Дополнительное профессиональное образование как условие повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда
- Авторы: Тугускина Г.Н.1, Рожкова Л.В.1, Найденова Л.И.1, Супиков В.Н.1, Сеидов Ш.Г.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 1 (2022)
- Страницы: 111-129
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 21.05.2025
- Статья одобрена: 21.05.2025
- Статья опубликована: 15.02.2022
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/292954
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.111-129
- ID: 292954
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Дополнительное профессиональное образование рассматривается в авторской интерпретации как система, включающая в себя требования внешней среды, личностные факторы мотивации обучения, результаты обучения и возможности их применения индивидами с целью сохранения своего профессионального статуса и расширения возможностей повышения конкурентоспособности на рынке труда. Несмотря на наличие исследований по данной проблематике, актуальным остается изучение влияния дополнительного профессионального образования на конкурентоспособность специалистов в современных постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Цель исследования – обоснование роли дополнительного образования в профессиональном развитии специалистов и повышении их конкурентоспособности на рынке труда.
Материалы и методы. В процессе исследования использованы статистические данные по непрерывному образованию, образовательной деятельности по программам профессионального обучения в России; представлен вторичный анализ данных социологических исследований; проанализированы данные авторских исследований, проведенных среди безработной молодежи (2018 г.), слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (2021 г.) и преподавателей Пензенского государственного университета (2021 г.).
Результаты исследования. Предложена авторская структурная модель, отражающая дополнительное профессиональное образование с позиции личности как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда. Представлены основные показатели системы дополнительного образования в России. Авторские исследования позволили получить новые данные об особенностях обучения, мотивах, целях и перспективах изменений в профессиональной сфере в срезе разных профессиональных и возрастных групп; выявлено влияние дополнительного образования на изменения компетенций после обучения; определено, что оно способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда, но не является единственным фактором, ее определяющим. Исследования подтверждают вывод о том, что дополнительное профессиональное образование позволяет индивидам сохранить свой профессиональный статус и выступает одним из факторов, который обеспечивает конкурентоспособность индивидов на рынке труда посредством получения новых, обновления имеющихся знаний, умений, навыков.
Обсуждение и заключение. Изучение дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда, позволяет получить важные эмпирические результаты с целью адаптации системы профессионального образования к целям современного рынка труда. Материалы статьи могут быть использованы образовательными учреждениями для организации эффективной системы дополнительного профессионального образования.
Об авторах
Галина Николаевна Тугускина
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: galina066@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6400-3521
Scopus Author ID: 57209113587
ResearcherId: Y-6724-2019
профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, доктор экономических наук
Россия, ПензаЛилия Валерьевна Рожкова
Пензенский государственный университет
Email: mamaeva_lv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7058-4871
Scopus Author ID: 56940529500
ResearcherId: M-2830-2016
заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, доктор социологических наук
Россия, ПензаЛюдмила Ивановна Найденова
Пензенский государственный университет
Email: linajdenova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7386-3697
ResearcherId: B-2992-2017
профессор кафедры социологии и управления персоналом, доктор социологических наук
Россия, ПензаВадим Николаевич Супиков
Пензенский государственный университет
Email: supikov.vadim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3624-3480
ResearcherId: B-1098-2017
профессор кафедры государственного управления и социологии региона, доктор социологических наук
Россия, ПензаШахрутдин Гаджиалиевич Сеидов
Пензенский государственный университет
Email: tabaris@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0869-9197
ResearcherId: B-1566-2017
профессор кафедры государственно-правовой дисциплины, доктор политических наук
Россия, ПензаСписок литературы
- Psacharopoulos G., Patrinos H. A. Returns to Investment in Education: A Further Update // Education Economics. 2004. Vol. 12, issue 2. P. 111–134. doi: http://doi.org/10.1080/0964529042000239140
- Heckman J. J., Jacobs B. Policies to Create and Destroy Human Capital in Europe. Bonn : IZA, 2009. 112 p. doi: https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262015318.003.0009
- Jackson M., Goldthorpe J. H., Mills C. Education, Employers and Class Mobility // Research in Social Stratification and Mobility. 2005. Vol. 23. P. 3–33. doi: https://doi.org/10.1016/S0276-5624(05)23001-9
- Brown P., Lauder H., Ashton D. The Global Auction: The Broken Promises of Education, Jobs, and Incomes Oxford : Oxford University Press, 2011. 188 p. doi: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199731688.001.0001
- Brown P., Hesketh A., Williams S. The Mismanagement of Talent: Employability and Jobs in the Knowledge Economy. New York : Oxford University Press; 2004. 288 p. doi: http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199269532.001.0001
- Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data // Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35, issue 1. P. 95–118. doi: http://doi.org/10.1080/02680939.2018.1549752
- Continuing Professional Education for Green Infrastructure: Fostering Collaboration Through Interdisciplinary Trainings / Ch. Johnson, J. H. Tilt, P. D. Riesc, B. Shindler // Urban Forestry & Urban Greening. 2019. Vol. 41. P. 283–291. doi: https://doi.org/10.1016/j.ufug.2019.04.021
- Perez-Foguet A., Lazzarini B. Continuing Professional Education in Engineering Faculties: Transversal Integration of Sustainable Human Development in Basic Engineering Sciences Courses // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 218. P. 772–781. doi: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.02.054
- Effects of Physical Education Continuing Professional Development on Teachers’ Physical Literacy and Self-efficacy and Students’ Learning Outcomes / K. W. R. Sum, T. Wallhead, S. C. A. Ha, H. P. C. Sit // International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 88. P. 1–8. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.01.001
- Survey with Content Analysis to Explore Nurses’ Satisfaction with Opportunities to Undertake Continuing Professional Education in Relation to Aseptic Technique [Electronic resource] / D. Gould [et al.] // Nurse Education Today. 2021. Vol. 98. doi: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.104749
- Watson C. L. Time for Change? A Qualitative Exploration of the Educational Preparation and Subsequent Continuing Professional Development Needs of Nurse and Midwife Prescribers [Electronic resource] // Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 54. doi: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103100
- Toward Competency Based Continuing Professional Development for Practicing Surgeons / S. R. Turner [et al.] // The American Journal of Surgery. 2021. Vol. 222, issue 6. P. 1139–1145. doi: https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2021.01.045
- A Pragmatic Introduction of Mindfulness in a Continuing Education Setting: Exploring Personal Experience, Bridging to Professional Practice / M. Klatt [et al.] // Explore. 2017. Vol. 13, issue 5. P. 327–332. doi: https://doi.org/10.1016/j.explore.2017.06.003
- Бурак И. Д., Разумова Т. О. Дополнительное профессиональное образование как фактор, детерминирующий трудовую карьеру работника // Вестник Воронежского государственного университета. 2018. № 1. С. 114–122. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2018/01/2018-01-17.pdf (дата обращения: 27.09.2021).
- Голенкова З. Т., Кошарная Г. Б., Кошарный В. П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 262–273. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.262-273
- Янченко Е. В. Конкурентоспособность человеческих ресурсов в системе трудовых отношений современного общества // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 163–169. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=856&article_id=6777 (дата обращения: 17.09.2021).
- Соколова И. И., Ильина Л. Н. Новые дискурсы образования взрослых: от дополнительного профессионального образования к обучению через всю жизнь // Непрерывное образование. 2018. № 4 (26). С. 10–12. URL: https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/zhurnal-nepreryvnoye-obrazovaniye (дата обращения: 06.10.2021).
- Acemoglu D., Restrepo P. Automation and New Tasks: How Technology Displaces and Reinstates Labor // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33, issue 2. P. 3–30. doi: https://doi.org/10.1257/jep.33.2.3
- van Loo J., de Grip A., de Steur M. Skills Obsolescence: Causes and Cures // International Journal of Manpower. 2001. Vol. 22, issue 1/2. P. 121–138. doi: https://doi.org/10.1108/01437720110386430
- Allen J., de Grip A. Does Skill Obsolescence Increase the Risk of Employment Loss? // Applied Economics. 2012. Vol. 44, issue 25. P. 3237–3245. doi: https://doi.org/10.1080/00036846.2011.570727
- Мальцева В. А. Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? // Экономическая социология. 2021. Т. 22, № 2. С. 109–131. doi: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-2-109-138
- Абрагимович М. М. Роль дополнительного профессионального образования в подготовке конкурентоспособных специалистов для регионального рынка труда // Образование и наука. 2013. № 10. С. 139–153. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-139-153
- Равочкин Н. Н. Перспективы дополнительного профессионального образования в российских вузах // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1410–1417. doi: https://doi. org/10.15372/PEMW20170410
- Каравай А. В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 123–143. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545- 2016-4-123-143
- Фетисова О. В., Шеховцов В. В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 5. С. 287–296. doi: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.25
- Прохода В. А. Включенность в дополнительное профессиональное образование жителей европейских государств // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 22–33. doi: https://doi.org/10.17805/zpu.2017.4.3
- Софронова А. К., Миронов Э. Ю. Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4. С. 71–76.
- Поначугин А. В., Пичужкина Д. Ю., Смекалова Е. С. Влияние цифровых технологий на учебный процесс в сфере дополнительного образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. Т. 40, № 1. С. 69–77. doi: https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-1-69-77
- About Technology-Based “Sociology” Software for Knowledge Development: From Questionnaire Creation to Data Processing / V. Mkrttchian [et al.] // International Journal of Sociotechnology and Knowledge Development (IJSKD). 2020. Vol. 12, issue 4. P. 24–40. doi: http://doi.org/10.4018/IJSKD.2020100102
- Formation and Development of Educational Potential of Russian Unemployed Adolescents: From Education to Work Through Educational Technologies / V. Mkrttchian, L. Rozhkova, O. Salnikova, S. Vlazneva // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE). 2021. Vol. 11, issue 2. P. 48–64. (In Eng.) doi: http://doi.org/10.4018/IJVPLE.2021070104
- Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 25–31. doi: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.046
- Игнацкая М. А. Развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере управления (public & business administration) в России и за рубежом – опыт, проблемы, перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2016. № 3. С. 32–47. URL: http://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/15838/14390 (дата обращения: 27.09.2021).
- Дочкин С. А. Особенности реализации открытых онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 4–8. doi: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2017-3-4-8
- Тарасенко Л. В., Сердюченко Я. В. Влияние дополнительного профессионального образования на формирование моделей карьерного поведения слушателей [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6. URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/ql qniiyo3vyefhp0u5hm2bn8k6mt5wpi.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
- Трапезникова И. С. Оценка эффективности программ профессионального переобучения безработной молодежи (на примере ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово») // Фундаментальные исследования. 2015. № 12, ч. 5. С. 1055–1058. URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2015/12-5/39678.pdf (дата обращения: 14.10.2021).
Дополнительные файлы
