Using non-traditional drawing techniques to develop the creative abilities of children of primary school age

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of the influence of non-traditional drawing techniques in art lessons on the level of development of creative abilities of children of primary school age. The authors analyzed the main directions in the study of this problem, such as the study of creative abilities and the development of creativity tests, the identification of the level of development of creative abilities of primary school children, the development of non-traditional drawing techniques, as well as the use of non-traditional drawing techniques for the development of creative thinking of primary school students. A key contradiction has been revealed that prompted the authors to study the influence of non-traditional drawing techniques on the development of creative abilities of primary school children. In the course of the study, the conditions for the development of creative abilities of primary school-age children in fine art lessons by means of non-traditional drawing techniques were identified and experimentally tested, technological maps of fine art lessons for students were developed. The results of an experimental study conducted with children of primary school age who showed positive dynamics of the development of creative abilities are presented. The recommendations proposed in the article can be used in pedagogical practice by primary school teachers.

About the authors

Elena Aleksandrovna Menshikova

Tomsk State Pedagogical University

Email: menshikovaea@tspu.edu.ru
Tomsk, Russian Federation

Anastasiya Aleksandrovna Makarova

MBOU SOSH № 45

Email: Makarova.ayo@yandex.ru
Kemerovo, Russian Federation

References

  1. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 464 с.
  2. Психология творчества: школа Я. А. Пономарёва / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
  3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Сфера, 2020. 128 с.
  4. Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 191–195. URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm. (дата обращения: 10.04.2023).
  5. Чурбанова С. М. Развитие творческого мышления в детском возрасте // Национальный психол. журнал. 2018. Т 1 (29). С. 88–97. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34940226_83143899.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
  6. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Проблема оценки качества художественного образования в дошкольном учреждении // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Gorina_Kolesnichenko.phtml (дата обращения: 26.03.2023).
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 29.02.2023).
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)]: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012. М.: Эксмо, 2023. 224 с.
  9. Меньшикова Е. А. Психология: возрастная и педагогическая психология: развитие активной познавательной позиции у младших школьников: учебно-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 160 с.
  10. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты // Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». 2006. Вып. 5 (11). 24.08.2006. С. 14–19.
  11. Лебедева Л. А. Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие творческих способностей. URL: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/03/17/metodicheskiy-doklad-natemu-povyshenie (дата обращения: 15.03.2023).
  12. Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.
  13. Рабочая программа по изобразительному искусству образовательной системы «Начальная школа XXI века». URL: https://rosuchebnik.ru/material/izo-1-4-klassy-rabochaya-programma/ (дата обращения: 10.04.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».