Психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов
- Авторы: Дмитроченко Т.В.1
-
Учреждения:
- Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 334-351
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302867
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-813
- EDN: https://elibrary.ru/UHNTCE
- ID: 302867
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Современные документы, регулирующие политику государства в области образования (национальный проект «Молодежь и дети», национальный проект «Кадры» и пр.), в качестве приоритетных целей национального развития РФ выдвигают совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки конкурентоспособного специалиста сферы образования, способного качественно и эффективно реализовывать профессионально-педагогические функции на практике.
Цель – описание реализации психолого-педагогических условий, способствующих успешному формированию профессиональной субъектности будущих педагогов.
Материалы и методы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, φ- критерий Фишера для математической обработки данных.
Результаты. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие профессиональной субъектности будущего педагога как сложного интегративного качества личности будущего специалиста сферы образования, связанного с его активностью, самостоятельностью и инициативностью в учебно-профессиональной деятельности, позволяющее ему успешно и творчески осваивать и реализовывать на практике будущие профессионально-педагогические функции. По результатам анализа исследований предложены психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов с учетом специфики образовательного пространства педагогического университета. По итогам проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность реализации педагогических условий формирования профессиональной субъектности будущих педагогов при изучении студентами педагогических дисциплин.
Об авторах
Татьяна Вячеславовна Дмитроченко
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bossyblond7@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2414-1003
SPIN-код: 7140-6412
старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования
Россия, ул. Кирова, 17, корп. 2, 681000, Российская ФедерацияСписок литературы
- Бардынина, В. А. (2008). Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. Курск. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/NKLXHZ
- Березин, А. Ф. (2002). Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис.... канд. психол. наук. Ставрополь. 21 с. EDN: https://elibrary.ru/NMCLGZ
- Будникова, С. П. (2018). Анализ компонентной структуры профессиональной субъектности будущих педагогов. Педагогическая психология образования, (4), 192.
- Будникова, С. П. (2022). Профессиональная субъектность в структуре личностной субъектности будущего педагога. Ярославский педагогический вестник, (4), 168–175. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-168-175 Получено с https://vestnik.yspu.org/releases/2022_4/18.pdf (дата обращения: 03.02.2025). EDN: https://elibrary.ru/OVAETB
- Деркач, А. А. (2015). Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. Акмеология, (2), 8–22. EDN: https://elibrary.ru/TTYFRF
- Деркач, А. А. (2016). Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (окончание). Акмеология, (2), 7–12. EDN: https://elibrary.ru/XCVVYN
- Залевская, А. А. (2023). Развитие профессиональной субъектности личности в условиях цифровизации общества: дис. … канд. филос. наук. Новочеркасск. С. 57.
- Кариев, А. Д. (2019). Представление субъектности человека: учёт направленности. МНКО, (1), 90–91. EDN: https://elibrary.ru/DAPGLX
- Кариев, А. Д. (2020). Становление субъектности студента с использованием интерактивных образовательных технологий в вузе: автореферат дис.... канд. пед. наук. Махачкала. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/RRRSZT
- Мухаметзянова, Ф. Г. (2002). Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: дис.... д-ра пед. наук. Киров. 422 с. EDN: https://elibrary.ru/NMFHTX
- Национальный проект "Кадры". Получено с https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/new-projects/kadry (дата обращения: 31.01.2025).
- Национальный проект "Молодежь и дети". Получено с https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/new-projects/molodezh-i-deti (дата обращения: 31.01.2025).
- Ольховая, Т. А. (2006). Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ГОУ ОГУ. 186 с. ISBN: 5-7410-0559-8 EDN: https://elibrary.ru/QVNATZ
- Осипова, С. И. (2001). Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Красноярск: Красноярская государственная академия цветных металлов и золота. 36 с. EDN: https://elibrary.ru/NLWHXN
- Послание Президента Федеральному Собранию. (2024). Президент России (29 февраля 2024). Получено с [укажите URL] (дата обращения: 13 ноября 2024).
- Bugental, J. F. T., & Kleiner, R. (2021). Existential Psychotherapies. В сборнике: Comprehensive Handbook of Psychotherapy Integration (с. 121). Нью-Йорк: Plenum Press.
- Campbell, R. L., Christopher, J. C., & Bickhard, M. N. (2022). Self and values: An interactivist foundation for moral development. Theory & Psychology, (12), 795. https://doi.org/10.1177/0959354302126004
- Hewson, M., Mills, A. J., & Durepos, G. (2009). Encyclopedia of case study research. SAGE Publications. С. 13–17.
- Martin, J. (2021). Self-Regulated learning, Social cognitive theory, and Agency. Educational Psychologist, 39(2), 135–145. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_4
- O'loughlin, M. (2001). The Development of Subjectivity in Young Children: Theoretical and Pedagogical Considerations. Contemporary Issues in Early Childhood, 2, 49–65. https://doi.org/10.2304/ciec.2001.2.1.8
- Osipova, S., Kuzmina, N., Gafurova, N., & Osipov, V. (2019). Mentoring as a Form of Assistance to a Transport University Student in the "University-Enterprise" Networking. Cooperation TEM Journal, 8(1), 234–241. https://doi.org/10.18421/TEM81-33 EDN: https://elibrary.ru/WUVEUP
- Stebbins, R. A. (2015). The Interrelationship of Leisure and Play: Play as Leisure. Leisure as Play. Houndmills, UK: Palgrave Macmillan. 183 с. https://doi.org/10.1057/9781137513038
- Stern, D. N. (1985). The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis a developmental psychology. New York: Basic books. 304 с.
- Sugarman, J., & Martin, J. (2021). Theorizing Relational Agency: Reactions to Comments. Journal of Constructivist Psychology, 24(4), 321–323. https://doi.org/10.1080/10720537.2011.593472
Дополнительные файлы
