УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проектная компетентность как составляющая воспитательной компетентности и необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога. На основе теоретического анализа предлагается определение проектной компетентности учителя, этапы формирования проектной компетентности студентов – будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Описывается содержание учебной (ознакомительной), учебной (проектно-технологической) и производственной (проектно-технологической) летней практик студентов. Описывается исследование по оценке эффективности практик студентов 1–2-х курсов и их влияния на формирование проектной компетентности. Основным методом исследования выбрана экспертная оценка основных составляющих проектной компетентности студентов: умение проектировать деятельность (анализировать информацию, формулировать проблему, ставить цель проектной деятельности, планировать деятельность и проектировать конечный продукт); умение организовывать проектную деятельность (реализовывать, контролировать и корректировать проектную деятельность, оценивать результат); умение эффективно общаться (организовывать и планировать учебное сотрудничество) и креативность. Анализ результатов исследования показал, что без специально организованной целенаправленной работы (у студентов контрольной группы (КГ)) проектная компетентность не формируется, а у студентов экспериментальной группы (ЭГ) произошли существенные изменения по всем составляющим проектной компетентности под влиянием реализуемых учебных и производственных практик. Учебная (ознакомительная), учебная (проектно-технологическая) и производственная (проектно-технологическая) практики являются эффективными методами формирования проектной компетентности будущих педагогов и тем самым влияют на развитие воспитательной и профессиональной компетентности будущих педагогов.

Об авторах

Галина Вениаминовна Сорокоумова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Email: galsors@mail.ru
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры методики обучения иностранных языков, педагогики и психологии ул. Минина, 31, Нижний Новгород, Россия, 603155

Татьяна Константиновна Потапова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Email: admdep@lunn.ru
кандидат философских наук, зав. кафедрой методики обучения иностранных языков, педагогики и психологии ул. Минина, 31, Нижний Новгород, Россия, 603155

Список литературы

  1. Сорокоумова Г. В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономического типа: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2017. 296 с.
  2. Сорокоумова Г. В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 56 с.
  3. ФГОС по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 18.06.2022).
  4. Демченко Л. В. О сущности понятия проектной компетентности будущих педагогов. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038743 (дата обращения: 18.06.2022).
  5. Иванова Л. В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение. 2014. № 4 (23). URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 18.06.2022).
  6. Рабочая программа практик. URL: https://lunn.ru/sites/default/files/media/app_po_2021_2.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
  7. Сорокоумова Г. В. Формирование проектной компетентности будущих педагогов-лингвистов // Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в России: реалии и перспективы (Саломатовские чтения): материалы Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. Нижний Новгород, 2021. С. 199–203.
  8. Сорокоумова Г. В., Курносова М. Г., Панова Н. В. Организация и содержание летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие для организации педагогической практики. Ч. 1: Основы основ; ч. 2: В помощь вожатому / под общ. ред. Г. В. Сорокоумовой. Нижний Новгород: ООО «Печатная Мастерская РАДОНЕЖ», 2016. 410 с.
  9. Методические рекомендации по организации и проведению в рамках осуществления педагогической деятельности мероприятий просветительского и образовательного характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и обеспечение межнационального согласия / под ред. Г. В. Сорокоумовой. Нижний Новгород,: ИП Хусяинов Т.М., 2021. 148 с.
  10. Викулина М. А., Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 155–160.
  11. Sorokoumova G., Tataurova E., Egorova T., Kostina O., Fedoseeva O. The technology of the development of dialogical speech skills of the students basedonforeign language communicative online training // Ural Environmental Science Forum «Sustainable Development of Industrial Region», UESF 2021 / ed. by V. Kankhva. Chelyabinsk, 2021. Vol. 258.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».