Особенности социально-психологической адаптации молодежи, имеющей эмоциональные нарушения, к условиям профессионального обучения
- Авторы: Калашникова О.В.1
-
Учреждения:
- Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 536-554
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302894
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-816
- EDN: https://elibrary.ru/NXVDUM
- ID: 302894
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье представлен анализ особенностей социально-психологической адаптации к условиям профессионального обучения молодежи, имеющей эмоциональные нарушения, решение которой создаст условия для повышения качества профессионального образования
Цель. Целью статьи является представление результатов исследовательской деятельности, направленной на анализ психолого-педагогических условий, позволяющих выявить особенности социально-психологической адаптации молодежи, имеющих эмоциональные нарушения, к условиям профессионального обучения. Авторы ставят целью представить опыт организации психолого-педагогического сопровождения молодежи, имеющей эмоциональные нарушения на этапе адаптации к условиям профессионального обучения.
Методология исследования опирается на исследовательскую деятельность, в рамках которой анализируются психолого-педагогические условия повышающие уровень социально-психологической адаптации к условиям профессионального обучения молодежи, имеющей эмоциональные нарушения и коррекционную работу, направленную на преодоление сложностей развития студентов в процессе психолого-педагогического сопровождения в вузе.
Результаты. Выявлены психолого-педагогические условия, позволяющие решить проблемы социально-психологической адаптации молодежи, имеющей эмоциональные нарушения, к условиям профессионального обучения.
Представлены результаты исследовательской деятельности, позволяющие определить условия реализации коррекционного воздействия на социально-психологическую адаптацию студентов, имеющих эмоциональные нарушения, к профессиональному обучению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в ходе психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации к условиям профессионального обучения, а также в ходе организации воспитательной деятельности в вузе. Полученные результаты могут стать основой для реализации саморазвития и самосовершенствования молодых людей.
Об авторах
Ольга Владиславовна Калашникова
Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9968-7871
SPIN-код: 2346-9896
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы, управления и права
Россия, ул. Красногвардейская, 57, г. Нижний Тагил, 622031, Российская Федерация
Список литературы
- Антипова, О. Л. (2016). Практические методики диагностики и коррекции тревожно-депрессивных расстройств. Журнал практического психолога, (4), 74–85.
- Болдуин, М. В. (2011). Социальная тревога и активация реляционных знаний. Вестник личности и социальной психологии, (27), 137–147.
- Блэкберн, К. (2023). Психология тревожности. Москва: Когито-Центр. 154 с.
- Гласс, С. Р. (2019). Поведенческая оценка социальной тревоги и социальной фобии. Клиническое психологическое обозрение, (9), 75–90.
- Горина, Н. В. (2024). Индивидуальный подход в работе с тревожно-депрессивными расстройствами. Журнал клинической психологии, (2), 49–61.
- Лихи, Р. (2020). Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. Санкт-Петербург: Питер. 368 с.
- Москова, М. В. (2018). Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов в предэкзаменационный период. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (49), 136–144.
- Нехорошкова, А. Н. (2024). Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления. Экология человека, (6), 47–54.
- Салагор, В. Г. (2022). Тревожно-депрессивное расстройство. Клиническая психология, (6), 128–148.
- Северный, А. А. (2017). Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня. Москва: ФЛИНТА: Наука. 78 с.
- Соловьева, Э. Ю. (2019). Смешанное тревожное и депрессивное расстройство в общей медицинской практике. Consilium Medicum, 11(2), 61–67.
- Сухов, А. Н. (2023). Психология социальной работы. Москва: КноРус. 115 с.
- Циринг, Д. А. (2023). Психология выученной беспомощности. Москва: ACADEMA. 79 с.
- American Psychiatric Association. (2014). Division of Research. The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Арлингтон, Виргиния, США: Американское психиатрическое издательство. С. 134–198.
- Garnefski, N. (2021). Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems. Personality and Individual Differences, (30), 1311–1327.
Дополнительные файлы
