Том 25, № 189 (2020)

Обложка

Весь выпуск

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе

Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В.

Аннотация

Снижение результативности аспирантских программ выступает одним из проблемных вопросов деятельности аспирантуры в любом вузе. Во многом слабые по качеству обучающихся наборы обусловлены плохой информированностью выпускников специалитета и магистратуры о том, что представляет из себя обучение на третьем уровне высшего профессионального образования, какие преимущества и кому дает получение ученой степени кандидата наук. В этой связи профориентационная работа в аспирантуре выступает одним из важных факторов ее результативности. Вместе с тем анализ исследований, посвященных организации профориентационной работы с учащимися, свидетельствует о том, что в большинстве вузов основной целью профориентационной работы является привлечение выпускников средних школ к поступлению в вуз и выбор конкретного направления подготовки и профиля обучения. Отсутствие многоуровневой профориентационной системы «школьник–студент–выпускник» не позволяет комплексно развивать у студентов бакалавриата и специалитета индивидуальную траекторию становления в научно-исследователь-ской сфере и методично готовить обучающихся к продолжению обучения в аспирантуре. В настоящем исследовании а) обозначена актуальность и обусловлена необходимость организации профориентационной работы среди студентов, обучающихся на направлениях подготовки бакалавриата/специалитета, магистратуры для поступления в аспирантуру; б) рассмотрен педагогический потенциал института наставничества в организации профориентационных мероприятий для привлечения талантливой молодежи в аспирантуру; в) предложено описание опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по реализации в рамках института наставничества научно-просветительского проекта «Я хочу быть аспирантом». Предметно-тематическое содержание проекта включает три блока:
1) аспирантура: что это такое; 2) поступление и обучение в аспирантуре; 3) научные журналы и публикационная этика. В работе подробно описано содержание проекта.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):7-14
pages 7-14 views

Диалоговое взаимодействие студентов вуза на занятиях по компьютерным технологиям

Китаевская Т.Ю., Перуновская И.Н.

Аннотация

Обоснована необходимость интерактивного обучения студентов творческих специальностей, основанного на диалоговых формах организации познавательной деятельности на лабораторных занятиях по компьютерным технологиям. Отмечена специфика дисциплины, порождающая ряд психолого-педагогических проблем, связанных с гигиеническими нормами и ограничением сферы творческой активности обучаемых. Поднята проблема реализации идеи диалогового подхода непосредственно в ходе выполнения лабораторных и практических заданий на компьютере. Решена задача организации познавательной деятельности на лабораторных занятиях по компьютерным технологиям, которая позволяет сочетать возможности компьютера как дидактического средства и инструмента дизайн-проектирования с «живым» диалогом между студентами и преподавателем, а также внутри студенческой группы на каждом из этапов выполнения лабораторной работы. Представлена поэтапная реализация диалогового взаимодействия студентов в процессе проектирования видеороликов, как внутреннего модуля изучения дисциплины «Компьютерные технологии в дизайне», базирующаяся на основных принципах интегральной технологии развивающего обучения. Универсальность предложенного подхода делает возможным его использование на лабораторных работах в системе подготовки студентов вуза по различным направлениям подготовки.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):15-22
pages 15-22 views

Использование многофункциональных статистических критериев в разработке технологических аспектов самопроектирования учебно-профессиональной деятельности студентов

Ерина Т.А., Мотькина Н.Н.

Аннотация

Исследователям в области гуманитарных наук практически всегда приходится сталкиваться с задачей статистической обработки результатов и их интерпретацией. Это достаточно трудоемкая и кропотливая работа, которая может быть во многом упрощена за счет использования многофункциональных статистических критериев. В рамках исследования, связанного с проблемой самопроектирования учебно-профессиональной деятельности студентов, проведен анализ эффективности введения технологических элементов с помощью многофункциональных критериев: φ* критерия – углового преобразования Фишера и биномиального критерия m. Выявлена статистическая значимость результатов введения на определенном этапе технологии практикума, который дает возможность изучения и применения элементов самоменеджмента в учебно-профессиональной деятельности студентов. В перспективных целях предложено создание автоматизированной системы, реализующей выбор соответствующего решаемой задачи критерия и проверку выдвинутой исследователем статистической гипотезы.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):23-30
pages 23-30 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Юридический дискурс как предмет изучения и преподавания на занятиях по иностранному языку специальности

Новикова Е.Р., Поляков О.Г., Хаусманн-Ушкова Н.В.

Аннотация

Представлено современное состояние проблемы изучения и преподавания иноязычного юридического дискурса. Проанализированы различные точки зрения на дискурс как междисциплинарный феномен. Юридический дискурс рассмотрен в качестве разновидности институционального дискурса. Коммуникация участников юридического дискурса осуществляется на основе определенного количества правил, которые регламентируют их ролевое и нормативное поведение. В их действиях наличествует координация, свойственная данной форме общения и позволяющая воспринимать участников юридического дискурса как компоненты единого целого – более крупной институциональной системы. Дана краткая характеристика функций юридического дискурса – прескриптивной, информативной, аргументирующей, декларативной, регулятивной, интерпретационной, кумулятивной, презентационной, стратегической и кодовой. Обсуждены такие свойства юридического дискурса, как перформативность и интертекстуальность, а также описаны его составляющие. Показано отличие юридических текстов, в которых реализуется дискурс права, от текстов других специальностей. Они создаются на юридическом языке как разновидности языка для специальных целей и обладают внутри- и внешнетекстовой спецификой. Юридические тексты, несмотря на их жанровое разнообразие, имеют преимущественно стандартный формат. Такие типы юридического текста, как судебные решения и нормативно-правовые акты, доверенности и договоры, завещания и прочее, имеют специфический план построения, определенным образом делятся на части и оформляются графически. В качестве наиболее приемлемого метода изучения и преподавания иностранного языка права рассмотрен дискурсивный анализ.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):31-38
pages 31-38 views

Модель многоязычного обучения в многопрофильном вузе

Шостак Е.В.

Аннотация

Современные тенденции в высшем образовании предполагают постепенный переход от монолингвальной системы обучения к многоязычной. Актуальность исследования обусловлена потребностью в специалистах нелингвистического профиля, владеющих не только английским, но и другими иностранными языками и способных выстраивать грамотное взаимодействие с представителями других культур для решения производственных задач. Цель исследования: разработать модель формирования многоязычной компетенции у студентов многопрофильного вуза. Методы исследования: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы, педагогическое моделирование; наблюдение за ходом учебной деятельности на аудиторных занятиях, педагогический эксперимент. Установлена конфигурация многоязычной компетенции (профессионально-ориентированной речевой компетенции в английском и общей речевой компетенции во втором иностранном языке – испанском). Описана структура модели с подробной характеристикой компонентного состава. Методологический компонент включает в себя подходы (компетентностный, когнитивный, межпредметный, деятельностный) и принципы (интегративности, базовых учебных стратегий, организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от гибких навыков, обстановочной афферентации, обратной афферентации, минимизации внутриязыковой интерференции, итеративно-уровневой организации). Содержательный компонент представлен описанием процессуального и содержательного аспектов. Разработана итеративно-уровневая система упражнения для формирования речевой компетенции (продуктивных видов деятельности). Представлены параметры оценивания развитости компетенции по уровням. Обозначены взаимосвязи между компонентами модели. Сделаны выводы о применимости модели в среде многопрофильного вуза.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):39-47
pages 39-47 views

Педагогические условия развития профессионально-коммуникативных умений письменной обратной связи у будущих учителей и преподавателей иностранных языков

Ершова Т.А.

Аннотация

Раскрыто содержание понятия «письменная педагогическая обратная связь», выделены ее типы. Выявлены и обоснованы четыре педагогических условия формирования профессионально-коммуникативных умений письменной педагогической обратной связи у будущих учителей и преподавателей иностранных языков. Первым педагогическим условием является структуризация содержания обучения. Данное условие сформулировано с опорой на дидактический принцип модульности структурного содержания обучения. Представлена структура содержания обучения, направленного на развитие профессионально-коммуникативных умений письменной педагогической обратной связи. Содержание обучения состоит из трех структурных элементов, которые, в свою очередь, также разбиты на составные части. Второе педагогическое условие – реализация принципа опоры на межпредметные связи при отборе содержания обучения. Обоснована необходимость проектирования содержания обучения с учетом знаний, навыков, умений и опыта, приобретенных студентами при изучении дисциплины «Иностранный язык», с одной стороны, и дисциплин профессионального цикла, с другой стороны. Третье педагогическое условие – сформированность иноязычной коммуникативной компетенции у студентов не ниже уровня B2 по шкале Общеевропейских рамочных компетенций владения иностранным языком (CEFR). Данное педагогическое условие сформулировано в ходе анализа десяти шкал CEFR, содержащих умения, необходимые педагогу для осуществления письменной педагогической обратной связи в результате оценивания иноязычной письменной речи обучающихся. Четвертое педагогическое условие – использование моно- и полифункциональных коммуникативных заданий в качестве средства обучения. Раскрыто содержание понятий «упражнение» и «задание» в обучении иностранным языкам, выделены типы заданий, которые могут быть использованы в процессе развития искомых профессионально-коммуникативных умений у будущих учителей и преподавателей иностранных языков. 

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):48-57
pages 48-57 views

Лингводидактические функции метода взаимной оценки при обучении студентов письменному речевому высказыванию

Кретов Д.В.

Аннотация

Метод взаимной оценки является одним из методов проблемного обучения. Его сущность заключается во взаимном изучении студентами письменных работ друг друга с целью их комментирования и оценки для последующей доработки. Как и любой метод обучения, метод взаимной оценки обладает лингводидактическими свойствами – характеристиками, лежащими в его основе, существенными для методики преподавания иностранным языкам и отличающие данный метод от других. Также метод взаимной оценки обладает специфическими лингводидактическими функциями – внешним проявлением лингводидактических свойств метода обучения, которые показывают, какие учебно-познавательные задачи решает использование данного метода на практике в обучении иностранному языку. На основе анализа литературы выделены следующие лингводидактические функции данного метода: а) развитие студенческого наставничества в обучении; б) разделение студентами ответственности за овладение учебным материалом; в) использование смешанного обучения при реализации метода взаимной оценки; г) изменение роли преподавателя из «носителя знаний» в модератора учебно-познавательной деятельности студентов; д) изменение соотношения между аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью студентов; е) сокращение сроков проверки тренировочных письменных работ студентов. В работе подробно описана каждая из выделенных функций. 

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):58-68
pages 58-68 views

Психолого-педагогические условия формирования лексических навыков речи школьников на основе обучающих компьютерных игр

Шмелев Б.А.

Аннотация

На основе многоаспектного анализа понятия «условия» определено понятие «педагогические условия» и проведен его анализ. Были выявлены основные характерные черты понятия «педагогические условия». Рассмотрены различные группы условий, при помощи которых происходит эффективное функционирование педагогической системы. Раскрыты особенности психолого-педагогических условий. Представлен анализ понятия «сензитивность» и основной период его продолжительности. Проведен анализ данного возрастного периода и выявлен его потенциал при обучении. Рассмотрены основные виды деятельности в школьном возрасте (игровая, познавательная, учебная). Далее были предложены психолого-педагогические условия, направленные на формирование лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр. Первым предложенным психолого-педа-гогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является мотивация обучающихся развивать лексические навыки речи на основе обучающих компьютерных игр. Представлен анализ понятия «мотивация» и «мотив». Рассмотрены различные виды систематизации мотивации (внешняя, внутренняя), по типу мотиватора (положительная, отрицательная), в зависимости от ее устойчивости (устойчивая, неустойчивая). Также был дан ряд стратегий для увеличения мотивации у учеников. Вторым психолого-педагогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является сформированность ИКТ-компетентности у обучающихся. Рассмотрены такие понятия, как цифровая компетенция, ИКТ-грамотность. Последним психолого-педагогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является сформированность ИКТ-компетентности у преподавателя.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):69-78
pages 69-78 views

Педагогические условия обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода

Данилин Р.А.

Аннотация

Работа посвящена выявлению и обоснованию перечня педагогических условий обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода. На современном этапе кейс-метод выступает одним из современных методов проблемного обучения, основанных на анализе студентами конкретных ситуаций. Кейс-метод может быть использован в развитии умений иноязычного межкультурного взаимодействия студентов. Однако для достижения эффективности предлагаемой методики обучения необходимо выявить и обосновать ряд педагогических условий. На основе анализа педагогической и методической литературы, посвященной использованию дистанционных и информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, а также методов и подходов к обучению иноязычному межкультурному взаимодействию учащихся и студентов предложен перечень таких условий. Их четыре: а) владение студентами иностранным языком на уровне В1 и выше; б) способность и готовность преподавателя иностранного языка составлять кейсы, направленные на развитие умений межкультурного взаимодействия;
в) способность и готовность студентов к коллективному взаимодействию в процессе выполнения кейсов; г) последовательное выполнение этапов кейсов. Подробно представлено описание каждого из педагогических условий. 

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):79-86
pages 79-86 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Обучение тюркоязычных школьников морфемной структуре слова на занятиях по русскому языку: этнокогнитивный подход

Железнякова Е.А.

Аннотация

В современной российской школе вместе с русскоязычными школьниками обучаются дети мигрантов, для большинства из которых родными являются тюркские языки. Для инофонов традиционные уроки должны быть дополнены корректировочными занятиями по русскому языку как неродному, эффективность которых будет высокой при условии следования этнокогнитивному подходу к обучению. Обучение морфемной структуре слова на основе этнокогнитивного подхода является предметом данного исследования. Целью явилась разработка методических рекомендаций, опирающихся на анализ особенностей морфемного строения тюркских слов, выявление возможных трудностей в освоении морфемной структуры русского слова тюркоговорящими учащимися и выделение методов и приемов, в основе которых лежат принципы сознательности и развития познавательных способностей учащихся. Выделены две основные трудности в области морфемной структуры слова для детей-инофонов: русское словоизменение и морфологические способы словообразования: приставочный и приставочно-суффиксальный. При работе с этими темами учитель должен развивать у учащихся способность аналитически мыслить, сравнивая и выявляя существенные признаки языкового явления, выдвигать предположения и находить им подтверждение. Освоение словоизменения будет эффективнее, если тематически группировать слова, работать по готовым образцам и моделям словоизменения, увеличивать количество заданий «на подстановку» и «на замену». Обоснованы следующие этапы работы над понятиями: анализ языкового материала и выделение основных признаков понятия; обобщение признаков, установление связи между ними и введение нужного термина; конкретизация понятий на новом языковом материале.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):87-95
pages 87-95 views

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Педагогическое прогнозирование образа будущей семьи студенческой спортивной молодежью

Старов М.И., Дорожкина О.А., Глазкова Т.Н.

Аннотация

Исследование посвящено подготовке студенческой молодежи, занимающейся различными видами спорта, к созданию будущей семьи. Предметом исследования было выявление и анализ мнений спортсменов-студентов и спортсменов-студенток, составляющих педагогический прогноз для идеального образа своей будущей семьи. В настоящее время поднятая нами проблема является актуальной в связи с серьезными изменениями в социально-экономической и социальной сфере в России, и, как следствие этих обстоятельств, созданием специфического отношения студенческой молодежи, в том числе студентов-спортсменов, к предстоящему бракосочетанию. Цель нашего исследования заключена в педагогическом прогнозировании образа будущей семьи спортсменами-студентами, являющимися субъектами образовательно-воспитательного процесса со стороны преподавателей и тренеров по спорту в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Основные методы нашего исследования: изучение и анализ научно-методических источников; письменное анкетирование неженатых студентов (15 юношей) и незамужних студенток (17 девушек) вторых, третьих, четвертых курсов, занимающихся тем или иным видом спорта; количественная и качественная интерпретация полученных данных с последующим обсуждением результатов с испытуемыми.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):96-106
pages 96-106 views

Применение технологии социального консультирования малообеспеченных семей в рамках социального проекта

Болдина М.А., Грушина Д.В., Деева Е.В.

Аннотация

Представлены статистические данные о численности малообеспеченного населения и малообеспеченных семей в Российской Федерации. Охарактеризованы понятия «малообеспеченность», «малообеспеченная семья», «прожиточный минимум». Изучено проблемное поле малообеспеченных семей. Выявлены основные причины увеличения количества малообеспеченных семей в Российской Федерации. Обоснована актуальность темы исследования. Перечислены меры по улучшению качества жизни малообеспеченных семей в рамках государственной социальной политики. Изучена нормативно-правовая база социальной работы с малообеспеченными семьями. Рассмотрена сущность, этапы и принципы технологии социального консультирования. Перечислены основные качества личности, которыми должен обладать специалист по социальной работе. Выявлена и обоснована необходимость применения социальными учреждениями технологии социального консультирования при работе с малообеспеченными семьями. Представлен разработанный и реализованный социальный проект по информированию малообеспеченных семей с использованием технологии социального консультирования. Обоснована актуальность и доказана эффективность реализации данного социального проекта. Выявлена новизна и практическая значимость проекта, заключающаяся в возможности повышения уровня информированности малообеспеченных семей по социально-правовым вопросам, в кооперации усилий различных социальных учреждений в решении проблем малообеспеченных семей, привлечении и обучении волонтеров для приобретения необходимых знаний по социально-правовым вопросам.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):107-114
pages 107-114 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Структура и содержание кинезитерапии при остеоартрозе коленного сустава

Мукина Е.Ю., Савельев А.В.

Аннотация

Восстановление функции коленного сустава при остеоартрозе в настоящее время представляет серьезную проблему, несмотря на перечень применяемых биомеханических и фармакотерапевтических методов. В пожилом возрасте происходит снижение компенсаторных возможностей. При составлении комплекса кинезитерапевтических мероприятий с женщинами пожилого возраста обязательно учитывались сопутствующие заболевания и степень физической подготовленности. Уровень нагрузок определялся с учетом индивидуальных особенностей. Обязательным условием перед началом занятий у женщин являлось измерение ЧСС и артериального давления. Методика включала занятия на специализированных тренажерах, при выполнении упражнений соблюдались основные принципы: вес отягощения определялся, исходя из расчета выполнения 15–20 повторений; выполнять упражнения с одним и тем же отягощением длительное время (в случае если вес подобран неправильно) в оздоровительном аспекте нецелесообразно, при выполнении силовых упражнений акцент делать на правильность дыхания и точность движений. В процессе проведения занятий необходимо отслеживать динамику роста веса отягощений и контролировать физическое состояние женщин.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):115-124
pages 115-124 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поддержка чтения как направление социокультурной деятельности

Стефановская Н.А.

Аннотация

Рассмотрена проблема поддержки чтения как одного из актуальных направлений социокультурной деятельности. Обоснована необходимость специальных мер по поддержке чтения в связи с нарастанием тенденций визуализации и геймификации культурной среды, снижением интереса к чтению. Поддержка чтения определена как система государственных, общественных и частных инициатив по повышению ценностного статуса чтения, стимулированию читательской активности, развитию читательской компетентности всех групп населения. Проанализирован российский и зарубежный опыт государственной поддержки чтения, включающий издание законодательных актов, принятие специальных программ, создание межведомственных координационных структур. Показано, что на государственном уровне чтение рассматривается в контексте функциональной грамотности населения как ресурса экономического роста, позволяющего гражданам активно участвовать в жизни государства. Прослежена история развития общественных инициатив в России – от создания частных типографий до деятельности современных ассоциаций и фондов. Выделены как особая форма – региональные Центры чтения. Сделаны выводы о перспективности привлечения волонтеров к реализации проектов по повышению доступности книг и чтения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в настоящее время поддержка чтения приобретает системный характер и реализуется на базе социального партнерства библиотечных, культурно-досуговых, образовательных учреждений и общественных объединений.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):125-130
pages 125-130 views

Теоретические и практические аспекты профилактической работы в борьбе с наркоманией

Платонова Я.В., Парамонов А.В., Кораблев Ю.Ю., Краснослободцева М.В.

Аннотация

Цель работы направлена на изучение теоретических и практических аспектов возникновения наркомании, видов профилактической работы в борьбе с наркоманией, особенностей ее распространения в подростковой среде. Дана оценка развития наркоситуации в Тамбовской области за 2019 г. По совокупности критериев ситуация в регионе является напряженной. Наиболее сложное состояние отмечается по следующим критериям: удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний («предкризисное»); вовлеченность наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков («тяжелое»); криминогенность наркомании («удовлетворительное»); удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц («тяжелое»); удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений («напряженное»). Наркорынок Тамбовской области представлен синтетическими наркотиками и их аналогами, наркотическими средствами каннабисной группы (марихуана, гашиш), героином. Перечислены основные методы профилактической борьбы с наркоманией в Тамбовской области. Указаны предполагаемые тенденции в сфере незаконного оборота наркотиков, сопряженные с использованием «бесконтактных» методов сбыта наркотических средств, дальнейшим сращиванием наркопреступности с киберпреступностью, вовлечением в незаконный оборот наркотиков лиц, не являющихся наркопотребителями, а также увеличением количества наркоманов среди несовершеннолетних.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):131-141
pages 131-141 views

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационные площадки в школе: организация деятельности

Прокудин Ю.П., Королева А.В., Свешникова Л.И., Караваева С.В.

Аннотация

Рассмотрены основные понятия инновационной деятельности с позиций развития современного российского образования. Показано, что инновационная деятельность является обязательным направлением эффективной реализации основных функций общеобразовательного учреждения. Проанализирована и обобщена деятельность школы – лаборатории инновационного развития в ее многообразии. Представлен конкретный опыт функционирования федеральной и региональных инновационных площадок, действующих на базе образовательной организации. Раскрыты цели и основные задачи каждой площадки, тематика инновационных проектов и программ, реализуемых на их базе. Выявлены основные проблемы, которые решаются в процессе деятельности инновационных площадок. В качестве примера проанализирована конкретная деятельность образовательного учреждения в области инновационных механизмов достижения предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов обучающихся в условиях внедрения ФГОС общего образования, развития жилищно-просветительского движения в системе непрерывного образования Тамбовской области и формирования внутриучрежденческой системы оценки качества образования.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):142-148
pages 142-148 views

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

«Земля и воля» как вековая мечта российского крестьянства

Сафонов Д.А.

Аннотация

Аннотация. Цель исследования: поставлен под сомнение традиционный для отечественной историографии тезис, что желания и мечты крестьян исторически были заключены в емкую формулу «земля и воля». Обращение к крестьянским требованиям позволяет заключить, что формула «земля и воля» была порождением либеральных и революционных кругов XIX – начала ХХ века, для которых традиционно было считать себя более понимающими крестьянские нужды, нежели сами крестьяне. На деле главным в желаниях крестьян было обретение возможности свободного хозяйствования, причем последнее в разное время имело различное толкование из-за меняющихся условий жизни. Главной ошибкой тех, кто полагал себя знатоками крестьянских нужд, была изначальная вера в то, что во все времена крестьяне связывали улучшение своей жизни исключительно с сельскохозяйственным трудом. В результате сделан вывод, что с расширением иных возможностей в период революции и Гражданской войны крестьяне начинали требовать создания нормальных условий существования не только на селе, что нашло отражение в лозунгах повстанцев 1920–1922 гг.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):149-154
pages 149-154 views

Крестьянские восстания против крестьянской революции

Исайчиков В.Ф.

Аннотация

Известные в истории крестьянские восстания, войны и революции имели как революционные, так и реакционные стороны. Особо сложное их переплетение наблюдалось в России (СССР) в первой трети XX века в связи с максимальным количеством экономических укладов и классов в стране и четырьмя революциями. Главной причиной борьбы крестьянских классов, в том числе восстаний, была бедность, вызываемая как аграрным перенаселением, так и социальными причинами, среди которых главной до Октябрьской революции были пережитки феодализма. Все четыре революции в России были в значительной мере крестьянскими, но отличались классовым составом и классовым руководством. В результате Великой Октябрьской социалистической революции в стране была установлена не предсказанная К. Марксом, но предвидимая В.И. Лениным совместная диктатура рабочего класса и крестьянства (мелкой буржуазии). Однако малочисленный рабочий класс после смерти В.И. Ленина не смог удержать власть, и в результате «сталинской» контрреволюции в стране была установлена внутренне неустойчивая диктатура мелкой буржуазии (крестьянства). Раскрыты классовые процессы в крестьянстве, которые приводили к восстаниям и революциям.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):155-167
pages 155-167 views

Развитие крестьянского хозяйства и демоэкологические процессы в Орловской губернии во второй половине XIX – начале XX в.

Жиров Н.А.

Аннотация

Рассмотрена слабоизученная тема демографического развития и ее влияние на сельское хозяйство Центральной России на примере Орловской губернии. В ходе исследования была дана характеристика и раскрыты причины расширения крестьянской пашни, а также были проанализированы темпы сокращения лесных и сенокосных ресурсов в течение исследуемого времени. Особое внимание уделено особенностям землепользования и обработки крестьянских наделов. В ходе исследования было определено соотношение естественных и антропогенных факторов развития аграрного общества Орловской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века на примере крестьянских хозяйств региона. Были определены тенденции стратегии демографического поведения сельского населения, преимущественно представленного крестьянством, исследуемых территорий, была выявлена степень воздействия растущего населения на природные ресурсы региона. В качестве основных источников были взяты статистические материалы, представленные различными сборниками по землевладению и землепользованию, а также обзоры и памятные книги Орловской губернии. Особое место занимают архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Орловской области. Комплексное изучение источников было осуществлено при помощи как традиционных научных способов исследования (системный анализ, структурный подход, ретроспективный метод), так и современных подходов (цивилизационный, метод математической статистики). Была установлена зависимость увеличения демографической нагрузки на природные ресурсы в течение исследуемого времени и наличие в регионе всех признаков демоэкологического кризиса в конце XIX – начале ХХ века.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):168-174
pages 168-174 views

Община в сельском самоуправлении русской деревни до и после 1917 года (на материалах Тамбовской губернии)

Ерин П.В.

Аннотация

Рассмотрена проблема выполняемых функций и предназначения поземельной общины в жизнедеятельности русского села до 1917 г. и после революционных событий (до 1926 г.). Проанализирован вопрос выполняемых функций общины, особенности социальной защиты своих членов, управленческие отношения, а также рассмотрены особенности существования общины после переломного момента (1917 г.) в жизни страны. Актуальность исследования заключена в специфике рассмотрения вопроса на длительном хронологическом отрезке, с учетом преобразований глобального характера в государственном управлении. Новизна научного исследования заключена в комплексном рассмотрении и исследовании сельской общины, ее роли в жизни крестьянства Тамбовской губернии, в эволюции института общины в период до и после 1917 г. Источниками работы выступили фонды Государственного архива Тамбовской области, сборники статистических данных. На основании полученных данных выявлено, что община до 1917 г. была инструментом объединения общих усилий крестьянского сословия в трудовой и социальной сферах. На основе архивных данных обнаружено, что тамбовское крестьянство оставалось сторонниками коллективного использования земли. После 1917 г. община сохранила часть своих социальных и трудовых функций. Проанализировано участие общины в распределении земли, рассмотрены способы защиты своих членов от посягательств преступников. Показано преобразование сельской общины в земельное общество с юридическими правами. Доказано, что сельская община в первое десятилетие советского государства выполняла важные хозяйственные и социальные функции в деревнях и селах.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):175-180
pages 175-180 views

Социально-политическая активность крестьян Воронежской губернии в 1917 г.: сотрудничество с властью и география пониженной конфликтности

Разиньков М.Е.

Аннотация

В основу исследования положены данные об актах сотрудничества различных категорий крестьянского населения с революционной властью. Актуальность проблемы заключена в минимальной исследованности этих вопросов, поскольку в историографии изучалось, преимущественно, конфликтное поведение крестьян. Указано на наличие большого количества форм взаимодействия крестьян как с февральской, так и с октябрьской властью в 1917 г. С помощью методов текстологического анализа дан анализ приветственных телеграмм в Государственную думу. Сделан промежуточный вывод о том, что стремление крестьян взаимодействовать с властью не вело напрямую к понижению градуса социального конфликта. Обращено внимание на наличие в 1905–1907 гг. и 1917 г. так называемых «зон пониженной активности» крестьянских выступлений. Задавшись вопросом о причинах существования таких зон, авторы обратились к сравнительному анализу ситуации на уездно-волостном уровне (на примере Острогожского и Богучарского уездов), сделав вывод о том, что традиционное объяснение существования таких зон небольшой долей частновладельческого землевладения не вполне объясняет ситуацию. Предложено объяснение складывавшейся ситуации более сложным комплексом социально-экономических, социально-политических и социально-бытовых факторов, а также проблемами источникового характера.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):181-188
pages 181-188 views

Цели и потенциал изучения корпуса повстанческих командиров Гражданской войны

Посадский А.В.

Аннотация

Аргументирована необходимость дальнейшего изучения народных лидеров периода Гражданской войны и предложены основные задачи и направления исследовательской работы. Оценена необходимость изучения семейного круга партизанских и повстанческих лидеров в контексте демографической ситуации в России. Приведены соображения о важности всестороннего изучения их биографий с целью понимания мотивов и возможностей участия в Гражданской войне. Обращено внимание на нередкую ситуацию лидерства братьев в повстанческом движении. Предложены оценки военных способностей народных лидеров и их направленность. Указаны перспективные для разработки темы архивы. Отмечена важность эго-документов повстанцев, которых сравнительно немного, но исследовательская работа с ними многообещающа. Подчеркнута значимость этнических и гендерных аспектов народного лидерства. Подчеркнут феномен психологической родственности людей одной среды, разделенных военно-политическим противостоянием. Уделено внимание партийно-политической принадлежности военных лидеров Гражданской войны и восприятию их подчиненными, населением, потомками. Поставлен вопрос о том, насколько политически искушены были военные лидеры междоусобицы. Таким образом, предложена схема изучения феномена народного военно-политического лидерства в Гражданской войне с опорой на доступные источники и широкий спектр биографических данных.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):189-196
pages 189-196 views

Революционные трибуналы в системе антикрестьянского террора (1918–1921 гг.)

Никулин В.В.

Аннотация

Раскрыты формы, методы и особенности участия революционных трибуналов в антикрестьянских акциях, проводившихся властью в 1918–1921 гг., в том числе и в отношении участников антоновского восстания. Проанализированы значение и роль трибуналов как специфических видов особых судов в реализации политики властей в отношении крестьянства. Утверждено, что революционные трибуналы занимали в системе антикрестьянского террора свое определенное место и осуществляли свои специфические функции, выполняя задачу формально – юридическую легитимизацию неструктурированного насилия в отношении крестьян. Проанализирован процесс усиления репрессивности трибуналов на фоне резкого роста антисоветских проявлений со стороны крестьянства, что в конечном счете вылилось в антикрестьянский террор. Задача революционных трибуналов как институционального инструмента антикрестьянского террора заключалась в правовой легализации репрессий против крестьянства. Раскрыта роль трибуналов в преследовании дезертиров, основную массу которых опять же составляли крестьяне. Утверждено, что ревтрибуналам были предоставлены широчайшие конфискационные права в отношении дезертиров и процесс их реализации. Значительное внимание уделено деятельности революционных трибуналов в период подавления крестьянского восстания на Тамбовщине, в частности, тамбовского революционного военного трибунала, который был параллельной структурой территориального революционного трибунала, находившегося в ведении Реввоенсовета Республики.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):197-201
pages 197-201 views

Применение террора советскими работникамив борьбе с бандитизмом в Осинском уезде Пермской губернии в годы Гражданской войны

Долгова А.В.

Аннотация

В годы Гражданской войны советским работникам пришлось вести борьбу с дезертирством и бандитизмом. Поскольку большую часть населения страны составляло крестьянство, то возникло противостояние с советской властью той его части, которая не могла ее принять. Чаще всего крестьяне попадали под такие большевистские пропагандистские ярлыки, как «белые банды» или «банды дезертиров», распространившиеся благодаря усилиям партийно-советской пропагандистской машины. Согласно архивным документам, местные советские работники применяли террор не только с целью подавить сопротивление, но и как вынужденную меру, вызванную реальной военно-политической обстановкой в Пермской губернии. Борьба за утверждение власти советов велась с бандитизмом, а не с дезертирством, и носила ожесточенный характер. Следовательно, распространенный тезис в истории Гражданской войны в Пермской губернии о массовом дезертирстве не более чем предположение. Линия Восточного фронта проходила рядом с Осинским уездом, поэтому самая ожесточенная борьба развернулась именно здесь, что, в свою очередь, оказало влияние на военно-политическую обстановку в губернии в целом.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):202-212
pages 202-212 views

Экономические причины Антоновского восстания и поземельные конфликты

Юхачев С.П., Николашин В.П.

Аннотация

Кризисные явления в сельском хозяйстве в первые годы советской власти стали последствием целого ряда системных ошибок как в политической сфере, так и в экономике. Продразверстка, репрессии, мобилизации, жестокая борьба с дезертирством, насильственное насаждение коллективных хозяйств, злоупотребления местных властей и ряд сопутствующих факторов вели к росту социального напряжения. Но ключевой причиной возникновения «антоновщины» все же стало экономическое положение деревни и ограниченность ресурсов, на которые претендовали как деревня, так и государство. Изучена проблема влияния поземельных конфликтов на рост антисоветских настроений в черноземной деревне. Исследована взаимозависимость земельного вопроса и развития мощного крестьянского движения. В рамках поземельных конфликтов в деревне не менее важную роль играли противоречия в целевых установках власти и крестьянства, полярность их представлений и ценностей (в том числе в ментальных установках). Именно эти причины сформировали экономико-политический конфликт в черноземной деревне в изучаемый период, уходивший корнями к событиям 1917–1918 гг.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):213-220
pages 213-220 views

Сельские коммуны и советские хозяйства накануне и во время кре-стьянского восстания 1920–1921 гг.

Безгин В.Б.

Аннотация

Изучено состояние коммун и совхозов, отношение сельского населения к их организации и деятельности, а также положение коллективных хозяйств накануне и в период Тамбовского восстания 1920–1921 гг. Актуальность темы определена потребностью научного осмысления проблемы повстанчества в Гражданской войне и его проявления в форме крестьянского восстания под руководством А.С. Антонова. Цель исследования состоит в установлении судьбы коллективных хозяйств в ходе вооруженного протеста тамбовских крестьян. Работа выполнена на основе широкого круга архивных источников, часть из которых введена в научных оборот впервые. Анализ проблемы осуществлен с учетом достижений современной историографии вопроса и использования научного инструментария передовых методологических подходов. Применен весь арсенал методов исторического исследования, основанных на принципах историзма, объективности и системности. Установлено, что вооруженные налеты повстанческих отрядов на сельскохозяйственные коммуны, советские хозяйства были обусловлены потребностью партизан в продовольствии, лошадях, фураже, а активное участие в них местного населения проистекало из авторского взгляда на землю и имущество коллективных хозяйств как справедливо им принадлежащее.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):221-226
pages 221-226 views

Иван Матюхин и его отряд в Тамбовском восстании

Подлеснов В.И.

Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью научного осмысления феномена крестьянских восстаний против советской власти, и наиболее крупного из них – Тамбовского восстания, в год его столетия, изучения мотивации как его лидеров, одним из которых являлся И.С. Матюхин, так и рядовых участников. Цель исследования – анализ личности Ивана Матюхина и бойцов его отряда, а также основных военных операций, в которых они участвовали. При работе над исследованием были использованы такие методы исследования, как изучение архивных данных и мемуаров, их анализ. Источниковой базой исследования послужили данные Государственного архива Тамбовской области, Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области, Российского государственного военного архива, воспоминания участников изучаемых событий, а также опубликованные научные работы. Научная значимость исследования заключена в систематизации информации об отряде Ивана Матюхина, анализе известных архивных документов и введении в научный оборот новых. В ходе исследования проанализированы военные операции Повстанческой армии, в которых принимал участие полк И.С. Матюхина, выявлена ключевая роль его подразделения в особо значимых операциях. Составлен социальный портрет участника его отряда – чаще всего это крестьяне, как зажиточные, так и относившиеся к беднякам, в большинстве своем имевшие за плечами опыт боевых действий. Доказан высокий уровень поддержки матюхинского подразделения среди местных жителей, умело организованная разведывательная и штабная работа.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):227-233
pages 227-233 views

Офицеры Русской императорской армии в составе противоборствующих сторон Тамбовского восстания 1920–1921 гг.

Канищев В.В.

Аннотация

Рассмотрен новый аспект в целом хорошо изученной темы, связанный с объективными обстоятельствами и субъективными мотивами выбора жизненной позиции в Гражданской войне: вступление бывших офицеров Русской императорской армии в ряды советских, либо повстанческих вооруженных сил. В первую очередь выявлялись противоречия информации о предреволюционной и послереволюционной военной службе избранного круга лиц. С достаточной степенью точности установлены 16 бывших офицеров, ставших в 1920–1921 гг. руководителями подавления «антоновщины» и по максимальному счету 23 повстанческих командира из рядов офицеров «старой» армии. Установлены различия в социально-профессиональном облике командного состава противоборствующих сторон. Среди советских командиров преобладали кадровые офицеры из разных сословий, в том числе 5 крестьян (только 1 – русский), нетамбовского происхождения, попавшие в регион не ранее 1917 г. Напротив, среди повстанческих военных предводителей все, кроме одного мещанина, происходили из крестьянского сословия (только 3 были не из Тамбовской губернии). Однако преданность некоторых повстанческих командиров из бывших офицеров своему политическому руководству была невысокой. Поэтому в исследовании специально проанализирована «психология предательства» таких людей, которые перешли на сторону советских войск. Военные руководители подавления Тамбовского восстания – выходцы из офицерской среды совершили выбор в пользу советской власти в 1917–1918 гг. и к 1920 г. неоднократно проявили преданность «рабочее – крестьянскому государству». Однако это государство до поры до времени признавало преданность в принципе чуждых ей «золотопогонников». В 1930-е гг. почти все офицеры – участники подавления Тамбовского восстания стали жертвами политических репрессий.

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):234-244
pages 234-244 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».