Цифровизация в практической подготовке студентов технических вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Одна из ключевых задач производственной практики – опыт переноса знаний для самостоятельного решения новых задач. Моделирование производственных процессов в виртуальных лабораториях, VR-тренинги, блокчейн – можно рассматривать как технологии, направленные на формирование способности к переносу, анализу, систематизации данных. Цифровизация практической подготовки способна решить проблемы формирования нестандартного мышления, необходимости усиления ответственности обучающихся, зависимости квалификации специалиста от степени владения цифровыми технологиями. Возможности цифровых технологий, интеллектуальных информационных и обучающих систем в фокусе практической подготовки и развития мышления студентов образовали цель исследования.Материалы и методы. Проведен обзор информационных источников, систематизирован собственный опыт организации практической подготовки. Методом опроса исследованы отношение обучающихся к онлайн-взаимодействию, отношение предприятий к допуску практикантов на производственные объекты. Предложена модель процедуры оценивания и хранения результатов практики.Результаты исследования. Искусственный интеллект и автоматизация процессов смещают акценты обучения с алгоритмизируемой деятельности (чтение материала, составление плана текста, выборка ключевых идей и т. д.) на развитие специфических нестандартных умений – способности находить нестереотипное оптимальное решение, проводить экспертизу, применять знания в необычных условиях. При этом сокращение объемов предметного материала позволяет уделить больше внимания освоению нерутинных действий, автономии на рабочем месте, развитию проактивного отношения к профессии. Виртуальная модель технологического процесса позволяет в деталях увидеть любой элемент комплекса, при этом оператор VR воспринимает объект и формирует ответ. Анализ пространственного положения и состояния объекта, перенос имеющихся теоретических знаний в конкретную производственную ситуацию, формирование целостного восприятия объектов развивают и мышление, и практические навыки. Оценивание результатов практической подготовки студентов с применением блокчейна повышает оперативность процесса, делает надежной систему хранения данных.Выводы. Модернизация профессионального образования путем внедрения адаптивных и практико-ориентированных образовательных программ, алгоритмов обучения и оценивания на основе решений искусственного интеллекта обеспечит эффективную цифровую подготовку кадров.

Об авторах

З. Р. Тушакова

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»

Email: tushakovazr@tyuiu.ru

Е. С. Чижикова

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»

Email: chizhikovaes@tyuiu.ru

Список литературы

  1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ Высш. шк. экономики, 2019. 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5, https://elibrary.ru/anygho
  2. Минин С. Чужие ошибки: как избежать провала цифровой трансформации бизнеса. 2018. 19 июня. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/363239-chuzhie-oshibki-kak-izbezhat-provala-cifrovoy-transformacii-biznesa (дата обращения: 20.06.2023).
  3. Уваров А.Ю. Об описании компетенций XXI в. // Образовательная политика. 2014. № 4 (66). С. 13-30. https://elibrary.ru/tmhveb
  4. Прутская Ю.А. Профессиональные цифровые компетенции кадров для интеграции в цифровое современное пространство // Кадры для цифровой экономики: новые векторы обучения взрослых. М.: Русайнс, 2022. С. 55-59. https://elibrary.ru/oxpbjh
  5. Бугрова О.С. Развитие цифровых технологий и роль освоения цифровых компетенций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 5 (142). С. 56-60. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.142.5.008, https://elibrary.ru/gzvpfe
  6. Березина Т.Н. Интеллект и креативность // Эдип. 2008. № 3. С. 92-101.
  7. Сорочинский П.В. Развитие некоторых параметров мышления средствами виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов. 2017. № 6. С. 76-84. https://elibrary.ru/zoqlax
  8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
  9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  10. Тушакова З.Р., Егорова Г.И. Креативные карты по химии для бакалавров химических направлений. Тюмень: ТИУ, 2016. 91 с. https://elibrary.ru/zewrnd
  11. Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Теоретические подходы к развитию творческого технического мышления студентов вуза // Успехи современной науки и образования. 2017. № 10. С. 97-101. https://elibrary.ru/zxpudx
  12. Хохлова М.В., Лукашов С.В. Актуальные проблемы и направления деятельности вуза по организации производственной практики // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: сб. материалов 2 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Козуб. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, (филиал) ТюмГУ, 2020. С. 69-72. https://elibrary.ru/opmzrr
  13. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. М.: Мир науки, 2020. 72 с. https://elibrary.ru/peaoyg
  14. Ivushkina T.A. Involving students in online learning // Edulearn21: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. Valencia: IATED Academy, 2021. P. 11322-11326. https://elibrary.ru/srjrau
  15. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // Propositos Y Representaciones. 2021. Vol. 9. № S3. P. e1181. https://doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1181, https://elibrary.ru/nsjejf

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».