Том 24, № 179 (2019)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Диагностический инструментарий оценки развития креативного мышления студента

Макарова Л.Н., Рожкова С.В.

Аннотация

Представлены данные диагностического исследования, основная цель которого - анализ уровня развития структурных составляющих креативного мышления студентов. Креативное мышление трактуется как вид профессионально-ориентированного мышления, характеризующийся способностью порождать множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, развитой вербальной креативностью и проницательностью, высоким уровнем рефлексии, пытливости, фантазии, самоконтролем эмоциональных состояний. Оно рассмотрено как важнейший фактор, влияющий на процесс личностно-профессионального самоизменения студентов - будущих психологов. Раскрыты показатели развития креативного мышления и обоснован диагностический инструментарий для их оценки. Определены и проанализированы основные проблемные зоны в развитии креативного мышления студентов (низкий уровень вербальной активности, недостаточная степень развития любознательности, непонимание необходимости дальнейшей работы над развитием воображения). В процессе диагностики выявлены связи между индивидуально-психо-логическими особенностями личности студентов-психологов и преобладающими у них типами мышления: предметным, символическим, знаковым и образным. Анализ результатов, полученных с помощью пятифакторного личностного опросника Р. МакКрае и П. Коста, позволил составить личностный портрет испытуемых по ряду факторов: экстраверсия - интроверсия, привязанность - обособленность, самоконтроль - импульсивность, эмоциональная устойчивость - неустойчивость, экспрессивность - практичность. Выявлены трудности в развитии креативного мышления, с которыми встречаются студенты, имеющие направленность на преобладание одного из показателей в конкретной паре. Представлены результаты факторного анализа полученных данных, который осуществлялся по методу главных компонент с построением корреляционной матрицы и последующим ортогональным вращением. Корреляционный анализ показал, что у студентов шкала креативности коррелирует с такими показателями, как воображение, образное мышление, активность - пассивность, доминирование - подчинение, проявление - избегание чувства вины, экстраверсия - интроверсия, доверчивость - подозрительность, любопытство - консерватизм, любознательность - реалистичность, деятельностный компонент. Полученные результаты проведенного исследования можно использовать при разработке образовательных программ, направленных на развитие креативности студентов и при формировании личностно-профессиональных компетенций будущих психологов в вузе.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):7-19
pages 7-19 views

Качество теоретизации и формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования

Козырева О.А.

Аннотация

Определены направленность и условия повышения качества теоретизации и формирования культуры самостоятельной работы личности, детализированы и визуализированы конструкты и модели формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования. Детализирована практика теоретизации формирования культуры самостоятельной работы личности в конструктах современного научного знания и использования педагогических моделей, фасилитирующих понимание и представление качества формирования культуры самостоятельной работы личности и специфику учета адаптивно-акмепедагогических особенностей решения задач развития личности в системе непрерывного образования. Уточнены и теоретизированы возможности формирования культуры самостоятельной работы личности через использование конструкта «педагогические условия» (педагогические условия повышения качества формирования культуры самостоятельной работы личности). Детерминированные и унифицированные педагогические условия повышения качества формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования определяются в учете возрастосообразности, научносообразности, учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в системе непрерывного образования и прочих составных современного научно-педагогического поиска и научного знания в педагогике. Доказана состоятельность детерминированной модели теоретизации и формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования. Определены особенности и перспективы измерения качества теоретизации формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):20-31
pages 20-31 views

Обучение грамматике английского языка на лингвокогнитивной основе

Мотов С.В.

Аннотация

Особенности современного образовательного процесса диктуют новые требования к методам и подходам, используемым в обучении языкам. Одним из перспективных путей оптимизации уроков по иностранному языку является интеграция достижений когнитивной лингвистики в структуру таких занятий. Лингвокогнитивный базис здесь не только сочетается с коммуникативно-ориентированным обучением, но и позволяет повысить эффективность образовательного процесса за счет привлечения принципов и методов когнитивной науки, позволяющей объяснить целый ряд языковых феноменов, в частности грамматических, экспликация которых в рамках традиционного подхода к обучению затруднена. Рассмотрены некоторые аспекты грамматики английского языка, трудности в преподавании которых с успехом преодолены благодаря использованию методического аппарата когнитивной лингвистики. Продемонстрирована важность учета когнитивного механизма концептуальной метафоры при обучении английским предлогам и модальным глаголам. Приведен ряд практических исследований, доказавших высокий потенциал занятий, построенных на лингвокогнитивной основе. Доказана возможность интеграции лингвокогнитивного базиса и методик, разработанных в рамках традиционного подхода к обучению иностранным языкам. Обоснована возможность обучения английской грамматике на лингвокогнитивной основе и приведены доводы в пользу эффективности такого подхода к образовательному процессу.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):32-39
pages 32-39 views

Особенности художественного текста как средства формирования нравственных качеств личности на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе

Мамлеева А.Ф.

Аннотация

Предпринята попытка анализа основных особенностей художественного текста как средства формирования нравственных качеств студента на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе. Современные выпускники должны обладать рядом личностных качеств, к которым относятся способность работать в команде, гибкость, честность, человеколюбие, добросовестность, мужество и терпимость, чувство справедливости, стремление к знаниям и др. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» содержит уникальное сочетание идей духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания молодого поколения, посредством которых происходит приобщение учащихся к идеалам нравственности и образцам культуры. Исследование нацелено на выявление сущности понятия интерпретация текста , включающего в себя рефлексивную составляющую, важную для развития личностных качеств студента. Показано, что художественные тексты, используемые на занятиях по иностранному языку, содержат информацию философского плана, примеры проблемных жизненных ситуаций, в которых демонстрируется необходимость развития определенных социальных навыков, нравственных качеств, решений и поступков. Студенты учатся мыслить аналитически, чтобы правильно интерпретировать дискуссионные ситуации. Сделаны выводы о том, каким образом художественный текст может рассматриваться в качестве средства воспитания необходимых личностных качеств студента, а также приведен пример комплекса упражнений на анализ художественного текста.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):40-50
pages 40-50 views

Принципы контроля и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции

Андрух А.О.

Аннотация

Выявлены и охарактеризованы принципы оценивания иноязычной коммуникативной компетенции на примере студентов неязыкового вуза экономических направлений подготовки. Рассмотрены традиционные определения контроля и оценки учебных результатов. Проанализированы функции контроля, выявлена роль процедуры оценивания и контроля в методике обучения иностранным языкам в рамках новой педагогической парадигмы - компетентностного подхода. Предложены положения, уточняющие определение контроля учебных результатов при внедрении компетентностного похода. Проанализирован взгляд отечественных методистов на систему принципов обучения, отмечена открытость и постоянное переосмысление данной системы отечественными учеными. Обоснована роль принципов контроля в рамках процедуры оценивания. Обоснована необходимость совместного применения принципов обучения и контроля при проведении контрольно-оценочной деятельности. Представлена современная классификация и иерархия принципов обучения, обоснованы три уровня принципов контроля и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции: общедидактические, общеметодические и частнометодические (специальные) принципы. Предложен к использованию и обоснован общедидактический принцип воспроизводимости оценивания, а также предлагаются к использованию такие общеметодические принципы оценивания иноязычной коммуникативной компетенции, как критериальность и вариативность.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):51-57
pages 51-57 views

Проектирование предметного содержания учебных программ по иностранному языку для студентов вузов музыкального профиля

Максаев А.А.

Аннотация

Обучение иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки, включая вузы музыкального профиля, направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции в социально-бытовой и социокультурной сферах общения, а также на внутрипрофильную специализацию. Предметное содержание дисциплины «Иностранный язык для профессионального общения» должно отражать специфику будущей профессиональной деятельности выпускников конкретного направления подготовки и конкретного профиля обучения и, как результат, направлено на формирование ряда общекультурных профессиональный и профессиональных компетенций. Анализ учебных программ по иностранному языку вузов музыкального профиля свидетельствует о том, что на практике используется одна единая программа по иностранному языку для студентов независимо от направления подготовки. Этим на практике игнорируется внутрипрофильная специализация дисциплины «Иностранный язык для профессионального общения». Проводены и разработаны: а) анализ методических подходов к обучению иностранному языку для профессионального общения в вузе («Иностранный язык для специальных целей», «Предметно-языковое интегрированное обучение» и «Преподавание профильных дисциплин на иностранном языке»); б) анализ исследований, посвященных отбору предметного содержания учебных программ по иностранному языку для профессионального общения; в) авторское предметное содержание дисциплины «Иностранный язык для профессионального общения» для студентов трех направлений подготовки музыкального вуза: 53.03.02 - «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.03 - «Вокальное искусство» и 53.03.04 - «Искусство народного пения».
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):58-68
pages 58-68 views

Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса

Клочихин В.В.

Аннотация

Рассмотрен вопрос использования лингвистического корпуса в качестве средства для формирования коллокационной компетенции обучающихся. Раскрыто содержание понятий «лексика» и «лексический навык». Лексические навыки делятся на рецептивные (восприятие слова) и продуктивные (употребление слова). Выделены операции, которые лежат в основе лексического навыка, и этапы его формирования. В соответствии с программой основного общего образования по профилю «Английский язык» определены навыки для достижения овладения языковой компетенцией у учеников старшей школы. В соответствии с современными тенденциями информатизации образования отмечается навык работы с корпусной технологией. В связи с быстрым развитием иностранного языка возникают сомнения в актуальности лексических данных учебной литературы, поскольку на ее создание уходит не один год. Поэтому электронный лингвистический корпус видится как наиболее эффективное средство решения задач обучения иноязычной лексике. Рассмотрены и проанализированы определения лингвистического корпуса и конкорданса, данные предыдущими исследователями. На основе анализа выделены и описаны следующие дидактические свойства электронного лингвистического корпуса: а) многоязычие; б) возможность поиска конкретной информации; в) контекстность результатов поиска; г) разнообразность функциональных типов текста; д) сортировка результатов поиска; е) актуальность текстовых данных; ж) общедоступность в сети Интернет. В дополнение к вышеперечисленным дидактическим свойствам добавлено свойство многоуровневости. Выявлены методические функции лингвистического корпуса, обусловливающие его применение в обучении иноязычной лексике. Коллокация выделена как лексическая единица, которая играет наиболее значительную роль в построении речи говорящего. Раскрыто значение термина «коллокация» и «коллокационная компетенция». После проведенного анализа научной литературы обоснована идея о том, что знание коллокаций повышает беглость и вариативность речи, которые являются необходимыми требованиями в современном коммуникативном подходе изучения иностранного языка. Необходимость изучения коллокаций обусловливает формирование коллокационной компетенции.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):69-80
pages 69-80 views

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективному правовому просвещению подростка в образовательной организации

Харников М.В.

Аннотация

Актуализирована проблема правового просвещения подростка. Представлены и проанализированы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному правовому просвещению подростка в образовательной организации, а именно: создание партнерской среды, интегрирующей усилия всех субъектов правового просвещения; поддержка повышения компетентности педагогов и родителей по проблемам правового просвещения; обеспечение включенности подростка в комплексную программу по формированию правовой культуры личности; реализация современных социально-воспитательных методов с учетом индивидуальных особенностей подростков и ресурсов образовательной организации, способствующих повышению правовой культуры. Установлено, что основными субъектами правового просвещения подростков являются: Уполномоченные по правам ребенка; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы Министерства внутренних дел Российской Федерации; органы Министерства юстиции Российской Федерации; органы Министерства здравоохранения; университеты, занимающиеся подготовкой будущих юристов; социально ориентированные некоммерческие организации, общественные организации, фонды, образовательные и научные учреждения; интернет-порталы, направленные на правовое просвещение, поддержку подростков и их родителей. Рассмотрены современные социально-воспитательные методы, способствующие повышению правовой культуры: активные учебные лекции; проблемные лекции; дискуссионные группы; ролевые игры; имитационные игры; деловые игры; разбор кейс-ситуаций; разработка и реализация социальных проектов; наставничество, тьюторское сопровождение; метод событийного туризма; школьные службы примирения; волонтерский клуб, направленный на правовое просвещение подростков.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):81-89
pages 81-89 views

Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект)

Собянин Ф.И., Никифоров Ю.Б., Михель С.В.

Аннотация

Рассмотрены некоторые аспекты переживания времени в спортивной деятельности. Актуальность данного исследования определяется увеличением уровня переживания времени среди всего населения, что в совокупности с переживаниями времени, которое происходит в спорте, представляет собой проблему для подготовки спортсменов с психолого-педагогической точки зрения. Описанные в работе данные получены в результате анализа и обобщения специальной литературы, педагогического наблюдения за спортсменами, анализа телетрансляций соревнований по разным видам спорта. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета, Армавирского государственного педагогического университета. Установлено, что проблема переживания времени в спорте фактически еще малоизучена и главным образом касается вопросов психологической подготовки спортсменов к ответственным спортивным соревнованиям. Проведенное исследование позволило выявить типы переживания спортивного времени в зависимости от направленности на объект и причины переживания, уровни напряженности переживания времени в спортивной деятельности, а также некоторые факторы, которые определяют особенности переживания времени спортсменами на тренировках и во время спортивных соревнований. При рассмотрении указанных вопросов учитывалось, что переживание времени имеет общежизненные особенности, которые могут становиться фоном для специфических переживаний времени, возникающих в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Данные исследования развивают представления о переживании времени в спорте, что имеет как теоретическое, так и практическое применение. Перспективы исследования в данном направлении обширные, они могут пересекаться с проблемами социологии, педагогики, психологии, философии спорта и некоторых других областей знания. В частности, определенный интерес представляют, например, изучение гендерных особенностей переживания времени в спорте, изменения возрастной динамики переживания времени спортсменами, типологические характеристики при переживании времени в спорте.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):90-97
pages 90-97 views

Компенсаторно-адаптивный механизм кардиореспираторной системы у спортсменов в состоянии утомления

Савельев А.В.

Аннотация

При современном уровне развития спорта поиск возможностей повышения работоспособности и выносливости спортсменов - одно их важнейших условий достижения высоких спортивных результатов. Выполнение физических нагрузок на предельном уровне предъявляет повышенные запросы к деятельности организма, требует более значительных адаптационных перестроек в функционировании всех органов и систем, но при этом позволяет поднять общий уровень работоспособности. Факторами, определяющими эффективность сочетаний тренировочных нагрузок, являются объем нагрузок, их направленность и последовательность выполнения. Учет этих факторов должен найти отражение в организации тренировочного процесса. Сочетание тренировочных нагрузок, направленных на воспитание общей, специальной и силовой выносливости, должно наиболее часто применяться в общеподготовительном этапе подготовительного периода, а сочетание нагрузок, направленных на воспитание специальной, скоростной и силовой выносливости, - в специально-подготовительном этапе подготовительного периода и соревновательном периоде. Планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки и ее выполнение должны соответствовать функциональным возможностям организма спортсмена. Чтобы предотвратить вероятность проявления каких-либо отклонений от нормального функционирования энергообеспечивающих систем организма, необходимо скорейшее и эффективное восстановление этих систем. Только в этом случае тренировочный процесс может протекать достаточно планомерно, а результаты тренирующегося станут стабильнее на всех этапах соревновательного периода. Все это делает актуальным изучение процессов рационального взаимодействия кардиореспираторной и двигательной систем организма в период тренировок и соревнований. Эти знания позволяют с достаточной степенью точности определять развитие результативности спортсменов, оптимизировать тренировочный процесс, повышать его качество и эффективность, сохранять работоспособность на высоком уровне в течение длительного времени.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):98-104
pages 98-104 views

Формирование навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза

Бортникова Т.Г., Долженкова М.И.

Аннотация

Проанализирована проблема формирования навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза. Подчеркнуто, что развитие формирования этих навыков может быть оптимизировано благодаря использованию метода игрового моделирования ситуаций общения с учетом межкультурных различий участников диалога. Проведен анализ отражения культурных аспектов поведения на примере отношения ко времени представителей разных культур, использующих как разные, так и общий язык. Сделан акцент на том, что члены разных лингвокультурных сообществ по-разному реагируют на одни и те же ситуации в зависимости от своей культурной принадлежности. Степень успешности формирования навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации во многом зависит от грамотно построенной системы ролевых игр в учебном процессе. Сделан вывод о необходимости создания условий, при которых процесс формирования навыков эффективной межкультурной коммуникации может быть сформирован путем решения задач по расширению фоновых культурологических знаний, обучению навыкам общения, изучению социально-психологических эталонов разных культур и знакомства с этнокультурными традициями и обычаями носителей изучаемого языка. Также обозначена сфера досуговой деятельности для формирования исследуемых навыков как перспективная.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):105-112
pages 105-112 views

Корпоративное волонтерство как перспективное направление социально-культурного партнерства: особенности, преимущества и перспективы развития

Гладких В.В., Грибкова Г.И., Ульянова Е.В.

Аннотация

Проанализированы особенности развития корпоративного волонтерства в России в аспекте рассмотрения таких форм, как социально-культурное партнерство, межсекторное взаимодействие. Корпоративное волонтерство определяется как поддержка и поощрение работодателем сотрудников, занимающихся общественной работой в местных сообществах на безвозмездной основе. Охарактеризована система поощрения сотрудников (оплачиваемый отпуск, оформление творческих командировок, использование количества рабочих часов в соответствии с утвержденным регламентом для участия в социально значимых мероприятиях, грантовая поддержка). Выделены и проанализированы основные подходы к развитию корпоративного волонтерства (интеграционный, инновационный). Выявлены основные направления развития корпоративного волонтерства, в которых особая роль отводится системе взаимодействия государственных структур и гражданского общества (профессиональное волонтерство, микроволонтерство, программы социальной поддержки, участие в разработке проектов для некоммерческих организаций). Представлен обзор экспертных рекомендаций для компаний по разработке и внедрению программ корпоративного волонтерства. Описаны основные этапы разработки корпоративных волонтерских программ (подготовительный, промоушен pro bono, развитие социальных инициатив, создание банка корпоративных проектов). Проанализированы программы корпоративного волонтерства крупнейших компаний, которые активно развивают это направление на территории Российской Федерации и преследует цели популяризации общественно значимой волонтерской деятельности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):113-120
pages 113-120 views

Финансово-экономическая и хозяйственная деятельность православных мужских монастырей Тамбовской епархии в XVIII-XIX веках

Волков М.С.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена наметившимися в последнее время тенденциями всестороннего рассмотрения вопросов, связанных с финансово-экономической и хозяйственной деятельностью православных монастырей. В условиях возрождения монашеской жизни в современной России данные аспекты монастырского делания представляют для исследователей особый интерес и позволяют провести некоторые исторические параллели, а также осмыслить многие смежные вопросы в данном направлении. Поставлена задача представить обобщенный сводный анализ хозяйственного состояния православных мужских монастырей епархии в синодальный период, а также рассмотреть основные статьи прихода и расхода денежных сумм. Факты, собранные и систематизированные в данном исследовании, призваны раскрыть специфику и особенности владения мужскими обителями своими угодьями. Землевладение и различные хозяйственные объекты являлись мощным экономическим подспорьем в условиях сложившегося разделения монастырей на штатные и заштатные типы после реформы 1764 г. В результате со второй половины XVIII столетия большинство обителей вынуждены были искать новые негосударственные источники доходов. В процессе постепенного накопления земельного фонда в течение последующего столетия все больше усиливалась роль хозяйственных владений, которые, как правило, сдавались в аренду и обеспечивали прочный и стабильный внебюджетный доход как в штатных, так и в заштатных монастырях.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):121-130
pages 121-130 views

Солдатские дети в законодательстве и правоприменительной практике в Российской империи XVIII-XIX веков

Невзоров Е.Ю., Щербинина Ю.В.

Аннотация

Рассмотрены историко-правовые аспекты социально-сословного статуса несовершеннолетних представителей «военного сословия»: солдатских детей, детей рекрут, солдатских девок. Рожденные в семьях рекрут и нижних чинов в период службы в российской армии, либо у отставных, бессрочно-отпускных солдат и военных инвалидов, дети имели особое положение в законодательстве и правоприменительной практике в Российской империи в XVIII-XIX веках. На основе привлечения широкого круга архивных и опубликованных источников, материалов удалось реконструировать правовую регламентацию и социальные параметры «военного потомства» как в вооруженных силах, так и в гражданском сообществе. Выявлены отраженные в первичных архивных документах и законодательных актах социально-правовые, сословно-бытовые коллизии и тенденции, которые определяли жизнь и судьбу «военных детей». Были уточнены статистические погрешности при подсчете представителей военного сословия - солдатских детей - в российской провинции. Дана подробная историографическая оценка изучения правового положения кантонистов и солдатских девок. Сделаны выводы о перспективности изучения данной научной проблемы отечественными историками, а также наличии первичных архивных документов, которые ждут введения в научный оборот. Доказано, что категория «солдатские дети» являлась не только субъектом, но была нередко и объектом российского законодательства, давала возможность довольно успешно отстаивать свои права. Выявлены особенности трансформации бывших кантонистов в профессиональных солдат, а также их роли в военной и социальной истории Российской империи рассматриваемого хронологического периода.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):131-142
pages 131-142 views

Преобразования духовных учебных заведений: Тамбовская духовная семинария (XIX век)

Феодосий (Васнев) .

Аннотация

Особенностью становления и продвижения образования в России является то, что его зарождение и дальнейшее преобразование проходило в духовных учебных заведениях. На примере Тамбовской духовной семинарии отображены преобразования в образовательном процессе XIX века. Большое значение предавалось такому документу, как устав. Во второй половине XIX века началась подготовка к преобразованию духовных семинарий в России. «Проект устава 1862 года» получил широкое обсуждение. В Тамбовской духовной семинарии обсуждение данного проекта проходило в 1863 г. и заняло особую страницу в летописи семинарии. Новый устав признавал малоуспешным прежний опыт изучения в духовных семинариях медицины и сельского хозяйства. Устав определял усовершенствование в области богословия. Нововведением явились и создание общежития для своекоштных воспитанников, введение должности семинарского духовника, регулярных гимнастических упражнений и прогулок на свежем воздухе. Были разрешены литературные собрания под руководством наставника. Учебная часть также претерпевала изменения. Было определено, что подготовка общего образования составляла 8 лет и на ее основе еще 4 года обучались богословским наукам. Такая образовательная система исключала повтор в изучении одних и тех же предметов. Все эти вопросы были предметом открытого обсуждения в Тамбовской духовной семинарии.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):143-150
pages 143-150 views

Этапы развития системы государственного управления деятельностью морских портов на Дальнем Востоке

Курбенков В.А.

Аннотация

В качестве материалов для исследования использованы не только архивные сборники (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока), но и работы авторов, в которых исторически последовательно прослеживается развитие отечественного мореплавания, а также рассматриваются вопросы государственного управления морскими портами Дальнего Востока. Основная цель данной работы заключается в попытке сформировать этапы системы государственного управления деятельностью морских портов на Дальнем Востоке в период с 1862 по 1923 г. Для достижения поставленной цели проведен ретроспективный анализ этапов развития системы государственного управления работой морских портов для принятия аргументированных административных решений и объяснения перспективных направлений государственного управления портами Дальневосточного региона. В результате проведенного исследования сформированы следующие этапы: первый - период становления и развития морского судоходства и формирование системы государственного управления деятельностью морских портов; второй - период укрепления роли государства в регулировании торгового мореплавания; третий - период поиска сбалансированной модели управления морскими портами. Это позволило нам сделать вывод о том, что морские порты в любых условиях должны оставаться объектами, в управлении которых ведущая роль принадлежит государству, и эта роль должна сохраняться и постоянно совершенствоваться. Однако необходимо подчеркнуть, что характерной чертой развития порта на Дальнем Востоке стало сочетание казенной инициативы с частнопредпринимательской, показывая динамичность этого взаимодействия в течение всего изученного исторического периода. Здесь уместно процитировать К.П. Победоносцева, который указывал, что «всякое большое дело начинается с малого, и из малого зерна, когда оно падает на добрую почву, может вырасти дерево. Государственная власть за многое не может взяться сразу своими средствами, поскольку усилия частных лиц, направляемые верою, знанием и опытом, не наметят пути и не проложат дороги для государства». Рассмотренные изменения в государственном управлении морскими портами Дальнего Востока и распространение на них общепринятого порядка управления морскими портами империи, на наш взгляд, отвечало требованиям того времени и было одним из основных факторов, оказавшим значительное воздействие на развитие всего Дальневосточного региона.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):151-158
pages 151-158 views

Архивная опись дел Курского жандармского полицейского отделения как источник изучения деятельности железнодорожной полиции (1869-1916 гг.)

Петрыкин Н.Н.

Аннотация

Актуализирована необходимость изучения деятельности жандармских полицейских подразделений железных дорог на основе достоверных источников и разносторонних подходов. Предпринят структурный анализ архивной описи дел Курского жандармского полицейского отделения Московского жандармского полицейского управления железных дорог за период 1869-1916 гг. Раскрыты основные направления и некоторые особенности организации службы жандармской железнодорожной полиции. Лонгитюдное исследование делопроизводства позволило увидеть в динамике содержательную практику, определить субъектов системы взаимоотношений железнодорожных жандармов, их роль и место в правоохранительной системе Российской империи. При классификации дел Курского жандармского полицейского отделения по институциональному критерию дана ретроспективная оценка деятельности железнодорожных жандармов. На основе полученных статистических данных сформулированы критические выводы о социальных процессах, происходивших в российском обществе в пореформенный период. Изучение дел типового отделения одного из жандармских полицейских управлений железных дорог позволило сформулировать выводы о роли железнодорожных жандармских полицейских подразделений низшего звена в реализации общеполицейских и специальных функций, в том числе в решении административных вопросов, взаимодействии с различными должностными лицами, служащими железных дорог, гражданами.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):159-165
pages 159-165 views

Делопроизводство вотчинных контор помещичьих хозяйств России второй половины ХIХ - начала ХХ века: состав документации

Житин Р.М., Топильский А.Г.

Аннотация

Актуальность исследования заключается как в недостаточной разработке в отечественной историографии проблемы делопроизводства в помещичьих хозяйствах, так и в необходимости рассмотрения особенностей крупного рыночного хозяйства с возможностью обращения к опыту прошлого. Проанализирован состав вотчинной документации помещичьих имений второй половины ХIХ - начала ХХ века. Дана характеристика мнений ряда исследователей данной проблемы. Разработаны законодательные аспекты Российской империи, регулировавшие делопроизводство в помещичьих хозяйствах. Выявлены особенности итальянской формы двойной бухгалтерии, особенности документирования информации промышленными объединениями помещиков. Установлено, что все (без исключения) записи в документах шли на основании положений, указов о приходе и расходе денежных средств, объявлений, доверенностей, деклараций, записок, прошений, уведомлений и т. п. Приведен порядок трудоустройства (со стороны нанимаемых) и привлечения работников на производство (со стороны нанимателей) во владельческие хозяйства, охарактеризованы процессы, влиявшие на их экономическое развитие. На основании отложившихся материалов появляется возможность комплексного анализа торговых и компаративных связей помещиков, изучения основных этапов и результатов модернизации комплексов, выявления сроков амортизации затрат предпринимателя.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):166-172
pages 166-172 views

Семьи высших слоев г. Тамбова в конце XIX - начале XX века: социально-демографический аспект

Зайцева О.М., Стрекалова Н.В.

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена решающей ролью семьи в формировании личности, воспроизводстве и развитии новых поколений, передаче им культурного и материального наследия. На основе разноплановых персонифицированных источников был проведен сравнительный анализ основных социально-демографических параметров семей высших слоев Тамбова в конце XIX - начале XX века. В соответствии с классификацией П. Ласлетта были выявлены и изучены типы семейной организации элиты Тамбова. Исследован поколенный состав, размер и число детей в семьях представителей данной социальной группы провинциального губернского центра. Рассмотрены проблемы соотношения мужчин и женщин - глав семей, проанализированы их возрастные характеристики. Изучены особенности семейной структуры и брачно-семейных отношений отдельных сословно-социаль-ных групп, входивших в высшие слои Тамбова. Сделан вывод о том, что в 1890-1910-е гг. доминирующим типом семейной организации элиты Тамбова стала малая двухпоколенная семья. Шло постепенное сокращение средней людности семей высших слоев Тамбова и числа детей, проживавших в них. Однако в семьях провинциальной городской элиты по-прежнему сохранялись патриархальные внутрисемейные отношения, основанные на главенстве женатых мужчин.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):173-185
pages 173-185 views

Охрана материнства и младенчества в первое десятилетие советской власти на Тамбовщине (1918-1928 гг.)

Щербинин П.П.

Аннотация

Специально и комплексно изучена социальная политика в отношении материнства и младенчества, в том числе система социальной защиты детей-сирот в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти (1918-1928 гг.) сквозь призму государственной, общественной и частной поддержки аграрного социума. В центре внимания была реконструкция соответствия провозглашенной советским правительством программы защиты материнства и детства реалиям на региональном уровне. На основе широкого комплекса первичных материалов (архивных источников, периодической печати, опубликованных материалов) репрезентативно исследованы различные малоизвестные аспекты заявленной научной проблемы. Обобщен успешный и неудачный опыт формирования системы социального государства и общественных инициатив медицинского сообщества и женотделов в провинциальной России, который нередко имел существенные отличия от столичных событий и управленческих решений. Выявлена этапная организация создания подотделов материнства и младенчества, фактического призрения детей-сирот на региональном и уездном уровнях, что позволяет оценить возможности и потребности социальной защиты и призрения детей в городском и сельском социуме рассматриваемого хронологического периода. Уточнены трансформации социальных учреждений в отношении материнства и детства как на уровне губернии, так и на уездном уровне. Специально рассмотрено положение детей-подкидышей и социальная политика по передаче этих подкинутых детей в частные руки на воспитание, оценены финансовые проблемы, связанные с передачей детей-сирот в бездетные крестьянские семьи. Выявлены основные тенденции социальной заботы о «детях беды», мотивы оказания им помощи и поддержки местным сообществом, коллективами предприятий и государственных учреждений рассматриваемого периода. Сделаны выводы и заключения о результатах и историческом региональном опыте и традициях, особенностях поддержки материнства и детства на уровне губернии и уездов, что позволило успешно реконструировать данную систему социальной защиты новой Советской России. Обращено внимание на важность учета региональной специфики и конкретно-исторических проявлений социального государства в эпоху социальных катаклизмов (революции, Гражданской войны, «антоновщины», нэпа), а также оценки общественно-политических, социокультурных тенденций в условиях советской власти.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):186-197
pages 186-197 views

Соперничество США и Франции на оружейном рынке в арабских странах Ближнего Востока в 1970-е гг

Лакстыгал И.М.

Аннотация

Посвящено американо-французскому взаимодействию на оружейных рынках арабских стран Ближнего Востока в период с арабо-израильской войны Судного дня 1973 г. по Кэмп-Дэвидские соглашения между Египтом и Израилем (1978 г.) и начало Ирано-иракской войны (1980 г.). Актуальность работы заключается в том, что данный регион со времени роста цен на нефть, с конца 1960-х гг. по настоящее время, остается ключевым местом конкуренции крупнейших военно-промышленных комплексов западных стран, к которым относятся в первую очередь американский и французский. Именно в это время закладываются основы их конкуренции. Цель исследования - выяснить, в какой степени активность Парижа, который, будучи союзником Вашингтона по НАТО, открыто сотрудничал в поставках систем вооружений с советскими партнерами в регионе, была вольно или невольно подчинена действиям или сигналам из США. Сделан вывод, что отсутствие острой конкуренции, а также противодействие тесному сотрудничеству Франции с Ливией, Ираком и Египтом, где французам удалось занять прочные позиции по сравнению с американцами, объясняются тем, что Вашингтон руками Парижа старался оторвать потребителей советского военно-промышленного комплекса от СССР или хотя бы ослабить их зависимость от Москвы в закупках вооружений.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):198-204
pages 198-204 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».