Том 28, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Формирование социального интеллекта студентов на основе развития эмоциональной гибкости и эмпатии

Уваров Е.А., Горбунова А.В.

Аннотация

Актуальность. В рамках современной реформы образования особое звучание приобретает подготовка специалиста образования, обладающего набором личностных качеств, сформированных на основе социального интеллекта. Однако вопрос научно-методического обеспечения развития данной личностной особенности в рамках современного пространства вуза неоднозначен и далек от своего научного разрешения и практического внедрения в практику.Цель исследования – изучение условий формирования социального интеллекта, обнаружение механизмов его взаимосвязи с эмпатией студентов педагогических направлений подготовки.Методы исследования. Применялись: контент-анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, структуризация информации, методы психодиагностики, методы математической статистики (корреляционный анализ).Результаты исследования. Выявлена взаимосвязь между социальным интеллектом, эмоциональной гибкостью и способностью к пониманию и управлению эмоциями респондентов. Кроме того, одной из исследовательских задач являлось установление связи социального интеллекта с уровнем развития эмпатии. Следует отметить, что большинство респондентов имеет средние и низкие показатели эмоционального интеллекта, что свидетельствует о недостаточной сформированности личностных качеств, влияющих на самомотивирование к какой-либо деятельности. Более того, это обстоятельство влияет на умение распознавать эмоции других людей. По некоторым шкалам, например, «Управление собственными эмоциями», выявлены низкие результаты, так неумение и неправильное выражение собственных эмоций значительно затрудняет коммуникационные процессы среди студенческой молодежи. Высокие показатели шкалы «Моральная нормативность» свидетельствуют о компетентном самооценивании социальных ролей, высоком ориентировании на соблюдение норм поведения в университете и в обществе в целом. Обнаружена корреляционная связь между эмпатией и эмоциональным интеллектом, адаптационным потенциалом и проникающими способностями в эмпатии, что может быть использовано в процессе подготовки специалиста в области образования.Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки психолого-педагогических условий и технологий развития социального интеллекта студентов в области образовательной деятельности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):235-246
pages 235-246 views

Педагогические возможности учебного сотрудничества в развитии дивергентного мышления обучающихся

Кочукова О.Н.

Аннотация

Актуальность. В рамках компетентностного подхода перед высшей школой стоит задача по подготовке специалистов, обладающих нестандартным, версионным, многовариантным мышлением, называемым дивергентным. Однако научно-методическое обеспечение развития данного вида мышления в условиях профессионального обучения в вузе разработано недостаточно. Поэтому для определения педагогических условий, необходимых для развития вышеназванного феномена, и разработки технологии его развития в процессе учебного сотрудничества необходимо определить имеющийся для развития дивергентного мышления студентов вуза потенциал учебного сотрудничества.Цель исследования – изучение учебного сотрудничества и его типов для обоснования возможностей его использования в контексте развития дивергентного мышления студентов вуза.Методы исследования. Применены контент-анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, структуризация информации, метод логико-смыслового моделирования.Результаты исследования. Выделены и описаны факторы-антагонисты, оказывающие влияние на развитие дивергентного мышления обучающихся (сотрудничество-конкуренция, активность-пассивность, мотивация-демотивация). Проведен анализ специфики учебного сотрудничества. Разработана логико-смысловая модель типологии учебного сотрудничества, отражающая многообразие форм и методов организации совместной деятельности участников взаимодействия и возможности их комбинирования. С опорой на разработанную типологию рассмотрены возможности учебного сотрудничества для развития дивергентного мышления студентов вуза.Выводы. Учебное сотрудничество способствует развитию таких базовых характеристик дивергентного мышления, как гибкость, нестандартность, вариативность, а также способностей, обеспечивающих дивергентную продуктивность. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки педагогических условий и технологии развития дивергентного мышления студентов в процессе учебного сотрудничества.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):247-257
pages 247-257 views

Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы

Прохоров А.В.

Аннотация

Актуальность. Профессиональная ориентация является одним из ведущих направлений деятельности современных университетов по ряду причин. Во-первых, она связана с обеспечением набора контингента студентов. Во-вторых, вузы являются ведущими акторами, обеспечивающими осознанное самоопределение школьников, объединяющими все заинтересованные стороны (родителей, школы, работодателей), являются центральным звеном в цепочке «школа–вуз–работодатель».Методы исследования. На основе теоретического анализа специальной литературы, систематизации актуальных практик профориентационной работы со школьниками, а также опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по профессиональному самоопределению школьников определены основные проблемные зоны в профориентационном взаимодействии «школа–вуз–работодатель».Результаты исследования. К числу выявленных проблемных зон профориентационной работы, которые предстоит решить вузам, следует отнести следующие: объединение всех заинтересованных сторон (школы, родителей, работодателей, органов государственной власти и т. д.); систематизацию профориентационного взаимодействия со школами; выработку актуального содержания профориентационной работы; определение наиболее эффективных форматов реализации профориентационных мероприятий; разработку и реализацию мер по ранней профориентации (например, форматы «детский университет», «университет открытий» и т. д.).Выводы. Действенным форматом профориентационной работы выступает профессиональная проба. Это практико-ориентированный формат, который позволяет моделировать конкретный вид профессиональной деятельности, в результате чего школьники знакомятся с профессиональной сферой, а в дальнейшем делают осознанный выбор профессиональной сферы. С 2016 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина предлагается более 30 программ профессиональных проб, представляющих возможность знакомства с направлениями подготовки и специальностями, реализуемыми в вузе («Юрист в государственных органах», «Учитель», «Познай себя и других», «Современный пиарщик», «Войсковая разведка» и др.).
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):258-266
pages 258-266 views

Модель профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации

Баталов Д.Р.

Аннотация

Актуальность. Ослабление воспитательно-социализирующего потенциала семьи и школы, нарушение механизмов социального контроля в обществе, влияние неконтролируемых информационных потоков приводят к снижению духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения и проявлению безнравственности, вседозволенности, насилия и агрессии. Все это способствует росту числа детей из группы риска и появлению такого явления, как «буллинг».Цель исследования – разработка процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации, которая позволит нивелировать возникающие негативные последствия, проявляющиеся в тяжелых психологических травмах и дисгармонии целостного развития младших школьников.Методы исследования. На основе анализа научной литературы, подходов и концепций по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы, а также моделирования выявлены факторы проявления буллинга среди школьников и дана их характеристика; разработана модель профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста и выявлены педагогические условия для ее реализации.Результаты исследования. Сконструирована процессная модель профилактики буллинга среди младших школьников и обоснованы этапы ее реализации в воспитательной среде общеобразовательной организации. Выводы. Профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста должна опираться на разработанную модель и комплекс мер предупреждения возникновения насилия в школьном коллективе с позиции целенаправленной организации конструктивных межличностных отношений и продуктивного осуществления совместной деятельности обучающихся в воспитательной среде общеобразовательной организации.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):267-275
pages 267-275 views

ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать?

Сысоев П.В., Филатов Е.М.

Аннотация

Актуальность. ChatGPT, разработанный на основе технологий искусственного интеллекта, способен значительно изменить научно-исследовательскую деятельность ученых и студентов, выполняя за них некоторую рутинную работу по поиску и обработке литературных источников и других данных, а также составлению исследовательских текстов. Вместе с тем интеграция ChatGPT в образование и науку вызывает бурные дискуссии в академической среде.Целью данной работы является: а) проведение обзора исследований, посвященных использованию чат-ботов в целом и ChatGPT в частности в исследовательской работе; б) проведение эмпирического исследования для проверки способности ChatGPT составлять исследовательские тексты и описание результатов анализа полученных данных; в) определение и обсуждение ключевых вопросов, связанных с эффективностью использования ChatGPT в исследовательской работе студентов.Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина и включало взаимодействие с ChatGPT с целью составления на его основе фрагментов исследовательской работы, состоящих из актуальности темы, обзора литературы (определений понятий и известных в конкретной области знания положений), анализа результатов поиска, подбора библиографии. Опытная работа проводилось на материале методики обучения иностранным языкам.Результаты исследования. ChatGPT доказал свою состоятельность в решении лишь нескольких исследовательских задач в соответствии с запросами пользователя (формулировать актуальность работы, приводить предложенные разными авторами определения понятий и описание устоявшихся конструктов, проводить анализ и обобщение результатов данных, генерировать новые данные, составлять библиографический список). Объем обзоров и глубина их содержания оказались больше удовлетворительного и неудовлетворительного качества. Кроме того, в случаях нехватки необходимой информации для решения поставленной задачи ChatGPT прибегал к фальсификации данных и генерированию несуществующих сведений.Выводы. На основе анализа данных поисковых запросов авторы выделяют перечень ключевых вопросов и проблем, решение которых будет способствовать более эффективному использованию ChatGPT в исследовательской работе молодых ученых и студентов. К таким вопросам относятся следующие: а) качество предоставляемых ChatGPT материалов по запросам пользователя; б) доступность ChatGPT и других аналоговых программ; в) способности и возможности ChatGPT предоставлять определенные материалы и выполнять некоторые аналитические функции; г) контекстность серии запросов; д) сочетание традиционной интеллектуальной работы человека с работой на основе ChatGPT; е) авторская этика написания исследовательских текстов; ж) неспособность ChatGPT адаптировать результаты поисковых запросов к уровню владения языком пользователем; з) воспитательный аспект создания ChatGPT исследовательских текстов; и) цена вопроса (или к каким временным и трудоемким затратам приведет использование ChatGPT в исследовательской работе); к) компетентность пользователя в профессиональной сфере при использовании ChatGPT.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):276-301
pages 276-301 views

Обучение иноязычной письменной речи в цифровой среде вуза

Титова С.В.

Аннотация

Актуальность. В компетентно-деятельностной парадигме языкового образования приоритетным становится развитие и формирование иноязычных продуктивных письменноречевых умений и языковых навыков обучающихся, способствующих созданию письменных текстов академического, научного и профессионально-ориентированного жанров. Многие исследователи и педагоги указывают на ряд сложностей и проблем, с которыми они сталкиваются при обучении письму: отсутствие мотивации у обучающихся, несформированность языковых и лексических навыков, умений критического, аналитического и творческого типов мышления; нежелание читать и анализировать аутентичные тексты, отсутствие умений использования открытых справочных материалов и онлайн-словарей, текстовых редакторов и мн. др.Цель исследования заключается в разработке эффективной методики интеграции цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов в традиционные подходы обучения студентов языковых вузов письму различных жанров.Методы исследования. Преодолеть вышеперечисленные проблемы можно, опираясь на традиционную и цифровую методику обучения письменно-речевым умениям, последовательно интегрируя цифровые технологии и открытые образовательные и справочные ресурсы в процесс обучения, используя групповые, интерактивные формы обучения, а также взаимо- и самооценивание.Результаты исследования. Проанализированы этапы формирования цифровой обучающей среды, которая является одним из условий успешной цифровизации процесса обучения иностранным языкам. Выделены несколько этапов интеграции цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов в процессе обучения ИЯ: этапы замены, усиления, модификации, преобразования. Рассмотрены традиционные и инновационные подходы к обучению письменно-речевым умениям, существующие в отечественной и зарубежной методике, проведена классификация приложений и цифровых платформ, наиболее частотно использующихся преподавателями иностранных языков в зависимости от этапа обучения письму, проанализированы дидактические свойства и функции данных приложений и платформ, способствующие качественной модификации и преобразованию процесса обучения письму в вузе.Выводы. Дидактические свойства и функции, используемые в процессе обучения приложений, платформ и открытых образовательных ресурсов, способствуют: оптимизации всего процесса развития умений создания письменных текстов любого жанра и стиля от замысла до воплощения, формированию лексических, грамматических, орфографических навыков посредством их отработки и закрепления с помощью приложений тестирования и голосования для развития; эффективной организации самостоятельной работы обучающихся, обеспечивая онлайн-доступ к создаваемому тексту в любое время; повышению мотивации за счет использования мультимодальных материалов, открытых образовательных и справочных ресурсов, корпусных данных и конкордансов иностранных языков; развитию информационно-коммуникационной компетенции и мягких навыков ХХI века у обучающих.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):302-316
pages 302-316 views

Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе

Попова Н.В., Зиновьева О.В., Вдовина Е.К.

Аннотация

Актуальность. Социальная направленность воспитания является подготовкой студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые недостаточно раскрыты в педагогической литературе.Цель исследования – рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate.Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете.Результаты исследования. Выявлено, что формулировка воспитательной цели занятия и ее имплементация на занятиях по иностранному языку вызывает сложности у многих студентов педагогического профиля. Рассмотрена социальная значимость следующих тем: личность, путешествия, работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа, преступность. Предложены конкретные учебные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет для обсуждения социального контента в форматах презентаций, эссе, диалогов, дебатов. Текстотека учебника расширяется за счет выполняемых обучающимися креативных заданий, сфокусированных на таких аспектах современного гражданского общества, как подвижничество волонтеров, социальные последствия технократии, этические дилеммы бизнеса, инклюзивное образование, экологические проблемы, социальная реклама, уважение к явлениям культуры, границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам и др.Выводы. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в университете должна осуществляться путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Intermediate и существующими в современном обществе проблемами. Формируемые ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):317-333
pages 317-333 views

Анализ тематик выпускных квалификационных работ студентов переводческих специальностей и их корреляции с потребностями рынка труда

Степанова М.М., Троицкий Д.И.

Аннотация

Актуальность. Проведен статистический анализ распределения заказов на переводческом рынке по видам и тематикам перевода и распределения тем выпускных квалификационных работ студентов переводческих специальностей с целью повышения востребованности выпускников переводческих специальностей на рынке труда.Методы исследования. Приведен обзор статистики спроса на переводческих рынках РФ, ЕС и США. Собрана выборка тем переводческих выпускных квалификационных работ, защищенных в вузах РФ в 2018–2020 гг. Объем выборки составил 245 работ. В выборку вошло 8 % соответствующих вузов, что делает ее репрезентативной с доверительным интервалом 20 % и доверительной вероятностью 85 %. Темы выпускных квалификационных работ в выборке подразделялись на следующие категории: аудиовизуальный перевод; теоретическая лингвистика; локализация игр и ПО; медицинский перевод; научно-технический перевод; публицистические тексты; рекламные тексты; устный перевод; художественный перевод; юридический перевод.Результаты исследования. Установлено несоответствие содержания подготовки будущих переводчиков в вузах реальным потребностям рынка. Максимальные расхождения выявлены в категориях «художественный перевод» (превышение на 21,66 %), «научно-технический перевод» (нехватка на 20,08 %) и «публицистические тексты» (превышение на 16,32 %). Проанализированы темы 138 выпускных квалификационных работ, поданных на международный конкурс «Переводчик – творчество и просвещение» в 2022 г. Показано отсутствие положительной динамики: доля работ в категории «художественный перевод» достигла 34,06 %, а в категории «научно-технический перевод» – всего 11,59 %.Выводы. Приведены рекомендации по исправлению сложившейся ситуации: согласование тематик выпускных квалификационных работ с потребностями рынка, привлечение переводчиков-практиков к преподаванию, проведение практики в переводческих компаниях, подготовка студентов по четкой индивидуальной специализации, межкафедральные проекты.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):334-346
pages 334-346 views

Развитие образовательной автономии в условиях групповой работы по авторскому электронному пособию на дистанционной образовательной платформе

Дашкина А.И.

Аннотация

Актуальность. Необходимость формирования навыков учебной автономии учащихся обусловлена рядом факторов. Во-первых, в связи с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс появились широкие возможности для автономной учебно-познавательной деятельности студентов. Во-вторых, в связи с социально-политическими изменениями, произошла смена парадигмы: учащиеся в настоящее время в меньшей степени ориентированы на коллективную работу и помощь своим сверстникам и, в основном, сфокусированы на собственном образовательном росте. В-третьих, наблюдается тенденция к укрупнению, вследствие чего в группах большого размера студенты не получают достаточной практики, и, помимо аудиторных занятий, им требуется автономная учебная деятельность, чтобы в полной мере освоить программу по предмету.Цель исследования – развить навыки учебной автономии студентов с одновременным формированием речевого компонента иноязычной коммуникативной компетенции через обучение в сотрудничестве на дистанционной образовательной платформе.Материалы и методы. В исследовании, целью которого являлось выявление влияния групповой работы на повышение уровня развития учебной автономии и на формирование речевого компонента иноязычной коммуникативной компетенции, приняли участие 70 студентов первого и второго курсов, обучающихся по лингвистическим направлениям в СПбГПУ Петра Великого.Результаты исследования. В экспериментальных группах, выполнявших домашнее задание в малых группах на дистанционной платформе, качество ответов на финальные минивопросы было выше, чем в контрольных, в которых подготовкой домашнего задания руководил педагог, работавший с ними во фронтальном режиме. Кроме того, анкетирование показало, что в них более высокий уровень развития навыков учебной автономии.Выводы. Новизна проведенного исследования заключена в том, что на основе существующих исследований были разработаны критерии оценивания сформированности речевого компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов, обучающихся по лингвистическим направлениям. Кроме того, была разработана анкета, позволяющая оценивать уровень развития учебной автономии. Эксперимент позволил установить, что оптимальной формой организации работы на дистанционной платформе является работа в малых командах, в которых каждому студенту предоставляется больше времени на практику иноязычной устной речи, чем при фронтальной работе, и при этом одновременно ведется формирование навыков учебной автономии.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):347-361
pages 347-361 views

Создание системы упражнений обучения иностранному языку с применением ИКТ

Мурунов С.С.

Аннотация

Актуальность. Современные учебные средства привносят изменения в структуру курса изучения иностранного языка, по-иному раскрывая способы создания учебных задач и контроля их выполнения. Однако перечень информационно-коммуникационных технологий трудно поддается определению из-за многообразия.Цель исследования – выявление взаимозависимости между ИКТ средствами обучения и системой упражнений обучения иностранному языку.Материалы и методы. Объектом исследования явилось применение ИКТ для проектирования учебного процесса. В качестве методов исследования использовался анализ актуальной методической литературы и обобщение педагогического опыта применения ИКТ для обучения иностранным языкам. Предложенная типология включает в себя три основных класса упражнений, которые, в свою очередь, делятся в дальнейшем на типы: класс языковых упражнений (фонетический, лексический, грамматический), класс условно-речевых (чтение, письмо, слушание, говорение) и класс речевых (когнитивный, коммуникативный, культурологический). Каждый приведенный тип был рассмотрен с позиций возможности интеграции цифровых средств обучения.Результаты исследования. Способ представления учебных материалов привносит новые качества учебного процесса. Среди них можно выделить: больше возможностей для организации фонетических заданий из-за доступности мультимедийных файлов, синхронную модерацию процесса создания письменного текста, увеличение способов контекстуализации условно-речевой и речевой деятельности, повышенную эргономичность координации субъектов обучения.Выводы. Полученные результаты могут быть использованы при создании системы упражнений в цифровой среде. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку конкретных типологий, дифференцирующихся по используемым в них ИКТ средствам.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):362-376
pages 362-376 views

Особенности перевода названий военных фильмов с английского на русский язык

Шевченко М.А., Тавдгиридзе Л.А.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены особенности перевода названий военных фильмов с английского на русский язык. На сегодняшний день существует проблема адекватного перевода названий фильмов с английского языка на русский. Из-за различных характеристик исходного языка и языка перевода, а также культурных особенностей всех этнических групп перевод фильма на военную тематику с одного языка на другой – это не просто перевод, а воссоздание военной действительности иностранных вооруженных сил. Для этого переводчик должен обладать необходимыми фоновыми знаниями, которые позволят ему корректно воссоздать эту действительность. Переводу заголовков, которые не только отражают в емкой форме содержание фильма, но и являются одним из первых факторов, на который обращают внимание потенциальные зрители, должно уделяться особое внимание.Цель исследования – выявить особенности перевода названий военных фильмов и определить, каким образом переводчик может наиболее адекватно передать смысл оригинального названия.Материалы и методы. Проанализированы названия военных фильмов на английском и их переводы на русский язык. Была взята выборка из наиболее интересных и проблематичных в переводе названий военных фильмов. На основе данной выборки была составлена классификация видов перевода военных фильмов, а также проведен анализ относительно данной классификации. Также были выявлены наиболее частные ошибки перевода военных фильмов.Результаты исследования. Выявлено, что переводчик, помимо понимания контекста фильма, должен обладать необходимыми фоновыми знаниями для адекватного перевода названия с учетом военных реалий. Также было выявлено, что некоторые названия военных фильмов не могут быть переведены буквально и требуют творческого подхода переводчика.Выводы. Предложен ряд рекомендаций для переводчиков, которые могут помочь более точно передать смысл оригинального названия. Описанные особенности перевода названий военных фильмов на английском языке на русский могут быть полезны не только переводчикам, но и широкому кругу читателей и зрителей. Рекомендации, сформулированные на основе результатов исследования, могут помочь переводчикам и локализаторам более точно передать смысл названий военных фильмов на русский язык.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):377-385
pages 377-385 views

Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении

Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р.

Аннотация

Актуальность. Необходимость большей персонализации обучения является значимой особенностью обучения иностранному языку для взрослой аудитории. Эта потребность обусловлена индивидуальным опытом взрослых учащихся, более узкими запросами в обучении и ограниченностью временных ресурсов. Одним из способов построения индивидуальных траекторий является технология автоматизированного чат-бота, которая может быть реализована на базе мессенджера Telegram.Цель исследования – определить эффективность этого способа для развития грамматической компетенции взрослых учащихся.Материалы и методы. Использованы методы эксперимента со статистической обработкой количественных данных, а также анкетирования для сбора качественных данных. Материалом исследования явились ответы участников исследования, собранные в рамках вводного и выходного тестирования грамматических навыков при самостоятельном обучении.Результаты исследования. Бот был протестирован на группе из 29 учащихся уровня A2B1, которые показали в среднем 61,11 % правильных ответов на предварительном тесте. После трех недель использования бота средний процент правильных ответов на пост-тесте группы достиг 72,22 %. Результаты оказались статистически значимыми (p = 0,003) и подтвердили эффективность бота как инструмента улучшения грамматической компетенции.Выводы. Использование чат-бота показало свою эффективность для развития грамматической компетенции взрослых учащихся. Полученные данные могут служить основой для дальнейшей разработки подобных инструментов, направленных на развитие большего спектра умений и навыков – лексической компетенции, аудирования или чтения.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):386-394
pages 386-394 views

Психолого-педагогические условия формирования коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий

Клочихин В.В.

Аннотация

Актуальность. Формирование коллокационной компетенции студентов лингвистических направлений подготовки выступает одной из основных целей обучения иностранному языку в вузе. Корпусные технологии являются одним из современных цифровых средств, с помощью которых возможна реализация данной цели. Однако в методике формирования коллокационной компетенции на основе корпусных технологий существует ряд проблемных зон, учет которых будет влиять на эффективность реализации данной методики обучения.Цель исследования – определить психолого-педагогические условия для эффективного формирования коллокационной компетенции на основе корпусных технологий.Методы исследования. На основе теоретического анализа научно-методической литературы и систематизации концептуальных подходов исследователей выявлены психологопедагогические условия, при помощи сопоставительного анализа и синтеза эмпирических данных теоретически обоснована эффективность учета психолого-педагогических условий для формирования коллокационной компетенции на основе корпусных технологий.Результаты исследования. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования коллокационной компетенции на основе корпусных технологий, которые необходимо учитывать при разработке методики обучения коллокациям. К таким условиям относятся: а) мотивация обучающихся развивать коллокационную компетенцию на основе корпусных технологий; б) сформированность ИКТ-компетенции у преподавателя иностранного языка; в) владение обучающимися иностранным языком на уровне B1; г) следование выделенным этапам проектной деятельности.Выводы. Формирование коллокационной компетенции на основе корпусных технологий должно осуществляться при соблюдении всего комплекса выявленных психологопедагогических условий. Полученные результаты могут быть использованы для повышения результативности методик обучения коллокациям на основе корпусных технологий.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):395-404
pages 395-404 views

Особенности обучения письменной интернет-коммуникации в неязыковом вузе

Михеева Н.Н., Шулындина Е.В.

Аннотация

Актуальность. Поставлена важная проблема использования письменных цифровых текстов как средств обучения профессиональной письменной коммуникации в неязыковом вузе.Цель исследования – показать, каким образом современные цифровые технологии могут эффективно организовывать учебную деятельность в предметно-языковом обучении письменной коммуникации будущих специалистов в области международного бизнеса.Методы исследования. Применялись следующие методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, функциональный метод) и практические (описание, наблюдение, опросы, беседы, метод статистического анализа).Результаты исследования. С использованием интернет-ресурсов (новостные сайты, профессиональные онлайн-журналы) предложены разнообразные задания, которые способствуют формированию умений эффективной письменной коммуникации. На основе пошаговой деятельности происходит развитие дискурсивных умений в профессиональной сфере, формирование навыков критического осмысления перерабатываемой информации, умений создавать вторичный письменный текст.Выводы. Обучение студентов работать с цифровым текстом – сегодня одна из приоритетных задач профессиональной иноязычной подготовки специалиста. Успешное освоение письменной интернет-коммуникации позволяет студентам, работая с цифровыми ресурсами, формировать умения диверсификации направленности профессии, ее движения в сторону освоения новых цифровых практик.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):405-414
pages 405-414 views

Комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования

Белоусов А.С., Медведев Н.В., Долженкова М.И.

Аннотация

Актуальность. Развитие среднего профессионального образования является основной особенностью системы обучения сегодня. Теперь выпускники школ после 9 класса предпочитают обучение по программам СПО с целью последующего поступления в вуз. В связи с чем появилась необходимость профориентационного обучения, что может быть реализовано на уроках иностранного языка посредством интегрированного подхода (предметноязыкового интегрированного обучения).Цель исследования – разработать комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования.Материалы и методы. В основу разработанного комплекса проблемных иноязычных заданий профориентационного характера для обучающихся в системе среднего профессионального образования легли труды по интегрированному обучению иностранным языкам, профориентационному обучению иностранному языку, различных типологий иноязычных заданий. В нашем исследовании за основу взята типология упражнений Е.И. Пассова, которая состоит из условно-речевых и речевых заданий. Методом исследования являлся теоретический – анализ литературы в области методики обучения иностранным языкам, обработка полученного материала и его синтез.Результаты исследования. Для практической реализации профоринетационного обучения был разработан комплекс проблемных иноязычных заданий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся среднего профессионального образования. Комплекс проблемных заданий состоит из условно-речевых заданий (на лексику, фонетику, грамматику и перевод) и речевых упражнений (профессионально ориентированных).Выводы. Новизна проведенного исследования заключается в разработке собственного комплекса проблемных иноязычных заданий – условно-речевых (на лексику, на грамматику, на фонетику, упражнения в переводе) и речевых интегрированных заданий профессиональной направленности. Данная типология заданий в полной мере позволит реализовать потенциал интегрированного подхода с профориентационной целью обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):415-423
pages 415-423 views

Динамика физической подготовленности стрелков с нарушением слуха на этапе начальной подготовки

Барашева О.Г.

Аннотация

Актуальность. Российские и зарубежные статистические источники показывают постоянно увеличение количества детей со слуховой депривацией, что обусловливает постоянный поиск новых средств комплексной помощи. Одним из эффективных видов является адаптивный спорт, в последние годы получивший интенсивное развитие в Российской Федерации. В качестве доступной спортивной дисциплины для большинства лиц с инвалидностью стала пулевая стрельба, создающая условия для эффективной интеграции в общество. Тренировочный процесс в целом и физическая подготовка в частности у лиц с нарушением слуха требует дифференциации ее средств и методов в зависимости от степени патологии. Предмет исследования – динамика физической подготовленности стрелков с нарушением слуха на этапе начальной подготовки. Цель исследования – оценка эффективности методики дифференцированной физической подготовки стрелков с нарушением слуха.Методы исследования. 4 группы испытуемых спортсменов с нарушением, занимающихся стрельбой на этапе начальной подготовки, 2 контрольные (1 группа – глухие, 2 группа – слабослышащие) и 2 экспериментальные (1 группа – глухие, 2 группа – слабослышащие). В процессе реализации методики дифференцированной физической подготовки спортсменов с нарушением слуха, занимающихся пулевой стрельбой, отслеживалась динамика показателей их физической подготовленности до начала и по окончании ее реализации.Результаты исследования. Проанализированы результаты физической подготовленности глухих и слабослышащих стрелков в ходе реализации методики; выявлены различия в проявлении ряда способностей между глухими и слабослышащими спортсменами. Представленные результаты динамики физической подготовленности показывают эффективность методики дифференцированной физической подготовки, основанной на особенностях проявления физических качеств у глухих и слабослышащих спортсменов в стрельбе.Выводы. Представленные результаты динамики физической подготовленности, выявленные в экспериментальных группах глухих и слабослышащих стрелков, показали эффективность методики дифференцированной физической подготовки, основанной на учете особенностей проявления физических качеств у глухих и слабослышащих спортсменов в стрельбе.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):424-433
pages 424-433 views

3D-фитнес в адаптивной физической культуре как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Ивлева А.Н.

Аннотация

Актуальность. Выявлены особенности 3D-фитнеса в адаптивной физической культуре в качестве одного из методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Цель исследования – анализ возможностей использования 3D-фитнеса в рамках адаптивной физической культуры в качестве одного из перспективных направлений коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Был решен ряд задач: кратко охарактеризована взаимосвязь речи и моторики детей дошкольного возраста; дано определение адаптивной физической культуры и 3D-фитнеса как одного из ее направлений; проанализированы возможности использования 3D-фитнеса с целью коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Методы исследования. Анализ теоретической и методической литературы, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.Результаты исследования. Выявлено, что упражнения, включающие в себя отдельные направления 3D-фитнеса, например, упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с речевыми упражнениями, представляют собой комплексный подход с точки зрения коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.Выводы. В силу того, что потребность в движении у детей дошкольного возраста очень значительная, упражнения 3D-фитнеса, как правило, воспринимаются детьми с большим энтузиазмом, и коррекция речевых нарушений проходит в игровой форме.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):434-443
pages 434-443 views

О демографической ситуации на Тамбовщине в эпоху средневековья

Андреев С.И., Андрюнина А.В.

Аннотация

Актуальность. Основным источником сведений о демографических процессах, происходивших в эпоху средневековья на территории современной Тамбовщины и прилегающих к ней территорий, являются археологические исследования. Практически до настоящего времени регион Верхнего Дона и Окско-Донская равнина оставались белым пятном на средневековой археологической карте. Только в последние десятилетия была значительно расширена источниковая база. Были выявлены памятники первой половины первого тысячелетия новой эры, относящиеся к кругу раннеславянских древностей; были проведены исследования памятников донских славян, древнерусского времени, кочевнического круга. Целью исследования явилось выявление направлений заселения Окско-Донской равнины в средние века, его динамики, этнический состав, контактов нового населения с автохтонным.Материалы и методы. Принцип историзма, сравнительно типологический метод и принцип объективности. Использованы как общие, так и специальные методы исторического познания. Датировка археологических материалов и принадлежность их к определенному этносу определялись путем изучения керамики и немногочисленных индивидуальных находок.Результаты исследования. Территория современной Тамбовщины, как части ОкскоДонской равнины, всегда была привлекательна в силу своих природно-климатических особенностей не только для кочевых народов, но и для оседлых племен. Вследствие разнообразных факторов, таких как Великое переселение народов, периодические нашествия кочевников, распад отдельных археологических культур, демографическая ситуация в средние века была крайне нестабильна. Жители многих поселений были вынуждены изменить место своего проживания либо пытаться сосуществовать с кочевниками.Выводы. Сделаны выводы о многообразии этносов на Тамбовщине благодаря наличию культурных находок, остатков жилищ, захоронений в местах бытования различных культур. Новизна проведенного исследования заключена в хронологической систематизации этапов жизни и деятельности народов, проживавших в первом тысячелетии на территории современной Тамбовской области. Их родовые и культурные связи, образ жизни и территориальные перемещения по различным причинам стали объектами изучения с помощью археологических методов, что позволило расширить наши знания о древней истории края. Дальнейшее внимание к известным памятникам и открытие новых на территории ОкскоДонской равнины позволит более детально изучить демографическую ситуацию в средние века на этой территории.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):444-461
pages 444-461 views

Модели и формы аграрного производства и экономические преобразования российской деревни (XVI – первая треть XX века)

Выгузов А.А., Николашин В.П.

Аннотация

Актуальность. Вопросы эволюции различных моделей и форм аграрного производства в XVI – первой трети XX века в России являются актуальной проблематикой. Особое внимание уделено изучению таких аспектов, как кооперативные начала в деревне, советские аграрные трансформации и развитие колхозно-совхозного строя.Материалы и методы. Были привлечены как опубликованные источники, так и материалы ряда архивов. Применялись как общенаучные методы, так и ряд других подходов, включая междисциплинарный подход, метод моделирования.Результаты исследования. Выделена возможность изучения процесса преобразований в деревне через призму аграрных моделей и форм. Проведено изучение системы социальноэкономических отношений в деревне в контексте реализуемых преобразований в деревне.Выводы. Сделан вывод о том, что изменения в моделях и формах сельскохозяйственного производства формировались властью под влиянием внешних и внутренних вызовов. Продуманные, хорошо подготовленные реформы позитивно отражались как на деятельности отдельных участников аграрных отношений, так и в целом политической и экономической сферах жизнедеятельности государства. Успешные аграрные реформы вели к росту производительности труда, повышению качества жизни в деревне. Коллективизация же разрушила многие традиционные устои, превратив крестьян в сельских пролетариев.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):462-471
pages 462-471 views

Деятельность члена Тамбовской губернской земской управы А.Д. Брюхатова (1898–1904 гг.) в контексте становления гражданского общества в России

Шуваев Д.А.

Аннотация

Актуальность. История земского самоуправления в общероссийском плане исследована широко. Значительно меньше изучен вклад в историю видных представителей земства на локальном, в частности, тамбовском материале. Цель исследования – на примере члена Тамбовской губернской земской управы Льва Дмитриевича Брюхатова рассмотреть взгляды земской радикальной интеллигенции в контексте становления гражданского общества в России.Методы исследования. На основе теоретического анализа делопроизводственной документации Тамбовского губернского земства дана объективная оценка общественно-политической деятельности члена управы Л.Д. Брюхатова.Результаты исследования. Проанализирована борьба Льва Дмитриевича за объединение земств в масштабах страны и расширение прав земских учреждений, их демократизацию. Показана его деятельность по отстаиванию свободы слова и гласности, а также защите земских прав. Особое внимание уделено усилиям члена Тамбовской губернской земской управы по увеличению земского представительства в местных учреждениях.Выводы. В целом пример Л.Д. Брюхатова показал эволюцию взглядов земской радикальной интеллигенции от призывов к защите и расширения прав земских учреждений до признания за земствами права затрагивать вопросы, имевшие общегосударственное значение.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):472-479
pages 472-479 views

Железные дороги советской России как объект правоохранительной деятельности в годы Гражданской войны

Петрыкин Н.Н.

Аннотация

Актуальность. Изучение способов обеспечения правопорядка в переломные этапы истории способствует выработке наиболее эффективных механизмов организации деятельности современных территориальных органов МВД России. Вместе с тем рассмотрение вопросов функционирования специальных подразделений и организаций по охране железнодорожного транспорта требует уточнения границ зон ответственности. На объектах железнодорожного транспорта такие зоны ответственности пролегают вдоль линий железных дорог. Цель исследования – определить железнодорожные линии, подконтрольные советской власти в первые годы ее становления.Методы исследования. Принцип историзма наряду с конкретно-историческим подходом позволил проанализировать позиции руководителей Советского государства в части организации деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения его безопасности. Опираясь на принцип системности, удалось выделить элементы административно-территориального деления в РСФСР. Применение картографического метода позволило соотнести границы фронтов Гражданской войны и железнодорожные линии, фактически контролируемые советской властью.Результаты исследования. На основе архивных материалов уточнены границы железнодорожных линий, проходивших по территориям РСФСР, подконтрольным советской власти в первые годы ее становления. В результате исследования определены возможные территориальные границы деятельности специальных подразделений и служб органов советской власти по обеспечению правопорядка.Выводы. Вследствие Гражданской войны фактические границы влияния советской власти проходили по линиям фронта и были подвижны. Полученные сведения о железных дорогах, подконтрольных советской власти, позволяют определить линии железных дорог как объекты правоохранительной деятельности. Результаты исследования расширяют подходы к изучению становления советской государственности в 1917–1922 гг.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):480-490
pages 480-490 views

Участие тамбовской губернской милиции в борьбе с крестьянским повстанчеством. 1918–1922 гг.

Безгин В.Б., Парахин С.А.

Аннотация

Актуальность. Научная проблема заключается в изучении деятельности Тамбовской губернской милиции периода 1918–1922 гг. как репрессивного органа советской системы управления. Цель исследования – анализ участия уездных отделений милиции в подавлении крестьянского протеста периода Гражданской войны.Методы исследования. Деятельность губернской милиции в годы Гражданской войны изучена посредством историко-системного подхода, что позволило рассматривать изучаемый объект как составную часть советской системы управления. Анализ участия сельских милиционеров в борьбе с крестьянским протестом осуществлен через призму поколения «революционного перелома».Результаты исследования. На основе содержания рапортов сельских милиционеров выяснены причины крестьянского недовольства, а также ход деревенских «мятежей». Установлены формы и характер мер, использованные губернской милиции, с целью противодействия антиправительственным выступлениям сельских жителей. Факты должностных преступлений и даже измены тамбовских милиционеров выявлены посредством изучения приговоров революционного военного трибунала. Сделан вывод о том, что во время Тамбовского восстания 1920–1921 гг. отряды губернской милиции, наряду с частями Красной армии, были задействованы в осуществлении репрессивных мер и проведении карательных операций в «мятежных» селах.Выводы. Практическая значимость работы заключена в использовании ее результатов для изучения роли «поколения революционного перелома» в событиях Гражданской войны. Перспективы исследования видятся в установлении «скрытых» форм крестьянского протеста в период новой экономической политики и роли губернской милиции в противодействии им.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):491-500
pages 491-500 views

Перестройка работы УНКВД по Курской области накануне немецкой оккупации

Феклистова И.В.

Аннотация

Актуальность. Интерес к событиям Великой Отечественной войны подкрепляется как сложностью и противоречивостью современных процессов, протекающих в России и мире, так и недостаточной степенью изученности определенных тем этого исторического периода в новейшей истории страны. Темы, связанные с деятельностью органов государственной безопасности СССР, традиционно недостаточно подробно изучены в исторической науке.Цель исследования – реконструировать исторические события, предшествовавшие вторжению немецких войск на территорию Курской области – одного из крупнейших регионов Центрального Черноземья.Материалы и методы. Исследование базируется на рассекреченных архивных материалах Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курской области. Были изучены материалы четвертого отдела НКВД по Курской области за май–декабрь 1941 г.Результаты исследования. Немецкая агрессия против СССР поставила перед государственными и партийными органами, как в целом всей страны, так и на региональном уровне необходимость перестройки всех сфер жизни страны. Исследованы особенности и направления перестройки деятельности территориальных органов государственной безопасности, областных и районных партийных и государственных органов накануне немецкого вторжения на территорию региона. Рассмотрены конкретные мероприятия, которые были проведены и планировались для реализации по мере приближения германских войск к границам Курской области. Значительное внимание уделено созданию истребительных батальонов, организации партизанских отрядов, развертыванию разведывательно-агентурной и диверсионной сети в тылу немецких войск по мере их продвижения к Курской области.Выводы. Как показали дальнейшие события, подготовительные мероприятия сыграли большую роль в организации достаточно эффективного сопротивления немецкому оккупационному режиму практически во всех районах Курской области на протяжении всего периода немецкой оккупации Курской области в ноябре 1941 – августе 1943 г.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):501-510
pages 501-510 views

Влияние СМИ на импичмент Дилмы Русеф

Воронов В.П.

Аннотация

Актуальность. В наши дни средства массовой информации являются важным инструментом политического процесса, влияя на формирование политических предпочтений граждан, а также играя роль координатора потоков информации.Цель исследования – определение влияния СМИ на импичмент президента Бразилии Дилмы Русеф в 2016 г. В отечественной историографии довольно мало внимания уделено месту СМИ в процессе импичмента, отсюда следует актуальность его изучения.Материалы и методы. Проведен анализ публикаций, аффилированных с крупнейшим бразильским медиаконцерном «Групу Глобу» (“Grupo Globo”) СМИ, а также влиятельных газет “Folha de São Paulo” и “Estado de São Paulo”, дан сравнительный анализ политических событий Бразилии и их оценок в медиа.Результаты исследования. Установлено, что ведущие бразильские СМИ регулярно публиковали материалы о неэффективности деятельности властей без попытки ее объективной оценки: игнорировался комплексный характер политических событий и проблем в стране, формировалось мнение читателей о якобы всеобщем характере недовольства президентом и неизбежности импичмента, несмотря на сохранение у Дилмы Русеф значительного числа сторонников.Выводы. По итогам исследования можно отметить, что владельцы крупнейших бразильских медиа последовательно отстаивали собственные интересы и не преминули использовать возможность отодвинуть от власти неугодную левоцентристскую Партию трудящихся, чтобы избежать рисков неблагоприятной для олигархии экономической политики внутри страны.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):511-520
pages 511-520 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».