Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрен вопрос использования лингвистического корпуса в качестве средства для формирования коллокационной компетенции обучающихся. Раскрыто содержание понятий «лексика» и «лексический навык». Лексические навыки делятся на рецептивные (восприятие слова) и продуктивные (употребление слова). Выделены операции, которые лежат в основе лексического навыка, и этапы его формирования. В соответствии с программой основного общего образования по профилю «Английский язык» определены навыки для достижения овладения языковой компетенцией у учеников старшей школы. В соответствии с современными тенденциями информатизации образования отмечается навык работы с корпусной технологией. В связи с быстрым развитием иностранного языка возникают сомнения в актуальности лексических данных учебной литературы, поскольку на ее создание уходит не один год. Поэтому электронный лингвистический корпус видится как наиболее эффективное средство решения задач обучения иноязычной лексике. Рассмотрены и проанализированы определения лингвистического корпуса и конкорданса, данные предыдущими исследователями. На основе анализа выделены и описаны следующие дидактические свойства электронного лингвистического корпуса: а) многоязычие; б) возможность поиска конкретной информации; в) контекстность результатов поиска; г) разнообразность функциональных типов текста; д) сортировка результатов поиска; е) актуальность текстовых данных; ж) общедоступность в сети Интернет. В дополнение к вышеперечисленным дидактическим свойствам добавлено свойство многоуровневости. Выявлены методические функции лингвистического корпуса, обусловливающие его применение в обучении иноязычной лексике. Коллокация выделена как лексическая единица, которая играет наиболее значительную роль в построении речи говорящего. Раскрыто значение термина «коллокация» и «коллокационная компетенция». После проведенного анализа научной литературы обоснована идея о том, что знание коллокаций повышает беглость и вариативность речи, которые являются необходимыми требованиями в современном коммуникативном подходе изучения иностранного языка. Необходимость изучения коллокаций обусловливает формирование коллокационной компетенции.

Об авторах

В. В. Клочихин

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: cta124@yandex.ru

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
  2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1168 c.
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 144 с.
  5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
  6. Пассов Е.И. Основы коммуникативного метода обучения иноязычному общению. М., 1989. 276 с.
  7. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  8. McEnery T., Xiao R. What Corpora Can Offer in Language Teaching and Learning. London; New York: Routledge, 2010. 380 p.
  9. O'Keeffe A., McCarthy M.J., Carter R.A. From Corpus to Classroom: Language Use and Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 315 p.
  10. Чернякова Т.А. Методика формирования лексических навыков студентов на основе лингвистического корпуса (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
  11. Дерябина И.В. Методика обучения учащихся управлению английских глаголов на основе британского национального корпуса (профильный уровень): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
  12. Рязанова Е.А. Методика формирования грамматических навыков речи студентов на основе лингвистического корпуса (английский язык, языковой вуз): дис.. канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
  13. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 99-111.
  14. Sinclair J. Corpus, Concordance, Collocation. Oxford: Oxford University Press, 1991. 200 p.
  15. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникативные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133.
  16. Кокорева А.А. Методика обучения студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов (английский язык, направление подготовки «Экономика»): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
  17. McCarthy M., O'Dell F. English Collocations in Use. Intermediate. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 192 p.
  18. Palmer H.E. Second Interim Report on English Collocations. Tokyo, 1933. 188 p.
  19. Firth J. Papers in Linguistics. Oxford: Oxford University Press, 1957. 233 p.
  20. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. 571 с.
  21. Lackman K. Teaching Collocations: Activities for Vocabulary Building. Toronto: Ken Lackman & Associates Educational Consultants, 2011.
  22. Hill J. Collocational competence. english teaching professional // Southwest Journal of Linguistics. 1999. Vol. 11. P. 3-6.
  23. Lindquist H. Corpus Linguistics and the Description of English. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. 240 p.
  24. Partington A. Patterns and Meaning: Using Corpora for English Language Research. Amsterdam: John Benjamin Publishing Company, 1996.
  25. Heikkila T. The Significance of the Inclusion of Sociopragmatic and Collocational Competence in Immersion Education Programmes. Helsinki, 2005.
  26. Алексеева Л.Б. Коллокационная компетенция в письменной научной речи как составляющая цели обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2010. № 3. С. 1396.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».