Становление педагогического творчества будущего учителя начальных классов в системе высшего образования
- Авторы: Беловицкая С.И.1, Глазырина О.В.1
-
Учреждения:
- Донской государственный технический университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 189-207
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302858
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-812
- EDN: https://elibrary.ru/YGZJAO
- ID: 302858
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрываются особенности становления педагогического творчества будущего учителя начальных классов. Отмечается важность эффективной организации подготовки будущих специалистов начальной школы путем создания в системе высшего образования педагогических условий погружения студентов в реальную профессиональную деятельность. На основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых авторы отмечают специфику поэтапного погружения студентов в профессиональную деятельность, где ими раскрывается особенность образовательного процесса студентов на каждом году обучения.
Проблема исследования заключается в установлении связи между профессиональным становлением учителя начальных классов и задачами формирования педагогического творчества в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Можно предположить, что существующий потенциал системы высшего образования способствует становлению педагогического творчества будущего педагога.
Целью статьи является рассмотрение вопроса о становлении педагогического творчества будущего учителя начальных классов в образовательном процессе высшей школы.
Метод и методология проведения исследования заключается в изучении и анализе научных трудов ряда ученых в сфере профессиональной подготовки педагогических работников, моделировании (построении модели).
Результаты. В статье разработана модель становления педагогического творчества будущего учителя начальных классов, в которой представлены особенности каждого этапа становления педагогического творчества. Особое внимание обращено на факты, направленные на подготовку будущих учителей путем формирования у них специальных педагогических качеств, обеспечения их исследовательской деятельностью и внедрения в образовательный процесс будущих специалистов начальной школы творческих заданий. Полученные результаты адресованы профессорско-преподавательскому составу, аспирантам и студентам педагогических учебных заведений, методистам системы общего образования и тем, кто интересуется проблемами начального общего образования.
Выводы. Становление педагогического творчества будущего учителя начальных классов является актуальным не только в современной системе образования, но и во всех сферах жизнедеятельности человека, так как только творческий педагог может воспитать творческого ученика.
Об авторах
Светлана Ивановна Беловицкая
Донской государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: belovickaja-svetlana@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская Федерация
Ольга Вячеславовна Глазырина
Донской государственный технический университет
Email: olgtrud@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская Федерация
Список литературы
- Бекмырзаева, А. Б. (2022). Особенности психологической подготовки будущих учителей начальных классов на этапе обучения в вузе. Вестник Бишкекского государственного университета, (1), 91–94. https://doi.org/10.35254/bhu/2022.59.91 EDN: https://elibrary.ru/OTSOFJ
- Беловицкая, С. И., & Шатохина, И. В. (2024). Особенности трансформации профессиональной подготовки учителей начальных классов в условиях современных социокультурных вызовов. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 117–139. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-581 EDN: https://elibrary.ru/KMOLAL
- Большой психологический словарь. (2003). Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК; Москва: ОЛМА-Пресс. 666 с.
- Володина, О. В. (2021). Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования. Самарский научный вестник, 10(2), 238-246. https://doi.org/10.17816/snv2021102303 EDN: https://elibrary.ru/AONHUD
- Глушкова, М. А. (2025). Современные требования к подготовке учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования. В сборнике: Молодежь. Наука. Будущее – 2025: сборник статей Международной научно-практической конференции (с. 42–48). Петрозаводск.
- Дуда, В. О. (2024). Методическое мастерство учителя иностранного языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(5), 1304–1313. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1304-1313 EDN: https://elibrary.ru/AARGFE
- Коджаспирова, Г. М. (2005). Педагогический словарь. Москва. С. 145.
- Люфт, А. В., Акпаева, А. С., & Шнайдер, Д. Ж. (2024). Применение техник актерского мастерства в условиях формального обучения как часть творческого потенциала будущего учителя начальных классов. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, (1), 187–205. https://doi.org/10.32523/2616-6895-2024-146-1-187-205 EDN: https://elibrary.ru/ISBQWA
- Магомеддибирова, З. А., & Шамхалов, Р. И. (2017). Модель подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы. Мир науки, культуры и образования, (4), 84–86.
- Митина, Г. В. (2024). Технология формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 49–61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-440 EDN: https://elibrary.ru/GLHPGM
- Павлова, Е. П., Оконешникова, Н. В., & Сидорова, Е. Э. (2018). Педагогические практики в профессиональном становлении будущих учителей начальных классов. Мир науки, культуры, образования, (6), 183–185. EDN: https://elibrary.ru/YUJNKH
- Писаренко, В. И., & Иващенко, О. В. (2023). Система развития коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов. Современные наукоемкие технологии, (11), 178–187. https://doi.org/10.17513/snt.39841 EDN: https://elibrary.ru/FNEBKL
- Прокофева, М. (2011). Системный подход в подготовке будущего педагога к реализации дифференцированного обучения. Проблемы подготовки современного учителя, (4), 315–322.
- Федотова, О. Д. (2017). Роль педагога в становлении духовного опыта личности в годы детства и ученичества: ретроспективное исследование. Интернет-журнал «Мир науки», 5(6). Получено с https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN617.pdf.
- Шацкий, С. Т. (2025). Педагогика. Избранные сочинения в 2 т. Том 1 (2-е изд., стер.). Москва: Издательство Юрайт. 269 с. (Антология мысли). ISBN 978-5-9916-8724-9. Получено с https://urait.ru/bcode/562232 (дата обращения: 10.03.2025).
- Ямалеева, Ф. М. (2023). Теоретические основы подготовки к инновационной педагогической деятельности будущих учителей начальных классов к работе с детьми с нарушением речи. Педагогический журнал, 13(1А), 615–622. https://doi.org/10.34670/AR.2023.36.72.071 EDN: https://elibrary.ru/ATWJST
- Delhaxhe, A., Birch, P., Piedrafita, T., Davydovskaia, O., Bourgeois, A., & Balcon, M. (2018). Teaching careers in Europe: Access, progression and support. Eurydice Report. Люксембург: Publications Office of the European Union. 132 с.
- Gibbs, G. (2013). Learning by DOIng: A guide to teaching and learning methods. Further Education Unit. Oxford: Oxford Polytechnic, Oxford Centre for Staff and Learning Development, Oxford Brookes University. 134 с.
- Janzen, K. J., Perry, B., & Margaret, J. A. (2018). Edwards Artistic Pedagogical Technologies: A Primer for Educators (Education). Vernon Press, Delaware. 160 с.
- Lian, B., Kristiawan, M., Ammelia, D., Primasari, G., Anggung, M., & Prasetyo, M. (2020). Teachers’ model in building students’ character. Journal of Critical Reviews, 7(14), 927–932.
- Scheffer, M., Baas, M., & Bjordam, T. (2017). Teaching originality? Common habits behind creative production in science and arts. Ecol. Soc., 22(2), Art. 29.
Дополнительные файлы
