Дополнительное профессиональное образование как условие повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Дополнительное профессиональное образование рассматривается в авторской интерпретации как система, включающая в себя требования внешней среды, личностные факторы мотивации обучения, результаты обучения и возможности их применения индивидами с целью сохранения своего профессионального статуса и расширения возможностей повышения конкурентоспособности на рынке труда. Несмотря на наличие исследований по данной проблематике, актуальным остается изучение влияния дополнительного профессионального образования на конкурентоспособность специалистов в современных постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Цель исследования – обоснование роли дополнительного образования в профессиональном развитии специалистов и повышении их конкурентоспособности на рынке труда.

Материалы и методы. В процессе исследования использованы статистические данные по непрерывному образованию, образовательной деятельности по программам профессионального обучения в России; представлен вторичный анализ данных социологических исследований; проанализированы данные авторских исследований, проведенных среди безработной молодежи (2018 г.), слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (2021 г.) и преподавателей Пензенского государственного университета (2021 г.).

Результаты исследования. Предложена авторская структурная модель, отражающая дополнительное профессиональное образование с позиции личности как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда. Представлены основные показатели системы дополнительного образования в России. Авторские исследования позволили получить новые данные об особенностях обучения, мотивах, целях и перспективах изменений в профессиональной сфере в срезе разных профессиональных и возрастных групп; выявлено влияние дополнительного образования на изменения компетенций после обучения; определено, что оно способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда, но не является единственным фактором, ее определяющим. Исследования подтверждают вывод о том, что дополнительное профессиональное образование позволяет индивидам сохранить свой профессиональный статус и выступает одним из факторов, который обеспечивает конкурентоспособность индивидов на рынке труда посредством получения новых, обновления имеющихся знаний, умений, навыков.

Обсуждение и заключение. Изучение дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда, позволяет получить важные эмпирические результаты с целью адаптации системы профессионального образования к целям современного рынка труда. Материалы статьи могут быть использованы образовательными учреждениями для организации эффективной системы дополнительного профессионального образования.

Об авторах

Галина Николаевна Тугускина

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: galina066@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6400-3521
Scopus Author ID: 57209113587
ResearcherId: Y-6724-2019

профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, доктор экономических наук

Россия, Пенза

Лилия Валерьевна Рожкова

Пензенский государственный университет

Email: mamaeva_lv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7058-4871
Scopus Author ID: 56940529500
ResearcherId: M-2830-2016

заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, доктор социологических наук

Россия, Пенза

Людмила Ивановна Найденова

Пензенский государственный университет

Email: linajdenova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7386-3697
ResearcherId: B-2992-2017

профессор кафедры социологии и управления персоналом, доктор социологических наук

Россия, Пенза

Вадим Николаевич Супиков

Пензенский государственный университет

Email: supikov.vadim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3624-3480
ResearcherId: B-1098-2017

профессор кафедры государственного управления и социологии региона, доктор социологических наук

Россия, Пенза

Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов

Пензенский государственный университет

Email: tabaris@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0869-9197
ResearcherId: B-1566-2017

профессор кафедры государственно-правовой дисциплины, доктор политических наук

Россия, Пенза

Список литературы

  1. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. Returns to Investment in Education: A Further Update // Education Economics. 2004. Vol. 12, issue 2. P. 111–134. doi: http://doi.org/10.1080/0964529042000239140
  2. Heckman J. J., Jacobs B. Policies to Create and Destroy Human Capital in Europe. Bonn : IZA, 2009. 112 p. doi: https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262015318.003.0009
  3. Jackson M., Goldthorpe J. H., Mills C. Education, Employers and Class Mobility // Research in Social Stratification and Mobility. 2005. Vol. 23. P. 3–33. doi: https://doi.org/10.1016/S0276-5624(05)23001-9
  4. Brown P., Lauder H., Ashton D. The Global Auction: The Broken Promises of Education, Jobs, and Incomes Oxford : Oxford University Press, 2011. 188 p. doi: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199731688.001.0001
  5. Brown P., Hesketh A., Williams S. The Mismanagement of Talent: Employability and Jobs in the Knowledge Economy. New York : Oxford University Press; 2004. 288 p. doi: http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199269532.001.0001
  6. Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data // Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35, issue 1. P. 95–118. doi: http://doi.org/10.1080/02680939.2018.1549752
  7. Continuing Professional Education for Green Infrastructure: Fostering Collaboration Through Interdisciplinary Trainings / Ch. Johnson, J. H. Tilt, P. D. Riesc, B. Shindler // Urban Forestry & Urban Greening. 2019. Vol. 41. P. 283–291. doi: https://doi.org/10.1016/j.ufug.2019.04.021
  8. Perez-Foguet A., Lazzarini B. Continuing Professional Education in Engineering Faculties: Transversal Integration of Sustainable Human Development in Basic Engineering Sciences Courses // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 218. P. 772–781. doi: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.02.054
  9. Effects of Physical Education Continuing Professional Development on Teachers’ Physical Literacy and Self-efficacy and Students’ Learning Outcomes / K. W. R. Sum, T. Wallhead, S. C. A. Ha, H. P. C. Sit // International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 88. P. 1–8. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.01.001
  10. Survey with Content Analysis to Explore Nurses’ Satisfaction with Opportunities to Undertake Continuing Professional Education in Relation to Aseptic Technique [Electronic resource] / D. Gould [et al.] // Nurse Education Today. 2021. Vol. 98. doi: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.104749
  11. Watson C. L. Time for Change? A Qualitative Exploration of the Educational Preparation and Subsequent Continuing Professional Development Needs of Nurse and Midwife Prescribers [Electronic resource] // Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 54. doi: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103100
  12. Toward Competency Based Continuing Professional Development for Practicing Surgeons / S. R. Turner [et al.] // The American Journal of Surgery. 2021. Vol. 222, issue 6. P. 1139–1145. doi: https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2021.01.045
  13. A Pragmatic Introduction of Mindfulness in a Continuing Education Setting: Exploring Personal Experience, Bridging to Professional Practice / M. Klatt [et al.] // Explore. 2017. Vol. 13, issue 5. P. 327–332. doi: https://doi.org/10.1016/j.explore.2017.06.003
  14. Бурак И. Д., Разумова Т. О. Дополнительное профессиональное образование как фактор, детерминирующий трудовую карьеру работника // Вестник Воронежского государственного университета. 2018. № 1. С. 114–122. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2018/01/2018-01-17.pdf (дата обращения: 27.09.2021).
  15. Голенкова З. Т., Кошарная Г. Б., Кошарный В. П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 262–273. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.262-273
  16. Янченко Е. В. Конкурентоспособность человеческих ресурсов в системе трудовых отношений современного общества // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 163–169. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=856&article_id=6777 (дата обращения: 17.09.2021).
  17. Соколова И. И., Ильина Л. Н. Новые дискурсы образования взрослых: от дополнительного профессионального образования к обучению через всю жизнь // Непрерывное образование. 2018. № 4 (26). С. 10–12. URL: https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/zhurnal-nepreryvnoye-obrazovaniye (дата обращения: 06.10.2021).
  18. Acemoglu D., Restrepo P. Automation and New Tasks: How Technology Displaces and Reinstates Labor // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33, issue 2. P. 3–30. doi: https://doi.org/10.1257/jep.33.2.3
  19. van Loo J., de Grip A., de Steur M. Skills Obsolescence: Causes and Cures // International Journal of Manpower. 2001. Vol. 22, issue 1/2. P. 121–138. doi: https://doi.org/10.1108/01437720110386430
  20. Allen J., de Grip A. Does Skill Obsolescence Increase the Risk of Employment Loss? // Applied Economics. 2012. Vol. 44, issue 25. P. 3237–3245. doi: https://doi.org/10.1080/00036846.2011.570727
  21. Мальцева В. А. Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? // Экономическая социология. 2021. Т. 22, № 2. С. 109–131. doi: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-2-109-138
  22. Абрагимович М. М. Роль дополнительного профессионального образования в подготовке конкурентоспособных специалистов для регионального рынка труда // Образование и наука. 2013. № 10. С. 139–153. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-139-153
  23. Равочкин Н. Н. Перспективы дополнительного профессионального образования в российских вузах // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1410–1417. doi: https://doi. org/10.15372/PEMW20170410
  24. Каравай А. В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 123–143. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545- 2016-4-123-143
  25. Фетисова О. В., Шеховцов В. В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 5. С. 287–296. doi: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.25
  26. Прохода В. А. Включенность в дополнительное профессиональное образование жителей европейских государств // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 22–33. doi: https://doi.org/10.17805/zpu.2017.4.3
  27. Софронова А. К., Миронов Э. Ю. Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4. С. 71–76.
  28. Поначугин А. В., Пичужкина Д. Ю., Смекалова Е. С. Влияние цифровых технологий на учебный процесс в сфере дополнительного образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. Т. 40, № 1. С. 69–77. doi: https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-1-69-77
  29. About Technology-Based “Sociology” Software for Knowledge Development: From Questionnaire Creation to Data Processing / V. Mkrttchian [et al.] // International Journal of Sociotechnology and Knowledge Development (IJSKD). 2020. Vol. 12, issue 4. P. 24–40. doi: http://doi.org/10.4018/IJSKD.2020100102
  30. Formation and Development of Educational Potential of Russian Unemployed Adolescents: From Education to Work Through Educational Technologies / V. Mkrttchian, L. Rozhkova, O. Salnikova, S. Vlazneva // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE). 2021. Vol. 11, issue 2. P. 48–64. (In Eng.) doi: http://doi.org/10.4018/IJVPLE.2021070104
  31. Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 25–31. doi: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.046
  32. Игнацкая М. А. Развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере управления (public & business administration) в России и за рубежом – опыт, проблемы, перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2016. № 3. С. 32–47. URL: http://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/15838/14390 (дата обращения: 27.09.2021).
  33. Дочкин С. А. Особенности реализации открытых онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 4–8. doi: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2017-3-4-8
  34. Тарасенко Л. В., Сердюченко Я. В. Влияние дополнительного профессионального образования на формирование моделей карьерного поведения слушателей [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6. URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/ql qniiyo3vyefhp0u5hm2bn8k6mt5wpi.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
  35. Трапезникова И. С. Оценка эффективности программ профессионального переобучения безработной молодежи (на примере ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово») // Фундаментальные исследования. 2015. № 12, ч. 5. С. 1055–1058. URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2015/12-5/39678.pdf (дата обращения: 14.10.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Найденова Л.И., Супиков В.Н., Сеидов Ш.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».