Формирование навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализирована проблема формирования навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза. Подчеркнуто, что развитие формирования этих навыков может быть оптимизировано благодаря использованию метода игрового моделирования ситуаций общения с учетом межкультурных различий участников диалога. Проведен анализ отражения культурных аспектов поведения на примере отношения ко времени представителей разных культур, использующих как разные, так и общий язык. Сделан акцент на том, что члены разных лингвокультурных сообществ по-разному реагируют на одни и те же ситуации в зависимости от своей культурной принадлежности. Степень успешности формирования навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации во многом зависит от грамотно построенной системы ролевых игр в учебном процессе. Сделан вывод о необходимости создания условий, при которых процесс формирования навыков эффективной межкультурной коммуникации может быть сформирован путем решения задач по расширению фоновых культурологических знаний, обучению навыкам общения, изучению социально-психологических эталонов разных культур и знакомства с этнокультурными традициями и обычаями носителей изучаемого языка. Также обозначена сфера досуговой деятельности для формирования исследуемых навыков как перспективная.

Об авторах

Т. Г. Бортникова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: tatyana_bort@mail.ru

М. И. Долженкова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: dolgenkovam@mail.ru

Список литературы

  1. Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. М.: Междунар. отношения, 1980. 318 с.
  2. Касьянова К. Еще раз к вопросу о Магомете и горе // Знание - сила. 1992. № 1. С. 15-33.
  3. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208 с.
  4. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprach-betrachtung. Halle, 1989. S. 279-282.
  5. Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур. М.: Р. Валент, 2005. 192 с.
  6. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж: ВГУ, 2004. 424 с.
  7. Бортникова Т.Г., Апанасюк Л.А. Социально-культурные условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов. Тамбов: Грамота, 2008. 132 с.
  8. Стрельцов Ю.А. Межличностное взаимодействие как социокультурный феномен // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации. Тамбов, 2001. С. 132-139.
  9. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: КноРус, 2014. 254 с.
  10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».