Становление педагогического творчества будущего учителя начальных классов в системе высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрываются особенности становления педагогического творчества будущего учителя начальных классов. Отмечается важность эффективной организации подготовки будущих специалистов начальной школы путем создания в системе высшего образования педагогических условий погружения студентов в реальную профессиональную деятельность. На основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых авторы отмечают специфику поэтапного погружения студентов в профессиональную деятельность, где ими раскрывается особенность образовательного процесса студентов на каждом году обучения.

Проблема исследования заключается в установлении связи между профессиональным становлением учителя начальных классов и задачами формирования педагогического творчества в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Можно предположить, что существующий потенциал системы высшего образования способствует становлению педагогического творчества будущего педагога.

Целью статьи является рассмотрение вопроса о становлении педагогического творчества будущего учителя начальных классов в образовательном процессе высшей школы.

Метод и методология проведения исследования заключается в изучении и анализе научных трудов ряда ученых в сфере профессиональной подготовки педагогических работников, моделировании (построении модели).

Результаты. В статье разработана модель становления педагогического творчества будущего учителя начальных классов, в которой представлены особенности каждого этапа становления педагогического творчества. Особое внимание обращено на факты, направленные на подготовку будущих учителей путем формирования у них специальных педагогических качеств, обеспечения их исследовательской деятельностью и внедрения в образовательный процесс будущих специалистов начальной школы творческих заданий. Полученные результаты адресованы профессорско-преподавательскому составу, аспирантам и студентам педагогических учебных заведений, методистам системы общего образования и тем, кто интересуется проблемами начального общего образования.

Выводы. Становление педагогического творчества будущего учителя начальных классов является актуальным не только в современной системе образования, но и во всех сферах жизнедеятельности человека, так как только творческий педагог может воспитать творческого ученика.

Об авторах

Светлана Ивановна Беловицкая

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: belovickaja-svetlana@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент

 

Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская Федерация

Ольга Вячеславовна Глазырина

Донской государственный технический университет

Email: olgtrud@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент

 

Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бекмырзаева, А. Б. (2022). Особенности психологической подготовки будущих учителей начальных классов на этапе обучения в вузе. Вестник Бишкекского государственного университета, (1), 91–94. https://doi.org/10.35254/bhu/2022.59.91 EDN: https://elibrary.ru/OTSOFJ
  2. Беловицкая, С. И., & Шатохина, И. В. (2024). Особенности трансформации профессиональной подготовки учителей начальных классов в условиях современных социокультурных вызовов. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 117–139. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-581 EDN: https://elibrary.ru/KMOLAL
  3. Большой психологический словарь. (2003). Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК; Москва: ОЛМА-Пресс. 666 с.
  4. Володина, О. В. (2021). Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования. Самарский научный вестник, 10(2), 238-246. https://doi.org/10.17816/snv2021102303 EDN: https://elibrary.ru/AONHUD
  5. Глушкова, М. А. (2025). Современные требования к подготовке учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования. В сборнике: Молодежь. Наука. Будущее – 2025: сборник статей Международной научно-практической конференции (с. 42–48). Петрозаводск.
  6. Дуда, В. О. (2024). Методическое мастерство учителя иностранного языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(5), 1304–1313. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1304-1313 EDN: https://elibrary.ru/AARGFE
  7. Коджаспирова, Г. М. (2005). Педагогический словарь. Москва. С. 145.
  8. Люфт, А. В., Акпаева, А. С., & Шнайдер, Д. Ж. (2024). Применение техник актерского мастерства в условиях формального обучения как часть творческого потенциала будущего учителя начальных классов. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, (1), 187–205. https://doi.org/10.32523/2616-6895-2024-146-1-187-205 EDN: https://elibrary.ru/ISBQWA
  9. Магомеддибирова, З. А., & Шамхалов, Р. И. (2017). Модель подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы. Мир науки, культуры и образования, (4), 84–86.
  10. Митина, Г. В. (2024). Технология формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 49–61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-440 EDN: https://elibrary.ru/GLHPGM
  11. Павлова, Е. П., Оконешникова, Н. В., & Сидорова, Е. Э. (2018). Педагогические практики в профессиональном становлении будущих учителей начальных классов. Мир науки, культуры, образования, (6), 183–185. EDN: https://elibrary.ru/YUJNKH
  12. Писаренко, В. И., & Иващенко, О. В. (2023). Система развития коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов. Современные наукоемкие технологии, (11), 178–187. https://doi.org/10.17513/snt.39841 EDN: https://elibrary.ru/FNEBKL
  13. Прокофева, М. (2011). Системный подход в подготовке будущего педагога к реализации дифференцированного обучения. Проблемы подготовки современного учителя, (4), 315–322.
  14. Федотова, О. Д. (2017). Роль педагога в становлении духовного опыта личности в годы детства и ученичества: ретроспективное исследование. Интернет-журнал «Мир науки», 5(6). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN617.pdf.
  15. Шацкий, С. Т. (2025). Педагогика. Избранные сочинения в 2 т. Том 1 (2-е изд., стер.). Москва: Издательство Юрайт. 269 с. (Антология мысли). ISBN 978-5-9916-8724-9. Получено с https://urait.ru/bcode/562232 (дата обращения: 10.03.2025).
  16. Ямалеева, Ф. М. (2023). Теоретические основы подготовки к инновационной педагогической деятельности будущих учителей начальных классов к работе с детьми с нарушением речи. Педагогический журнал, 13(1А), 615–622. https://doi.org/10.34670/AR.2023.36.72.071 EDN: https://elibrary.ru/ATWJST
  17. Delhaxhe, A., Birch, P., Piedrafita, T., Davydovskaia, O., Bourgeois, A., & Balcon, M. (2018). Teaching careers in Europe: Access, progression and support. Eurydice Report. Люксембург: Publications Office of the European Union. 132 с.
  18. Gibbs, G. (2013). Learning by DOIng: A guide to teaching and learning methods. Further Education Unit. Oxford: Oxford Polytechnic, Oxford Centre for Staff and Learning Development, Oxford Brookes University. 134 с.
  19. Janzen, K. J., Perry, B., & Margaret, J. A. (2018). Edwards Artistic Pedagogical Technologies: A Primer for Educators (Education). Vernon Press, Delaware. 160 с.
  20. Lian, B., Kristiawan, M., Ammelia, D., Primasari, G., Anggung, M., & Prasetyo, M. (2020). Teachers’ model in building students’ character. Journal of Critical Reviews, 7(14), 927–932.
  21. Scheffer, M., Baas, M., & Bjordam, T. (2017). Teaching originality? Common habits behind creative production in science and arts. Ecol. Soc., 22(2), Art. 29.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».