Психологические факторы готовности людей к взаимодействию с социальными роботами: обзор отечественных и зарубежных исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Одним из направлений использования роботов является их внедрение в сферу социального обслуживания граждан. В России и за рубежом проводятся исследования, связанные с созданием и усовершенствованием социальных роботов, обладающих высоким потенциалом к межличностному взаимодействию, что чрезвычайно важно в таких сферах как образование, здравоохранение и социальное обслуживание. Такая технология открывает новые горизонты для повышения уровня оказания услуг и эффективности коммуникации с различными группами пользователей, включая детей, пожилых людей, людей с ОВЗ. Цель данной статьи – представление обзора отечественных зарубежных публикаций, посвященных изучению факторов, определяющих готовность людей к взаимодействию с социальными роботами.

Методы исследования. Был проведен поиск и последующий контент-анализ отечественных (РИНЦ) и зарубежных (Web of Science, Scopus, Semantic Scholar) публикаций. Цель контент-анализа заключалась в анализе сфер применения социальных роботов, выявлении их функциональных особенностей и систематизации психологических факторов, связанных с готовностью людей к взаимодействию с данными роботизированными технологиями.

Результаты исследования показывают, что уровень антропоморфизма социального робота, наличие у робота гендерных признаков, степень их интеллектуальных особенностей требуют учета контекста использования социального робота. Готовность людей к взаимодействию с социальным роботом связана с рядом внутриличностных (открытость новым технологиям, наличие опыта взаимодействия с роботизированными системами, доверие техническим устройствам, гедонистическая мотивация) и внешних (возраст, внешние условия среды, в которых осуществляется взаимодействие с социальным роботом) факторов.

Об авторах

Алексей Юрьевич Саенко

Российский государственный социальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.y.saenko@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-8150-2940
SPIN-код: 1845-7056
ResearcherId: MDT-1254-2025

преподаватель кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики 

 

Россия, ул. В. Пика, 4, стр. 1, г. Москва, 129226, Российская Федерация

Павел Александрович Кисляков

Российский государственный социальный университет

Email: pack.81@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1238-9183
SPIN-код: 1375-5625
Scopus Author ID: 56348736600
ResearcherId: E-4701-2016

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики

 

Россия, ул. В. Пика, 4, стр. 1, г. Москва, 129226, Российская Федерация

Янина Васильевна Шимановская

Российский государственный социальный университет

Email: shimanovskajaJV@rgsu.net
ORCID iD: 0000-0003-0282-1323
SPIN-код: 6994-6579
Scopus Author ID: 57140855700
ResearcherId: D-4332-2016

кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной работе, профессор кафедры общественно-социальных институтов и социальной работы

 

Россия, ул. В. Пика, 4, стр. 1, г. Москва, 129226, Российская Федерация

Наталия Петровна Константинова

Российский государственный социальный университет

Email: tsygula@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7329-9977
SPIN-код: 1690-8166
Scopus Author ID: 57207889679
ResearcherId: D-2068-2014

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общественно-социальных институтов и социальной работы

Россия, ул. В. Пика, 4, стр. 1, г. Москва, 129226, Российская Федерация

Список литературы

  1. Азаренко, С. А. (2024). Сообщество братств и государство. Интеллект. Инновации. Инвестиции, (5), 93–102. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-93 EDN: https://elibrary.ru/TYBBIZ
  2. Гаврилина, Е. А. (2023). Агентность не-человеков: взаимодействие людей и социальных роботов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3(175)), 41–55. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2318 EDN: https://elibrary.ru/JEVOQJ
  3. Гардина, Д. В. (2018). Социальный робот: проблема дефиниции и классификации. Искусственные общества, 13(1-2), 3. EDN: https://elibrary.ru/XPBQVF
  4. Гасумова, С. Е., Безруков, А. В., & Старшинова, А. В. (2022). Ожидания граждан от цифровизации в сфере социальной защиты и социальных услуг. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, (2), 315–328. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-315-328 EDN: https://elibrary.ru/PBENVH
  5. Гребенникова, О. В. (2020). Современные младшие школьники в технологическом пространстве: социальный контекст роботов. В сборнике: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов III международной конференции (с. 106–110). Коломна: ГОУВО Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет". EDN: https://elibrary.ru/FKLARE
  6. Жданова, С. Ю., & Пузырева, Л. О. (2022). Использование систем искусственного интеллекта в образовании. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (5), 537–544. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-69 EDN: https://elibrary.ru/VNVVUB
  7. Зильберман, Н. Н. (2019). Социальный робот в торговых центрах: первые результаты, основные вызовы и перспективы исследований. Гуманитарная информатика, (16), 34–40. https://doi.org/10.17223/23046082/16/5 EDN: https://elibrary.ru/JCMMUL
  8. Зильберман, Н. Н., & Стефанцова, М. А. (2016). Социальный робот: подходы к определению понятия. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), (11-1), 297–312. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-11-297-312 EDN: https://elibrary.ru/XRNLTB
  9. Иваницкий, Г. Р. (2018). Робот и человек. Где находится предел их сходства? Успехи физических наук, 188(9), 965–991. https://doi.org/10.3367/UFNr.2018.03.038302 EDN: https://elibrary.ru/THTYAK
  10. Ким, Н. В., Жидков, В. Н., & Пименов, В. Н. (2019). Мобильный социальный робот. В сборнике: Пятый Всероссийский научно-практический семинар "Беспилотные транспортные средства с элементами искусственного интеллекта": Труды семинара (с. 98–103). Санкт-Петербург: ООО "РАИИ". EDN: https://elibrary.ru/RREVWY
  11. Козлов, В. В. (2023). Формирование элементов психики роботов. Journal of Advanced Research in Technical Science, (37), 52–56. https://doi.org/10.26160/2474-5901-2023-37-52-56 EDN: https://elibrary.ru/TVDJBK
  12. Корбут, А. М. (2018). Простите, я никак не могу понять»: способы реагирования на непонимание во взаимодействии человека и робота. Laboratorium: журнал социальных исследований, (3), 57–78. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2018-10-3-57-78 EDN: https://elibrary.ru/FFWQOW
  13. Лауфер, К. М. (2022). Цифровые технологии и цивилизационный кризис. Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, (1(35)), 42–59. EDN: https://elibrary.ru/VDJLLW
  14. Максимова, А. С. (2019). Опыт пользователя телефонной справочной службы: взаимодействие с оператором-человеком и роботом. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(6), 44–68. https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.6.4 EDN: https://elibrary.ru/IFAZNM
  15. Савенков, А. И. (2022). Куклы и куклостроение в эпоху всеобщей геймификации и эдьютеймента. Hominum, (2), 77–86. EDN: https://elibrary.ru/OPGEEC
  16. Сапожникова, А. В. (2022). Социальные установки на взаимодействие с социальными роботами: опыт применения шкалы NARS в России. Master's Journal, (2), 126–134. EDN: https://elibrary.ru/XKGJBO
  17. Селеткова, Г. И., Бурова, О. А., Ганина, О. А., & Середкина, Е. В. (2023). Типы отношения жителей города Перми к сервисным роботам. Социологическая наука и социальная практика, 11(3), 159–175. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.3.8 EDN: https://elibrary.ru/XUQYZS
  18. Ушаков, И. Б., Поляков, А. В., Усов, В. М., Князьков, М. М., & Мотиенко, А. И. (2021). Использование сервисных роботов для противодействия распространению вируса SARS-CoV-2 в закрытых медицинских помещениях. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях, (2), 104–114. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2021-0-2-104-114 EDN: https://elibrary.ru/ANAZEP
  19. Шадеркина, В. А., Шадеркина, А. И., & Петрушин, А. А. (2023). Антропоморфные роботы в медицине: варианты технологий и перспективы. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения, 9(1), 49–59. https://doi.org/10.29188/2712-9217-2023-9-1-49-59 EDN: https://elibrary.ru/NDGNWE
  20. Ahlin, T., & Mann, A. (2025). Ambiguous animals, ambivalent carers and arbitrary care collectives: Re-theorizing resistance to social robots in healthcare. Social Science & Medicine, 365, 1–8. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2024.117587 EDN: https://elibrary.ru/CSFSAT
  21. Breazeal, C. (2003). Toward sociable robots. Robotics and Autonomous Systems, 42(3-4), 167–175. https://doi.org/10.1016/S0921-8890(02)00373-1 EDN: https://elibrary.ru/BFXAQT
  22. Finkel, M., & Krämer, N. C. (2023). The robot that adapts too much? An experimental study on users' perceptions of social robots' behavioral and persona changes between interactions with different users. Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 1(2), 1–9. https://doi.org/10.1016/j.chbah.2023.100018 EDN: https://elibrary.ru/VYTYKW
  23. Giger, J.-C., Piçarra, N., Pochwatko, G., Almeida, N., & Almeida, A. S. (2025). Intention to work with social robots: The role of perceived robot use self-efficacy, attitudes towards robots, and beliefs in human nature uniqueness. Multimodal Technologies and Interaction, 9(9). https://doi.org/10.3390/mti9020009 EDN: https://elibrary.ru/DTCLTM
  24. Grundke, A., Appel, M., & Stein, J.-P. (2024). Aversion against machines with complex mental abilities: The role of individual differences. Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 2(2), 1–12. https://doi.org/10.1016/j.chbah.2024.100087 EDN: https://elibrary.ru/AJVQEC
  25. Holbrook, C., Krishnamurthy, U., Maglio, P. P., & Wagner, A. R. (2025). Physical anthropomorphism (but not gender presentation) influences trust in household robots. Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 3, 1–12. https://doi.org/10.1016/j.chbah.2024.100114 EDN: https://elibrary.ru/DIAMIM
  26. Jacobs, J. (2024). The artificial intelligence shock and socio-political polarization. Technological Forecasting and Social Change, 199, 1–15. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.123006 EDN: https://elibrary.ru/IXTJMI
  27. Jayaraman, S., Phillips, E. K., Church, D., & Riek, L. D. (2024). Privacy and utility perceptions of social robots in healthcare. Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 2(1), 1–10. https://doi.org/10.1016/j.chbah.2023.100039 EDN: https://elibrary.ru/ZCWHEB
  28. Julsrud, T. E., & Aasen, M. (2024). "Robots taking over the world… fantastic!" Understanding social representations, familiarity and visions of experiments with autonomous public transportation. Energy Research & Social Science, 115, 1–12. https://doi.org/10.1016/j.erss.2024.103646 EDN: https://elibrary.ru/RBMLVJ
  29. Kang, M. H., & Kim, S. (2025). Research trends in entertainment robots: A comprehensive review of the literature from 1998 to 2024. Digital Business, 5(1), 1–13. https://doi.org/10.1016/j.digbus.2024.100102 EDN: https://elibrary.ru/GYMPAN
  30. Liu, X. S., & Hancock, J. (2024). Social robots are good for me, but better for other people: The presumed allo-enhancement effect of social robot perceptions. Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 2(2), 1–10. https://doi.org/10.1016/j.chbah.2024.100079 EDN: https://elibrary.ru/SJHBMK
  31. Mori, M., MacDorman, K. F., & Kageki, N. (2012). The uncanny valley [From the Field]. IEEE Robotics & Automation Magazine, 19(2), 98–100. https://doi.org/10.1109/MRA.2012.2192811
  32. Neumann, M. M., Koch, L.-C., Zagami, J., Reilly, D., & Neumann, D. L. (2023). Preschool children's engagement with a social robot compared to a human instructor. Early Childhood Research Quarterly, 65, 332–341. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2023.07.010 EDN: https://elibrary.ru/ZJUQHT
  33. Nichol, B., McCready, J., Erfani, G., Comparcini, D., Simonetti, V., Cicolini, G., Mikkonen, K., Yamakawa, M., & Tomietto, M. (2024). Exploring the impact of socially assistive robots on health and wellbeing across the lifespan: An umbrella review and meta-analysis. International Journal of Nursing Studies, 153, 1–13. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2024.104730 EDN: https://elibrary.ru/IGRFXB
  34. Premathilake, G. W., & Li, H. (2024). Users' responses to humanoid social robots: A social response view. Telematics and Informatics, 91, 1–16. https://doi.org/10.1016/j.tele.2024.102146 EDN: https://elibrary.ru/RGZXUE
  35. Spaccatini, F., Corlito, G., & Sacchi, S. (2023). New dyads? The effect of social robots' anthropomorphization on empathy towards human beings. Computers in Human Behavior, 146, 1–9. https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.107821 EDN: https://elibrary.ru/PATPHQ
  36. Yang, W., & Xie, Y. (2024). Can robots elicit empathy? The effects of social robots' appearance on emotional contagion. Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 2(1), 1–10. https://doi.org/10.1016/j.chbah.2024.100049 EDN: https://elibrary.ru/HAGFCK
  37. Zuschnegg, J., Häussl, A., Lodron, G., Orgel, T., Russegger, S., Schneeberger, M., Fellner, M., Holter, M., Prodromou, D., Schultz, A., Roller-Wirnsberger, R., Paletta, L., Koini, M., Schüssler, S. (2025). Psychosocial effects of a humanoid robot on informal caregivers of people with dementia: A randomized controlled trial with nested interviews. International Journal of Nursing Studies, 162, 1–15. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2024.104967 EDN: https://elibrary.ru/HYLETN

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».