образования. Современные наукоёмкие технологии, (5), 55–61. https://doi.org/10.17513/snt.39617 EDN: https://elibrary.ru/QBRDQQ
- Стародубцев, М. П. (2024). Организационно-педагогическое обеспечение формирования универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ в современном техническом вузе. Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича. 167 с. ISBN: 978-5-89160-321-9. EDN: https://elibrary.ru/QNWBSY
- Стежко, А. С., & Фиалко, А. И. (2020). Применение интерактивных технологий обучения в процессе формирования профессиональных компетенций будущих педагогов. Технолого-экономическое образование, (14), 68–72. EDN: https://elibrary.ru/XYVVFA
- Чуракова, А. В. (2021). Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры. Перспективы науки, (12), 327–329. EDN: https://elibrary.ru/RJYWLT
- Шефер, О. Р., Лебедева, Т. Н., Носова, Л. С., & Рузаков, А. А. (2020). Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях SMART-общества. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО. 352 с.
- Biwer, F., Egbrink, M. G. A. O., Aalten, P., & de Bruin, A. B. H. (2020). Fostering effective learning strategies in higher education—a mixed-methods study. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 9(2), 186–203. https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2020.03.004 EDN: https://elibrary.ru/ZFHIBA
- Genova, M. M. (2019). 21st Century Language Classroom With Digital Tools and Resources. Industry 4.0, 4(3), 142–145. Получено с https://stumejournals.com/journals/i4/2019/3/142
- Kalinowski, E., Egert, F., Gronostaj, A., & Vock, M. (2020). Professional development on fostering students' academic language proficiency across the curriculum—a meta‐analysis of its impact on teachers' cognition and teaching practices. Teaching and Teacher Education, 88, 115–121. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102971 EDN: https://elibrary.ru/RKMHZF
- Martin, J.-P. (2002). Lernen durch Lehren (LdL). Die Schulleitung - Zeitschrift für pädagogische Führung und Fortbildung in Bayern, (4), 3–9. Получено с https://www.academia.edu/44885082/Lernen_durch_Lehren_2020
- Strauss, S., & Rummel, N. (2020). Promoting Interaction in Online Distance Education: Designing, Implementing and Supporting Collaborative Learning. Information and Learning Science, 121(5-6), 251–260. https://doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0090 EDN: https://elibrary.ru/YLGGYM
Дополнительные файлы
