Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Социальная направленность воспитания является подготовкой студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые недостаточно раскрыты в педагогической литературе.Цель исследования – рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate.Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете.Результаты исследования. Выявлено, что формулировка воспитательной цели занятия и ее имплементация на занятиях по иностранному языку вызывает сложности у многих студентов педагогического профиля. Рассмотрена социальная значимость следующих тем: личность, путешествия, работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа, преступность. Предложены конкретные учебные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет для обсуждения социального контента в форматах презентаций, эссе, диалогов, дебатов. Текстотека учебника расширяется за счет выполняемых обучающимися креативных заданий, сфокусированных на таких аспектах современного гражданского общества, как подвижничество волонтеров, социальные последствия технократии, этические дилеммы бизнеса, инклюзивное образование, экологические проблемы, социальная реклама, уважение к явлениям культуры, границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам и др.Выводы. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в университете должна осуществляться путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Intermediate и существующими в современном обществе проблемами. Формируемые ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания.

Об авторах

Н. В. Попова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ninavaspo@mail.ru

О. В. Зиновьева

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ovzinovieva@yandex.ru

Е. К. Вдовина

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: evdovina@spbstu.ru

Список литературы

  1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2012. 448 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005430384
  2. Попова Н.В. Педагогика высшего образования / под ред. Н.И. Алмазовой. СПб.: Изд-во Политех. унта, 2018. 102 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009846852
  3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с. https://elibrary.ru/vugrkp
  4. Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А. Воспитательный аспект в преподавании иностранного языка в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 2-3 (71). C. 19-23. https://elibrary.ru/yiekvr
  5. Гончарова М.С., Невежина Н.В. Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 12011205. https://elibrary.ru/zbgllz
  6. Батыршина Р.В. Воспитательная роль курса «Иностранный язык» в вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 10. С. 265-268. https://elibrary.ru/sgiyan
  7. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 7-9. https://elibrary.ru/jxaxrr
  8. Башкирова О.А. Воспитательные возможности при обучении иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110). C. 26-28. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.078, https://elibrary.ru/xdmbor
  9. Ершова О.В. Негативные черты в портрете современного обучающегося // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 259-264. https://doi.org/10.55355/snv2022114305, https://elibrary.ru/jxbfjq
  10. Мамонт Б.В. Функционально-психологический аспект вопросной составляющей в рамках ведения интервью // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 3. С. 88-90. https://elibrary.ru/knnugr
  11. Доржеева В.В., Слепцова О.Ю. Сохранение и возрождение языков коренных малочисленных народов в современных полиэтничных государствах (на примере Канады и России) // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 4. C. 660-666. https://doi.org/10.30853/mns210132, https://elibrary.ru/wjhjrm
  12. Томилин К.В. Социальная реклама // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд. 2010. № 5-1. С. 123-129. https://elibrary.ru/rsqhdx
  13. Романов А.А. Социальная реклама (проблемы и перспективы развития) // Статистика и экономика. 2010. № 6. С. 99-101. https://elibrary.ru/nypcwd
  14. Сторчевой М.А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения // Вестник СанктПетербургского университета. Менеджмент. 2009. № 3. С. 121-148. https://elibrary.ru/kwajax
  15. Высоков К.А. Культура и этика российского предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 (32). С. 26. https://elibrary.ru/rspuqd
  16. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 214-215. https://elibrary.ru/xyvaxj
  17. Ставицкий О.А. Психология отношений к инвалидизированным в зависимости от профессиональной направленности личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 90-95. https://elibrary.ru/rzrvpj
  18. Зезюлько А.В. Технократизм и его критика «Антитехнократами» // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 28-35. https://elibrary.ru/redkgt
  19. Ильин А.Н. Западная толерантность: господство демократии или наступление дегуманизации? // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3. С. 227246. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246, https://elibrary.ru/dfhxul

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».