Поддержка чтения как направление социокультурной деятельности
- Авторы: Стефановская Н.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 189 (2020)
- Страницы: 125-130
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298845
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-125-130
- ID: 298845
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена проблема поддержки чтения как одного из актуальных направлений социокультурной деятельности. Обоснована необходимость специальных мер по поддержке чтения в связи с нарастанием тенденций визуализации и геймификации культурной среды, снижением интереса к чтению. Поддержка чтения определена как система государственных, общественных и частных инициатив по повышению ценностного статуса чтения, стимулированию читательской активности, развитию читательской компетентности всех групп населения. Проанализирован российский и зарубежный опыт государственной поддержки чтения, включающий издание законодательных актов, принятие специальных программ, создание межведомственных координационных структур. Показано, что на государственном уровне чтение рассматривается в контексте функциональной грамотности населения как ресурса экономического роста, позволяющего гражданам активно участвовать в жизни государства. Прослежена история развития общественных инициатив в России – от создания частных типографий до деятельности современных ассоциаций и фондов. Выделены как особая форма – региональные Центры чтения. Сделаны выводы о перспективности привлечения волонтеров к реализации проектов по повышению доступности книг и чтения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в настоящее время поддержка чтения приобретает системный характер и реализуется на базе социального партнерства библиотечных, культурно-досуговых, образовательных учреждений и общественных объединений.
Об авторах
Н. А. Стефановская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: stefan1966@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8509-3784
доктор социологических наук, доцент, директор Фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Щербинина Ю.В. Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум; Неолит, 2016. 416 с.
- Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. М.: Наука, 2015. 230 с.
- Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / сост.: Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. 480 с.
- Чудинова В.П., Чудинова К.О. Национальная политика поддержки чтения подрастающего поколения в Японии // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы: сб. ст. М.: Межрегион. центр библ. со-трудничества, 2011. С. 199-213.
- Чудинова В.П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. № 3. С. 44-49.
- Иванова Г.А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление биб-лиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162-167.
- Стулова С.С. Популяризация и развитие чтения: опыт ЮНЕСКО // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. М.: Рудомино, 2003. С. 179-187.
- Ялышева В.В. Центры чтения при библиотеках: организационно-методические и исследовательские ас-пекты // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007. С. 160-172.
Дополнительные файлы
