Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе
- Авторы: Попова Н.В.1, Зиновьева О.В.1, Вдовина Е.К.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 317-333
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297988
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333
- ID: 297988
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Социальная направленность воспитания является подготовкой студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые недостаточно раскрыты в педагогической литературе.Цель исследования – рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate.Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете.Результаты исследования. Выявлено, что формулировка воспитательной цели занятия и ее имплементация на занятиях по иностранному языку вызывает сложности у многих студентов педагогического профиля. Рассмотрена социальная значимость следующих тем: личность, путешествия, работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа, преступность. Предложены конкретные учебные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет для обсуждения социального контента в форматах презентаций, эссе, диалогов, дебатов. Текстотека учебника расширяется за счет выполняемых обучающимися креативных заданий, сфокусированных на таких аспектах современного гражданского общества, как подвижничество волонтеров, социальные последствия технократии, этические дилеммы бизнеса, инклюзивное образование, экологические проблемы, социальная реклама, уважение к явлениям культуры, границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам и др.Выводы. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в университете должна осуществляться путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Intermediate и существующими в современном обществе проблемами. Формируемые ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. Попова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: ninavaspo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3058-7386
доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы Лингводидактики и перевода
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29О. В. Зиновьева
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: ovzinovieva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-9350-1846
старший преподаватель Высшей школы инженерной психологии и прикладной лингвистики
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Е. К. Вдовина
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Автор, ответственный за переписку.
Email: evdovina@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3787-9691
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Список литературы
- Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2012. 448 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005430384
- Попова Н.В. Педагогика высшего образования / под ред. Н.И. Алмазовой. СПб.: Изд-во Политех. унта, 2018. 102 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009846852
- Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с. https://elibrary.ru/vugrkp
- Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А. Воспитательный аспект в преподавании иностранного языка в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 2-3 (71). C. 19-23. https://elibrary.ru/yiekvr
- Гончарова М.С., Невежина Н.В. Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 12011205. https://elibrary.ru/zbgllz
- Батыршина Р.В. Воспитательная роль курса «Иностранный язык» в вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 10. С. 265-268. https://elibrary.ru/sgiyan
- Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 7-9. https://elibrary.ru/jxaxrr
- Башкирова О.А. Воспитательные возможности при обучении иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110). C. 26-28. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.078, https://elibrary.ru/xdmbor
- Ершова О.В. Негативные черты в портрете современного обучающегося // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 259-264. https://doi.org/10.55355/snv2022114305, https://elibrary.ru/jxbfjq
- Мамонт Б.В. Функционально-психологический аспект вопросной составляющей в рамках ведения интервью // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 3. С. 88-90. https://elibrary.ru/knnugr
- Доржеева В.В., Слепцова О.Ю. Сохранение и возрождение языков коренных малочисленных народов в современных полиэтничных государствах (на примере Канады и России) // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 4. C. 660-666. https://doi.org/10.30853/mns210132, https://elibrary.ru/wjhjrm
- Томилин К.В. Социальная реклама // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд. 2010. № 5-1. С. 123-129. https://elibrary.ru/rsqhdx
- Романов А.А. Социальная реклама (проблемы и перспективы развития) // Статистика и экономика. 2010. № 6. С. 99-101. https://elibrary.ru/nypcwd
- Сторчевой М.А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения // Вестник СанктПетербургского университета. Менеджмент. 2009. № 3. С. 121-148. https://elibrary.ru/kwajax
- Высоков К.А. Культура и этика российского предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 (32). С. 26. https://elibrary.ru/rspuqd
- Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 214-215. https://elibrary.ru/xyvaxj
- Ставицкий О.А. Психология отношений к инвалидизированным в зависимости от профессиональной направленности личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 90-95. https://elibrary.ru/rzrvpj
- Зезюлько А.В. Технократизм и его критика «Антитехнократами» // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 28-35. https://elibrary.ru/redkgt
- Ильин А.Н. Западная толерантность: господство демократии или наступление дегуманизации? // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3. С. 227246. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246, https://elibrary.ru/dfhxul
Дополнительные файлы
