Трансформация профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Активная цифровизация экономики приводит к трансформации профессионально-ценностных ориентаций студентов. Процесс обостряется с развитием новых форм их интернет-социализации и требует педагогического управления. С целью построения адекватных педагогических технологий необходимо выявить наиболее чувствительные компоненты и критерии трансформации профессионально-ценностных ориентаций студентов. Новизна исследования заключена в том, что (на примере студентов-информатиков) впервые представлены изменяющиеся профессиональные потребности, отраженные в результатах комплексного анализа общения на популярных форумах в сфере IT; на сайтах профессионального общения и крупных IT-компаний; общения на телеграм-каналах сотрудников мировых лидеров IT-индустрии. Обосновано, что выявленные потребности способствуют формированию профессионального интереса и включенности в профессионально-ориентированную практику. В качестве доказательства приведены результаты социального опроса студентов-информатиков по использованию их профессионального общения в Интернете для реальной работы. Для сбора данных, необходимых для проведения исследования, использованы количественные методы сбора информации: анализ документов, опрос, анкетирование. Впервые представлена логика формирования появляющихся профессионально-ценностных ориентаций в контексте интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий. На основе выявленных ценностных ориентаций обоснованы соответствующие критерии оценки трансформации профессионально-ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации. Обозначены предполагаемые наиболее чувствительные к трансформации элементы ценностных ориентаций в указанном контексте.Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников, метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms. В качестве экспериментальной базы для проведения пилотажного исследования выступили студенты 1–4 курсов вузов Тамбова и Москвы в количестве 507 человек в возрасте от 17 до 23 лет.Результаты исследования. Выявлены и обоснованы критерии оценки трансформации системы профессионально-ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации и неустойчивости профессий: сформированность ценностей – отношений с профессиональным интернет-сообществом; сформированность ценностей – знаний цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач; сформированность ценностей – целей достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий; сформированность ценности – результата интернет-социализации в профессиональной среде, удовлетворенности в достижении своих профессиональных потребностей; сформированность ценности – качества быстрой профессиональной самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды; сформированность ценности – умения применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии.Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что наиболее чувствительными компонентами трансформации ценностных ориентаций могут быть ценности – отношения с профессиональным интернет-сообществом, а также ценности – качества, характеризующиеся быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды.

Об авторах

М. С. Чванова

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Email: ms12008@rambler.ru

И. А. Киселева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: irinakiselyo@yandex.ru

Список литературы

  1. Печерская А.А. Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 148-154. https://elibrary.ru/wmfgzt
  2. Самойлик Н.А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика. Новокузнецк: Кузбас. ин-т фед. службы исполнения наказаний, 2019. 174 с. https://elibrary.ru/atwwps
  3. Бубнова С.С. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. М.: Знания, 1995.
  4. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Ленинград: Ленингр. Дом науч.-техн. пропаганды, 1990. 28 с.
  5. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.
  6. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 2 (10). С. 120-134. https://elibrary.ru/owqreb
  7. Сенин И.Г. Разработка модифицированной версии «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика. 1998. № 4 (1). С. 287-288.
  8. Манченко Л.А. Культура в эпоху Интернета: изменение ценностных ориентаций // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2. № 9. С. 254-255. https://elibrary.ru/taqaoz
  9. Сейедтахер Г.А. Влияние Интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи (на материалах вузов Исламской Республики Иран): автореф. дис. … канд. пед. наук. Душанбе, 2019. 24 с. https://elibrary.ru/zoqycx
  10. Lindh K., Korhonen V. Youth Values and Value Changes from Cultural and Transnational Perspectives. Cross-cultural Lifelong Learning. Tampere: Tampere University Press, 2010. P. 135-166.
  11. Trasorras R., Weinstein A., Abratt R. Value, satisfaction, loyalty and retention in professional services. Marketing Intelligence & Planning. 2009. Vol. 27. Issue 5. P. 615-632. http://dx.doi.org/10.1108/02634500910977854
  12. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2009. 18 с.
  13. Chvanova M.S., Khramova M.V., Pitsik E.N. Investigation of Internet influence on users social needs. Proceedings of the 2017 International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”. St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2017. P. 652-657. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085908, https://elibrary.ru/zvywll
  14. Чванова М.С. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf
  15. Chvanova M.S., Shlenov Y.V., Molchanov A.A. The impact of internet socialization on changing the professional and value orientations of young people. Proceedings of the 2020 International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”. Yaroslavl, Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2020. P. 448-452. https://doi.org/10.1109/ITQMIS51053.2020.9322851, https://elibrary.ru/jnttkt
  16. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39-47.
  17. Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 7. С. 141-166. https://elibrary.ru/wvjleh

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».