Читательские стратегии учителей Республики Мордовия
- Авторы: Шумкова Н.В., Андрос М.M.
- Выпуск: Том 7, № 14 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 16.02.2025
- Статья одобрена: 16.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280265
- ID: 280265
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе данных массового опроса, проведенного среди учителей Республики Мордовия (n = 840), предпринята попытка выяснить уровень информационной доступности, литературные предпочтения и читательские стратегии современного учительства. На основе двухэтапного кластерного анализа выявлены типы читательских стратегий учителей.
Ключевые слова
Полный текст
Социологические исследования чтения, по мнению экспертов (В. Я. Аскаровой, Л. Б. Зубановой [2], И. А. Бутенко [3], М. Ю. Гудовой [5], Н. А. Зоркой [8]), переживают новую волну интереса, во многом обусловленную процессами развития информационно-коммуникационных технологий, повлиявшими на изменения в структуре чтения, мотивации пишущих и читающих, индустрии книгоиздания и т. п.
Согласно М. В. Загидуллиной, зарубежные и отечественные исследователи в корне различаются во взглядах на происходящие процессы [7]. Зарубежные авторы, исходя из инструментальной ценности чтения, акцентируют свое внимание на появлении нового измерения социального неравенства – информационного [1]. Отечественные исследователи, традиционно воспринимая чтение как ценность терминальную, обращаются к проблемам снижения массовости чтения, увеличения в его структуре доли развлекательной литературы и т. д. [3; 6; 8].
Тем не менее большинство отечественных и зарубежных исследователей отмечают социальные различия в практиках чтения, обусловленные факторами культурной компетентности, а также характеристиками социального статуса читателей: «…принимая по внимание престиж чтения и развитую читательскую инфраструктуру, можно разделить чтение на повсеместно распространенную повседневную практику масс и высоко ценящуюся, культивируемую практику образованной элиты: “серьезное чтение“ художественной литературы, нон-фикшн и высококачественной прессы. Различие между этими двумя типами чтения все усиливается» [4, с. 267].
Возникает вопрос: как происходящие процессы затронули представителей одной из наиболее интеллектуальных профессий – учителей? На основе данных социологического опроса, проведенного в 2019 г. среди учителей Республики Мордовия1, нами сделана попытка выяснить уровень информационной доступности, литературные предпочтения и читательские стратегии опрошенной категории.
Следует заметить, что при описании литературных предпочтений современных учителей мы ориентировались на инструментальную значимость чтения, что вытекает из логики анализа профессиональных характеристик данной категории. В данном контексте чтение произведений массовой литературы (детективов, фантастики, женских и исторических романов) расценивается нами как доступный метод психологической разгрузки, энциклопедий и методической литературы – как способ повышения профессиональных компетенций, а не как маркеры деградации литературного вкуса современного учительства.
Каналы получения информации. Согласно полученным данным, для 76 % опрошенных учителей характерен «диверсифицированный портфель накопления культурного капитала» [4]. Так, на вопрос «Из каких источников вы получаете информацию об общественно-политической и культурной жизни» они выбирали 2–3 варианта ответа. На единственный источник получения информации указали 24 % респондентов.
Наиболее популярными оказались традиционные каналы получения информации – телевидение и газеты. В основном это обусловлено социально-демографическими особенностями опрошенных учителей, преимущественно сельских жителей старших возрастных групп (таблица 1).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Из каких источников вы получаете информацию об общественно-политической и культурной жизни» в зависимости от возраста, пола и места проживания, %
Источники получения информации | Возраст | Место проживания | Пол | ||||
| До 30 лет | 30-45 лет | Старше 45 лет | Город | Село | Мужской | Женский |
Телепередачи | 77 | 90 | 94 | 87 | 92 | 88 | 90 |
Газеты | 32 | 51 | 65 | 40 | 65 | 42 | 56 |
Общение с коллегами | 32 | 32 | 40 | 39 | 33 | 28 | 36 |
Журналы | 23 | 25 | 33 | 22 | 33 | 19 | 30 |
Книги | 29 | 22 | 34 | 27 | 29 | 25 | 29 |
Интернет | 50 | 27 | 19 | 31 | 25 | 39 | 26 |
Радиопередачи | 12 | 14 | 13 | 15 | 12 | 22 | 12 |
Итого | 255 | 261 | 298 | 261 | 289 | 263 | 279 |
Примечание. Ячейки со значениями стандартизированных остатков >2, окрашиваются в зеленый цвет, а со значениями <-2 – в красный.
Аудиторию газет и журналов составляют женщины-учителя старше 45 лет, проживающие в сельской местности. Пользователи Интернета представлены преимущественно молодежью до 30 лет, телевидения – респондентами более старшего возраста. Следует также отметить, что мы не обнаружили статистически значимой разницы в популярности Интернета среди сельских и городских жителей, что говорит об отсутствии информационного неравенства учителей по месту их проживания (таблица 1).
Структура чтения. Можно предположить, что Интернет достаточно сильно повлиял на доступность новинок художественной литературы. Обращает на себя внимание разноплановость литературных предпочтений учителей. В первом десятке авторов названы не только представители русской (Л. Толстой, М. Булгаков, М. Шолохов, Н. Гоголь, А. Чехов) и зарубежной (Э. М. Ремарк, Дж. Лондон) классической литературы, но и современные авторы (П. Коэльо, Г. Яхина). К наиболее популярным авторам массовой литературы следует отнести Д. Брауна, Г. Робертса и Д. Стил. Полученный нами рейтинг предпочтений коррелирует с результатами аналогичных исследований и наблюдений2, лишь несколько выбиваются из общего ряда работы А. С. Макаренко.
На литературные предпочтения учителей также оказывают влияние их социально-демографические характеристики. Как видно из таблицы 2, книги по истории, исторические романы, биографии не пользуются популярностью среди молодежи, а классическая русская и зарубежная литература – среди учителей старшего возраста. Литературу по психологии городские учителя указывают в три раза, а религиозную литературу – в шесть раз реже, чем сельские.
Таблица 2. Литературные предпочтения учителей в зависимости от их возраста и места проживания, %
Жанр литературы3 |
Возраст | Место проживания | В среднем | |||
До 30 лет | 30–45 лет | Старше 45 лет | Город | Село | ||
Книги по истории, исторические романы, биографии |
2 |
20 |
22 |
18 |
17 |
18 |
Классическая русская и зарубежная литература |
23 |
22 |
12 |
21 |
16 |
18 |
Учебники, научная и профессиональная литература, словари, энциклопедии |
22 |
13 |
14 |
18 |
12 |
15 |
Романы о любви, женские романы | 11 | 2 | 14 | 9 | 9 | 9 |
Детективы | 6 | 8 | 10 | 9 | 8 | 9 |
Книги для детей | 9 | 9 | 6 | 5 | 10 | 8 |
Библия, религиозная литература | 6 | 9 | 7 | 2 | 12 | 8 |
Книги по психологии | 4 | 4 | 6 | 2 | 7 | 5 |
Фантастика, фэнтези | 6 | 5 | 2 | 5 | 3 | 4 |
Современная русская и зарубежная литература |
11 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
Поэзия | 0 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Приключения | 0 | 4 | 0 | 2 | 1 | 1 |
Другое | 0 | <1 | 1 | 2 | <1 | <1 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Читательские стратегии. С помощью двухэтапного кластерного анализа на основе таких параметров, как жанровые предпочтения4 и основные источники получения информации, нами были получены семь кластеров. Рассмотрим характеристики каждого из них.
- «Мейнстрим» – наиболее массовый кластер (31 %). В него входят учителя 46–55 лет, преимущественно горожане. Единственным источником получения информации об общественно-политической и культурной жизни для 90 % из них является телевизор. Литературные предпочтения оказались достаточно разнообразными – современная российская и зарубежная проза, приключенческая и детская литература.
- «Любители классики» (20 %). Это женщины старше 30 лет, с «элитарным» литературным вкусом (зарубежная и отечественная классика, поэзия), предпочитающие традиционные источники получения информации.
- «Духовно просвещающиеся» (15 %). Его представители – учителя от 55 лет и старше, пользующиеся традиционными источниками информации – телевидением и радио. Последние прочитанные ими книги относятся к религиозной литературе.
- «Любители современной литературы» (13 %). Преимущественно мужчины 26–35 лет, использующие Интернет как один из источников информации. Представителям данного кластера не свойственна высокая профессиональная идентичность – они чаще других положительно отвечают на вопрос «Хотели бы Вы сменить профессию учителя?».
- «Читающие для релаксации» (9 %). Это девушки в возрасте до 25 лет, преимущественно из сельской местности. В школе им приходится совмещать преподавание нескольких предметов. Литературные предпочтения – детективы, любовные романы и фантастика. Предпочтений в источниках информации не имеют.
- «Повышающие культурный капитал» (7 %). Молодые учителя в возрасте до 25 лет, читающие преимущественно произведения российской и зарубежной классической литературы и использующие Интернет в качестве основного источника информации.
- «Повышающие профессиональные компетенции» (6 %). В него входят молодые мужчины 31–35 лет. Они читают книги по психологии, профессиональную литературу; Интернет – основной источник получения информации. Данная группа отличается амбициозностью и высокими зарплатными ожиданиями.
На основе проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.
Интернет не вытесняет чтение, а напротив, становится способом выравнивания информационного неравенства между городом и селом. Сельские учителя получают свободный доступ к книжным новинкам, профессиональной литературе. Обнаруженные различия в читательских практиках сельских и городских учителей обусловлены, в первую очередь, разницей в возрастной структуре учительства в городе и на селе. Так, сельские учителя (в основной своей массе – женщины старше 45 лет) предпочитают использовать традиционные источники информации (телевидение, газеты, журналы), а их более молодые городские коллеги – Интернет.
«Культурная всеядность» и инструментальный подход (способ релаксации, повышение профессиональных компетенций) становятся доминирующими читательскими стратегиями среди учителей, однако «элитарное чтение» (отечественная и зарубежная классика, поэзия) по-прежнему остается значимым элементом в структуре чтения каждого третьего учителя.
Таким образом, современные стратегии чтения учителей Республики Мордовия отражают как характерные признаки общероссийских тенденций, связанных с повсеместным проникновением Интернета, так и особенности их профессии педагога.
1 Исследование проводилось в феврале – апреле 2019 г. среди учителей Республики Мордовия. Тип выборки – районированная квотная (по типу учебного заведения). Объем генеральной совокупности – 7 584 человека. Объем выборки – 840 человек. Территориальный охват – 1 городской округ (Саранск) и 22 муниципальных района Республики Мордовия.
2 Книголюб 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9841.
3 За основы нашей жанровой классификации мы взяли классификацию ВЦИОМ, что позволило сравнить полученные данные с результатами всероссийских исследований.
4 Из выборки были исключены ответы учителей литературы, что значительно улучшило результаты кластеризации.
Об авторах
Н. В. Шумкова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@rcsi.science
М. M. Андрос
Email: info@rcsi.science
Список литературы
- Leu D. J., Forzani E., Kennedy C. Income inequality and the online reading gap: Teaching our way to success with online research and comprehension // The Reading Teacher. – 2015. – Т. 68, № 6. – С. 422–427.
- Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 5 (85). – С. 93–102.
- Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социологические исследования. – 2001. – № 12. – С. 84–91.
- Грисволд В. Мак-Доннел Т., Райт Н. Чтение и класс читателей в XXI веке / пер. В. Смирнова // Новое литературное обозрение. – 2010. – № 102. – С. 271–267.
- Гудова М. Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 3 (39). – С. 82–88.
- Дубин Б., Зоркая Н. Чтение и общество в России 2000-х годов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2008. – № 6. – С. 30–52.
- Загидуллина М. В. Современное читателеведение и чтениеведение в западных Social Studies и проблемы изучения чтения в отечественной науке XXI века // Чтение. XXI век: коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – С. 74–94.
- Зоркая Н. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного сознания. – 2003. – № 2 (64). – С. 60–70.
Дополнительные файлы
