№ 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Меньшикова Е.А., Макарова А.А.

Аннотация

Исследуется влияние нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства на уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Проанализированы основные направления в изучении данной проблемы, выявлено противоречие, побудившее к исследованию влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей обучающихся. В ходе исследования выявлены и экспериментально проверены условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства средствами нетрадиционных техник рисования, разработаны технологические карты уроков изобразительного искусства. Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми младшего школьного возраста, показавшими положительную динамику развития творческих способностей. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы в педагогической практике учителями начальных классов.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):7-16
pages 7-16 views

Методические аспекты преодоления трудностей в формировании грамматических умений младших школьников

Бредихина С.В.

Аннотация

Освещается проблема формирования у младших школьников осознанных грамматических умений. Описаны способы и приемы преодоления трудностей в освоении грамматики младшими школьниками. Представлены возможности грамматики как раздела русского языка в развитии познавательной активности младших школьников, определены основные особенности изучения грамматики младшими школьниками, предложены способы и приемы формирования грамматических умений и предупреждения грамматических ошибок. При рассмотрении истории вопроса становления методики обучения русскому языку как науки выявлено, что проблема изучения грамматики в начальной школе всегда вызывала множество дискуссий. Это связано с трудностями, которые испытывают младшие школьники при изучении содержания грамматических тем. Данные трудности не позволяют в полной мере формировать у обучающихся осознанные грамматические умения. Проанализированы работы психологов, педагогов, лингвистов и методистов, посвященные формированию у детей познавательного интереса, развитию логического мышления, учебной самостоятельности, грамматических умений. Такие ученые, как Л. И. Айдарова, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, А. А. Матюшкин, В. В. Репкин, Н. Ф. Талызина, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, привнесли в методику обучения русскому языку множество способов и средств, которые направлены на развитие логического мышления, познавательного интереса и учебной самостоятельности младших школьников, однако проблема формирования осознанных грамматических умений младших школьников остается актуальной. Содержание статьи определяется задачами обучения русскому языку, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в начальной школе. Данные задачи ориентируют методистов и учителей на необходимость формировать у младших школьников учебные действия с языковыми единицами, овладение нормами литературного языка и умение их применять для решения практических и коммуникативных задач.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):17-25
pages 17-25 views

Организация фенологических наблюдений по географии в школе

Ершова Т.В., Шмырова Д.Е., Петрова Е.Ю.

Аннотация

Рассматривается проблема внедрения фенологических наблюдений в школе. Описана история фенологических наблюдений и России и Томске. Приведены примеры использования фенологических наблюдений в сельском хозяйстве. Проведен сравнительный анализ собственных фенологических наблюдений по 15 показателям за весенний период с 2021 по 2023 г. с результатами прошлых лет других авторов. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по фенологии. Описывается участие одного из авторов в разработке заданий для Областного фенологического конкурса «Календарь природы» в Томской области. Методически разработаны и проведены четыре занятия в школе, которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий и развитие мотивации к исследовательской деятельности. Показаны способы формирования у обучающихся навыков наблюдений за сезонными изменениями в природе в ходе урочных и внеурочных занятий по географии. Цель статьи состоит в популяризации фенологических наблюдений среди школьников Томской области.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):26-35
pages 26-35 views

Дистанционная подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к ЕГЭ по английскому языку (разделы «Говорение» и «Письмо»)

Седёлкина Ю.Г., Канаева К.В., Макарова Т.Д.

Аннотация

Рассматривается методика дистанционной подготовки учащихся 10–11-х классов к устной и письменной частям ЕГЭ по английскому языку (разделы «Говорение» и «Письмо»). Дана краткая характеристика экзаменационных заданий с учетом изменений, внесенных в 2022–2023 гг. Дается понятие дистанционного обучения, его преимущества и недостатки, основные формы его реализации при обучении устной и письменной речи, а также сравнительная характеристика цифровых инструментов, применяемых для дистанционной подготовки к ЕГЭ. Приводятся результаты практического исследования, содержащие итоги трех анкетирований учащихся и преподавателей, проведенных с помощью ресурса Google Forms, – исследование дистанционной подготовки к устной и письменной (раздел «Письмо») частям ЕГЭ, а также использование школьниками социальных сетей. Результаты показали, что наибольшие трудности вызывают задания «Устное тематическое монологическое высказывание на основе плана» и «Развернутое письменное высказывание на основе таблицы/диаграммы». Что касается использования социальных сетей с целью изучения иностранного языка, то подавляющее большинство респондентов уже имеют такой опыт и считают наиболее популярным сервисом Telegram©. Представлен анализ средних результатов выполнения отдельных заданий устной части ЕГЭ по критериям оценивания 2020–2021 гг. и типичных ошибок, допускаемых экзаменуемыми. Среди них ошибки, связанные как с низким уровнем коммуникативной компетенции в целом и лингвистической в частности, так и со слабыми метапредметными умениями. Научную новизну исследования составляют выявленные в результате всестороннего анализа типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся в процессе подготовки к устной и письменной частям ЕГЭ в дистанционном формате; типичные ошибки экзаменуемых при выполнении заданий открытого типа в письменной и устной частях ЕГЭ по иностранному языку; этапы дистанционного процесса подготовки к выполнению заданий экзамена с использованием сервисов Flipgrid© (подготовка к устной части) и Telegram© (подготовка к разделу «Письмо»). К ним относятся: развитие лингвистической компетенции путем активизации лексико-грамматических знаний учащихся; работа над критерием «Решение коммуникативной задачи»; использование аудиозаписей устных ответов учащихся; поддержание эмоционального и зрительного контакта во время онлайн-дискуссий; использование вербальных и визуальных опор при построении устных ответов.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):36-44
pages 36-44 views

Использование мемуаров в рамках преподавания региональной истории в школе

Гончарова Т.А.

Аннотация

Рассматриваются возможности использования мемуарных текстов жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Выявляются преимущества привлечения сборника воспоминаний томичей «Я вам, родные, излагаю быль» в образовательный процесс в школе. Показана информативность представленных в нем мемуаров в изучении отдельных тем по истории.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):45-52
pages 45-52 views

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Развитие педагогической системы дошкольного учреждения в современных условиях

Щигарцова Н.Ю.

Аннотация

Исследуется проблема развития педагогической системы современного детского сада в контексте открытости и инновационности. Рассматриваются синергетические эффекты взаимодействия с организациями-партнерами: повышение качества образования, уровень профессионального развития педагогов. Представлены сущностная характеристика понятия «открытая педагогическая система дошкольного образовательного учреждения» и ее компоненты: содержание образования, роль и функции педагога, инновационная образовательная среда, а также исследование готовности педагогов к созданию инновационной образовательной среды, построению образовательного процесса, в котором учтены мнения, инициативы ребенка, а родитель включен как со-педагог и равноправный участник деятельности. Материалом послужило анкетирование среди воспитателей МАДОУ № 13 г. Томска, воспитателей-слушателей курсов повышения квалификации «Современные технологии в профессиональной деятельности воспитателя» в рамках реализации дополнительной профессиональной программы на базе Томского государственного педагогического колледжа, студентов 3-го курса Томского государственного педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Результаты диагностической работы по выявлению трудностей воспитателей в условиях открытой педагогической системы стали отправной точкой в разработке модульной программы развития педагога-воспитателя, включающей последовательно усложняющиеся образовательные задачи и план мероприятий по устранению дефицитов конкретного педагога. Подчеркивается важность новых тенденций в развитии современного детского сада, связанных с пересмотром системы дошкольного образования. Делается вывод о том, что только динамичная открытая педагогическая система современного дошкольного учреждения способна обеспечить гармоничное воспитание и разностороннее развитие личности ребенка.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):53-62
pages 53-62 views

Ценностные ориентации как основа инклюзивной компетентности учителя

Чеботарёва О.В.

Аннотация

Рассматривается вопрос феномена педагогических ценностей в проекции инклюзивного образования и их роль в формировании инклюзивной компетентности педагогов. Изучены факторы развития инклюзивного образования и их значение в формировании инклюзивной компетентности учителей. Выделены тенденции развития инклюзивного образования, которые обусловлены увеличением количества детей-инвалидов и осознанием особенностей инклюзивного процесса участниками образовательных отношений. Основное внимание в работе автор акцентирует не только на необходимости предоставления возможности совместного обучения учащихся с особенностями развития и нормотипичных детей, но и на результативность инклюзивного процесса. Представлены результаты опроса педагогов общеобразовательных школ Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного с целью выявления трудностей внедрения и адаптации процесса обучения школьников в условиях инклюзии. Рассмотрено место системы ценностей в процессе формирования инклюзивных компетенций учителей. Классификация педагогических ценностей адаптирована в соответствии с принципами инклюзивного образования. Описана система взаимосвязи образовательных ценностных ориентиров и компетенций, формируемых педагогами в процессе понимания, осознания и принятия принципов инклюзивного образования. В работе представлена классификация ценностей в проекции инклюзивного образования и сопоставлена с инклюзивными компетенциями. Обозначена взаимосвязь между педагогическими ценностями, формирующимися при работе в условиях инклюзии, и инклюзивными компетенциями, которые нарабатываются учителями, руководствуясь соответствующими принципами и применяя на практике ценностные установки. Автором акцентировано внимание на сложностях, которые возникают в процессе применения практических навыков инклюзивных компетенций учителем в образовательном процессе.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):63-74
pages 63-74 views

Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента

Маякова Е.В., Тер-Григорян А.Э., Блинова А.О.

Аннотация

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций, формируя иную коммуникационную культуру. Отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, YouTube, составлен перечень формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. Проанализированы официальные страницы/каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. В заключении авторами были сделаны выводы о том, что ВКонтакте является самой востребованной социальной сетью среди молодежных организаций; мессенджер Telegram в основном полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн, включает: новости о конкурсах, акциях, проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Полученные результаты позволяют сделать выводы о возможности использования социальных сетей в построении воспитательного процесса в образовательных организациях.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):75-84
pages 75-84 views

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О приоритетах образования в контексте глобальных проблем современного мира

Иванов Е.В.

Аннотация

В современном мире происходят серьезные социокультурные изменения и кризисные явления, носящие как локальный, так и глобальный характер. Образование, будучи по своей природе инерционной системой, не успевает за быстроменяющимся событиями, а потому постоянно должно прогнозировать и правильно выстраивать приоритеты своего развития. Исторический и культурологический анализ ситуации в России и странах западной цивилизации позволил выявить серьезные проблемы, которые невозможно решить без активного участия образования. Первая проблема обусловлена кризисом, продвигаемой Западом политикой глобализации и мультикультурализма. Примеры из истории и современности показывают, что приемлемое для одних стран часто становится разрушительным и губительным для других. Следовательно, стремление к общекультурной идентичности можно рассматривать сейчас лишь как очень отдаленную перспективу в эволюционном процессе развития человечества. Приоритетом же образования в наши дни должна стать целенаправленная помощь в осознании растущим человеком и конкретным народом своей культурной идентичности, формирование у них уважительного отношения к культурам других народов и дальнейшее осуществление на данной основе продуктивного межкультурного диалога. Другими глобальными проблемами, решение которых невозможно без деятельного участия образования, являются энергетический и экологический кризисы, а также навязываемая людям с ранних лет потребительская психология. Истоки у этих глобальных проблем общие и не связаны с политическим устройством государств. В истории человечества было как минимум два периода, когда люди оказывались на грани исчезновения. Каждый раз их спасало то, что они находили силы сознательно поменять свой образ жизни и самих себя на основе совместно принятых и общепризнанных ценностей и табу, то есть проявляли себя не только как существа разумные, но и как нравственные, духовные. Данный аспект слабо отражен в обосновании компетентностного подхода и в программных документах об образовании последних лет, принимаемых в России и мире. В русле компетентностного подхода важным приоритетом образования сегодня должно стать развитие у людей экологического сознания и признания приоритета духовных потребностей над потребностями материальными.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):85-94
pages 85-94 views

Особенности профессиональной подготовки иностранных специалистов в медицинском вузе

Сидоркина К.С.

Аннотация

В связи с увеличением количества иностранных студентов, поступающих в российские медицинские вузы, возрастает необходимость модернизации образовательного процесса с применением методов, приемов, техник обучения, наиболее эффективных для усвоения, понимания и запоминания изучаемого материала, а также формирования и развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих врачей с учетом специфики образовательного процесса в медицинском вузе и национально-психологических особенностей иностранных студентов. Цель статьи – выявление специфики преподавания профильных медицинских дисциплин иностранным студентам и разработка рекомендаций для преподавателей по организации процесса обучения иностранных студентов-медиков профильным медицинским дисциплинам, упорядочивание основных методов, приемов, техник обучения иностранных студентов таким профильным медицинским дисциплинам, как анатомия человека, биологическая химия, факультетская терапия, фармакология, микробиология и вирусология, травматология и ортопедия, инфекционные заболевания. В статье скомпонованы основные методы, приемы, техники, используемые при обучении иностранных студентов профильным медицинским дисциплинам как на русском языке, так и на языке-посреднике, направленным на формирование и развитие их общепрофессиональных и профессиональных компетенций: анатомия человека, биологическая химия, факультетская терапия, фармакология, микробиология и вирусология, травматология и ортопедия, инфекционные заболевания.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):95-103
pages 95-103 views

Дидактический инструментарий как условие переподготовки сварщиков на базе учебного центра предприятия

Ильина Н.Н., Ульяшин Н.И.

Аннотация

Представлены методологические обоснования применения дидактического инструментария в качестве ведущего средства, формирующего мотивационную, познавательную и профессиональную деятельность рабочих на предприятии в условиях учебного центра производства. Определена теоретическая значимость изучаемой проблемы в теории и практике профессиональной подготовки рабочих в сфере сварочного производства. Уточнены понятия «внутрифирменное обучение», «внутрифирменная подготовка», «подготовка в условиях предприятия». Обосновано наполнение дидактического инструментария как категории вспомогательного средства для проведения учебно-производственных занятий в условиях учебного центра ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» с позиции внутрифирменной подготовки.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):104-112
pages 104-112 views

Педагогический дизайн как способ оптимизации процесса обучения

Гришаева А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются важнейшие направления развития образования в России, особенности и степени цифровизации образования, их влияние на трансформацию процесса обучения. Ставится вопрос о поиске новых способов организации педагогической практики. Дано определение педагогического дизайна как инновационного способа проектирования образовательных программ и курсов. Описаны особенности педагогического дизайна, на которые следует обратить внимание разработчикам программ и курсов. Перечислены основные модели педагогического дизайна, базовые принципы и преимущества педагогического дизайна в контексте современной парадигмы образования и при разработке конкурентоспособных образовательных программ и курсов. Раскрыт потенциал педагогического дизайна для повышения качества обучения в современных условиях цифровизации учебного процесса, анализ учебных активностей обучающихся и их сочетания при построении учебного курса.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):113-121
pages 113-121 views

ПСИХОЛОГИЯ

Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях

Годунов М.В., Ахмедова С.Н., Портнов Е.А.

Аннотация

Целью статьи является представление результатов исследования стратегии избегания как совладающего поведения, как способа урегулирования конфликтов, как модели принятия решений. В батарею тестов включены тест Дж. Амирхана выявления доминирующих копинг-стратегий, тест Томаса – Килманна предрасположенности к конфликтному поведению, Мельбурнский опросник принятия решений, методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации». Объем выборки 70 человек. Тестирование проводилось одновременно среди двух групп юношей-студентов, получающих юридическое образование: 18-летние студенты 1–2-го курсов (34 человека) и 22-летние студенты 4–5-го курсов (36 человек). Установлено, что 22-летние юноши-студенты более склонны к избеганию стрессовых ситуаций. Однако они менее склонны к стратегии избегания в конфликтах, к избеганию при выборе в неопределенных ситуациях. При этом они демонстрируют большую степень гибкости поведения в стрессовых, конфликтных ситуациях и при выборе в условиях неопределенности, а также большую осмысленность системы жизненных целей, чем 18-летние юноши-студенты.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):122-128
pages 122-128 views

Особенности развития эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения

Заруцкий В.Я., Семиздралова О.А.

Аннотация

В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания. Даны определения данного понятия, сформулированные различными авторами. Представлены различные факторные и процессуальные модели развития выгорания. Описаны симптомы выгорания на разных стадиях его развития. Приведено описание факторов развития синдрома выгорания в различных психологических исследованиях. Выделены специфические факторы развития выгорания в зависимости от профессиональной деятельности. Анализируются причины развития выгорания у педагогов школ, дошкольных образовательных учреждений и студентов педагогических вузов. Проведен сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей средних образовательных школ. Приведены данные эмпирического исследования симптомов эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Полученные результаты позволяют выявить ряд специфических возрастных особенностей и тенденций развития синдрома эмоционального выгорания у работников дошкольных учреждений и выстроить систему профилактики
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):129-139
pages 129-139 views

Исследование взаимосвязи Темной и Светлой триад личности с психологическим капиталом у студентов

Маралов В.Г., Маралова Т.П.

Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления взаимосвязей между интегральными характеристиками личности, которые описывают типичные профили поведения человека. К таким характеристикам относятся Темная (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) и Светлая (вера в человечество, гуманизм, кантианство) триады личности и психологический капитал (самоэффективность, надежда, оптимизм, устойчивость). Цель исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи между чертами Темной и Светлой триад личности и параметрами психологического капитала. Всего в исследовании приняли участие 103 студента Череповецкого государственного университета в возрасте от 17 до 22 лет (средний возраст – 18,3 года). В качестве конкретных методик выступили: русскоязычная версия опросника Темной триады D. Jones и D. Paulhus, адаптированная М. С. Егоровой, М. А. Ситниковой, О. В. Паршиковой; опросник Светлой триады личности, разработанный S. B. Kaufman, D. B. Yaden, E. Hyde, E. Tsukayama; русскоязычная версия опросника F. Luthans, C. M. Youssef и B. J. Avolio на выявление параметров психологического капитала в адаптации В. Г. Маралова, М. А. Кудака, О. В. Смирновой. В качестве математической обработки использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона. В результате было установлено, что с психологическим капиталом и отдельными его параметрами из черт Темной триады положительную связь обнаружил только нарциссизм, который положительно прокоррелировал с самоэффективностью, надеждой, оптимизмом и устойчивостью, а из черт Светлой триады – вера в человечество, которая оказалась связанной с самоэффективностью, оптимизмом и устойчивостью. Кроме того, обнаружена положительная связь гуманизма с оптимизмом. Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание проблемы взаимосвязи интегральных характеристик личности друг с другом, могут быть использованы в работе кураторов студенческих групп, а также в деятельности психологических служб вузов.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):140-148
pages 140-148 views

Мышление и искусство: сопряженность антропологических практик

Нелюбин Н.И.

Аннотация

Научный дискурс современной постнеклассической психологии характеризуется преодолением монодисциплинарного языка в описании многомерной феноменологии человеческого бытия и тех практик, посредством которых человек конституирует свою субъективность, воспроизводит осмысленный, человеческий способ жизни. К числу таких антропологических практик относятся мышление и искусство, которые позволяют непрерывно достраивать и трансформировать картину мира (и на уровне индивидуального, и на уровне общественного сознания). Произведение искусства, с позиции автора работы, является не только средством эстетического преображения действительности, но и символическим выражением самой жизни, концентрированной и эстезиозно нагруженной мыслью о ней. Размышляя над эстетическими и концептуальными сторонами произведения искусства, человек получает уникальные возможности: раскрыть смысл неочевидных знаково-символических соответствий между событиями собственной жизни и их художественными эквивалентами; продуктивно переосмыслить индивидуальный способ бытия, преодолеть инерцию повседневной рациональности. В статье раскрываются, получают теоретическое обоснование функциональная связь, феноменологическая близость, взаимная обратимость мышления и искусства. В обеих практиках обнаруживается известное единство аффекта и интеллекта, понятия и метафоры, фантазии и здравого смысла. Мышление выступает внутренним моментом всякого художественного творения, но оно в свою очередь получает интенциональный импульс от тех же ноэтических, мотивационных истоков, что и искусство. Показано сходство динамики мыслительного поиска (особенно первых ее фаз) с динамикой осуществления художественного акта, а также включенность в оба процесса специфических эмоциональных состояний. Неотъемлемым связующим звеном между мыслительным и художественным актом является воображение, основная функция которого здесь заключается в остранении вещей и расшатывании устоявшихся способов смыслоконструирования. Автор на примере отношений между центральной и неявной частями научной теории раскрывает феноменологию «прорыва» творческой мысли человека за границы рутинной мыслительной деятельности. Такой эффект является следствием неоднократного столкновения сложившихся способов концептуализации с фантазийными аномалиями, которые продуцирует воображение, тем самым открывая альтернативный поиск эйдетических и символических решений.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):149-158
pages 149-158 views

Психологическая трансформация личности обучающегося в условиях цифровизации образования

Корытова Г.С.

Аннотация

В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Проблемные вопросы цифровизации российского образования относятся к числу наиболее активно обсуждаемых в современном психолого-педагогическом сообществе. Глобальная цифровизация привносит в образовательный процесс много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие ребенка, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):159-167
pages 159-167 views

Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков

Лукьянченко Н.В., Захарова Л.С., Аликин М.И.

Аннотация

Подростковый возраст является критическим для оформления представлений о социально-нормативном оценивании. Это происходит в соотнесении формирующейся системы собственных оценок с разными социальными контекстами и самоотношением взрослеющего человека. В русле исследований гендерной социализации в условиях транзитивного общества особый интерес представляет вопрос о специфике этого соотношения у подростков разного пола. В соответствующем исследовании с участием красноярских подростков (145 человек) использовались: авторский «Опросник оценочных представлений», «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, «Шкала Я-концепции для детей» (Piers-Harris Children’s Self-Concept Scale в адаптации А. М. Прихожан). Корреляционный анализ показал, что связь оценочных представлений с характеристиками самоотношения у девочек и мальчиков имеет общие и отличительные особенности. Общие: связь с позитивным самоотношением просоциального характера собственных оценок и представляемых оценок друзей и при этом бо́льшая, по представлению подростков, толерантность оценок родителями и другими взрослыми анти- и асоциальных действий. Отличительные: значительно более широкий диапазон связей оценочных представлений с самоотношением в выборке девочек и разная у подростков обоего пола структура распределения этих связей.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(2):168-178
pages 168-178 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».