Teaching the grammatical side of foreign language speech to future social workers based on mental cards

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Importance. The methodological potential of mental cards for interconnected teaching of a foreign language and the specialty of future social workers is considered. This technology, used as part of integrated subject-language teaching of the French language and specialty, helps students visualize and control the material being studied, providing the opportunity to see several ideas in a small space. The theoretical description of mental maps is analyzed, their importance for teaching the grammatical side of foreign language speech and its activation in classes in a non-linguistic university is substantiated.Materials and Methods. During the study the theoretical analysis of scientific and methodological literature and advanced methodological experience were used; experiential learning; observation; survey; descriptions; elements of quantitative calculations.Results and Discussion. To create educational mental cards, the following components are proposed: the main idea or purpose of studying the material, secondary (and subsequent) ideas, connections between components, illustrative material, color stimulus, and others corresponding to the topic of the course. An algorithm for working with mental cards has been defined, which includes four main stages, each of which may contain additional stages: informational (organization of work with the topic being studied), technological (working with elements of a mental card, their comprehension, discussion and memorization), procedural (correction of the mental card), final (discussion on authentic text fragments containing studied grammatical structures and their discussion). The following oral and written professional tasks were identified: sketch, testing, abstract, discussion. The feasibility of using mental cards in teaching grammar is confirmed in the experiment conducted by the authors; statistical calculations and questioning of students have proven the effectiveness of the proposed technology.Conclusion. The effectiveness of using mental cards in the learning process is predetermined by their properties, including clarity (you can view the vocabulary being studied and note shortcomings), attractiveness (aesthetic appearance), timeliness (see what information is missing), possibility of revision (allows you to remember and assimilate the material, identify the causes of possible difficulties). This technology demonstrates a wide range of possible methods for the development of linguistic thinking, both in the field of analyzing vocabulary and grammar in the specialty being studied, and in using it for any stage of work at a non-linguistic university. The effectiveness of using mental cards for the formation of the grammatical side of foreign language speech in situations of professional communication, as well as for increasing motivation for learning a foreign language in the field of professional communication, is noted.

About the authors

I. E. Bryxina

Derzhavin Tambov State University

Email: bryxina68@mail.ru

References

  1. North B., Piccardo E. Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. 278 p.
  2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 113 с.
  3. Бортникова Е.В. Интеллектуальная карта как универсальный инструмент обучения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 35-38. https://elibrary.ru/tgihnv
  4. Метелькова Л.А., Шестакова К.В. Технология формирования лингвистических и прагматических компетенций обучающихся с использованием ментальных карт на уроках французского языка // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. 16 Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 246-250. https://elibrary.ru/dzlqxv
  5. Казагачев В.Н., Горбань Л.Г., Толочко Я.И. Ментальная карта как средство повышения творческого мышления // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 766-769. https://elibrary.ru/tppnur
  6. Копытко В.Н. Инновационные технологии при обучении иностранному языку в высшей школе на примере ментальных карт // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 7. С. 226-230. https://elib rary.ru/giatrx
  7. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 118-124. https://elibrary.ru/yoatwp
  8. Кузнецова Н.В. Использование ментальных карт в образовательной деятельности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2016. № 15. Ст. 5. https://elibrary.ru/wzwhhb
  9. Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 29-32. https://doi.org/10.26140/KNZ4-2021-1001-0007, https://elibrary.ru/msiiuq
  10. Щипицына Л.Ю. Использование ментальных карт для развития лексического навыка у студентов вуза: параметры создания и критерии оценивания // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 73-80. https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_73, https://elibrary.ru/mkoydo
  11. Брыксина И.Е., Деркач А.К. Использование кейс-метода для развития лексических компетенций студентов медицинских специальностей в курсе «Иностранный (французский язык) в профессиональной сфере» // Язык и культура. 2023. № 62. С. 183-198. https://doi.org/10.17223/19996195/62/10, https://elibrary.ru/bqojqp
  12. Брыксина И.Е., Деркач А.К. Французский язык для социальных работников. М.: Изд-во «Юрайт», 2023. 135 с.
  13. Carlier L. La Carte Mentale Outil Pedagogique // Scribd.com. 2019. Р. 1-17. URL: https://ru.scribd.com/document/253425228/La-Carte-Mentale-Outil-Pedagogique#
  14. Дмитренко Т.А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования. М.: ИНФРА-М, 2022. 164. с.
  15. Брыксина И.Е., Поляков О.Г. Межкультурное обучение на занятиях по французскому языку как второму иностранному после английского // Язык и культура. 2020. № 49. С. 186-198. https://doi.org/10.17223/19996195/49/11, https://elibrary.ru/nwrfrw

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».