Железные дороги советской России как объект правоохранительной деятельности в годы Гражданской войны
- Авторы: Петрыкин Н.Н.1,2
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)»
- ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина»
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 480-490
- Раздел: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298002
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-480-490
- ID: 298002
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Изучение способов обеспечения правопорядка в переломные этапы истории способствует выработке наиболее эффективных механизмов организации деятельности современных территориальных органов МВД России. Вместе с тем рассмотрение вопросов функционирования специальных подразделений и организаций по охране железнодорожного транспорта требует уточнения границ зон ответственности. На объектах железнодорожного транспорта такие зоны ответственности пролегают вдоль линий железных дорог. Цель исследования – определить железнодорожные линии, подконтрольные советской власти в первые годы ее становления.Методы исследования. Принцип историзма наряду с конкретно-историческим подходом позволил проанализировать позиции руководителей Советского государства в части организации деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения его безопасности. Опираясь на принцип системности, удалось выделить элементы административно-территориального деления в РСФСР. Применение картографического метода позволило соотнести границы фронтов Гражданской войны и железнодорожные линии, фактически контролируемые советской властью.Результаты исследования. На основе архивных материалов уточнены границы железнодорожных линий, проходивших по территориям РСФСР, подконтрольным советской власти в первые годы ее становления. В результате исследования определены возможные территориальные границы деятельности специальных подразделений и служб органов советской власти по обеспечению правопорядка.Выводы. Вследствие Гражданской войны фактические границы влияния советской власти проходили по линиям фронта и были подвижны. Полученные сведения о железных дорогах, подконтрольных советской власти, позволяют определить линии железных дорог как объекты правоохранительной деятельности. Результаты исследования расширяют подходы к изучению становления советской государственности в 1917–1922 гг.
Об авторах
Н. Н. Петрыкин
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)»; ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: npetrykin@mvd.ru
ORCID iD: 0000-0003-1441-6974
кандидат исторических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий; преподаватель кафедры обеспечения безопасности на объектах транспорта
454080, Российская Федерация, г. Челябинск, просп. Ленина, 76; 308024, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71Список литературы
- Пашин В.П. К истокам становления и деятельности советской милиции (на материалах Курского края) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 10701080. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-1070-1080, https://elibrary.ru/ewwygc
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М.: Изд-во полит. лит., 1974. Т. 36. Март – июль 1918. 741 с. URL: http://www.uaio.ru/vil/36.htm (дата обращения: 14.12.2022).
- Баранова В.В. Влияние железной дороги на профессиональное деление населения и инфраструктуру города // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 177. С. 159-164. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-159-164, https://elibrary.ru/vmvtux
- Ураева И.В. Организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 93-99. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-93-99, https://elibrary.ru/xvsuzr
- Долгова А.В. Применение террора советскими работниками в борьбе с бандитизмом в Осинском уезде Пермской губернии в годы Гражданской войны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 189. С. 202-212. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189202-212, https://elibrary.ru/kwzzwi
- Факурдинова А.Г. Комиссии по борьбе с дезертирством – как один из видов квазисудебных органов в раннесоветском периоде (на примере Тамбовской уездной комиссии по борьбе с дезертирством) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 210-216. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-210-216, https://elibrary.ru/myemor
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений : в 55 т. М.: Изд-во полит. лит., 1974. Т. 35. Октябрь 1917 ~ март 1918. 600 с. URL: http://www.uaio.ru/vil/35.htm (дата обращения: 14.12.2022).
- История железнодорожного транспорта России и Советского Союза: в 3 т. Т. 2: 1917–1945 гг. / под общ. ред. В.Е. Павлова, М.М. Уздина. СПб., 1997. 416 с. URL: https://djvu.online/file/aTlVommYKiSFW (дата обращения: 14.12.2022).
- Коровин В.В., Манжосов А.Н., Семенихин А.И. Особенности восстановительного периода на железнодорожных магистралях Черноземного района РСФСР (1921–1925 годы) // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 241-250. https://elibrary.ru/sxjxim
- Шульгина О.В., Шульгин П.М. Историческая география России XX века. Административное деление. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 307 с. https://elibrary.ru/nmydgl
- Давыдов А.Ю. «Кочевая Россия»: вокзально-дорожная повседневность времен гражданской войны // Гражданская война в России: проблемы истории и историографии: сб. докл. межвуз. науч. конф. / отв. ред. В.В. Калашников. СПб., 2014. С. 74-85. https://elibrary.ru/xeljfr
- Сенин А.С. Железнодорожный транспорт советской России в первые годы восстановительного периода // Экономическая история: ежегодник. 2009. Т. 2009. С. 509-576. https://elibrary.ru/ygdpwt
- Колик А.В. Транспортный комплекс // Большая российская энциклопедия: в 30 т. М., 2004. Т. 1. 1005 с. URL: https://old.bigenc.ru/text/5046860 (дата обращения: 14.12.2022).
- Рязанцев Н.П. Северные железные дороги в годы гражданской войны и интервенции // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2019. № 1. С. 30-34. https://elibrary.ru/zbumml
- Шилова С.Г., Пивоваров Ю.Ф. Железные дороги юга России в годы гражданской войны (1918–1920) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2020. № 1. С. 85-90. https://elibrary.ru/xwexaf
- Рынков В.М. Геополитические вызовы и модернизационные ответы: железнодорожный транспорт востока России в условиях гражданской войны // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 175-182. https://doi.org/10.17223/15617793/428/23, https://elibrary.ru/xnfmxb
Дополнительные файлы
