Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта


Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС77-60293 от 19.12.2014


Миссия журнала
– объединение учёных и практиков, ведущих исследования по актуальным вопросам физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры, педагогики и психологии.

Задачи журнала – распространение научных достижений, интеграция научных исследований в отрасли физической культуры и спорта.


Учредитель

Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

Главный редактор

Ашкинази Сергей Максимович, д-р пед. наук, профессор

Периодичность / доступ

12 выпусков в год  / открытый

Входит в

Перечень ВАК, РИНЦ


По распределению журналов ВАК по категориям журнал "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" входит в категорию К-1.

Тематические рубрики журнала соответствуют номенклатуре научных специальностей ВАК: 5.,3.1, 5.3.4, 5.8.1, 5.8.4, 5.8.5, 5.8.6, 5.8.7.

 

 

 

 


Текущий выпуск

№ 8 (2025)

Весь выпуск

Общая педагогика, история педагогики

ПРОФИЛАКТИКА ВЕЙПИНГОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Костин А.К.
Аннотация
Цель исследования – оценка результативности комплекса мероприятий, направленных на повышение информированности подростков о рисках вейпинга, развитие личностных ресурсов противостояния зависимости, вовлечение в альтернативные формы активности. Методы и организация исследования. Использовали следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирические методы (тестирование, опрос, диагностика), методы количественно качественной обработки данных и математической статистики. Применяли методику диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, методику «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич), тест-опросник, разработанный В. Д. Менделевич, тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В. В. Юсупов, В. А. Корзунин). В исследовании принимали участие учащиеся 8 классов (девочки и мальчики). Результаты исследования. Определена распространенность вейпинга среди учащихся, доля подростков с низким уровнем аддиктивности. Отмечено, что почти половина учащихся по-прежнему обнаруживает умеренные аддиктивные тенденции, а более четверти – выраженную склонность к зависимому поведению. Выводы. У подростков преобладает средний уровень знаний о вейпинге с тенденцией к низкому. Большинство учащихся слабо осведомлены о реальных рисках и последствиях использования электронных сигарет, в целом по выборке преобладают учащиеся со средним уровнем самооценки, однако по ряду составляющих Я-концепции (внешность, авторитет у сверстников, характер) значительное число подростков демонстрирует низкие показатели. Наличие проблемных зон в структуре самоотношения типично для данного возраста. По результатам диагностики склонности к зависимому поведению выявлено преобладание в выборке высокого риска развития химических аддикций (наркотической и алкогольной). Предрасположенность к поведенческим формам зависимости (игровой, спортивно-музыкальному фанатизму) выражена в меньшей степени, но также присутствует у значительной части учащихся и требует проведения целенаправленной психолого- педагогической работы.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):5-13
pages 5-13 views

Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Лутковский В.Е., Сухарева С.М.
Аннотация
. Высокий уровень общей физической подготовленности обучающихся в вузах физической культуры и спорта – важная составляющая формирования профессиональных компетенций, что является залогом их дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Цель исследования – выявить тенденции изменения общей физической подготовленности студентов-легкоатлетов первого курса очной формы обучения с 2020 по 2025 год. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 курса очной формы 2020/21 и 2024/25 учебных годов. Был проведен мониторинг общей физической подготовленности в начале и в конце учебного года, произведен статистический анализ результатов тестирования в сравнении с нормативами по 10-балльной шкале оценивания. Результаты исследования и выводы. Выявлены тенденции изменения общей физической подготовленности обучающихся студентов. В целом студенты 1 курса 2024/25 учебного года превосходят по уровню подготовленности студентов 2020/21 годов. Однако по ряду показателей отмечена общая недостаточность в их развитии. Гибкость является отстающей физической способностью, как у мужчин, так и у женщин. Кроме того, у мужчин силовые способности соответствуют только среднему уровню развития, а у женщин несколько отстают скоростно-силовые способности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):14-20
pages 14-20 views
АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СТОМАТОЛОГОВ
Миронов И.С., Правдов М.А., Хромцов Н.Е.
Аннотация
Цель исследования – анализ симметрии-асимметрии мануальных действий студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». Методы исследования: анализ и обобщение научных работ, анкетирование, тестирование асимметрии мануальных двигательных способностей, методы математической статистики. Результаты исследования. Установлено, что абсолютное большинство студентов-стоматологов субъективно считают себя правшами. При этом правши выполняют большинство бытовых манипуляций ведущей рукой, тогда как у левшей это предпочтение менее выражено. Действия, связанные с необходимостью проявления силовых способностей, выполняются очень часто обеими руками независимо от того, какая рука ведущая, более ярко это просматривается у левшей. Наибольшая разница между результатами тестов ведущей и не ведущей рукой зафиксирована в действиях, связанных с проявлением скоростных способностей, скоростной выносливости и силовой выносливости.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):21-26
pages 21-26 views
ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА И УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ОБЩУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ СТУДЕНТОВ
Никазаченко А.Л., Маркова О.А.
Аннотация
Цель исследования – оценка эффективности дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа, методы математической статистики, педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали студенты первого курса, разделенные на контрольную (занятия в залах) и экспериментальную (тренировки на открытых площадках, лесопарке и бассейне) группы. Результаты исследования и выводы. Установлено, что индивидуализация программ с учетом групп здоровья, использование природных ландшафтов и интеграция плавания в учебный процесс способствуют повышению общей выносливости на 15–20%. Результаты подтверждают необходимость реформирования традиционных методик физической подготовки в вузах.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):27-34
pages 27-34 views
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОБУЧАЮЩИХСЯ В КИТАЙСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пань Ц.
Аннотация
Цель исследования – научно обосновать деятельностно-аксиологический подход обучающихся в китайских начальных школах на основе авторской экспериментальной программы. Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов, анкетирование, интервью с учениками и родителями, антропометрия (рост, масса тела, окружность грудной клетки), тестирование. Лонгитюдное исследование (2020–2024 гг.) реализовывали в восьми начальных школах Китая. Экспериментальная группа осваивала программу, сочетающую внеклассные тренировки (2 раза в неделю) и экспериментальный уроки физической культуры (4 раза в неделю); контрольная группа занималась по стандартному учебному плану. Это обеспечило валидность сравнительного анализа эффективности методик. Результаты исследования и выводы. Доказана эффективность деятельностно-аксиологического подхода в обучении китайских школьников начальных классов на основе авторской экспериментальной программы. С учетом проблем низкой физической активности и недостаточного внимания к здоровью учащихся разработана программа, учитывающая национальные особенности. Результаты эксперимента подтвердили улучшение физических качеств, мотивации и социального развития школьников.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):35-41
pages 35-41 views
СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Самсонов И.И.
Аннотация
Цель исследования – разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства о регулировании деятельности спортивных психологов в организациях, осуществляющих спортивную подготовку. Методы и организация исследования. Применяли следующие методы исследования: теоретический анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической литературы, социологический опрос, беседы, обобщение результатов теоретических исследований. Исследование проводили с января по июль 2025 года среди организаций, осуществляющих спортивную подготовку (на примере Алтайского края). Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного исследования о комплектовании групп спортивной подготовки было выявлено отсутствие должности «спортивный психолог» в организациях Алтайского края, осуществляющих спортивную подготовку. Определены основные противоречия, сдерживающие успешное осуществление психологической подготовки будущих спортсменов. Полученные результаты позволили разработать рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях повышения эффективности психологического обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):42-49
pages 42-49 views
ЦЕНТРЫ РАННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Седоченко С.В., Маслова И.Н.
Аннотация
Цель исследования – изучение проблем и перспектив создания центров раннего физического развития детей (ЦРФРД) в субъектах РФ, опираясь на опыт субъектов РФ, реализовывавших деятельность по вовлечению детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом. Методы исследования: изучение научной и научно-методической литературы, анализ и обобщение опыта субъектов РФ, реализовывавших деятельность по вовлечению детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Выявлено наличие локального регионального опыта создания ЦРФРД в субъектах Российской Федерации. Рассмотрение современного положения ЦРФРД в решении проблемы вовлечения детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом выявило внимание правительства РФ к обсуждаемой проблеме, развитие законодательной базы, наличие пилотного ЦРФРД в Краснодаре, разработанных методических материалов и курсов повышения квалификации для сотрудников ЦРФРД, создание и развитие ЦРФРД в 19 регионах РФ и центров тестирования в 56 субъектах России. Анализ современного положения проблемы вовлечения дошкольников в систематические занятия физической культурой и спортом путем создания ЦРФРД продемонстрировал стремительную интенсификацию процесса решения поставленной задачи, а также выявил необходимость формирования на базе региональных спортивных вузов платформ для аккумуляции полученных баз тестирований дошкольников.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):50-57
pages 50-57 views
МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ФОРМАТЕ ФИДЖИТАЛ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА
Стрелецкая Ю.В., Косьмина Е.А.
Аннотация
Современное образовательное пространство активно использует инновации в образовательном процессе не только по профильным дисциплинам образовательного учреждения, но и активно внедряет их в области физической культуры по развитию инновационных видов спорта, сочетающих цифровые технологии и физическую активность, и их интеграцию с традиционными видами спорта. В статье рассмотрены возможности и перспективы применения баскетбольного и футбольного двоеборья в образовательном пространстве учреждений высшего образования, направленные на повышение двигательного и функционального потенциала обучающегося контингента, формирование положительного отношения к различным формам двигательной активности и привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также подготовку к будущим условиям профессиональной деятельности. Цель исследования – на основе полученного опыта разработать модель внедрения занятий в формате фиджитал в Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. Методы и организация исследования. Применяли анализ научно-методической литературы, интернет-ресурсов и нормативных документов, регламентирующих условия проведения мультиспортивного турнира в концепции фиджитал, социологический опрос. Исследование проведено на базе Великолукской государственной сельскохозяйственной академии с участием обучающихся 1-4 курсов. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования подчеркивают значимость внедрения в образовательный процесс баскетбольного и футбольного двоеборья, которые учитывают современный запрос студенческого сообщества, являются эффективным средством двигательной подготовки к будущей профессиональной деятельности, обладают значительным образовательным потенциалом и формируют положительное отношение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):58-64
pages 58-64 views
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Строшкова Н.Т., Строшков В.П., Нитшаева Ю.В., Милашук В.А.
Аннотация
Цель исследования – определение уровня удовлетворенности занятиями физической культурой и осознанности выбора обучающимися вида двигательной активности в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» студентов-первокурсников Севастопольского государственного университета. Методы исследования: анализ и обобщение научной-методической литературы, анкетирование студентов, анализ полученных результатов. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определяли уровень удовлетворенности обучающихся Севастопольского государственного университета занятиями физической культурой и спортом, а также выявляли уровень осознанности выбора вида двигательной активности обучающимися первого курса СевГУ в рамках реализации дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Многообразие форм двигательной активности в рамках реализации дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» позволят увеличить уровень мотивации студентов и осознанность выбора вида двигательной активности, что в конечном итоге обеспечит достаточный уровень развития психофизических качеств студента.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):65-71
pages 65-71 views
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
Татаренцев В.Л., Кочергин И.А., Пономарева А.В.
Аннотация
Цель исследования – определение двигательной активности студентов творческого вуза, а также выявление наличия влияния мотивационной составляющей на количество пройденных в ходе эксперимента шагов. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов факультета экранных искусств и факультета медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Проведена оценка количественных показателей двигательной активности методом шагометрии с помощью приложения, установленного в личных смартфонах испытуемых. Результаты исследования и выводы. Студенты факультета медиатехнологий показали более высокие результаты двигательной активности, чем студенты факультета экранных искусств. Полученные результаты позволяют сделать заключение о наличии тенденции к повышению двигательной активности студентов творческих специальностей при наличии мотивационной составляющей, что также способствует привлечению студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):72-79
pages 72-79 views
ИНТЕГРАЦИЯ КИБЕРПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ СТАТИЧНЫХ ТЕХНИК ПО ДЖИУ-ДЖИТСУ В УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Умаров М.М., Шолотонов М.А., Киселева И.В., Пастушенко Е.Е.
Аннотация
В статье рассматривается возможность использования киберпрограммы для определения правильности выполнения статичных средств физической культуры. Дается методическое обоснование статичной позы киба-дачи, применяемой в джиу-джитсу и других восточных единоборствах для укрепления мышц ног, мышц спины, профилактики различных заболеваний, с целью включения ее в учебный процесс вузов по дисциплине «Физическая культура». Цель исследования – повышение тонуса мышц спины и мышц ног студентов различных медицинских групп и повышение физического качества – сила. Методы и организация исследования. Использовали педагогическое наблюдение, тестирование. Было организовано тестирование юных спортсменов (мальчиков и девочек), занимающихся восточным единоборством – джиу-джитсу, и студентов 1 курса. Во время занятия они должны были по очереди простоять в статичной позе киба-дачи 15 секунд. С помощью киберпрограммы проанализированы видеозаписи выполнения этого теста. Результаты исследования. Несмотря на то, что выполнение упражнения киба-дачи (стойка всадника) оказалось затруднительным для большинства участников исследования, авторы рекомендуют его для проведения занятий по физической культуре в вузах.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):80-87
pages 80-87 views
РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТУРНИРА
Щадилова И.С., Ляшенко Х.М.
Аннотация
Цель исследования – разработать программу танцевального турнира «Мультистиль» по различным видам танцевальной подготовки и обосновать возможность его проведения на площадках и локациях РУТ(МИИТ). Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос, анкетирование, диагностика возможности универсальных площадок Российского университета транспорта для проведения турнира по различным танцевальным стилям. Результаты исследования. Анализ существующей инфраструктуры РУТ(МИИТ) показал удовлетворительный уровень. Танцевальный турнир «Мультистиль», организованный на площадках РУТ(МИИТ), привлечёт внимание широкого круга студентов, как танцующих и участвующих в состязании, так и тех, кому нравится данный вид двигательной активности. Полученные результаты могут быть использованы для ежегодного проведения турнира, а также тиражированы на другие университетские площадки, укрепляя позиции РУТ (МИИТ) как центра студенческих инициатив.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):88-95
pages 88-95 views

Теория и методика спорта

ОБОСНОВАННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА ЛИНЕЙНОМУ ИГРОКУ ГАНДБОЛИСТОВ 17 - 22 ЛЕТ
Анненко И.Ю., Луткова Н.В., Макаров Ю.М.
Аннотация
Цель исследования – научно-теоретическое обоснование обучения ситуационной технике передачи мяча линейному игроку у гандболистов 17–22 лет. Методы и организация исследования. Проведены педагогические наблюдения и видеоанализ матчей финального этапа XXVI чемпионата Мира среди мужчин, а также Первенств России среди юниоров до 22 лет, юношей до 19 и до 17 лет. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что гандболисты до 22 лет достоверно реже и менее результативно взаимодействуют с линейным игроком по сравнению с мужчинами. Их передачи отличаются прямолинейностью и однообразием, что приводит к частым потерям мяча. Выявленный критический разрыв указывает не на естественное отставание, а на системный пробел в подготовке. Установлено, что обучение ситуационной технике передачи мяча линейному игроку необходимо начинать на этапе юниоров (до 22 лет), когда интенсивность оборонительного противодействия создает условия для возникновения ключевых игровых ситуаций 2*2.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):96-101
pages 96-101 views
КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
Емельянова Ю.Н., Степанов Е.О.
Аннотация
Контроль физической нагрузки в построении тренировочного процесса играет ведущую роль для успешной её реализации и развития уровня физической подготовленности игроков. Студенческий баскетбол не имеет строго регламентированных методов и средств контроля физической подготовленности. Одной из проблем является разный уровень физической подготовки игроков. Цель исследования – определение функциональной подготовленности баскетболисток студенческой команды. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе женского баскетбольного клуба Поволжского ГУФКСиТ. Результаты исследования и выводы. Установлена тесная прямая взаимосвязь между показателями взрывной силы и стартового ускорения и показателями силы ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра, кора, разгибателей позвоночника и взрывной силы нижних конечностей, а также умеренная степень взаимосвязи между увеличением силы ягодичных мышц и стартовым ускорением, между увеличением показателей взрывной силы нижних конечностей и специальной (скоростной) выносливостью. Разработаны рекомендации по планированию содержания, объемов и интенсивности тренировочной нагрузки для повышения функциональной подготовленности баскетболисток студенческой команды.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):102-109
pages 102-109 views
РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНОГО МЕТОДА РЕШЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ – СПРИНТЕ
Зеленский К.Г., Абрамов А.В., Костюченко В.Ф.
Аннотация
Цель исследования – определение оптимальных размерностей поля мысленной модели по выбору варианта поиска радиопередатчиков в спортивной радиопеленгации ‒ спринте путем сравнения классического и модельного подходов решения тактических задач. Методы и организация исследования. Использовали компьютерное моделирование с применением методов Монте-Карло. На первом этапе моделирования выполняли размещение объектов дистанции на «точном» представлении, на втором ‒ для сгенерированной дистанции рассчитывали оптимальный порядок поиска, на третьем выполняли моделирование предполагаемых действий спортсмена, на четвертом выполняли расчет оптимального варианта поиска радиопередатчиков, на пятом производили расчет длины варианта. Результаты исследования и выводы. С помощью компьютерной модели проведено сравнительное исследование возможного результата тактических действий по определению варианта поиска радиопередатчиков для мысленных моделей различной размерности. Установлено, что наиболее оптимальной является мыслительная модель с размерностью 3х3, которая более чем в 76% случаев позволяет спортсмену успешно проходить соревновательную дистанцию.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):110-117
pages 110-117 views
ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТСМЕНОВ СМЕШАННЫХ БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ (ММА) В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Корнеев В.А.
Аннотация
Цель исследования – с помощью применения тестовых методик определить уровень показателей психического состояния спортсменов смешанных единоборств перед поединком. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, опрос, психологическое тестирование, статистическая обработка данных. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлено, что применение тестовых методик позволяет определить уровень показателей сформированности психологической готовности спортсменов при подготовке к соревнованиям.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):118-123
pages 118-123 views
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ
Коровина С.В.
Аннотация
Цель исследования – выявить структурные особенности составления произвольных программ по синхронному плаванию. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, выполнен сравнительный анализ видеоматериалов выступлений на Олимпийских играх в Париже-2024, установлены структурные особенности составления произвольных программ. Результаты исследования и выводы. Выявленная реализация структурной идентичности программ спортсменами из разных команд свидетельствует о превалирующем использовании трех технических дорогостоящих элементов, потере уникальности и творческого компонента в синхронном плавании. Полученные данные позволяют сделать заключение о целесообразности регламентации художественной оценки произвольных программ по синхронному плаванию.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):124-129
pages 124-129 views
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОДАВЦОВ НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ БИЛЕТОВ НА СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ МАТЧЕЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ХОККЕЙНОЙ ЛИГИ
Кочерьян М.А., Логинов С.В.
Аннотация
Цель исследования – составить комплексное представление о поведенческих моделях перепродавцов в зависимости от объема и источников поступления билетов на спортивные мероприятия на вторичный рынок. Методы исследования: анализ вторичного рынка билетов с применением методов статистической обработки информации, агрегирования, группировки продавцов и покупателей в зависимости от основной поведенческой модели. Результаты исследования и выводы. Полученные данные по моделям перепродажи билетов на спортивные мероприятия позволили выделить две поведенческие модели перепродавцов: непрофессиональные перепродавцы, формирующие разноплановые ценовые предложения и профессиональные перепродавцы, формирующие высокие ценовые предложения. Выявлено, что вторичный рынок билетов формирует неблагоприятные эффекты как непосредственно для хоккейного клуба, так и для конечных потребителей зрелищного продукта, несущего значительную финансовую нагрузку.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):130-136
pages 130-136 views
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ЖЕНСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ГОЛЬФЕ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОМПОНЕНТОВ ИГРЫ
Пегова Н.А.
Аннотация
В статье рассматриваются статистические показатели профессиональных гольфисток на турнирах женского европейского тура LET (Ladies European Tour) и турнирах серии LETAS (LET Access Series), которая является туром второго уровня по отношению к LET, отражающие степень успешности выполнения ими технических элементов и тактических приемов игровой практики. Цель исследования – по результатам анализа статистики определить компоненты игры аутсайдеров, снижающие их спортивные результаты по сравнению с лидерами. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа показателей профессиональных гольфисток, применены методы математической статистики. Предлагаемый подход позволяет спортсменкам определить сильные и слабые стороны своей игры, основываясь не на субъективных ощущениях, а на объективных показателях, что позволяет составить достоверную картину баланса навыков игрока. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлено, что аутсайдеры тура не уступают лидерам в физической подготовленности и уровне психоэмоциональной устойчивости. Полученный результат позволяет сделать заключение о необходимости улучшения технической составляющей подготовки отстающих спортсменок для достижения ими результатов на уровне лидеров тура.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):137-143
pages 137-143 views
БИОМЕХАНИКА ОТТАЛКИВАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРЫЖКА «КАСАЯСЬ» (ПОДБИВНОЙ) В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Померанцев А.А., Коршиков В.М., Тимирязев Д.А., Баженкова Н.В.
Аннотация
Цель исследования – биомеханический анализ техники отталкивания при выполнении прыжка «касаясь» (подбивной) в художественной гимнастике. Методы и организация исследования. Использованы инструментальные методы тензодинамометрии и скоростной видеосъемки. В исследовании приняли участие две гимнастки, имеющие разряд «кандидат в мастера спорта», которые выполнили по 4 прыжка. Результаты исследования и выводы. Проведение эмпирических измерений позволило количественно описать технику отталкивания. Был определен ряд биомеханических показателей: пиковая ударная нагрузка при отталкивании, импульс силы отталкивания, начальная вертикальная скорость в момент отрыва от опоры, высота прыжка, направление вектора силы реакции опоры. На основе полученных данных был выявлен фазовый состав отталкивания.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):144-151
pages 144-151 views
АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ
Привалов А.В.
Аннотация
Статья посвящена вопросам оптимизации специальной физической подготовки молодых профессиональных футболистов в возрасте 16-17 лет. Рассматриваются особенности физиологического развития организма игроков данной возрастной группы, ключевые аспекты планирования учебно-тренировочного процесса, направленные на повышение уровня функциональной готовности спортсменов, снижение риска травмирования и достижение высоких спортивных результатов. Цель исследования – разработать методические рекомендации по совершенствованию системы специальной физической подготовки футболистов возраста 16-17 лет, оказывающих эффективное влияние на учебно-тренировочный процесс и способствующих достижению стабильных положительных результатов в соревновательной деятельности. Методы и организация исследования: анализ научных публикаций и учебно-методических пособий по спортивной подготовке футболистов различного возраста; педагогическое наблюдение за ходом учебно-тренировочных занятий ведущих футбольных клубов г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области; математико-статистическая обработка данных о состоянии здоровья и травмах футболистов по результатам ежегодной диспансеризации обучающихся спортивных школ; педагогическое тестирование для определения уровня развития физических качеств участников эксперимента; интервьюирование экспертов – тренеров, врачей, спортивных психологов и др. Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического эксперимента определена тенденция к повышению показателей посещаемости групповых учебно-тренировочных занятий по специальной физической подготовке – увеличение на 25% в экспериментальной группе и на 10% в контрольной. Средние значения по числу травм в период соревновательной и тренировочной деятельности снизился на 20% в экспериментальной группе. Следует отметить положительную динамику показателя уровня развития гибкости в экспериментальной группе на 2,93 см, что является значительным приростом при условии, что данное физическое качество не является приоритетным для избранного вида спорта «футбол».
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):152-158
pages 152-158 views
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНТЕНСИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В ЖЕНСКОМ СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ: ИНТЕНСИВНОСТЬ РОЗЫГРЫША
Терентьев В.В., Терентьева Е.В., Никитушкин В.Г.
Аннотация
Цель исследования – изучить процесс соревновательной подготовки в волейболе на основе анализа зон интенсивности соревновательной нагрузки в розыгрыше. Методы и организация исследования. Применяли анализ научно-методической литературы, видео-фиксацию игровых действий, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Исследование проводили на турнире сильнейших студенческих команд Москвы, в котором приняли участие волейболистки, имеющие квалификацию до КМС. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования выявили основные факторы, влияющие на интенсивность соревновательной нагрузки в розыгрыше, и определили подходы к изучению зон интенсивности, что позволит точнее планировать подготовку и формировать соревновательную готовность волейболистов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):159-167
pages 159-167 views
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОВОРОТОВ С ПРЕДМЕТАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ИГРАХ СТРАН БРИКС В 2024 ГОДУ
Ткачук А.В., Кивихарью И.В.
Аннотация
Цель исследования – выявить общие и отличительные особенности применения поворотов с предметами в соревновательных программах сильнейших спортсменок художественной гимнастики на основных международных стартах 2024 года. Методы и организация исследования. Применялся комплекс методов исследования: анализ специальной литературы и программных документов, педагогическое наблюдение на основе анализа видеоматериалов соревновательной деятельности (на играх стран БРИКС; на играх Олимпиады), метод экспертных оценок (группа экспертов от первой до международной категории), методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Установлено, что гимнастки, выступающие в 2024 году на играх стран БРИКС и на Олимпийских играх, имели различия не только в количестве и разнообразии поворотов, включаемых в соревновательные программы, но и в их технической ценности. Финалистки соревнований по художественной гимнастике игр стран БРИКС демонстрировали более высокую, чем на Олимпийских играх, координационную сложность выполняемых поворотов с предметами, что обусловило не только остроту спортивной конкуренции, но и стимулирование дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):168-176
pages 168-176 views
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В КИКБОКСИНГЕ
Шестаков К.В.
Аннотация
Цель исследования – провести апробацию и теоретико-практическое обоснование способа регистрации и анализа физических нагрузок в тренировочном процессе кикбоксеров. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Разработанный способ регистрации был апробирован в тренировочном процессе кикбоксеров МБУ ДО СШ-24 г. Уфы. Результаты исследования и выводы. Способом регистрации определяются основные параметры физической нагрузки тренировочного процесса с учетом критериев, являющихся основными факторами эффективности спортивной подготовки. Предлагаемый способ регистрации тренировочных нагрузок позволяет оценивать ряд параметров, связанных со структурой тренировочного процесса: продолжительность и активность тренировочных занятий, малых, средних и больших тренировочных циклов, особенности распределения объема физических нагрузок по зонам интенсивности и физическим средствам. Используя способ регистрации, формируется база тренировочных нагрузок в процессе многолетней подготовки спортсмена, которая является эффективным инструментом индивидуализации тренировочного процесса и оптимизации решений при планировании спортивной тренировки. При кумуляции информации о структуре и содержании ведущих спортсменов появляется возможность определения модельных характеристик тренировочных нагрузок для спортсменов различной квалификации и возраста.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):177-184
pages 177-184 views
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ХОККЕЯ НА ТРАВЕ)
Шишков И.Ю., Зубарев С.Н.
Аннотация
Цель исследования – выявить устойчивые взаимосвязи компонентов подготовки хоккеистов высокой квалификации на протяжении трех олимпийских циклов и использовать их в качестве основы модельных характеристик. Методы исследования: метод экспертной квалиметрии, педагогическое наблюдение, анализ годичных тренировочных планов, методы математической статистики с расчетом парного коэффициента корреляции Пирсона. Организация исследования. Исследование проводили в течение 13 лет при подготовке мужской национальной сборной команды России по хоккею на траве к Олимпийским играм в Пекине (2008), Лондоне (2012) и Рио-де-Жанейро (2016). Результаты исследования и выводы. Выявлены взаимосвязи компонентов подготовки спортсменов (структуры годичного цикла, соревновательных и тренировочных нагрузок) с результатом официальных игр. Экспертная оценка результатов официальных международных игр показала прямую связь с их количеством и отрицательную с играми чемпионата и Кубка страны, что могло быть фактом неправильного планирования календаря национального чемпионата. Тренировочные нагрузки аэробной направленности тесным образом были связаны с количеством контрольных и товарищеских игр. В рейтинге трех исследуемых блоков, влияющих на подготовку и конечный результат выступления команды, большее количество достоверных связей имели соревновательные нагрузки, включающие весь объем товарищеских, контрольных, официальных всероссийских и международных игр. Полученные взаимосвязи структурных значений годичного цикла, соревновательных и тренировочных нагрузок и их влияние на результат официальных игр позволяют использовать поученные данные для моделирования построения олимпийского цикла спортсменов в игровых командных видах спорта.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):185-192
pages 185-192 views

Оздоровительная и адаптивная физическая культура

ПРОГРАММА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ (МАКРОЦИКЛА) ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Грачиков А.А., Александров Д.В.
Аннотация
Цель исследования – разработка и апробация программы годичного цикла подготовки (макроцикла) высококвалифицированных горнолыжников с нарушением слуха. Методы и организация исследования. Использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. На основе педагогического наблюдения была разработана программа годичного цикла подготовки (макроцикла) высококвалифицированных горнолыжников с нарушением слуха. Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического исследования было выявлено достоверное повышение результативности выступления высококвалифицированных горнолыжников с нарушением слуха. На основе полученных результатов можно сделать вывод об эффективности применения разработанной программы годичного цикла подготовки высококвалифицированных горнолыжников с нарушением слуха.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):193-200
pages 193-200 views
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ
Кузнецов А.И.
Аннотация
Цель исследования – охарактеризовать перспективные пути вовлечения студенческой молодежи в вузе в оздоровительную физическую культуру. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, нормативных документов и открытых источников; систематизация, сопоставление, обобщение и интерпретация материалов. Результаты исследования и выводы. Актуализирована проблема недостатка физической активности среди молодежи, влияющая на здоровье и качество жизни. Уточнены актуальные тенденции в развитии оздоровительной физической культуры, среди которых выделяются: внедрение цифровых технологий, использование фиджитал-спорта, популяризация медитативных и фитнес-практик, значимость студенческого самоуправления в организации физической активности. В ракурсе названных тенденций обоснованы возможные перспективные практики организации физической культуры в молодежной среде. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости трансформации и модернизации существующих практик физического воспитания с учетом современных требований и предпочтений молодежи.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):201-208
pages 201-208 views
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ АНТИГРАВИТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБА
Марьин И.С., Загородникова А.Ю., Машков К.Ю., Звездова А.О., Бокова Л.В.
Аннотация
В последние годы фиксируется значительное снижение уровня физической активности и ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста, включая рост нарушений осанки и отклонений в работе опорно-двигательного аппарата. Антигравити, как инновационная методика физических тренировок, показывает значительный потенциал в оздоровлении детей благодаря совмещению статических и гимнастических упражнений в гамаках, что стимулирует координацию, гибкость и развитие мышечного корсета. Цель исследования – оценить эффективность разработанной программы антигравити для улучшения физической подготовленности, коррекции осанки и нормализации массы тела у детей 7–10 лет. Методы исследования. Для достижения цели использованы педагогическое тестирование, наблюдения, опросы родителей и тренеров, хронометраж двигательной активности, анализ медицинских данных и статистическая обработка результатов. Исследование проводили с участием 14 детей в течение 10 месяцев на базе одного из фитнес-клубов Москвы. Результаты исследования. Установлено, что занятия антигравити приводят к повышению выносливости, укреплению опорно-двигательного аппарата и снижению массы тела. Значительное улучшение зафиксировано в показателях координации, силы и гибкости. Отклонения в осанке уменьшились у 71,4 % детей, а их двигательная активность достигла оптимальных значений. Заключение. Методика антигравити доказала свою эффективность как инструмент, направленный на оздоровление детей младшего школьного возраста.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):209-216
pages 209-216 views
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Меликов Д.А.
Аннотация
Цель исследования – определить уровень знаний о здоровьесбережении у студентов, понимание тем, которые затрагивают здоровье и благополучие образовательной среды. Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного комплекса мероприятий произошло увеличение уровня физической подготовленности студентов, а создание благоприятной атмосферы стимулировало студентов к правильному отношению к своему здоровью.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):217-222
pages 217-222 views

Методология и технология профессионального образования

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Бидоленко Л.А.
Аннотация
В статье рассмотрена проблема активизации мыследеятельности студентов на занятиях по дисциплине «Введение в специальность» направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Цель исследования – определение наиболее эффективных методик, способствующих повышению вовлеченности студентов и улучшению усвоения материала дисциплины. Методы и организация исследования. Для достижения цели были использованы методы развития критического мышления, методы развивающего обучения, игровые и групповые методы. Организация исследования включала проведение серии практических занятий с использованием указанных методик. Результаты исследования показали, что активные методы обучения способствуют не только повышению интереса студентов к предмету, но и развитию их критического мышления и навыков самостоятельного анализа. Использование подобных методик способствует выработке навыков мыслительной деятельности и формированию необходимого опыта мыследеятельности. Выводы. Полученные данные подтверждают необходимость внедрения инновационных педагогических практик в учебный процесс, что может значительно повысить качество образовательного опыта студентов. Рекомендации по применению активных методов обучения в дисциплине «Введение в специальность» могут быть полезны для преподавателей, стремящихся модернизировать свои подходы и создать интерактивную образовательную среду, способствующую активизации мыследеятельности студентов различных направлений подготовки при изучении других дисциплин.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):223-229
pages 223-229 views
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Земсков А.С., Решетин А.А.
Аннотация
В статье представлены результаты исследования профиля здорового образа жизни у студентов технических и гуманитарных специальностей. Цель исследования заключалась в выявлении на основе сравнительного анализа различий в отношении к здоровому образу жизни у студентов разных специальностей. Методы и организация исследования. Использовали анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование, методы математической статистики. Исследование проводили на базе Самарского университета им. академика С.П. Королева с участием студентов 2 и 3 курсов. Для изучения многокомпонентной структуры здорового образа жизни студентов применяли опросник «Профиль здорового образа жизни» (Health-Promoting Lifestyle Profile). Результаты исследования и выводы. В результате сравнительного анализа данных у студентов технических и гуманитарных специальностей выявлены достоверные различия в показателях «Питание», «Внутренний рост», «Физическая активность» и «Ответственность за здоровье», влияющих на поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):230-236
pages 230-236 views

Общая психология, психология личности, история психологии

СЕПАРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ У МОЛОДЕЖИ: РОЛЬ СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Бабкина А.Ю.
Аннотация
Цель исследования – определение взаимосвязи между параметрами психологической сепарации и особенностями семейной эмоциональной коммуникации у молодежи в период вхождения во взрослость. Методы и организация исследования. Использовали метод теоретического анализа, анкетирование с применением опросника психологической сепарации от родителей (PSI) и методики «Семейные эмоциональные коммуникации», а также математико-статистическую обработку данных (корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена, U-критерий Манна-Уитни). В исследовании приняли участие 70 молодых людей в возрасте 18–25 лет. Результаты исследования и выводы. Установлены статистически значимые связи между уровнями сепарации (эмоциональной, функциональной, аттитюдной и конфликтологической) и коммуникативными паттернами в семье. Отрицательную связь с формированием независимости показывают критика, индуцирование тревоги и сверхвключённость. Также выявлены возрастные различия: у старшей группы респондентов ниже уровень элиминирования эмоций и выше функциональная независимость от отца. Результаты подчёркивают значимость семейной коммуникации в процессе сепарации.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):237-244
pages 237-244 views
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Шатровой О.В., Помогаева Н.С.
Аннотация
Цель исследования – выявление особенностей боевого здоровья как составляющей профессионального здоровья военнослужащих. Методы и организация исследования. В ходе исследовании проводили ассоциативный эксперимент. В рамках эксперимента было выбрано стимул-понятие, которое концептуально отражало сущность исследуемой области – «боевое здоровье». Исследование содержания боевого здоровья проводили посредством ассоциативных высказываний военнослужащих, имеющих боевой опыт. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования позволил распределить ассоциативные высказывания респондентов по социально-психологическому, личностному и психофизиологическому уровням. На психофизиологическом уровне отмечены такие ассоциации, как крепкое здоровье, стрессоустойчивость, сила нервной системы, живучесть. Наиболее частотным в высказываниях респондентов оказалось словосочетание «выполнить боевую задачу при любых условиях». Это можно интерпретировать в смысле реализации воинского предназначения как естественной профессиональной нормы.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):245-252
pages 245-252 views
МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ КИТАЙЦЕВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ СПОРТИВНОМ ВУЗЕ
Шумова Н.С., Байковский Ю.В., Дуань Ч.
Аннотация
Цель исследования – описать психологические механизмы адаптации китайских студентов к обучению в российском физкультурном вузе. Методы исследования: 7 психодиагностических методик и анкетирование – опросник для комплексного исследования условий адаптации китайских студентов в российском спортивном вузе. Результаты исследования и выводы. Невротическую социальную адаптацию за счет дипломатичности, самоконтроля и тревожности, сдерживающих враждебность, обеспечивает механизм, названный Яницким М.С. «обесценивание исходных потребностей и ценностей коллективистской культуры». В проведенном исследовании было установлено, что его формирование у китайцев, обучающихся в российском спортивном вузе, опирается на уверенность в неразрешимости социальных проблем, подозрительность и пессимизм (депрессию). Частичная разрядка напряжения, возникающего в трудных ситуациях благодаря работе этого механизма, происходит в виде повторяющихся, навязчивых мыслей (обсессивность), сопровождающихся появлением навязчивых действий (компульсивность). Остальное напряжение перерастает в тревожность, враждебность и ряд других психопатологических симптомов. При изучении английского языка китайцами происходит интеграция в личность антиценностей (антигуман¬ных ценностей) – представлений о невозможности решения социальных проблем, пессимизма как механизма изменения ценностей. Пес¬симизм приводит к обесцениванию, минимизации ценностей, переходит в скептицизм, позволяет, критикуя общество, разорвать свою идентичность с ним. В данном случае рост враждебности показывает готовность критиковать общество, частично утрачивая социальную идентичность. Адаптированность сохраняется ценой роста самоконтроля и тревожности, сдерживающей растущую враждебность.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):253-259
pages 253-259 views

Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Карлышев В.М., Миронова В.М.
Аннотация
Цель исследования – выявление закономерностей в адаптации спортсменов разных видов спорта с разным уровнем эмоционального интеллекта. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, психологическое тестирование, методы математической статистики. Исследование проведено в физкультурном вузе со студентами средних курсов пяти специализаций. Результаты исследования и выводы. Выявлены факторные структуры спортсменов различных специализаций с разной жизненной адаптивностью и эмоциональным интеллектом. Показано, что адаптация в жизни спортсменов обусловлена их развитием, индивидуальностью личности и особенностями их взаимоотношений с действительностью. Общая факторная структура свидетельствует об узости мировоззрения (недостаточного жизненного опыта и зрелости) и неадекватных особенностях самореализации спортсменов. Спортсмены с развитым эмоциональным интеллектом более адаптированы и имеют интерес к жизни. Студенты-спортсмены с низкими показателями эмоционального интеллекта склонны к эгоистичному поведению, ведущему к проблемам в жизни и сложным отношениям (особенно при низкой степени саморегуляции).
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):260-266
pages 260-266 views
ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЙ «ТРЕНЕР – СПОРТСМЕН» И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ РАЗНОГО ПОЛА, ВЫСТУПАЮЩИХ В АСБ РОССИИ
Таран И.И., Тимофеев А.Д.
Аннотация
Исследование направлено на изучение специфики психологических особенностей функционирования студенческих баскетбольных команд разного пола. Цель исследования – выявить и проанализировать отличительные особенности и взаимосвязь отношений в системе «тренер-спортсмен» и характеристик психологического климата в баскетбольных командах разного пола, выступающих в АСБ России. Методы и организация исследования. Исследование проводили с участием баскет-больных команд девушек и юношей, выступающих в дивизионе «Центр» АСБ России в се-зоне 2024-2025 гг. Для достижения поставленной цели применяли специализированные методики психологической диагностики взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» и психологического климата команд. Для установления взаимосвязей использовали корреляционный анализ по методу Спирмена. Результаты исследования и выводы. Установлено, что оценки компонентов взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» юношей-баскетболистов выше по сравнению с оценками баскетболисток. Выявлены существенные различия в восприятии психологической атмосферы в мужских и женских баскетбольных командах, оценки баскетболисток достоверно чаще находились в зоне дискомфорта. Взаимосвязь между отношениями в системе «тренер-спортсмен» и психологическим климатом выявлена исключительно в командах девушек с тренером-женщиной. В мужских баскетбольных командах подобных взаимосвязей не обнаружено.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(8):267-274
pages 267-274 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».