Специфика переживания психологического времени и дисфункциональные метакогнитивные модели как последствия опыта переживания травматических событий в детстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Травматический опыт, переживание которого достаточно распространенно, не воспринимается линейно. Память о травме зачастую субъективно ощущается вне хронологической структуры обычной жизни, «застревает» и повторяется как фрагмент, нарушая ощущение реальности и ее временных процессов. Возникающее временное искажение или разрыв препятствует процессу преодоления травматического опыта. Появляющиеся на фоне нарушенного временного восприятия дисфункциональные метакогнитивные модели и неэффективные копинг-стратегии способствуют развитию последствий травматизации и препятствуют посттравматическому росту. Актуальность изучения временной матрицы переживания травматического опыта заключается в ее значимости для комплексного понимания того, как время трансформируется и переживается под воздействием психологической травмы.

Цель – анализ структурных компонентов и функционирования временной матрицы травматического опыта, раскрывающей закономерности детерминации травматическими событиями, пережитыми в детском возрасте, специфики психологического времени и дисфункциональных метакогниций нарушающих адаптацию личности.

Материалы и методы. Исследование проведено на выборке 101 (78 женщин и 23 мужчины) человека взрослого возраста от 18 до 54 лет (M = 31,80, SD = 8,32). Исследование включало опрос участников с помощью анкет и применения тестовых процедур. Использовались методики: анкета для изучения демографических и биографических данных испытуемых; анкета, направленная на изучение степени виктимизации (Victimization protocol); опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; опросник метакогнитивных убеждений; опросник совладания со стрессом COPE-30. Для исследования основных взаимосвязей между переменными, выявление факторной структуры и множественной регрессии была использована программа SPSS версии 22.0.

Результаты. Существует взаимосвязь между травматическим опытом, дисфункциональными метакогнициями, временными перспективами, стратегиями избегания опыта и отрицания. Выявлена факторная структура, названная нами «временная матрица травматического опыта» (или «травматическая временная матрица») включающая пять компонентов: виктимизация в прошлом и настоящем, нарушение психологического времени, дисфункциональные копинг стратегии, дисфункциональные метакогниции, избегание опыта. Итоги регрессии для зависимой переменной показало детерминацию факторной структуры наличием травматического опыта. Таким образом, переживание травматических событий приводит к возникновению специфического ригидного конструкта, состоящего из негативной оценки прошлого и фиксации на нем, при фаталистическом восприятии настоящего; дисфункциональных метакогнитивных убеждений, включающих недоверие собственным перцептивным процессам и убеждении о неспособности контроля эмоций; дисфункиональных копинг-стратегий и стратегий избегания болезненного опыта. Данное исследование повышает осведомлённость специалистов в специфике переживания травматического опыта и может быть использована в практике, направленной на посттравматический рост.

Об авторах

Ольга Олеговна Андронникова

Новосибирский государственный педагогический университет  

Автор, ответственный за переписку.
Email: andronnikova_69@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1756-7682
SPIN-код: 9118-8231
Scopus Author ID: 57193952779
ResearcherId: D-2926-2014

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, истории психологии

Россия, ул. Вилюйская, 28, г. Новосибирск, 630126, Российская Федерация

Наталья Викторовна Романова

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: vita80@inbox.ru
ORCID iD: 0009-0005-6345-6376
SPIN-код: 1939-4383

соискатель  кафедры общей психологии, истории психологии, Психотерапевтический центр «Беркана»

 

Россия, ул. Вилюйская, 28, г. Новосибирск, 630126, Российская Федерация

Список литературы

  1. Ли, Т. (2024). Психологическое благополучие личности в контексте времени как психологического феномена. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (7), 539–547. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2024-7-75 EDN: https://elibrary.ru/IJAQHB
  2. Одинцова, М. А., Радчикова, Н. П., & Александрова, Л. А. (2022). SORE-30: психометрические свойства краткой версии русскоязычной методики оценки копинг-стратегий. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 247–275. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.11 EDN: https://elibrary.ru/VSPZXI
  3. Сирота, Н. А., Московченко, Д. В., Ялтонский, В. М., & Ялтонская, А. В. (2018). Апробация краткой версии опросника метакогнитивных убеждений на русскоязычной выборке. Психология. Журнал ВШЭ, (2). https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-307-325 EDN: https://elibrary.ru/ZAHPPV
  4. Сырцова, А., Соколова, Е., & Митина, О. (2008). Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо. Психологический журнал, (3), 101–109.
  5. Bolotova, A. K., & Hachaturova, M. R. (2013). The role of time perspective in coping behavior. Psychology in Russia: State of the Art, 6(3), 120–131. https://doi.org/10.11621/pir.2013.0311 EDN: https://elibrary.ru/RZSVSP
  6. Bowlby, J., Ainsworth, M., & Bretherton, I. (1992). The origins of attachment theory. Developmental Psychology, 28, 759–775.
  7. Brinck, I., & Liljenfors, R. (2013). The developmental origin of metacognition. Infant and Child Development, 22(1), 85–101.
  8. Gökkaya, F., Yurdalan, F., & Çıvgın, U. (2025). Does time perspective affect the association between childhood traumas and post-traumatic growth? Curr Psychol. https://doi.org/10.1007/s12144-025-07300-5
  9. Hosseini Ramaghani, N. A., Rezaei, F., Sepahvandi, M. A., Gholamrezaei, S., & Mirderikvand, F. (2019). The mediating role of the metacognition, time perspectives and experiential avoidance on the relationship between childhood trauma and post-traumatic stress disorder symptoms. European Journal of Psychotraumatology, 10(1), 1648173. https://doi.org/10.1080/20008198.2019.1648173
  10. Karan, A. (2021). Çocukluk çağı travmalarının dissosiyatif yaşantılar ile ilişkisi: zaman perspektifi ve duygu düzenlemenin aracı rolü [Master Thesis, Işık University, Ankara]. 111 p.
  11. Kline, N. K., Berke, D. S., Rhodes, C. A., Steенкамп, M. M., & Litz, B. T. (2018). Self-blame and PTSD following sexual assault: A longitudinal analysis. Journal of Interpersonal Violence, 36(5-6), 3153–3168. https://doi.org/10.1177/0886260518770652
  12. Myers, S. G., & Wells, A. (2015). Early trauma, negative affect, and anxious attachment: The role of metacognition. Anxiety, Stress, & Coping, 28(6), 634–649. https://doi.org/10.1080/10615806.2015.1009832
  13. Schneider, W. (2008). The development of metacognitive knowledge in children and adolescents: Major trends and implications for education. Mind, Brain, and Education, 2(3), 114–121. https://doi.org/10.1111/j.1751-228X.2008.00041.x
  14. Stojić, S., & Nadasdy, Z. (2024). Event as the central construal of psychological time in humans. Front. Psychol., 15, 1402903. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1402903
  15. Stolarski, M., & Cyniak-Cieciura, M. (2016). Balanced and less traumatized: Balanced time perspective mediates the relationship between temperament and severity of PTSD syndrome in motor vehicle accident survivor sample. Personality and Individual Differences, 101, 456–461. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.055 EDN: https://elibrary.ru/WOTUSL
  16. Treitel, C., & Levy-Gigi, E. (2024). The dual role of time perception in trauma-exposed individuals: A conceptual review. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 16(8), 1392–1400. https://doi.org/10.1037/tra0001631 EDN: https://elibrary.ru/HHYNNO
  17. van Wassenhove, V. (2023). Cognitive neuroscience of time: nows, timelines, and chronologies. Time and science, 2, 97–129. https://doi.org/10.1142/9781800613751_0005
  18. Vang, M. L., Shevlin, M., Karatzias, T., Fyvie, C., & Hyland, P. (2018). Dissociation fully mediates the relationship between childhood sexual and emotional abuse and DSM-5 PTSD in a sample of treatment-seeking adults. European Journal of Trauma & Dissociation, 2(4), 173–178. https://doi.org/10.1016/j.ejtd.2018.02.004
  19. Zambianchi, M. (2018). Time perspective, coping styles, perceived efficacy in affect regulation, and creative problem solving in adolescence and youth. Psicología Educativa, 24, 1–6. https://doi.org/10.5093/psed2018a1 EDN: https://elibrary.ru/VEAWQT
  20. Zimbardo, P. G., & Boyd, J. N. (2008). The Time Paradox: The New Psychology of Time That Will Change Your Life. Simon and Schuster. 339 p.
  21. Zimbardo, P. G., Sword, R., & Sword, R. (2012). The time cure. San Francisco, CA: Wiley. 336 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».