Том 28, № 6 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Трансформация профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий

Чванова М.С., Киселева И.А.

Аннотация

Актуальность. Активная цифровизация экономики приводит к трансформации профессионально-ценностных ориентаций студентов. Процесс обостряется с развитием новых форм их интернет-социализации и требует педагогического управления. С целью построения адекватных педагогических технологий необходимо выявить наиболее чувствительные компоненты и критерии трансформации профессионально-ценностных ориентаций студентов. Новизна исследования заключена в том, что (на примере студентов-информатиков) впервые представлены изменяющиеся профессиональные потребности, отраженные в результатах комплексного анализа общения на популярных форумах в сфере IT; на сайтах профессионального общения и крупных IT-компаний; общения на телеграм-каналах сотрудников мировых лидеров IT-индустрии. Обосновано, что выявленные потребности способствуют формированию профессионального интереса и включенности в профессионально-ориентированную практику. В качестве доказательства приведены результаты социального опроса студентов-информатиков по использованию их профессионального общения в Интернете для реальной работы. Для сбора данных, необходимых для проведения исследования, использованы количественные методы сбора информации: анализ документов, опрос, анкетирование. Впервые представлена логика формирования появляющихся профессионально-ценностных ориентаций в контексте интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий. На основе выявленных ценностных ориентаций обоснованы соответствующие критерии оценки трансформации профессионально-ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации. Обозначены предполагаемые наиболее чувствительные к трансформации элементы ценностных ориентаций в указанном контексте.Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников, метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms. В качестве экспериментальной базы для проведения пилотажного исследования выступили студенты 1–4 курсов вузов Тамбова и Москвы в количестве 507 человек в возрасте от 17 до 23 лет.Результаты исследования. Выявлены и обоснованы критерии оценки трансформации системы профессионально-ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации и неустойчивости профессий: сформированность ценностей – отношений с профессиональным интернет-сообществом; сформированность ценностей – знаний цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач; сформированность ценностей – целей достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий; сформированность ценности – результата интернет-социализации в профессиональной среде, удовлетворенности в достижении своих профессиональных потребностей; сформированность ценности – качества быстрой профессиональной самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды; сформированность ценности – умения применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии.Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что наиболее чувствительными компонентами трансформации ценностных ориентаций могут быть ценности – отношения с профессиональным интернет-сообществом, а также ценности – качества, характеризующиеся быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1347-1364
pages 1347-1364 views

Потенциал использования сетевых видеоформатов в системе гуманитарного образования

Шестерина А.М.

Аннотация

Актуальность. Исследован потенциал использования современных сетевых видеоформатов в образовательных практиках, направленных на формирование компетенций в гуманитарной сфере. Значимость изучения этого потенциала обусловлена трансформацией подходов к социализации и формированию знаний о мире под влиянием новых медиа, а также процессом визуализации медиапотребления, отмечаемым исследователями коммуникативных процессов.Материалы и методы. Для достижения поставленных целей исследования применялись сравнительно-типологический и тектологический методы, а также метод анализа контента. Эмпирическая база исследования сформирована на основе образовательного видеоконтента платформы RUTUBE.Результаты исследования. Приведены основные функции сетевого видеоконтента в образовательном процессе. Конкретизированы наиболее эффективные жанры и форматы образовательных видеоблогов. Исследованы средства привлечения и удержания внимания в ходе осуществления образовательных практик. Выявлены основные коммуникативные барьеры, препятствующие формированию компетенций в условиях использования сетевого видеоконтента. Обозначены методы нейтрализации барьеров и способы повышения эффективности формирования знаний, умений и навыков с применением сетевого видеоконтента.Выводы. В ходе исследования установлено, что сетевой видеоконтент имеет значительный образовательный потенциал и может быть использован в учебном процессе в рамках высшей школы. Результаты исследования будут полезны ученым, рассматривающим потенциал использования современных технологий в системе высшего образования, а также педагогам высшей школы.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1365-1375
pages 1365-1375 views

Цифровизация в практической подготовке студентов технических вузов

Тушакова З.Р., Чижикова Е.С.

Аннотация

Актуальность. Одна из ключевых задач производственной практики – опыт переноса знаний для самостоятельного решения новых задач. Моделирование производственных процессов в виртуальных лабораториях, VR-тренинги, блокчейн – можно рассматривать как технологии, направленные на формирование способности к переносу, анализу, систематизации данных. Цифровизация практической подготовки способна решить проблемы формирования нестандартного мышления, необходимости усиления ответственности обучающихся, зависимости квалификации специалиста от степени владения цифровыми технологиями. Возможности цифровых технологий, интеллектуальных информационных и обучающих систем в фокусе практической подготовки и развития мышления студентов образовали цель исследования.Материалы и методы. Проведен обзор информационных источников, систематизирован собственный опыт организации практической подготовки. Методом опроса исследованы отношение обучающихся к онлайн-взаимодействию, отношение предприятий к допуску практикантов на производственные объекты. Предложена модель процедуры оценивания и хранения результатов практики.Результаты исследования. Искусственный интеллект и автоматизация процессов смещают акценты обучения с алгоритмизируемой деятельности (чтение материала, составление плана текста, выборка ключевых идей и т. д.) на развитие специфических нестандартных умений – способности находить нестереотипное оптимальное решение, проводить экспертизу, применять знания в необычных условиях. При этом сокращение объемов предметного материала позволяет уделить больше внимания освоению нерутинных действий, автономии на рабочем месте, развитию проактивного отношения к профессии. Виртуальная модель технологического процесса позволяет в деталях увидеть любой элемент комплекса, при этом оператор VR воспринимает объект и формирует ответ. Анализ пространственного положения и состояния объекта, перенос имеющихся теоретических знаний в конкретную производственную ситуацию, формирование целостного восприятия объектов развивают и мышление, и практические навыки. Оценивание результатов практической подготовки студентов с применением блокчейна повышает оперативность процесса, делает надежной систему хранения данных.Выводы. Модернизация профессионального образования путем внедрения адаптивных и практико-ориентированных образовательных программ, алгоритмов обучения и оценивания на основе решений искусственного интеллекта обеспечит эффективную цифровую подготовку кадров.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1376-1386
pages 1376-1386 views

Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение

Нам Т.А., Попов д.Г., Смирнов М.B.

Аннотация

Актуальность. В 2023 г. востребованность методики «Обучение служением» (с англ. – Service-learning) существенно возросла в связи с актуализацией подходов к реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей в системе воспитательной работы образовательной организации высшего образования (ООВО). В настоящее время «Обучение служением» рассматривается как особая форма проектного обучения, подразумевающая развитие профессиональных навыков у студентов бакалавриата при их тесном взаимодействии с некоммерческими организациями. В данном контексте мы говорим о создании условий для более эффективного усвоения образовательной программы путем вовлечения студентов в социально значимую проектную деятельность, которая напрямую связана с тем, что входит в сферу интересов и практико-ориентированной деятельности обучающихся. Методика направлена на формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, гражданской солидарности и традиционных ценностей. Университет как образовательный центр предоставляет студентам большие возможности для самореализации и практической деятельности. ООВО является эффективной площадкой для развития интеллектуальных направлений добровольчества, к которым относится и медиаволонтерство. Цель исследования – выявление отношения профильного экспертного сообщества и работодателей в сфере медиа к продвижению добровольчества и поддержке медиаволонтерства как эффективного инструмента развития профессиональных и универсальных компетенций студентов коммуникативных направлений подготовки в процессе интеграции методики «Обучение служением» в университетскую образовательную среду.Методы исследования. Изучена медиаволонтерская деятельность в контексте профессионального развития студентов коммуникативных направлений подготовки, а также внедрения методики «Обучение служением». Рассмотрено влияние медиаволонтерского опыта на карьерную траекторию и личностное развитие студентов. Использована методика экспертного опроса с опытными управленцами в сфере медиа с целью выявления отношения профильного экспертного сообщества к развитию медиаволонтерства и расширению спектра его эффектов как для субъектов деятельности, так и для благополучателей.Результаты исследования. Выявлено, что экспертное сообщество в сфере коммуникаций относится положительно к продвижению добровольчества, а медиаволонтерский опыт рассматривается большинством опрошенных как конкурентное преимущество на рынке труда. В то же время наблюдается недостаток информированности экспертов о специфике медиаволонтерства, а также выявлен ряд проблем и возможностей для развития в сфере продвижения добровольчества. Среди проблем: недостаток информации о возможностях и формах добровольчества, отсутствие у представителей некоммерческого сектора профильных навыков продвижения, а также приверженность устаревшим формам коммуникации. Среди возможностей: привлечение и стимулирование медиаволонтеров, мониторинг и использование новых форматов и каналов коммуникации, создание креативных проектов и использование сторителлинга.Выводы. Медиаволонтерство, опираясь на экспертное мнение, можно считать эффективным направлением практики в рамках методики «Обучение служением», направленным как на формирование профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов коммуникативных направлений подготовки, так и на развитие волонтерской деятельности как одного из приоритетных направлений молодежной политики России.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1387-1399
pages 1387-1399 views

Философские основания дивергентного мышления

Кочукова О.Н.

Аннотация

Актуальность. На современном этапе социально-экономического развития страны актуализировалась потребность общества в специалистах, обладающих дивергентным мышлением, позволяющим мыслить инновационно, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности и быстрой смены обстановки разными способами. Однако существует проблема, связанная с отсутствием общей теоретической базы и методологических подходов к изучению дивергентного мышления. Предполагается, что понять природу дивергентного мышления возможно путем философского осмысления его родового понятия «мышление». Целью исследования является научное обоснование категории «дивергентное мышление» с философской точки зрения.Материалы и методы. Достижение поставленных целей осуществлялось на основе ретроспективного анализа философской литературы и научных публикаций по теме исследования. Результаты исследования. Определены основные сущностные характеристики мышления и мыслительные операции, лежащие в его основе в целом и дивергентного мышления в частности. Определен понятийный характер мышления, базирующийся на суждениях, умозаключениях и понятиях. Выяснено, что закономерности протекания мыслительных процессов обусловлены такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация, абстрагирование и др. При этом эвристичность познавательного процесса обеспечивается посредством интуитивного озарения. Сделан вывод о том, что фундаментом исследуемого феномена является диалектический характер мышления, направленный на исследование и разрешение противоречий.Выводы. Областью применения полученных результатов является определение сущности дивергентного мышления студентов вуза, исследование проблемы его формирования и дальнейшего развития.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1400-1411
pages 1400-1411 views

Редакторская деятельность К.Д. Ушинского

Данилова Л.Н., Ходырев А.М.

Аннотация

Актуальность. В 2023 г. исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. В российской науке широко изучены его взгляды на образование, обучение и воспитание, но они продолжают служить предметом исследования в силу неизменной актуальности. При скрупулезной изученности педагогического наследия К.Д. Ушинского его редакторская деятельность освещалась крайне редко. Целью исследования является анализ его работы на посту главного редактора в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1860–1861 гг.Материалы и методы. Методами изучения являются хронологический анализ, сравнительно-исторический и библиографический метод, классификации, анализ документов. Источниковую базу составили выпуски журнала, переписка Ушинского, труды историков педагогики по биографии и деятельности Ушинского.Результаты исследования. В исследовании представлены условия, при которых К.Д. Ушинский вступил в должность. Охарактеризована и проанализирована редакционная политика журнала, включая ее принципы и критерии отбора материалов, выявлена роль К.Д. Ушинского в ее формировании и реализации. Выдвинуто предположение о влиянии на его деятельность редакторских взглядов В.Г. Белинского. Классифицированы публиковавшиеся в журнале материалы, выявлено их соответствие просветительским идеям К.Д. Ушинского. Определены трудности редактора в организации журнала и причины анонимного написания статей К.Д. Ушинским.Выводы. Руководя журналом, К.Д. Ушинский подбирал материалы, исходя из их научности, практической ориентации, достоверности, доступности, субъектности, материалы не просто педагогического, но социально-просветительского, следовательно – гражданского, содержания. Его редакционная политика была принципиально ориентирована на просвещение, методическую поддержку педагогов, популяризацию общественного воспитания, передовой европейский опыт в организации школ при сохранении народности воспитания. Все это напрямую соотносилось с педагогическими воззрениями самого Ушинского.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1412-1427
pages 1412-1427 views

Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка

Евстигнеев М.Н.

Аннотация

Актуальность. Интеграция технологий искусственного интеллекта в образовательные процессы становится необратимым процессом развития информационного общества. Применительно методики обучения иностранному языку многие исследователи отмечают огромный потенциал новых технологий, который может использоваться для повышения эффективности обучения и улучшения качества образования. Технологии искусственного интеллекта активно используются при адаптивном обучении иностранным языкам. Нейросети позволяют создавать персонализированные учебные программы и уникальный контент, отвечающие уровню развития обучающегося и его личным интересам и потребностям. Технологии искусственного интеллекта позволяют автоматизировать выполнение ряда педагогических задач, тем самым экономя время педагога. К таким задачам можно отнести генерацию учебного контента и автоматизированную оценку успеваемости. Многочисленные виртуальные помощники, работающие на алгоритмах искусственного интеллекта, позволяют эффективно изучать иностранный язык, отвечают на запросы обучающихся, предоставляют дополнительные учебные материалы, дают рекомендации и способны поддерживать обратную связь. Однако, несмотря на очевидные преимущества, нейросети имеют ряд значительных недостатков, которые негативно могут влиять на учебный процесс. Целью данного исследования служит изучение нейросети Twee, которая позиционируется как эффективный помощник педагога английского языка, определение ее лингводидактического потенциала и функциональных особенностей, выявление ее сильных и слабых сторон, а также определение применимости для решения определенных педагогических задач.Методы исследования. Для проведения исследования использовались теоретические методы: изучение научной литературы по теме исследования, анализ, обобщение и классификация; эмпирические методы: наблюдение, описание и экспериментальная проверка; практические методы: моделирование учебного процесса. В результате изучения лингводидактического потенциала и функциональных особенностей нейросети Twee был выявлен и описан ее инструментарий, позволяющий педагогу английского языка планировать, организовывать и оценивать учебный процесс.Результаты исследования. Изучена и подробно описана применимость нейросети Twee к процессу обучения английскому языку. Данная нейросеть позволяет генерировать уникальный учебный контент и создавать коммуникативные упражнения, направленные на развитие всех видов речевой деятельности и аспектов языка, за исключением фонетики. Также в работе проанализирована возможность нейросети Twee выполнять педагогические задачи, с которыми ежедневно сталкивается педагог английского языка.Выводы. В актуальном состоянии нейросеть Twee – это первый качественный шаг к интеграции технологий искусственного интеллекта в методику обучения иностранному языку. Имея ряд очевидных преимуществ, данная нейросеть не сможет заменить полностью педагога английского языка, а будет выступать дополнительным инструментом обучения. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по методике обучения иностранным языкам с помощью технологий искусственного интеллекта
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1428-1442
pages 1428-1442 views

Дидактические и методические функции чат-ботов в обучении студентов нелингвистических направлений подготовке иноязычной грамматике

Черкасова Е.А.

Аннотация

Актуальность. Цифровизация проникает во многие сферы нашей жизни и предоставляет новые возможности и решения. Наряду с этим высшие учебные заведения готовят студентов к работе в профессиональной среде, в которой все чаще используются передовые технические средства. Следовательно, интеграция технологий в образование является необходимой с точки зрения подготовки востребованного специалиста в той или иной отрасли.Материалы и методы. Материалом исследования послужил анализ научной литературы: теоретические и практические исследования современных приложений в рамках обучения английскому языку. Применен эмпирический метод с целью выявления дидактических и методических функций чат-ботов в рамках дифференцированного обучении студентов иноязычной грамматике в технических вузах.Результаты исследования. Сформулированы дидактические функции чат-ботов в контексте обучения иностранному языку: а) доступность; б) возможность персонализированного обучения; в) возможность адаптивного обучения; г) возможность интервального обучения; д) создание ментально-безопасной среды обучения; е) многофункциональность; ж) развитие навыков XXI века. Конкретизированы методические свойства чат-бот-приложений: а) возможность формировать языковые навыки речи обучающихся; б) возможность развития умений иноязычной речевой деятельности.Выводы. Интеллектуальные технологии способны оптимизировать образовательный процесс, делая его более доступным, интерактивным и индивидуализированным. Кроме того, чат-системы могут быть полезным инструментом, способствующим повышению продуктивности обучения грамматике английского языка, в рамках дифференцированного обучения студентов нелингвистических направлений в условиях самостоятельной деятельности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1443-1451
pages 1443-1451 views

Методическая модель обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта

Гаврилов М.B.

Аннотация

Актуальность. Построение методических моделей обучения обусловлено рядом факторов, определяющих траектории развития педагогической науки. Моделирование позволяет систематизировать и оптимизировать учебный процесс, тем самым делая его целенаправленным и эффективным. Методическая модель, исполняя роль каркаса, определяет структуру, содержание и последовательность учебных действий, направленных на достижение конкретного результата. Однако для построения эффективной методической модели обучения от преподавателя требуется качественная подготовка, наличие глубоких знаний и педагогической квалификации. В контексте современных информационных и коммуникационных технологий и инструментов искусственного интеллекта моделирование учебного процесса приобретает новый смысл. Необходимость адаптировать традиционные методы обучения под инновационные средства обучения лежит в основе современной методики обучения иностранным языкам. На настоящий момент на рынке труда отмечается повышенный спрос на специалистов в области юриспруденции, готовых и способных использовать иностранный язык в профессиональной сфере. Развитие технологий искусственного интеллекта и появление в открытом доступе конструкторов правовых документов позволяют изучать письменный юридический дискурс через систему условно-речевых и речевых упражнений. Поэтому целью исследования является разработка методической модели обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта.Методы исследования. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы в области педагогики, психологии и методики обучения иностранным языкам, обобщение, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей. Учитывая особенности конструкторов правовых документов и современных технологий обучения, была разработана и подробно описана методическая модель обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта.Результаты исследования. Разработана и подробно описана методическая модель обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта. В структурном плане методическая модель представлена пятью взаимосвязанными компонентами: предпосылки, целевой компонент, теоретический, операционный компонент, результативно-оценочный компонент. Все компоненты иерархически взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.Выводы. Методическая модель обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта позволяет имитировать образовательный процесс, выявляя его преимущества и недостатки. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработке методики обучения студентов неязыковых вузов иноязычному юридическому дискурсу с помощью инструментов искусственного интеллекта.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1452-1466
pages 1452-1466 views

Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка

Лобеева П.И.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены возможности использования чат-ботов для создания обучающего контента по английскому языку при изучении фразовых глаголов. Цель исследования – привести примеры вариантов заданий, созданных при помощи искусственного интеллекта, и провести анализ учебного контента на предмет его применимости для достижения целей обучения.Материалы и методы. При помощи чат-бота ChatGPT & Midjourney в мессенджере Telegram были сгенерированы учебные материалы для изучения английских фразовых глаголов по различным темам, которые входят в содержание программы в неязыковом вузе. Задания были разделены на группы по типам упражнений с целью дальнейшего выявления их дидактического потенциала. Использованы методы сравнения и сопоставления, классификации, обобщения полученных результатов.Результаты исследования. Кратко описаны результаты анализа основных трудностей, связанных с изучением английских фразовых глаголов. Выявлены проблемы, возникающие при использовании технологий искусственного интеллекта для создания учебного контента. Предложены пути решения возникающих проблем.Выводы. Применение технологий искусственного интеллекта представляет собой перспективное направление современной лингводидактики. Создание учебных материалов при помощи чат-ботов может существенно облегчить работу преподавателя иностранного языка и повысить эффективность усвоения фразовых глаголов за счет использования дополнительных материалов, сгенерированных для решения конкретных учебных задач.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1467-1476
pages 1467-1476 views

Формирование лингвокультурной компетенции как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка

Кондакова Н.Н., Зимина Е.И.

Аннотация

Актуальность. Обращение к антропоцентрической парадигме научного знания на рубеже XX–XXI веков, активное развитие международного сотрудничества в различных областях и сферах деятельности требуют обновления содержания и целей лингвистического образования за счет соизучения языков и культур. Однако проблемы формирования лингвокультурной компетенции как неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки специалиста в области преподавания иностранного языка на настоящий момент нуждаются в более детальном изучении. Цель исследования – дать характеристику понятию «лингвокультурная компетенция» и рассмотреть методику формирования данной компетенции в контексте профессиональной подготовки будущего педагога.Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, послужившей материалом исследования, систематизация и сопоставительный анализ подходов к интерпретации характеристики и содержания понятия «лингвокультурная компетенция», проектирование учебной деятельности в контексте формирования лингвокультурной компетенции у студентов языковых специальностей составили комплекс методов, применявшихся в данной работе.Результаты исследования. Изучены существующие подходы к трактовке термина «лингвокультурная компетенция» и схожих с ним определений «лингвокультурологическая компетенция», «культурно-языковая компетенция». Предложено определение, релевантное для использования в процессе профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка, а также описание некоторых методов работы над формированием лингвокультурной компетенции у студентов языковых специальностей.Выводы. Интеграция релевантных культурно-языковых аспектов в содержание лингвистического образования способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов – будущих преподавателей иностранного языка. Формирование лингвокультурной компетенции у студентов языковых специальностей является необходимым условием успешного осуществления их профессиональной деятельности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1477-1487
pages 1477-1487 views

Применение сравнительно-сопоставительного метода обучения испанскому языку как второму иностранному на основе английского языка

Токарева Е.Ю.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрен сравнительный метод как одно из средств формирования мультилингвальной компетенции в процессе мультилингвального обучения студентовлингвистов. Раскрыта концепция образовательного мультилингвизма, а также концепция позитивного переноса и интерференции. Актуальность исследования состоит в том, что в ней находят свое отражение проблемы организации обучения испанскому языку как ИЯ2 на базе английского как ИЯ1 и их решение с использованием сравнительно-сопоставительного метода.Материалы и методы. На основе анализа английской и испанской языковых систем выявлены аспекты, подходящие для использования сравнительно-сопоставительного метода. В исследовании приняли участие 65 студентов Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого 2–4 года обучения. По результатам опроса был разработан комплекс упражнений, представленный студентам-лингвистам. Затем респонденты прошли опрос с целью оценки эффективности упражнений и сравнительно-сопоставительного метода. Результаты исследования. По данным опроса, 81,5 % студентов однозначно заявляют об эффективности разработанных упражнений, а 18,5 % – о частичной эффективности.Выводы. Студенты отметили эффективность упражнений, показали заинтересованность в сравнительно-сопоставительном методе, а также увидели перспективу в наличии сопоставительного компонента в процессе обучения испанскому языку как второму иностранному на базе английского языка.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1488-1500
pages 1488-1500 views

Преподавание русского языка как иностранного в Республике Экваториальная Гвинея: задачи и предпосылки

Шурупова О.С., Сушкова Н.А.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема обучения жителей Республики Экваториальная Гвинея русскому как иностранному. Были рассмотрены предпосылки для изучения русского языка как иностранного жителями Экваториальной Гвинеи; подвергнуты анализу перспективы создания Российской Федерацией условий для сотрудничества с данным государством и обучения его граждан русскому языку; описаны особенности современной языковой политики Экваториальной Гвинеи.Материалы и методы. Результаты анкетирования, проведенного среди студентов из ряда стран Африки, обучающихся в настоящее время на подготовительном отделении Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, позволили выявить особенности восприятия России и русского языка молодыми жителями современной Африки.Результаты исследования. В ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с искаженным восприятием русского человека африканским сознанием, и предложены рекомендации по работе с обучающимися из Республики Экваториальная Гвинея. Исследование показало, что современные жители стран Африки, даже намеревающиеся получить в Российской Федерации высшее образование, не обнаруживают систематических знаний о России и ее культуре и практически не имеют возможности изучать русский язык на родине, однако, в целом, их отношение к нашей стране можно охарактеризовать как положительное.Выводы. Полученные результаты имеют теоретическую ценность, поскольку позволяют сделать выводы о проблемах, с которыми можно столкнуться при обучении жителей Африки русскому языку как иностранному, и практическую значимость, так как дают возможность разработать рекомендации по обеспечению сотрудничества с Экваториальной Гвинеей и обучения ее граждан русскому языку.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1501-1512
pages 1501-1512 views

Изучение сердечного ритма студенческой молодежи при занятиях физической культурой и в состоянии покоя

Славинский Н.B., Кузнецова З.В., Яткин И.В.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена проблема уровня здоровья молодого поколения. Цель работы – проведение исследования вариабельности сердечного ритма для выявления влияния занятий физической культурой на здоровье студентов.Методы исследования. В эксперименте приняли участие студенты 1–2 курсов (158 человек) Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. Методами исследования стало изучение ряда параметров, связанных с анализом сердечного ритма, и использование пробы Руфье. В ходе исследования использовался специально подобранный комплекс упражнений, который одновременно положительно влияет на здоровье студентов и позволяет оценить интересующие показатели. На каждом этапе оценки показателей здоровья использовались свои методы физической культуры: специальный комплекс, упражнения пробы Руфье, игровые и соревновательные виды спорта, а также разминка и упражнения заключительной части на расслабление.Результаты исследования. На каждом этапе выделялись различия показателей между юношами и девушками. Первым этапом измерялась частота сердечных сокращений при занятиях физической культурой и в покое с использованием специального оздоровительного комплекса умеренной интенсивности с учетом индивидуальных особенностей студентов. Далее фиксировалась мода вариабельности сердечного ритма и ее амплитуда в разных ситуациях. С помощью пробы Руфье определен уровень работоспособности сердца студентов и границы разницы минимальных и максимальных значений интервалов между началами двух соседних сердечных циклов, которые оценивались при выполнении комплекса «отдых лежа – приседания» – комплекс, специально разработанный для взятия пробы Руфье. Изучалась вегетативная нервная система, в частности, активность симпатического и парасимпатического отделов в разных состояниях, преобладание одного отдела над другим и их особенности. Наиболее эффективным методом их изучения было определено вовлечение студентов в игры волейбол, бадминтон и включения соревновательных упражнений. Оценен уровень индекса напряженности студенческой молодежи. Выводы. Сделаны общие выводы по результатам проведенных исследований, выявлено высокое влияние занятий физической культурой и спортом на работу сердца студентов и их здоровье в целом.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1513-1522
pages 1513-1522 views

Методика определения эффективности тренировочного процесса хоккеистов с особенностями антропометрических данных

Зобков Д.А.

Аннотация

Актуальность. Методики анализа эффективности тренировочного процесса в игровых видах спорта всегда предъявляют определенные требования к изучаемым компонентам: качеству выполняемых спортсменами заданий, количественным показателям правильно принятых в соответствии с указаниями тренера решений ситуативных задач в игровых эпизодах. Огромное значение имеет и оперативность полученной информации, скорость статистической обработки для принятия оперативных и стратегических тренерских решений. В этой связи наиболее распространенным информационным документом, предназначенным для аналитической деятельности по определению эффективности тренировочного или игрового процесса в хоккейных любительских командах является статистический лист, где статисты значками отмечают игровые взаимодействия спортсменов, степень их успешности, выбор игровой позиции и технические параметры приема-передачи шайбы, выигранные и проигранные единоборства, силовые приемы, поддержание динамического равновесия и т. д. По окончании процедуры производится подсчет результатов по каждому хоккеисту и пятеркам с целью определения результативности игрового взаимодействия, а также разработки дальнейшей стратегической линии тренировочного процесса. Неудобством данной методики является определение оценочных задач (в частности, речь идет об интенсифицированном компоненте насыщения в рамках темы исследования) для каждого тренировочного процесса, имеющего определенную целевую направленность, а также невысокая скорость статистической обработки полученных данных. Цель исследования: анализ игрового взаимодействия спортсменов хоккейной команды «Держава» на основе использования инструментальных методик для оценки игровых действий представителей групп спортсменов, дифференцированных по антропометрическим показателям.Методы исследования. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, педагогическое наблюдение, инструментально-диагностический метод “Physical Education Teacher Assessment Instrument” (инструмент оценки физического образования), методы математической статистики, обобщение.Результаты исследования. Проанализированы результаты игровой адаптации хоккеистов, отнесенных к различным группам спортсменов, обладающих особыми антропометрическими данными по окончании подготовительного периода на основе индивидуальных показателей игрового взаимодействия в контрольных играх.Выводы. Результаты исследования могут быть использованы в качестве информации для тренеров игровых видов спорта при оценке игровой соревновательной деятельности в избранных видах спорта.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1523-1531
pages 1523-1531 views

Модернизация системы образования России первой четверти XVIII века как фактор развития книжной культуры

Топильский А.Г.

Аннотация

Актуальность. Одним из самых активных средств модернизации в России времен Петра I являлось просвещение. Для совершения культурного, социального, экономического рывка стране нужны были кадры образованных и энергичных специалистов, понимающих суть проводимых реформ. При этом истоки и направления преобразований были тесно связаны с необходимостью сокращения технологического и социокультурного отставания нашей страны от стран Западной Европы.Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили материалы Российского государственного архива древних актов (Ф. 256) и Российского государственного исторического архива (Ф. 796), а также опубликованная делопроизводственная документация основных актов, влиявших на проведение внутрироссийской политики.Результаты исследования. Успех просветительской политики самодержца не мог возникнуть без широкого обращения россиян к книжной продукции, демократизации издательского рынка и распространения моды на чтение. Символом времени стало быстрое распространение сети библиотек при учебных заведениях, открывших доступ населения к книге и знанию. Имеющиеся данные по книговыдаче библиотеки Академии наук показывают большую читательскую популярность собранного фонда. Каждое издание, выдаваемое читателю, заносилась в особый журнал, где фиксировались имя пользователя, данные запрашиваемого сочинения.Выводы. Одной из целей модернизации Петра I было создание прослойки русских интеллектуалов, выступающих проводниками начатых преобразований. При этом выбранные средства просветительской активности самодержца были многообразны: практиковались обучение русских людей за рубежом, создание в стране сети учебных заведений, широкое распространение в стране светской книги.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1532-1542
pages 1532-1542 views

Административная модернизация крупного имения на микроуровне (на материалах Ново-Покровского имения Орловых-Давыдовых)

Житин Р.М.

Аннотация

 Актуальность. Изучение развития крупнопомещичьего хозяйства Российской империи в пореформенное время является важной частью исторических исследований, поскольку позволяет рассмотреть совокупность социальных и экономических факторов, сказывавшихся на аграрном вопросе. Именно крупные латифундии служили проводниками развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве, поскольку являлись хозяйствами с наибольшим уровнем товарности, и отдельные владельцы внедряли наиболее современные методы землепользования и управления для повышения доходности.Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили материалы отдельного фонда документов Ново-Покровского имения, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области (Ф. 195, 1113 ед. хранения).Результаты исследования. Система административного контроля на уровне отдельных поместий Орловых-Давыдовых включала работу вотчинных контор со штатом канцелярских работников и управляющих, далее шли начальники экономий, контролирующие отдаленные земельные и скотоводческие участки, на отдельном положении находились объездчики, наблюдавшие за всем комплексом производственных отношений.Выводы. Изучение особенностей администрирования Ново-Покровской экономии показало эффективность сформированной системы управления помещичьей собственности. В основе этой системы лежала работа Главной конторы, обеспечивающей правильную работу отдельных имений семьи Орловых-Давыдовых.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1543-1552
pages 1543-1552 views

Образовательная подготовка милиционеров Центрального Черноземья в начале 1920-х гг.

Зверков Е.А., Савицкий Н.М.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрено возникновение и развитие системы профессионального милицейского образования в Советской России в первые годы после Октябрьской революции. Актуальность исследования заключена в возможности использования некоторых подходов к организации учебного процесса для современных образовательных программ.Материалы и методы. Использованы методы системного анализа, принципы историзма и научной объективности, использование авторами всего массива выявленных исторических источников, имеющих непосредственное отношение к объекту исследования. Применялись архивные материалы, находящиеся на хранении в Государственном архиве Российской Федерации, Государственном архиве Тамбовской области, Государственном архиве социальнополитической истории Тамбовской области, Государственном архиве Воронежской области. Результаты исследования. Органы милиции начала 1920-х гг., в первую очередь, должны были способствовать укреплению аппарата Советов. В связи с этим выстраивалась и кадровая политика в милиции. Однако рабочие и крестьяне не обладали должной правовой и общеобразовательной подготовкой, что потребовало значительных усилий государства по развитию сети специализированных образовательных организаций (школ, курсов) для политической и практической подготовки милиционеров. По мнению авторов, значительный позитивный опыт на данном направлении был накоплен в Центральном Черноземье – особенно в Тамбовской губернии.Выводы. Сформулированы выводы о значительном потенциале ведомственного образования первой половины 1920-х гг., полная реализация которого затруднялась малой пропускной способностью школ и значительным уклоном в сторону военизации подготовки.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1553-1567
pages 1553-1567 views

Деятельность органов НКВД−НКГБ−МВД−МГБ СССР по обеспечению общественной безопасности на территории Западной Белоруссии в (1939−1953 гг.)

Бугаев В.Н.

Аннотация

Актуальность. Интерес к событиям, происходящим на территории Западной Белоруссии в период 1939–1953 гг., подкрепляется как сложностью и противоречивостью тех процессов, которые сегодня проходят в Российской Федерации и за рубежом, так и недостаточной степенью изученности определенных вопросов, связанных с деятельность правоохранительных органов в истории нашего государства. Темы, связанные с деятельностью органов НКВД– НКГБ−МВД–МГБ СССР на территории Западной Белоруссии в 1939–1953 гг., в настоящее время недостаточно подробно изучены исторической наукой, что проводит к фальсификации исторических событий тех лет. Цель исследования – раскрыть исторические события, происходящие на территории западных областей Белоруссии, и деятельность правоохранительных органов советского государства по обеспечению общественной безопасности в 1939–1953 гг. в указанном регионе.Материалы и методы. Исследования базируются на рассекреченных архивных материалах республики Беларусь, Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного военного архива. Были изучены партийные материалы ЦК Коммунистической партии Белоруссии (КПБ), г. Минск, Брестского и Пинского обкома КПБ, Политического управления РККА, документы Белорусского штаба партизанского движения и Народного комиссариата внутренних дел СССР – Министерства внутренних дел СССР (1934– 1960 гг.). Применялись как общенаучные методы: анализ, синтез, так и синхронистический, проблемно-хронологический.Результаты исследования. Немецкая агрессия против Польши в 1939 г. способствовала воссоединению Западной и Восточной Белоруссии, а также поставила перед органами государственной власти СССР перестройку всех сфер жизнедеятельности местного населения. Исследованы особенности и направления перестройки деятельности органов НКВД– НКГБ−МВД–МГБ СССР по обеспечению общественной безопасности в указанный исторический период на территории Западной Белоруссии. Рассмотрены конкретные мероприятия, которые были проведены правоохранительными органами СССР по обеспечению общественной безопасности в западных областях Белоруссии в период 1939–1953 гг. Значительное внимание уделено деятельности органов НКВД–НКГБ−МВД–МГБ СССР по ликвидации националистического подполья накануне войны и в послевоенный период на территории Западной Белоруссии.Выводы. Совместная деятельность правоохранительных органов и государственной власти сыграла большую роль в обеспечении общественной безопасности на территории Западной Белоруссии в 1939–1953 гг.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1568-1578
pages 1568-1578 views

Роль религиозного фактора в имперской консолидации в период правления Леопольда I (1658–1705)

Шелышей С.С.

Аннотация

Актуальность. Проанализировано влияние религиозного и конфессионального факторов на формирование образа врага в немецкой публицистике в период правления Леопольда I. Становление образа врага является неотъемлемой частью процессов формирования национальных идей и национального самосознания. Исследования данной тематики особенно важны при изучении немецкой национальной идеи раннего Нового времени.Материалы и методы. Основным источником исследования послужили немецкие политические памфлеты последней четверти XVII века из фонда библиотеки герцога Августа (Вольфенбюттель).Результаты исследования. Важной составляющей образа врага был религиозный аспект. В борьбе с Османской империей обращение к религиозной тематике вытекало из различий вероисповедания, образ врага складывался на основе противопоставления христианского мира иноверцам. Для формирования негативного образа Франции немецкие публицисты обратились к концепции «хороший» и «плохой» христианин. В результате был сформирован негативный образ француза-вероотступника, на основании которого француз был провозглашен также религиозным врагом. Важным аспектом негативных представлений о французах стали обвинения, выдвинутые немецкими публицистами против политики Франции, направленной, по их мнению, на разжигание конфессионального конфликта внутри Империи. Это позволило противопоставить французов представителям всех трех конфессий как общеимперского врага.Выводы. Австро-турецкие войны и войны против Людовика XIV нашли широкий отклик в немецкой публицистике. Авторы стремились создать всеобъемлющий, не вызывающий сомнений образ врага, функцией которого была внутренняя консолидация германских земель в борьбе с общей опасностью.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1579-1587
pages 1579-1587 views

Деятельность Раффаэле Кадорны в составе Генерального командования Корпуса добровольцев свободы в Италии (1944–1945 гг.)

Скворцов Е.С.

Аннотация

Актуальность. Генерал Раффаэле Кадорна (1889–1973) является одной из наиболее важных фигур итальянского движения Сопротивления. В сентябре 1944 г. он вошел в состав Генерального командования Корпуса добровольцев свободы (ГК КДС), органа высшего военного руководства Сопротивления, в качестве военного советника, а в ноябре 1944 г. стал главнокомандующим партизанских вооруженных сил. Несмотря на важные посты, занимаемые генералом в руководстве вооруженной антифашистской борьбой, в отечественной и зарубежной историографии отсутствуют специальные исследования, посвященные его участию в Сопротивлении.Материалы и методы. В качестве источниковедческой базы исследования были использованы как официальные документы, выпущенные в рассматриваемый период такими органами, как ГК КДС и Комитет национального освобождения Северной Италии (КНОСИ), так и источники личного происхождения (мемуары Р. Кадорны). В процессе исследования была использована общепризнанная научная методология; основано собственное исследование на таких принципах, как объективизм, историзм и системность.Результаты исследования. Предпринята попытка исследовать основные аспекты деятельности Кадорны в составе ГК КДС, изучить ключевые проблемы, стоявшие перед вооруженными силами Сопротивления осенью 1944 г. – весной 1945 г., выявить способы их решения Кадорной и его соратниками по ГК КДС, рассмотреть проблемы построения и организации унифицированной армии партизан и эффективного управления ее операциями, проанализировать деятельность Кадорны в период национального восстания, а также показать его вклад в победу итальянского движения Сопротивления.Выводы. Деятельность генерала Кадорны в составе руководящих структур движения Сопротивления способствовала консолидации антифашистских сил и стала его личным вкладом в победу над немецкими оккупантами и их пособниками, итальянскими фашистами.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1588-1598
pages 1588-1598 views

История становления и развития идеи «зеленого» городского планирования в Дании во второй половине XX – начале XXI века

Соловьева В.А., Цверианашвили И.А., Шутман Д.В.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены исторические предпосылки к формированию современной градостроительной политики Дании, актуальные тенденции и особенности датской урбанистики, действующие законодательные акты, регулирующие вопросы городского планирования. В рамках анализа исторических предпосылок уделяется внимание архитектурным и градостроительным идеям XX века, внесшим наибольший вклад в становление и развитие датской традиции планирования городской среды. Внимание уделено деятельности английского социолога Эбенизера Говарда и датского архитектора Питера Бредсдорфа, идеи которых находят отражение и в современных документах городского планирования. Рассмотрены основные организации, которые на современном этапе продвигают идеи экологического и осознанного градостроения как среди граждан Дании, так и среди коммерческих компаний, осуществляющих свою деятельность на территории страны. Цель – выявление именно датской градостроительной традиции, а не общих закономерностей и тенденций, характерных, например, для стран Северной Европы. В рамках настоящего исследования отмечена ценность изучения датской политики в сфере градостроения как эффективного метода для выявления наиболее конструктивных решений как локальных (отдельно взятые населенные пункты), так и глобальных (внутри границ страны или региона) экологических проблем.Материалы и методы. В процессе исследования использованы принципы историзма и объективности, а также общие и специальные методы исторического познания. На основе теоретического анализа данных дана объективная оценка развития градостроительной традиции Дании в период со второй половины XX до начала XXI века.Результаты исследования. Проанализированы основные события в градостроительной, социальной и законодательной сферах, повлиявшие на становление современных идей городского планирования. Приведен исторический анализ основных градостроительных и урбанистических решений, поспособствовавших формированию датской законодательной базы в сфере градостроения. Проведен анализ деятельности значимых организаций, отвечающих за продвижение идей устойчивого и «зеленого» планирования городской среды.Выводы. Идеи устойчивого планирования в XXI веке полностью учитывают и реализуют потребности и тенденции как социальной, так и экологической сфер, определенных еще всередине XX века. Сделан вывод, что в системе градостроительства продолжит прослеживаться тенденция к устойчивому использованию городских территорий и продвижению идей экологического урбанизма среди населения. Новизна проведенного исследования заключена в определении значимых законодательных и социальных решений и исторических событий, уже более полувека оказывающих воздействие на симбиоз окружающей природной среды и современных урбанистических потребностей датских городов.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1599-1608
pages 1599-1608 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».