№ 2 (851) (2024)
- Год: 2024
- Статей: 21
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-3488/issue/view/20372
Педагогические науки
Пятигорская научная школа методики обучения иностранным языкам
Аннотация
В статье изложена история формирования и становления Пятигорской научной школы методики обучения иностранным языкам, а также ее основные результаты и достижения. Представлены приоритетные направления: этнолингводидактика, концепция счастливого учителя иностранных языков, аутолингводидактика, дидактика многоязычия, проведение международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения».



Потенциал применения онлайн-курсов по иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования
Аннотация
В статье описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки программы «Практикум по профессиональной коммуникации (ППК)» в Московском государственном лингвистическом университете. Рассматривается потенциал использования онлайн-курсов по иностранному языку в рамках программ дополнительного профессионального образования в вузе для повышения уровня сформированной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции и интереса к образовательной программе.



Английский как лингва франка: учить или не учить?
Аннотация
Цель исследования - выяснение отношения к концепции английского как лингва франка в отечественной и зарубежной академической среде и осмысление оправданности обучения ему в России. Методология включала сопоставление оценочных высказываний исследователей и определение характерных черт лингва франка в программах бакалавриата по «Иностранному языку» российских вузов случайной выборки. Результаты убеждают в необходимости дифференцированного подхода в зависимости от профиля вуза и языковой политики.



Разработка критериев оценки уровня сформированности у студентов умений читать тексты научно-педагогической направленности
Аннотация
Статья рассматривает такой аспект профессиональной деятельности будущих педагогов, как чтение текстов научно-педагогической направленности. Представлены краткая характеристика текстов, их типология, описание уровней сформированности умений профессионально ориентированного иноязычного чтения; разработана система критериев оценки предложенных уровней в целях диагностики умений студентов и деления их по разноуровневым группам для эффективного обучения.



Формирование прагматической интенциональности иноязычной речи школьников в контексте профессиональной ориентации
Аннотация
В статье исследуется содержание прагматического аспекта вторичной языковой личности обучающегося, а также процесс ее формирования в рамках всех уровней образования с учетом периодизации профессионального развития личности. Конкретизируются предпосылки, виды и формы прагматикализации процесса непрерывной лингвометодической подготовки преподавателя иностранного языка, в том числе на этапах ранней оптации.



К проблеме определения статуса русского жестового языка в лингводидактических целях
Аннотация
В статье рассматривается вопрос востребованности русского жестового языка как объекта изучения. Это обусловлено тем, что в России активно развивается доступная среда, в том числе, для людей с нарушением слуха. Автор ставит проблему определения юридического и лингвистического статуса РЖЯ, необходимости разработки лингводидактических основ и методики его преподавания, без чего невозможно организовать масштабную подготовку преподавателей и переводчиков РЖЯ.



Развитие иноязычных коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза с использованием модели педагогического дизайна
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы обучения студентов неязыкового вуза иноязычному профессиональному общению на основе модели обратного дизайна. Авторы представляют разработку технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с принципами обратного планирования курса обучения, а именно, от формулировки критериев достижения конечных результатов и определения оценочного инструментария до составления учебной программы. В статье анализируются результаты пробного обучения студентов-нелингвистов с использованием разработанной технологии.



Традиции и перспективы развития отечественной методической науки в российской историографии (памяти А. А. Миролюбова). часть 2. 1970-e – начало 90-х годов
Аннотация
Статья продолжает обзор истории отечественной методики обучения иностранному языку. Рассматривается развитие методической науки в период 1970-е - начало 1990-х гг. Этот период определяется как зарождение предпосылок и становление российского коммуникативного метода. Подчеркивается самостоятельный путь развития коммуникативно-деятельностного подхода в мировом контексте на основе отечественной концепции коммуникативной природы языка, теории речевой деятельности, осознанного овладения неродным языком и развивающего образования.



Креолизация: новые возможности обучения иноязычной грамматике
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному с использованием креолизованных текстов в общем контексте информатизации и компьютеризации современного образования. Описываются отношения между вербальной и невербальной частями таких текстов и компоненты, входящие в паралингвистическую часть; рассматривается роль креолизации в обучении иностранным языкам, выделяются принципы подбора и разработки креолизованных текстов.



Эквивалентность перевода как объект овладения в условиях коммуникативной направленности и междисциплинарности образовательной программы
Аннотация
В статье исследуется дидактический потенциал взаимосвязанного овладения практическим курсом иностранного языка и курсами теории и практики перевода в образовательных программах подготовки переводчика. В качестве предметно-содержательной основы междисциплинарной интеграции рассматривается умение осуществлять эквивалентный перевод функционально-прагматического ядра текста-оригинала. В качестве лингводидактических аспектов рассматриваются категории подхода, технологии обучения, контроля и оценивания образовательных результатов.



Проблемы обучения франкоязычной письменной речи в условиях цифровой трансформации образования
Аннотация
Качественный скачок генерирующих текст технологий требует осмысления возможного их применения для обучения франкоязычной письменной речи. Теоретический анализ лингводидактических исследований, дополненный работами по психологии восприятия и методике полипозиционного наблюдения приводит к выводу, что необходимо детально изучить влияние цифровых инструментов на создание письменного иноязычного текста как деятельности, чтобы разработать эффективную стратегию обучения.



Развитие подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах в условиях реформирования высшего образования
Аннотация
В статье рассматривается дальнейшее развитие системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах в процессе реформирования отечественной системы высшего образования. В ней анализируются лучший опыт советской высшей школы и лучшие практики последних десятилетий, а также их влияние на подготовку по иностранному языку. Выявляются прогнозируемые риски и возникающие в связи с этим основные задачи в области преподавания иностранных языков.



Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения русскому языку как иностранному (уровни B2 и C1)
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному на уровнях В2 и С1; основное внимание уделяется различиям между уровнями, главное из которых заключается в извлечении эксплицитной информации на уровне В2 и имплицитной на уровне С1. Автор представляет типы упражнений, направленных на формирование умений языковой и дискурсивной составляющих коммуникативной компетенции, на материалах учебного комплекса «В мире людей. Выпуск 3.2».



Обучение студентов педагогического вуза проектированию урока иностранного языка в условиях современной образовательной среды
Аннотация
Статья рассматривает проблему обучения студентов педагогического вуза проектированию урока иностранного языка в условиях развивающей образовательной среды. Анализируются вопросы проектирования современного урока, направленного на обучение путем открытий и творческого развития личности учащегося. Определяются цели и содержание дисциплины «Формирование современной образовательной среды», предложены примеры заданий для бакалавров, ориентированные на развитие умений организации педагогического взаимодействия, планирования и проектирования уроков иностранного языка.



Диагностика результативности владения метаязыком специальности (русский как иностранный)
Аннотация
В статье рассматриваются современные подходы к обучению профессиональному общению иностранцев на русском языке. Особое внимание уделяется результативности обучения метаязыку посредством диагностического контроля сформированности коммуникативной компетенции. В соответствии с инвентарем умений языковой и дискурсивной компетенций представлены типы заданий диагностического контроля.



Психологические науки
Трудности речевого развития у детей четырех–пяти лет из монолингвальных и билингвальных семей
Аннотация
В статье рассматриваются трудности развития речи детей четырех-пяти лет из монолингвальных и билингвальных семей. Проверено предположение о том, что отличие речи детей из монолингвальных и билингвальных семей состоит в уровне сформированности лексической системности. Исследовано 30 детей, имеющих сложности в развитии речи на русском языке. С помощью показателей методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, наблюдения и беседы с детьми и их родителями предположение было подтверждено.



Влияние языковой среды на психическое развитие детей-билингвов дошкольного возраста
Аннотация
В статье обсуждается проблема раннего обучения детей иностранному языку и его влияние на их психическое развитие, выделяется специфика билингвального обучения дошкольников, представлены результаты исследования изменений в их психическом развитии при разных подходах к организации языковой среды. Подтверждено, что в приближенной к естественной языковой среде у детей-билингвов более высокие показатели психического развития по сравнению с двуязычными детьми в искусственной языковой среде.



Когнитивно-эмоциональные и мотивационно-волевые проявления личности иностранных студентов в период адаптации (на примере МГЛУ)
Аннотация
Выделены и обозначены проявления личности иностранных студентов в период социально-психологической адаптации. В ходе пилотного исследования дифференцированы и проранжированы особенности личности иностранных студентов: самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию. Эмпирически доказано, что в период адаптации когнитивно-эмоциональная сфера личности особо нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.



Юридические науки
Отдельные организационно-правовые и доктринальные аспекты учреждения наследственных фондов в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы учреждения отечественных наследственных фондов, связанные с реализацией нотариусами, ведущими наследственное дело, полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Проанализирован механизм правоотношений с нотариусами, осуществляющими хранение экземпляров завещания, органами создаваемого фонда, уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию фонда, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.



Несовершеннолетние как третьи лица в уголовно-правовых отношениях: понятие и категории
Аннотация
В статье рассматривается понятие несовершеннолетних как третьих лиц в уголовно-правовых отношениях. Приводится их классификация по различным основаниям, в том числе с учетом возраста, состояния здоровья, материального положения семьи несовершеннолетнего, в зависимости от вида наказания, назначенного осужденному близкому родственнику, и некоторым другим. Обосновывается необходимость совершенствования механизмов уголовно-правовой защиты несовершеннолетних, включая подростков.



Цифровые следы в расследовании преступлений, совершенных с использованием возможностей интернет-рынка Форекс
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения цифровых следов от преступлений, совершенных с использованием возможностей межбанковского валютного интернет-рынка Форекс. Исследование данного вопроса проводилось с применением системного, логического, формально-юридического методов, методов анализа и синтеза. Результаты исследования позволили показать, что цифровыми следами от преступлений, совершенных с использованием возможностей межбанковского валютного интернет-рынка Форекс, является информация с фальшивых сайтов, со счетов (например, торговых) потерпевшего и третьих лиц.


