Том 7, № 14 (2019)
- Год: 2019
- Выпуск опубликован: 15.11.2019
- Статей: 10
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/issue/view/18336
Весь выпуск
Отказ от потребления алкоголя в предметном поле социологических исследований в России и за рубежом
Аннотация
В статье представлен обзор отечественных и зарубежных социологических исследований отказа от потребления в целом и от потребления алкоголя в частности. Делается вывод о том, что отказ от алкоголя анализируется как в индивидуальном, так и в коллективном измерениях, однако обращение к соответствующим практикам осуществляется посредством разных подходов.


Особенности распространения новостей московской студенческой молодежью в социальной сети «ВКонтакте»
Аннотация
Пользователи социальных сетей, являясь очевидцами и участниками общественно-культурной и экономической жизни в своих городах, опосредовано и явно переносят свои наблюдения и опыт в социальные виртуальные сети. Данная статья содержит результаты проведенного социологического исследования, посвященного изучению содержания, тематических особенностей и форм выражения («лайк», комментарий, «репост») новостей, распространяемых в социальной сети «ВКонтакте» студентами московских вузов.




Казачество как социальный феномен
Аннотация
В статье представлен краткий обзор отечественных исследований современного казачества и казачьих обществ, их статуса и положения в социальной структуре российского общества. Рассматривается интерпретация понятия «казачество» в научной литературе, его отнесение к той или иной категории. Как показывают результаты исследования, чаще всего казачество считают этносоциальной группой, которой присуща своя культура, традиции и ценности.


Типы отношения граждан к государству в контексте проблемы патернализма
Аннотация
В статье на основе анализа результатов социологического опроса рассматривается отношение россиян к государству. Авторы приходят к выводу о существовании в российском общественном сознании не только патерналистского, но и других типов отношения к государству: партиципаторного, индивидуалистического и депривированного.


Конструирование городской идентичности в электронных СМИ
Аннотация
В настоящее время традиционные бумажные носители информации активно вытесняются электронными медиа. Газеты интенсивно осваивают новые формы представления информации, в частности, создают собственные интернет-версии. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в современном информационном пространстве электронные медиа формируют образ провинциальных городов и превращаются в инструмент конструирования городской идентичности.


Читательские стратегии учителей Республики Мордовия
Аннотация
На основе данных массового опроса, проведенного среди учителей Республики Мордовия (n = 840), предпринята попытка выяснить уровень информационной доступности, литературные предпочтения и читательские стратегии современного учительства. На основе двухэтапного кластерного анализа выявлены типы читательских стратегий учителей.


Визуальные репрезентации социальной идентичности г. Саранска в качестве столицы Республики Мордовия в городских публичных пространствах
Аннотация
В статье, основанной на данных качественного социологического исследования, выявляются основные визуальные средства идентификации публичных пространств в качестве столичных, на основе использования этнической и национально-государственной специфики и основные визуальные коды городской идентичности столиц республик в составе Российской Федерации. Анализируется основное содержание визуальных репрезентаций идентичности столиц республик в городских архитектурных ландшафтах, социальной рекламе и сувенирной продукции на примере столицы Республики Мордовия – г. Саранска.


Социальное положение женщин-предпринимателей в региональном социуме (социологический анализ)
Аннотация
В статье представлены результаты качественного социологического исследования «Социальное положение женщин-предпринимателей в Республике Мордовия». Методом неформализованного интервью было опрошено 12 женщин-предпринимателей г. Саранска. Было выявлено, что социальное положение женщин-предпринимателей определяется как объективными (отрасль занятости и ее гендерная маркированность, уровень жизни в регионе и т.д.), так и субъективными факторами (уровень профессионального образования, мотивация занятости, помощь семьи и т.д.).


Структура наркопотребления в Республике Мордовия
Аннотация
В статье на основе результатов социологических исследований (2016–2018 гг.) охарактеризовано современное состояние и структура наркопотребления в Республике Мордовия. Выявлены основные тенденции, причины и условия наркотизации населения. В результате был составлен социальный портрет современного потребителя наркотических средств в регионе.

