№ 2 (851) (2024)

Обложка

Педагогические науки

Пятигорская научная школа методики обучения иностранным языкам

Барышников Н.В., Иванова О.Е.

Аннотация

В статье изложена история формирования и становления Пятигорской научной школы методики обучения иностранным языкам, а также ее основные результаты и достижения. Представлены приоритетные направления: этнолингводидактика, концепция счастливого учителя иностранных языков, аутолингводидактика, дидактика многоязычия, проведение международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения».

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):9-15
pages 9-15 views

Потенциал применения онлайн-курсов по иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования

Белогурова М.Ю.

Аннотация

В статье описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки программы «Практикум по профессиональной коммуникации (ППК)» в Московском государственном лингвистическом университете. Рассматривается потенциал использования онлайн-курсов по иностранному языку в рамках программ дополнительного профессионального образования в вузе для повышения уровня сформированной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции и интереса к образовательной программе.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):16-20
pages 16-20 views

Английский как лингва франка: учить или не учить?

Бондаренко О.Р.

Аннотация

Цель исследования - выяснение отношения к концепции английского как лингва франка в отечественной и зарубежной академической среде и осмысление оправданности обучения ему в России. Методология включала сопоставление оценочных высказываний исследователей и определение характерных черт лингва франка в программах бакалавриата по «Иностранному языку» российских вузов случайной выборки. Результаты убеждают в необходимости дифференцированного подхода в зависимости от профиля вуза и языковой политики.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):21-27
pages 21-27 views

Разработка критериев оценки уровня сформированности у студентов умений читать тексты научно-педагогической направленности

Борновалова Н.В.

Аннотация

Статья рассматривает такой аспект профессиональной деятельности будущих педагогов, как чтение текстов научно-педагогической направленности. Представлены краткая характеристика текстов, их типология, описание уровней сформированности умений профессионально ориентированного иноязычного чтения; разработана система критериев оценки предложенных уровней в целях диагностики умений студентов и деления их по разноуровневым группам для эффективного обучения.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):28-34
pages 28-34 views

Формирование прагматической интенциональности иноязычной речи школьников в контексте профессиональной ориентации

Гусарова В.С., Малёв А.В.

Аннотация

В статье исследуется содержание прагматического аспекта вторичной языковой личности обучающегося, а также процесс ее формирования в рамках всех уровней образования с учетом периодизации профессионального развития личности. Конкретизируются предпосылки, виды и формы прагматикализации процесса непрерывной лингвометодической подготовки преподавателя иностранного языка, в том числе на этапах ранней оптации.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):35-39
pages 35-39 views

К проблеме определения статуса русского жестового языка в лингводидактических целях

Демина Д.А.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос востребованности русского жестового языка как объекта изучения. Это обусловлено тем, что в России активно развивается доступная среда, в том числе, для людей с нарушением слуха. Автор ставит проблему определения юридического и лингвистического статуса РЖЯ, необходимости разработки лингводидактических основ и методики его преподавания, без чего невозможно организовать масштабную подготовку преподавателей и переводчиков РЖЯ.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):40-45
pages 40-45 views

Развитие иноязычных коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза с использованием модели педагогического дизайна

Комочкина Е.А., Селезнева Т.В.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы обучения студентов неязыкового вуза иноязычному профессиональному общению на основе модели обратного дизайна. Авторы представляют разработку технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с принципами обратного планирования курса обучения, а именно, от формулировки критериев достижения конечных результатов и определения оценочного инструментария до составления учебной программы. В статье анализируются результаты пробного обучения студентов-нелингвистов с использованием разработанной технологии.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):46-51
pages 46-51 views

Традиции и перспективы развития отечественной методической науки в российской историографии (памяти А. А. Миролюбова). часть 2. 1970-e – начало 90-х годов

Коряковцева Н.Ф., Демина Д.А.

Аннотация

Статья продолжает обзор истории отечественной методики обучения иностранному языку. Рассматривается развитие методической науки в период 1970-е - начало 1990-х гг. Этот период определяется как зарождение предпосылок и становление российского коммуникативного метода. Подчеркивается самостоятельный путь развития коммуникативно-деятельностного подхода в мировом контексте на основе отечественной концепции коммуникативной природы языка, теории речевой деятельности, осознанного овладения неродным языком и развивающего образования.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):52-59
pages 52-59 views

Креолизация: новые возможности обучения иноязычной грамматике

Ли Я., Вохмина Л.Л.

Аннотация

Статья посвящена проблеме обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному с использованием креолизованных текстов в общем контексте информатизации и компьютеризации современного образования. Описываются отношения между вербальной и невербальной частями таких текстов и компоненты, входящие в паралингвистическую часть; рассматривается роль креолизации в обучении иностранным языкам, выделяются принципы подбора и разработки креолизованных текстов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):60-66
pages 60-66 views

Эквивалентность перевода как объект овладения в условиях коммуникативной направленности и междисциплинарности образовательной программы

Малёв А.В.

Аннотация

В статье исследуется дидактический потенциал взаимосвязанного овладения практическим курсом иностранного языка и курсами теории и практики перевода в образовательных программах подготовки переводчика. В качестве предметно-содержательной основы междисциплинарной интеграции рассматривается умение осуществлять эквивалентный перевод функционально-прагматического ядра текста-оригинала. В качестве лингводидактических аспектов рассматриваются категории подхода, технологии обучения, контроля и оценивания образовательных результатов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):67-71
pages 67-71 views

Проблемы обучения франкоязычной письменной речи в условиях цифровой трансформации образования

Паршикова О.А.

Аннотация

Качественный скачок генерирующих текст технологий требует осмысления возможного их применения для обучения франкоязычной письменной речи. Теоретический анализ лингводидактических исследований, дополненный работами по психологии восприятия и методике полипозиционного наблюдения приводит к выводу, что необходимо детально изучить влияние цифровых инструментов на создание письменного иноязычного текста как деятельности, чтобы разработать эффективную стратегию обучения.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):72-76
pages 72-76 views

Развитие подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах в условиях реформирования высшего образования

Полякова Т.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается дальнейшее развитие системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах в процессе реформирования отечественной системы высшего образования. В ней анализируются лучший опыт советской высшей школы и лучшие практики последних десятилетий, а также их влияние на подготовку по иностранному языку. Выявляются прогнозируемые риски и возникающие в связи с этим основные задачи в области преподавания иностранных языков.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):77-83
pages 77-83 views

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения русскому языку как иностранному (уровни B2 и C1)

Ускова О.А.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному на уровнях В2 и С1; основное внимание уделяется различиям между уровнями, главное из которых заключается в извлечении эксплицитной информации на уровне В2 и имплицитной на уровне С1. Автор представляет типы упражнений, направленных на формирование умений языковой и дискурсивной составляющих коммуникативной компетенции, на материалах учебного комплекса «В мире людей. Выпуск 3.2».

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):84-89
pages 84-89 views

Обучение студентов педагогического вуза проектированию урока иностранного языка в условиях современной образовательной среды

Чернышова М.В.

Аннотация

Статья рассматривает проблему обучения студентов педагогического вуза проектированию урока иностранного языка в условиях развивающей образовательной среды. Анализируются вопросы проектирования современного урока, направленного на обучение путем открытий и творческого развития личности учащегося. Определяются цели и содержание дисциплины «Формирование современной образовательной среды», предложены примеры заданий для бакалавров, ориентированные на развитие умений организации педагогического взаимодействия, планирования и проектирования уроков иностранного языка.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):90-96
pages 90-96 views

Диагностика результативности владения метаязыком специальности (русский как иностранный)

Шаталова Н.С., Ускова О.А.

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к обучению профессиональному общению иностранцев на русском языке. Особое внимание уделяется результативности обучения метаязыку посредством диагностического контроля сформированности коммуникативной компетенции. В соответствии с инвентарем умений языковой и дискурсивной компетенций представлены типы заданий диагностического контроля.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):97-101
pages 97-101 views

Психологические науки

Трудности речевого развития у детей четырех–пяти лет из монолингвальных и билингвальных семей

Абрамова Н.В.

Аннотация

В статье рассматриваются трудности развития речи детей четырех-пяти лет из монолингвальных и билингвальных семей. Проверено предположение о том, что отличие речи детей из монолингвальных и билингвальных семей состоит в уровне сформированности лексической системности. Исследовано 30 детей, имеющих сложности в развитии речи на русском языке. С помощью показателей методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, наблюдения и беседы с детьми и их родителями предположение было подтверждено.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):102-108
pages 102-108 views

Влияние языковой среды на психическое развитие детей-билингвов дошкольного возраста

Кошелева Ю.П.

Аннотация

В статье обсуждается проблема раннего обучения детей иностранному языку и его влияние на их психическое развитие, выделяется специфика билингвального обучения дошкольников, представлены результаты исследования изменений в их психическом развитии при разных подходах к организации языковой среды. Подтверждено, что в приближенной к естественной языковой среде у детей-билингвов более высокие показатели психического развития по сравнению с двуязычными детьми в искусственной языковой среде.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):109-116
pages 109-116 views

Когнитивно-эмоциональные и мотивационно-волевые проявления личности иностранных студентов в период адаптации (на примере МГЛУ)

Подпругина В.В.

Аннотация

Выделены и обозначены проявления личности иностранных студентов в период социально-психологической адаптации. В ходе пилотного исследования дифференцированы и проранжированы особенности личности иностранных студентов: самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию. Эмпирически доказано, что в период адаптации когнитивно-эмоциональная сфера личности особо нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):117-124
pages 117-124 views

Юридические науки

Отдельные организационно-правовые и доктринальные аспекты учреждения наследственных фондов в Российской Федерации

Василишин И.И.

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы учреждения отечественных наследственных фондов, связанные с реализацией нотариусами, ведущими наследственное дело, полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Проанализирован механизм правоотношений с нотариусами, осуществляющими хранение экземпляров завещания, органами создаваемого фонда, уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию фонда, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):125-129
pages 125-129 views

Несовершеннолетние как третьи лица в уголовно-правовых отношениях: понятие и категории

Максименкова В.В.

Аннотация

В статье рассматривается понятие несовершеннолетних как третьих лиц в уголовно-правовых отношениях. Приводится их классификация по различным основаниям, в том числе с учетом возраста, состояния здоровья, материального положения семьи несовершеннолетнего, в зависимости от вида наказания, назначенного осужденному близкому родственнику, и некоторым другим. Обосновывается необходимость совершенствования механизмов уголовно-правовой защиты несовершеннолетних, включая подростков.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):130-134
pages 130-134 views

Цифровые следы в расследовании преступлений, совершенных с использованием возможностей интернет-рынка Форекс

Реуцкая И.Е.

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения цифровых следов от преступлений, совершенных с использованием возможностей межбанковского валютного интернет-рынка Форекс. Исследование данного вопроса проводилось с применением системного, логического, формально-юридического методов, методов анализа и синтеза. Результаты исследования позволили показать, что цифровыми следами от преступлений, совершенных с использованием возможностей межбанковского валютного интернет-рынка Форекс, является информация с фальшивых сайтов, со счетов (например, торговых) потерпевшего и третьих лиц.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(2 (851)):135-139
pages 135-139 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».