Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе
- Авторы: Стромов В.Ю.1, Сысоев П.В.1, Завьялов В.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 189 (2020)
- Страницы: 7-14
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298832
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14
- ID: 298832
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Снижение результативности аспирантских программ выступает одним из проблемных вопросов деятельности аспирантуры в любом вузе. Во многом слабые по качеству обучающихся наборы обусловлены плохой информированностью выпускников специалитета и магистратуры о том, что представляет из себя обучение на третьем уровне высшего профессионального образования, какие преимущества и кому дает получение ученой степени кандидата наук. В этой связи профориентационная работа в аспирантуре выступает одним из важных факторов ее результативности. Вместе с тем анализ исследований, посвященных организации профориентационной работы с учащимися, свидетельствует о том, что в большинстве вузов основной целью профориентационной работы является привлечение выпускников средних школ к поступлению в вуз и выбор конкретного направления подготовки и профиля обучения. Отсутствие многоуровневой профориентационной системы «школьник–студент–выпускник» не позволяет комплексно развивать у студентов бакалавриата и специалитета индивидуальную траекторию становления в научно-исследователь-ской сфере и методично готовить обучающихся к продолжению обучения в аспирантуре. В настоящем исследовании а) обозначена актуальность и обусловлена необходимость организации профориентационной работы среди студентов, обучающихся на направлениях подготовки бакалавриата/специалитета, магистратуры для поступления в аспирантуру; б) рассмотрен педагогический потенциал института наставничества в организации профориентационных мероприятий для привлечения талантливой молодежи в аспирантуру; в) предложено описание опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по реализации в рамках института наставничества научно-просветительского проекта «Я хочу быть аспирантом». Предметно-тематическое содержание проекта включает три блока:
1) аспирантура: что это такое; 2) поступление и обучение в аспирантуре; 3) научные журналы и публикационная этика. В работе подробно описано содержание проекта.
Ключевые слова
Об авторах
В. Ю. Стромов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: vladimir_stromov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4558-9766
кандидат юридических наук, доцент, ректор
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33П. В. Сысоев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: psysoyev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7478-7828
доктор педагогических наук, профессор, начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33В. В. Завьялов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: zavtmb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2968-5093
председатель Объединенного студенческого научного совета, зам. начальника управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.
- Прохоров А.В. Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2019. Т. 14. № 3 (107). С. 13-17. doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17
- Курочкина Л.В. Организация профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 139-146.
- Кобец А.В. Психологические особенности профориентационной работы в правоохранительной системе // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 56-64.
- Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151-165.
- Прохоров А.В. Университет как субъект профориентационной работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 187. С. 15-20. doi: 10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20
- Прохоров А.В., Жмырева Н.А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76. doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. 416 с.
- Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани-тарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 174. С. 7-14. doi: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14
- Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82.
- Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» – технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. № 5 (225). С. 20-29.
- Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодежного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109.
- Урмина И.А., Горелова Н.Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. 2010. № 7 (61). С. 85-94.
Дополнительные файлы
