Психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Современные документы, регулирующие политику государства в области образования (национальный проект «Молодежь и дети», национальный проект «Кадры» и пр.), в качестве приоритетных целей национального развития РФ выдвигают совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки конкурентоспособного специалиста сферы образования, способного качественно и эффективно реализовывать профессионально-педагогические функции на практике.

Цель – описание реализации психолого-педагогических условий, способствующих успешному формированию профессиональной субъектности будущих педагогов.

Материалы и методы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, φ- критерий Фишера для математической обработки данных.

Результаты. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие профессиональной субъектности будущего педагога как сложного интегративного качества личности будущего специалиста сферы образования, связанного с его активностью, самостоятельностью и инициативностью в учебно-профессиональной деятельности, позволяющее ему успешно и творчески осваивать и реализовывать на практике будущие профессионально-педагогические функции. По результатам анализа исследований предложены психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов с учетом специфики образовательного пространства педагогического университета. По итогам проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность реализации педагогических условий формирования профессиональной субъектности будущих педагогов при изучении студентами педагогических дисциплин.

Об авторах

Татьяна Вячеславовна Дмитроченко

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bossyblond7@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2414-1003
SPIN-код: 7140-6412

старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования 

Россия, ул. Кирова, 17, корп. 2, 681000, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бардынина, В. А. (2008). Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. Курск. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/NKLXHZ
  2. Березин, А. Ф. (2002). Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис.... канд. психол. наук. Ставрополь. 21 с. EDN: https://elibrary.ru/NMCLGZ
  3. Будникова, С. П. (2018). Анализ компонентной структуры профессиональной субъектности будущих педагогов. Педагогическая психология образования, (4), 192.
  4. Будникова, С. П. (2022). Профессиональная субъектность в структуре личностной субъектности будущего педагога. Ярославский педагогический вестник, (4), 168–175. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-168-175 Получено с https://vestnik.yspu.org/releases/2022_4/18.pdf (дата обращения: 03.02.2025). EDN: https://elibrary.ru/OVAETB
  5. Деркач, А. А. (2015). Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. Акмеология, (2), 8–22. EDN: https://elibrary.ru/TTYFRF
  6. Деркач, А. А. (2016). Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (окончание). Акмеология, (2), 7–12. EDN: https://elibrary.ru/XCVVYN
  7. Залевская, А. А. (2023). Развитие профессиональной субъектности личности в условиях цифровизации общества: дис. … канд. филос. наук. Новочеркасск. С. 57.
  8. Кариев, А. Д. (2019). Представление субъектности человека: учёт направленности. МНКО, (1), 90–91. EDN: https://elibrary.ru/DAPGLX
  9. Кариев, А. Д. (2020). Становление субъектности студента с использованием интерактивных образовательных технологий в вузе: автореферат дис.... канд. пед. наук. Махачкала. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/RRRSZT
  10. Мухаметзянова, Ф. Г. (2002). Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: дис.... д-ра пед. наук. Киров. 422 с. EDN: https://elibrary.ru/NMFHTX
  11. Национальный проект "Кадры". Получено с https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/new-projects/kadry (дата обращения: 31.01.2025).
  12. Национальный проект "Молодежь и дети". Получено с https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/new-projects/molodezh-i-deti (дата обращения: 31.01.2025).
  13. Ольховая, Т. А. (2006). Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ГОУ ОГУ. 186 с. ISBN: 5-7410-0559-8 EDN: https://elibrary.ru/QVNATZ
  14. Осипова, С. И. (2001). Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Красноярск: Красноярская государственная академия цветных металлов и золота. 36 с. EDN: https://elibrary.ru/NLWHXN
  15. Послание Президента Федеральному Собранию. (2024). Президент России (29 февраля 2024). Получено с [укажите URL] (дата обращения: 13 ноября 2024).
  16. Bugental, J. F. T., & Kleiner, R. (2021). Existential Psychotherapies. В сборнике: Comprehensive Handbook of Psychotherapy Integration (с. 121). Нью-Йорк: Plenum Press.
  17. Campbell, R. L., Christopher, J. C., & Bickhard, M. N. (2022). Self and values: An interactivist foundation for moral development. Theory & Psychology, (12), 795. https://doi.org/10.1177/0959354302126004
  18. Hewson, M., Mills, A. J., & Durepos, G. (2009). Encyclopedia of case study research. SAGE Publications. С. 13–17.
  19. Martin, J. (2021). Self-Regulated learning, Social cognitive theory, and Agency. Educational Psychologist, 39(2), 135–145. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_4
  20. O'loughlin, M. (2001). The Development of Subjectivity in Young Children: Theoretical and Pedagogical Considerations. Contemporary Issues in Early Childhood, 2, 49–65. https://doi.org/10.2304/ciec.2001.2.1.8
  21. Osipova, S., Kuzmina, N., Gafurova, N., & Osipov, V. (2019). Mentoring as a Form of Assistance to a Transport University Student in the "University-Enterprise" Networking. Cooperation TEM Journal, 8(1), 234–241. https://doi.org/10.18421/TEM81-33 EDN: https://elibrary.ru/WUVEUP
  22. Stebbins, R. A. (2015). The Interrelationship of Leisure and Play: Play as Leisure. Leisure as Play. Houndmills, UK: Palgrave Macmillan. 183 с. https://doi.org/10.1057/9781137513038
  23. Stern, D. N. (1985). The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis a developmental psychology. New York: Basic books. 304 с.
  24. Sugarman, J., & Martin, J. (2021). Theorizing Relational Agency: Reactions to Comments. Journal of Constructivist Psychology, 24(4), 321–323. https://doi.org/10.1080/10720537.2011.593472

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».