Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Цифровизация различных сфер жизни привела к тому, что социальные медиа (социальные сети, блоги, сервисы обмена информацией) становятся неотъемлемой частью ежедневной активности и деятельности, например образовательной. Обнаружены положительные и отрицательные эффекты активности в социальных медиа, которые расширили понимание их роли в психологическом благополучии, социализации подростков и молодежи. Вместе с тем вопрос об особенностях регуляции собственного поведения при увеличении интенсивности использования социальных медиа остается недостаточно изученным. Статья посвящена исследованию взаимосвязей особенностей саморегуляции и степени интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки (336 чел.) в возрасте 12–17 лет, у которых были определены характеристики саморегуляции по опроснику ССПМ-2020 В. И. Моросановой и активности в социальных сетях (Шкала интеграции социальных медиа в ежедневную активность, время, проводимое в сети, количество социальных сетей). Обработка результатов производилась на основе корреляционного, сравнительного и кластерного анализа.

Результаты исследования. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростка отличается на разных уровнях саморегуляции. Однако формальные параметры (время и количество социальных сетей) не обнаруживают отличий при разном уровне саморегуляции. Активность в использовании социальных медиа остается относительно постоянной на протяжении подросткового возраста. Девушки больше проявляют поведенческую и эмоциональную связь с социальными медиа и демонстрируют большую их интеграцию в ежедневную активность.

Обсуждение и заключение. Развитие характеристик саморегуляции может способствовать не только успешности в учебной деятельности, но и большему самоконтролю активности в цифровой среде. Использование содержательных параметров оценки интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков может быть востребовано при изучении эффектов дистанционного обучения и создании программ сопровождения онлайн-обучения. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие представлений о взаимосвязях характеристик саморегуляции и использовании социальных медиа подростками.

Об авторах

Дмитрий Сергеевич Корниенко

Психологический институт Российской академии образования; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X
Scopus Author ID: 36053200600
ResearcherId: L-5971-2015

старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации; профессор кафедры общей психологии Института общественных наук, доктор психологических наук, доцент

Россия, Москва; Москва

Анна Яновна Фоминых

Психологический институт Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: aj.fominykh@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6936-887X
ResearcherId: Q-3891-2018

младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации

Россия, Москва

Александр Николаевич Веракса

Психологический институт Российской академии образования; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080
Scopus Author ID: 15770369700
ResearcherId: H-9298-2012

заместитель директора; заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Россия, Москва; Москва

Айдар Минимансурович Калимуллин

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: kalimullin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7788-7728
Scopus Author ID: 56260775400
ResearcherId: N-1528-2013

директор Института психологии и образования 

Россия, Казань

Юрий Иванович Семенов

Академия наук Республики Саха

Email: yra_semen1109@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8766-3936

руководитель Научно-образовательного центра, кандидат исторических наук

Россия, Якутск

Список литературы

  1. Rasskazova E. I., Soldatova G. V. Assessment of the Digital Competence in Russian Adolescents and Parents: Digital Competence Index // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. Vol. 7, issue 4. P. 65–74. doi: http://doi.org/10.11621/pir.2014.0406
  2. Колесников В. Н., Мельник Ю. И., Теплова Л. И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2019. № 1 (33). C. 34–46. doi: http://doi.org/10.11621/npj.2019.0104
  3. Motivational Processes and Dysfunctional Mechanisms of Social Media Use among Adolescents: A Qualitative Focus Group Study / M. A. Throuvala, M. D. Griffiths, M. Rennoldson, D. J. Kuss // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 93. P. 164–175. doi: http://doi.org/10.1016/j.chb.2018.12.012
  4. Kuss D. J., Griffiths M. D. Social Networking Sites and Addiction: Ten Lessons Learned [Electronic resource] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14, no. 3. doi: https://doi.org/10.3390/ijerph14030311
  5. Аянян А. Н., Марцинковская Т. Д. Социализация подростков в информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1262-ayanyan46.html (дата обращения: 29.10.2021).
  6. Soldatova G. U. Rasskazova E. I., Chigarkova S. V. Digital Socialization of Adolescents in the Russian Federation: Parental Mediation, Online Risks, and Digital Competence // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13, issue 4. P. 191–206. doi: https://doi.org/10.11621/pir.2020.0413
  7. Солодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 23–42. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870
  8. Силантьева Т. А. Операционализация конструкта «социальная поддержка» // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 4. С. 57–70. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75375.shtml (дата обращения: 29.10.2021).
  9. Сибирко А. И., Винокуров Ф. Н. Роль мобильных социальных сетей в межличностном общении молодежи // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 47. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n47/1281-sibirko47.html (дата обращения: 29.10.2021).
  10. Keresteš G., Štulhofer A. Adolescents’ Online Social Network Use and Life Satisfaction: A Latent Growth Curve Modeling Approach [Electronic resource] // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 104. doi: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.106187
  11. Корниенко Д. С., Руднова Н. А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1574-kornienko59.html (дата обращения: 04.08.2021).
  12. Ellison N. B., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook “Friends:” Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 12, issue 4. P. 1143–1168. doi: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x
  13. Elphinston R. A., Noller P. Time to Face It! Facebook Intrusion and the Implications for Romantic Jealousy and Relationship Satisfaction // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14, no. 11. P. 631–635. doi: https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0318
  14. “Snapchat is More Personal”: An Exploratory Study on Snapchat Behaviors and Young Adult Interpersonal Relationships / J. M. Vaterlaus, K. Barnett, C. Roche, J. A. Young // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 62. P. 594–601. doi: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.04.029
  15. Weinstein E. The Social Media See-Saw: Positive and Negative Influences on Adolescents’ Affective Well-Being // New Media & Society. 2018. Vol. 20, issue 10. P. 3597–3623. doi: https://doi.org/10.1177/1461444818755634
  16. Jenkins-Guarnieri M. A., Wright S. L., Johnson B. Development and Validation of a Social Media Use Integration Scale // Psychology of Popular Media Culture. 2013. Vol. 2, no. 1. P. 38–50. doi: https://doi.org/10.1037/ a0030277
  17. Моросанова В. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. C. 36–45. URL: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive/vestnik2010-1.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
  18. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 4. С. 26–36.
  19. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.
  20. Моросанова В. И., Сагиев P. P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134–140.
  21. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г., Гайдамашко И. В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 1. С. 77–95. doi: https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05
  22. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124–135.
  23. Бочарова Е. Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 333–345. doi: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
  24. Schwarz U., Gawrilow C. Measuring and Compensating for Deficits of Self-Regulation in School Children via Ambulatory Assessment // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, issue 4. P. 8–22. doi: https://doi.org/10.11621/pir.2019.0401
  25. Conscious Self-Regulation and Self-Organization of Life During the COVID-19 Pandemic / Y. P. Zinchenko, V. I. Morosanova, N. G. Kondratyuk, T. G. Fomina // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13, issue 4. P. 168–182. doi: https://doi.org/10.11621/pir.2020.0411
  26. Истратова О. Н., Лызь Н. А. Индивидуальные особенности студентов как фактор эффективности онлайн-обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 326–330. doi: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0074
  27. Покровская Н. Н., Тюлин А. В. Психологические вопросы формирования регулятивных механизмов в цифровой среде // Technology and Language. 2021. Т. 2, № 2. С. 106–125. doi: https://doi.org/10.48417/technolang.2021.02.11
  28. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И Моросановой «Стиль саморегуляции поведения-ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.
  29. Баранова В. А., Дубовская Е. М., Савина О. О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 10–25. doi: https://doi.org/10.17759/sps.2021120102
  30. Шилко Р. С., Егоров С. Ю., Зинченко Ю. П. Проблемы саморегуляции учебной деятельности в массовых открытых онлайн курсах // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 632–639. doi: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-104
  31. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. № 4 (36). C. 12–27. doi: https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402
  32. Broadbent J., Poon W. L. Self-Regulated Learning Strategies & Academic Achievement in Online Higher Education Learning Environments: A Systematic Review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1–13. doi: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Веракса А.Н., Калимуллин А.М., Семенов Ю.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».