Alcohol non-consumption in the subject field of sociological researches in Russia and abroad

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article provides a brief overview of domestic and foreign sociological studies of non-consumption in general and alcohol non-consumption in particular. It is concluded that the non-consumption of alcohol is analyzed in both individual and collective dimensions, however, the appeal to the relevant practices is carried out by different approaches.

Full Text

Отказ от потребления представляет собой прежде всего действие, связанное с игнорированием того, что ранее потреблялось [10] и выступает не только противоположностью потребления [16], но также рассматривается как его модель [8]. Необходимость изучения практик отказа от потребления как противоположных потребительским, связана со стремлением к лучшему пониманию потребителей [16]. Для этих целей в мире созданы международные центры исследований антипотребления (ICAR). Зарубежные исследователи отмечают, что причины отказа от потребления не всегда логически противоположны причинам потребления [1]. Это открывает широкое поле для дискуссий среди сторонников различных подходов к изучению феномена антипотребления. Например, согласно одному из них, антипотребление не всегда может быть связано с полным отказом от того, что потребляется. Антипотребительские практики выражаются как в отказе от потребления целых групп товаров, так и отдельных брендов [13]. На этой почве зародилась концепция избегания бренда, которая способна объяснить не только отказ от потребления товаров определенной марки или производителя, но и другие случаи отказа от потребления как такового [14], в том числе от алкоголя [18]. Таким образом, в зарубежной исследовательской практике отказ от потребления объясняется в терминах антипотребления, при чем не всегда в противоположном потреблению смысле.

Зарубежными авторами выделяются две основные стратегии отказа от потребления (в том числе алкоголя). Наряду с индивидуальными и коллективными формами, направленными на мирное искоренение потребительских ценностей и социальных практик («воздержание» («abstinence»), «не-потребление» («non-consumption»), трезвость («sobriety»), «непитие» («non-drinking»), отмечается и существование жесткого сопротивления им [2; 10]. Первая стратегия обусловлена преобладанием личных мотивов над общественными 16] и связана с работой по внутреннему переустройству личности [2]. В концепции избегания бренда антипотребление выступает как «не-потребление», а борьба с индивидуальным потреблением и представляет собой обычный отказ от потребления [15]. Вторая стратегия антипотребления идентифицируется как «антиконсьюмеризм» или «контрпотребление». В данном случае под антипотреблением подразумевается социальное, политическое, контркультурное движение или течение, в том числе связанное с сопротивлением потребительской идеологии [11; 12; 19; 16; 34].

Следует отметить, что зарубежными авторами отмечается весьма широкий градиент форм сопротивления потреблению [6; 7]. При условии, если потребление выступает символом социальной ответственности, антипотребление может быть объявлено актом идеологической расточительности. Тогда антипотребительские практики являются ответом на идеологию потребления [12]. По утверждению Е. А. Василовской, потребление и антипотребление – суть социальные конструкты системы потребления [26].

Отказ от потребления из соображений социальной ответственности и экологической этики, именуемый как «добровольная простота» или по-другому «простая жизнь» может выражаться в стиле жизни, предполагающем добровольное снижение уровня потребления и изменение структуры потребления [17; 21]. «Добровольная простота» может являться как феноменом отдельной личности, так и принципом социального движения за этическое потребление или против потребления вообще. Добровольное снижение потребления обозначают и термином «дауншифтинг». А. А. Яковлева рассматривает данные стратегии как формы потребительского ретретизма, связанного с «уходом» от общепринятого в потребительском обществе стиля жизни, альтернативного ему [39, с. 199]. При этом альтернативное потребление выступает не столько противоположной стратегией, сколько способом «иного потребления», более этического [5; 39].

Отказ от потребления алкоголя как социальное явление так же имеет множество различных толкований. В зарубежной литературе оно чаще обозначается в терминах рассмотренного выше антипотребления. В целом, отказ от алкоголя понимается как практика антипотребления в условиях доминирующей культуры, связанной с его потреблением [3; 8; 18]. Исследователи отмечают, что антипотребительские практики являются полноправным феноменом, существующим наряду с алкогольной потребительской культурой и в ее условиях [3]. С другой позиции, отказ от потребления алкоголя рассматривается как сопротивление культуре чрезмерного потребления алкоголя [8; 10; 18].

В отечественных социологических исследованиях феномена отказа от алкоголя применяется термин «трезвость» [27; 29; 32; 33], который относится к области социологии личности и поведения [31, с. 313]. В то же время, в социологическом тезаурусе отсутствует понятие «антипотребление».

В России социологическое понимание термина «трезвость» соответствует его общепринятому определению, сформулированному Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ). Трезвость прежде всего означает непрерывное воздержание от алкоголя и других психоактивных веществ [37, с. 74]. В отечественной справочной литературе трезвенники определяются как люди, совершенно не употребляющие алкоголь [35, с. 403; 36, с. 867], ведущие трезвый образ жизни [35, с. 403]. Вместе с тем, следует отметить, что в христианской антропологии принято считать, что трезвость достигается не только через отказ от алкоголя, но она так же связана с поддержанием ясности сознания и внимания к внутреннему миру [25, с. 69].

В прикладной социологии к социальной группе трезвенников относят людей, которые не употребляли алкоголь в тот или иной отрезок времени, предшествующий опросу [38], либо идентифицируют себя с ними. Существуют так же примеры, когда к трезвенникам причисляют не пьющих вовсе и выпивающих раз в год [33, с. 24].

Отечественные исследователи различают коллективные и индивидуальные формы отказа от алкоголя. Так, В. А. Зотовой [30] предлагается типология практик коллективной трезвости в сельской местности в зависимости от форм коллективного отказа от алкоголя жителями сел и деревень. А. А. Ярзуткиной и Ю. И. Жегусовым отмечаются позитивные социальные эффекты коллективного отказа от алкоголя (например, сохранение традиций [40], преодоление алкоголизации населения [28]).

Согласно С. А. Горченко, трезвенничество представляет собой позитивную девиацию и элемент здорового образа жизни, а трезвенники выступают социальными депривантами. Ею предложена типология трезвенников по критерию причин, лежащих в основе отказа от алкоголя [27].

Типологии трезвенников предлагаются и в зарубежных исследованиях. Трезвенников принято делить на группы с учётом их опыта взаимодействия с алкоголем и сравнивать их с группами его потребителей [9; 4; 23]. Наиболее активному изучению поддается группа «бывших пьющих» по отношению к которой измеряются факторы и длительность воздержания от алкоголя [20; 22; 24]. При этом исследователи фокусируются на клиентах таких групп самопомощи как «Анонимные алкоголики», что связано с их большой популярностью как метода избавления от алкогольной зависимости за рубежом. В отечественных исследованиях, напротив, при обращении к социальной группе трезвенников отсутствуют какие-либо отсылки к конкретным методам отказа от алкоголя.

Таким образом, в России и за рубежом применяются различные подходы к исследованию феномена отказа от алкоголя. В зарубежной литературе его анализ осуществляется преимущественно через обращение к категории антипотребления, которая используется в различных смысловых контекстах: как практика сопротивления доминирующей культуре и навязываемым стандартам алкоголепотребления и как практика, направленная на изменение собственного образа жизни. Отказ от алкоголя в большей степени понимается механически как результат следования принятым рациональным решениям. В России отказ от потребления алкоголя изучается исключительно в терминах трезвенничества, в том числе как духовная и патриотическая практика, связанная с совершенствованием отдельной личности и общества в целом.

×

About the authors

Yu. Yu. Belova

Author for correspondence.
Email: info@rcsi.science

References

  1. Chatzidakis A., Lee M. S. Anti-Consumption as the Study of Reasons against // Journal of Macromarketing. – 2013. – Vol. 33. – no. 3. – P. 190–203. – doi: 10.1177/0276146712462892.
  2. Cherrier H. Anti-consumption discourses and consumer-resistant identities // Journal of Business Research. – 2009. – Vol. 62. – no. 2. – P. 181-190. – doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.025.
  3. Cherrier H., Gurrieri L. Anti-consumption Choices Performed in a Drinking Culture: Normative Struggles and Repairs // Journal of Macromarketing. – 2013. – Vol. 33. – no. 3. – P. 232–244. – doi: 10.1177/0276146712467805.
  4. Coombs R. H., Wellisch D. K., Fawzy F. I. Drinking Patterns and Problems among Female Children and Adolescents: A Comparison of Abstainers, Past Users, and Current Users // The American Journal of Drug and Alcohol Abuse. – 1985. – Vol. 11. – no. 3-4. – P. 315-348. – doi: 10.3109/00952998509016869.
  5. Edbring E. G., Lehner M., Mont O. Exploring Consumer Attitudes to Alternative Models of Consumption: Motivations and Barriers // Journal of Cleaner Production. – 2016. – Vol. 123. – P. 5-15. – doi: 10.1016/j.jclepro.2015.10.107.
  6. Fischer E. Special Session Summary Rhetorics of Resistance, Discourses of Discontent. In: Gilly M. C., Meyers-Levy J. (eds.). NA - Advances in Consumer Research. Valdosta: Association for Consumer Research, 2001. – Vol. 28 – P. 123-124.
  7. Fournier S. Special Session Summary Consumer Resistance: Societal Motivations, Consumer Manifestations, and Implications in the Marketing Domain. In: Alba J. W., Hutchinson J. W. (eds.). NA - Advances in Consumer Research. Provo: Association for Consumer Research, 1998. – Vol. 25. – P. 88-90.
  8. Fry M.-L. Discourses of Consumer's Alcohol Resistant Identities // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. – 2011. – Vol. 23. – no. 4. – P. 348-366. – doi: 10.1080/10495142.2011.623506.
  9. Graham K. Alcohol Abstention Among Older Adults: Reasons for Abstaining and Characteristics of Abstainers // Addiction Research. – 1998.– Vol. 6. – no. 6. – P. 473-487. – doi: 10.3109/16066359809004366.
  10. Hogg M. K., Banister E. N., Stephenson C. A. Mapping Symbolic (Anti-) Consumption // Journal of Business Research. – 2009. – Vol. 62. – no. 2. – P. 148-159. – doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.022.
  11. Iyer R., Muncy J. A. Purpose and Object of Anti-Consumption. // Journal of Business Research. – 2009.– Vol. 62. – no. 2 – P. 160-168. – doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.023.
  12. Kozinets R.V., Handelman J. M., Lee M. S. Don’t Read this; or, Who Cares What the Hell Anti‐Consumption is, Anyways? // Consumption Markets & Culture. – 2010. – Vol. 13. – no. 3. – P. 225-233. – doi: 10.1080/10253861003786918.
  13. Lee M. S. Anti-Consumption Research: Exploring the Boundaries of Consumption. In: Lees M. C., Davis T., Gregory G. (eds.). AP - Asia-Pacific Advances in Consumer Research. Sydney: Association for Consumer Research, 2006.– Vol. 7 – P. 73-74.
  14. Lee M. S., Conroy D., Motion J. Brand Avoidance, Genetic Modification, and Brandlessness // Australasian Marketing Journal (AMJ). – 2012.– Vol. 20. – no. 4 – P. 297-302– doi: 10.1016/j.ausmj.2012.07.003.
  15. Lee M. S., Conroy D., Motion J. Brand Avoidance: a Negative Promises Perspective. In: McGill A. L., Shavitt S. (eds.). Duluth Advances in Consumer Research. MN: Association for Consumer Research, 2009b. – Vol. 36 – P. 421-429.
  16. Lee M. S., Fernandez K. V., Hyman M. R. Anti-Consumption: An Overview and Research Agenda // Journal of Business Research. – 2009a. – Vol. 62. – no. 2. – P. 145-147. – doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.021.
  17. Papaoikonomou E., Ryan G., Valverde M. Mapping Ethical Consumer Behavior: Integrating the Empirical Research and Identifying Future Directions // Ethics & Behavior. – 2011. – Vol. 21. – no. 3. – P. 197-221. – doi: 10.1080/10508422.2011.570165.
  18. Piacentini M. G., Banister E. N. Managing Anti-Consumption in an Excessive Drinking Culture // Journal of Business Research. – 2009. – Vol. 62. – no. 2. – P. 279-288. – doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.035.
  19. Portwood-Stacer L. Anti-Consumption as Tactical Resistance: Anarchists, Subculture, and Activist Strategy // Journal of Consumer Culture. – 2012.– Vol. 12. – no. 1. – P. 87–105. – doi: 10.1177/1469540512442029.
  20. Rush M. M. Method and Design in a Study of Sober Female Participants in Alcoholics Anonymous // Journal of Addictions Nursing. – 1996. – Vol. 8. – no. 4. – P. 116-120. – doi: 10.3109/10884609609022221.
  21. Shaw D., Newholm T. Voluntary Simplicity and the Ethics of Consumption // Psychology and Marketing. – 2002. – Vol. 19. – no. 2. – P. 167–185.
  22. Stewart C., Koeske G., Pringle J. L. Religiosity as a Predictor of Successful Post-Treatment Abstinence for African-American Client // Journal of Social Work Practice in the Addictions. – 2008. – Vol. 7. – no. 4. – P. 75-92. – doi: 10.1300/J160v07n04_05.
  23. van Lettow B., de Vries H., Burdorf A. et al. Associations Between Abstainer, Moderate and Heavy Drinker Prototypes and Drinking Behavior in Young Adults // Psychology & Health. – 2013. – Vol. 28. – no. 12. – P. 1407-1423. – doi: 10.1080/08870446.2013.821473.
  24. Yeh M. Y., Che H. L., Wu S.M. An Ongoing Process: a Qualitative Study of How the Alcohol-Dependent Free Themselves of Addiction Through Progressive Abstinence // BMC Psychiatry. – 2009. – Vol. 9. – no. 76. – doi: 10.1186/1471-244X-9-76.
  25. Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» // Вестник ПСТГУ. VI: Педагогика. Психология. – 2014. – Т. 34. – № 3. – С. 56–71.
  26. Василовская Е. А. Антиконсюмеризм как феномен общества потребления: дис.канд. философ. наук: 09.00.11. – Красноярск: СФУ, 2017. – 132 с.
  27. Горченко С. А. Трезвенничество как социальное явление: дис. ... канд. соц. наук: – М.: ИС РАН, 1992. – 130 с.
  28. Жегусов Ю. И., Лыткин М. И. Трезвые села Якутии: первые успехи. Антиалкогольная политика Российской Федерации как средство обеспечения национальной безопасности // Материалы I всероссийской научно-практической конференции. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова, 2018. – С. 183–187.
  29. Зотова В. А. Механизмы формирования «коллективной трезвости» в российском селе: ценностно-ориентированный подход // Солидарность и конфликты в современном обществе. Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения. – СПб: Скифия-принт, 2018a. – С. 214–216.
  30. Зотова В. А. Формирование «территорий трезвости» в сельских поселениях и поселках в контексте местного самоуправления: социологический анализ // Вестник российского государственного гуманитарного университета. – 2018б. – № 4. – С. 118–127.
  31. Информационно-поисковый тезаурус по социологии. – М.: ИНИОН РАН, 2018. –446 с.
  32. Позднякова М. Е., Заиграев Г. Г., Рыбакова Л. Н. и др. Потребление алкоголя в России. Социологический анализ. – М.: ИС РАН, 2011. – 102 с.
  33. Позднякова М. Е., Романенко Л. М., Моисеева В. В. и др. Региональные особенности приобщения подростков к психоактивным веществам // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция. – М.: Институт социологии РАН, 2005. – С. 17–57.
  34. Радина Н. К., Ким (Шайдакова) Н. В. О психологии «наивного антиконсюмеризма» в молодежной среде // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 65–74.
  35. Трезвенник // Словарь русского языка. 3-е изд. – М.: Русский язык, 1988. – Т. 4. – С. 403.
  36. Трезвенник // Словарь современного русского литературного языка. – М. – Ленинград: изд-во АН СССР, 1963. – С. 867.
  37. Трезвость. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. – ВОЗ: Женева, 1996. – С. 74.
  38. Шурыгина И. И. Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социологический журнал. – 1996. – С. 1–2. – С. 169–175.
  39. Яковлева А. А. Потребительский ретретизм: альтернативный стиль жизни в обществе потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. 14. – № 5. – С. 192–201.
  40. Ярзуткина А. А. Алкоголь в микросоциуме чукотского села: социальная репутация групп трезвости // Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 6A. – С. 161–173.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».