Изменения мета представительных навыков стареющего населения: первые эмпирические данные о связи между метаязыковой компетенцией и атрибуцией психических состояний

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Настоящая статья посвящена мета представительным изменениям, происходящим при старении, путем изучения снижения дефиниционной компетентности, способности, до сих пор мало изученной в этот период жизни.

Цель. В статье выдвигается гипотеза о связи между теорией разума (TР) и дефиниционной компетенцией, с точки зрения, которая рассматривает первую как подготовительную и содействующую компетенцию для более сложного лингвистического речепорождения, то есть лексикографического определения. Также исследуется влияние уровней образования на снижение у пожилых людей определяющей компетентности и TР.

Методы. Мы набрали 24 взрослых (возрастная категория 21-55 лет), 25 молодых взрослых (возрастная категория 60-70 лет) и 25 пожилых взрослых (возрастная категория 71-85 лет) и дали им визуальное задание для измерения ТР и Шкалы по определению общей конструктивности и деструктивности для оценки компетентности в определении.

Результаты. Результаты показывают, что компетентность в определении снижается раньше, чем TР, отражая хорошо известный процесс, согласно которому в семантическом знании во время старения таксономические отношения теряются раньше тематических. Наши результаты также показывают, что более высокий уровень образования связан с лучшими показателями в обеих наших ключевых конструкциях и тем, что TР прогнозирует в дефиниционной компетентности в соответствии с нашими ожиданиями.

Вывод. В статье предлагается одно из первых систематических исследований изменений в дефиниционной компетентности на последнем этапе жизни и дается теоретическое представление о взаимосвязи между TР и дефиниционной компетентностью при старении. Полученные данные будут полезными для будущих мероприятий, направленных на улучшение лингвистических и метаязыковых навыков у пожилых людей путем сохранения более высокого уровня осведомленности и принятия децентрализованной перспективы в межличностном общении.

Об авторах

F. Bianco

University of Bergamo

Email: federica.bianco@unibg.it
ORCID iD: 0000-0002-9530-3084

I. Castelli

University of Bergamo

Email: ilaria.castelli@unibg.it
ORCID iD: 0000-0003-0271-9628

C. Belacchi

University of Urbino Carlo Bo

Автор, ответственный за переписку.
Email: carmen.belacchi@uniurb.it
ORCID iD: 0000-0001-5562-8311

Список литературы

  1. Agha, A. (2006). Language and social relations. Cambridge University Press.
  2. Artuso, C., & Belacchi, C. (2021). Semantic memory and reading comprehension: the relationship through adulthood and aging. Aging Clinical and Experimental Research, 33(8), 2261-2271. DOI: https://doi.org/10.1007/s40520-020-01771-1
  3. Artuso, C., Palladino, P., Valentini, P. & Belacchi C. (2022). Definitional skills as a bridge towards school achievement. Sustainability, 14, 286. DOI: https://doi.org/10.3390/su14010286
  4. Astington, J. W., & Baird, J. A. (Eds.). (2005). Why language matters for theory of mind. Oxford University Press.
  5. Astington, J. W., & Jenkins, J. M. (1995). Theory of mind development and social understanding. Cognition and Emotion, 9, 151-165. DOI: https://doi.org/10.1080/02699939508409006
  6. Baldwin D. A. (1993). Infants' ability to consult the speaker for clues to word reference. Journal of Child Language, 20, 395-418. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900008345
  7. Bambini, V., Tonini, E., Ceccato, I., Lecce, S., Marocchini, E., & Cavallini, E. (2020). How to improve social communication in aging: Pragmatic and cognitive interventions. Brain and Language, 211, 104864. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bandl.2020.104864
  8. Baron-Cohen, S., Jolliffe, T., Mortimore, C., & Robertson, M. (1997). Another advanced test of theory of mind: Evidence from very high functioning adults with autism or Asperger syndrome. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 38, 813-822. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1997.tb01599.x
  9. Baron-Cohen, S., O'Riordan, M., Stone, V., Jones, R., & Plaisted, K. (1999). Recognition of faux pas by normally developing children with Asperger syndrome or high-functioning autism. Journal of Autism and Development Disorders, 29, 407-418. https://doi.org/10.1023/a:1023035012436.
  10. Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Hill, J., Raste, Y., & Plumb, I. (2001). The Reading the Mind in the Eyes Test revised version: A study with normal adults, and adults with Asperger syndrome or high-functioning autism. Journal of Child and Psychology Psychiatry, 42, 241-251. DOI: https://doi.org/10.1111/1469-7610.00715
  11. Belacchi C. (2004, September 20-23). Sviluppo della competenza definitoria e teoria della mente [Development of definitional competence and theory of mind]. XVIII Congresso Nazionale di Psicologia AIP, Sezione di Psicologia dello Sviluppo, Sciacca, Italy. http://www.psicologia.unipa.it/sciacca2004.htm.
  12. Belacchi, C. (2019, May 31-June 1). Abilità metarappresentive nell'età adulta e negli anziani: confronto tra teoria della mente e competenza definitoria [Meta-representational skill in adult life and in ageing: comparison between theory of mind and definitional competence]. XII Convegno Nazionale di Psicologia dell'invecchiamento, Chieti, Italy. https://www.sipinvecchiamento.it/Convegni/SIPI_12_ATTI_PESCARA_2019_web.pdf.
  13. Belacchi, C., & Artuso, C. (2018). How taxonomic and thematic associations in semantic memory modulate recall in young through old-old adults. Psychology and Aging, 33, 1060-1069. DOI: https://doi.org/10.1037/pag0000297
  14. Belacchi, C., Artuso, C., & Palladino, P. (2022). Semantic long-term memory and verbal working memory performance: How does their relationship change with age? Cognitive Development, 62, 101185. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101185
  15. Belacchi, C., & Benelli, B. (1999). Lo sviluppo della competenza definitoria in soggetti insufficienti mentali e normodotati [Definitional Competence development in low I.Q and typically developing subjects]. Psicologia Clinica Dello Sviluppo, 3, 385-420. https://doi.org/10.1449/574.
  16. Belacchi C., Benelli, B. (2007), Il significato delle parole. La competenza definitoria nello sviluppo tipico e atipico [The meaning of words. Definitional competence in typical and atypical development]. Il Mulino.
  17. Belacchi, C. & Benelli, B. (2017). A mosaic is not a place where you go to see pictures: On the nature of definitions and the development of definitional skills. Journal of Applied Psycholinguistics, XVII, 71-91. https://www.torrossa.com/en/resources/an/4202276.
  18. Belacchi, C., Benelli, B. (2021). Valutare la competenza definitoria. La Scala Co. De. In ambito clinico e nello sviluppo tipico [Measuring the Definitional Competence. The Co.De Scale in typical and atypical development]. Franco Angeli.
  19. Benelli, B., Belacchi, C., Gini, G., & Lucangeli, D. (2006). ‘To define means to say what you know about things': the development of definitional skills as metalinguistic acquisition. Journal of Child Language, 33, 71-97. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000905007312
  20. Bianco, F., Lombardi, E., Lecce, S., Marchetti, A., Massaro, D., Valle, A., & Castelli, I. (2021). Supporting children's second-order recursive thinking and advanced ToM abilities: A training study. Journal of Cognition and Development, 22(4), 1-24. DOI: https://doi.org/10.1080/15248372.2021.1901712
  21. Bianco, F., Lombardi, E., Massaro, D., Castelli, I., Valle, A., Marchetti, A., & Lecce, S. (2019). Enhancing advanced theory of mind skills in primary school: A training study with 7-to 8-year-olds. Infant and Child Development, 28, e2155, 1-16. DOI: https://doi.org/10.1002/icd.2155
  22. Bosacki, S. L., &Astington, J. W. (1999). Theory of mind in preadolescence: Relations between social understanding and social competence. Social Development, 8, 237-255. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9507.00093
  23. Bowles, R. P., & Salthouse, T. A. (2008). Vocabulary test format and differential relations to age. Psychology and Aging, 23, 366-376. DOI: https://doi.org/10.1037/0882-7974.23.2.366
  24. Burke, D. M., & Shafto, M. A. (2008). Language and aging. In F. I. M. Craik & T. A. Salthouse (Eds.), The Handbook of Aging and Cognition (pp. 373-443). Psychology Press. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-809324-5.01889-7
  25. Cabinio, M., Rossetto, F., Blasi, V., Savazzi, F., Castelli, I., Massaro, D., Valle, A., Nemni, R., Clerici, M., Marchetti, A., & Baglio, F. (2015). Mind-reading ability and structural connectivity changes in aging. Frontiers, 6, 1808. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01808
  26. Castelli, I., Baglio, F., Blasi, V., Alberoni, M., Falini, A., Sempio, O., Nemni, R., & Marchetti, A. (2010). Effects of aging on mindreading ability through the eyes: An fMRI study. Neuropsychologia, 48, 2586-2594. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.05.005
  27. Charlton, R. A., Barrick, T. R., Markus, H. S., & Morris, R. G. (2009). Theory of mind associations with other cognitive functions and brain imaging in normal aging. Psychology and Aging, 24, 338-348. DOI: https://doi.org/10.1037/a0015225
  28. De Rosnay, M., & Hughes, C. (2006). Conversation and theory of mind: Do children talk their way to socio-cognitive understanding? British Journal of Developmental Psychology, 24, 7-37. DOI: https://doi.org/10.1348/026151005X82901
  29. Devine, R. T., & Hughes, C. (2013). Silent films and strange stories: Theory of mind, gender and social experiences in middle childhood. Child Development, 84, 989-1003. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12017
  30. Folstein, M. F., Folstein, S. E., & McHugh, P. R. (1975). Mini-mental state: A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. Journal of Psychiatric Research, 12, 189 -198. DOI: https://doi.org/10.1016/0022-3956(75)90026-6
  31. Gini, G., Benelli, B., & Belacchi, C. (2004). Children's definitional skills and their relations with metalinguistic awareness and school achievement. School Psychology, 2, 239-267.
  32. Gutierrez-Clellen, V. F. & De Curtis, L. (1999). Word definition skills in Spanish-speaking children with language impairment.Communication Disorders Quarterly, 21, 23-31. DOI: https://doi.org/10.1177/152574019902100104
  33. Henry, J. D., Phillips, L. H., Ruffman, T., & Bailey, P. E. (2013). A meta-analytic review of age differences in theory of mind. Psychology and Aging, 28, 826-839. DOI: https://doi.org/10.1037/a0030677
  34. Hughes, C. (2001). Executive dysfunction in autism: Its nature and implications for the everyday problems experienced by individuals with autism. In J. A. Burack, T. Charman, N. Yirmiya & P. R. Zelazo (Eds.), The development of autism: Perspectives from theory and research (pp. 255-275). Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
  35. Hughes, C. (2011). Social understanding and social lives: From toddlerhood through to the transition to school. Psychology Press.
  36. Hughes, C., Cassidy, B. S., Faskowitz, J., Avena-Koenigsberger, A., Sporns, O., & Krendl, A. C. (2019). Age differences in specific neural connections within the default mode network underlie theory of mind. NeuroImage, 191, 269-277. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2019.02.024
  37. Karmiloff-Smith A. (1992), Beyond modularity. A developmental perspective on cognitive development. The MIT Press.
  38. Lecce, S., Bianco, F., Devine, R. T., & Hughes, C. (2017). Relations between theory of mind and executive function in middle childhood: A short-term longitudinal study. Journal of Experimental Child Psychology, 163, 69-86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.06.011
  39. Lecce, S., Bottiroli, S., Bianco, F., Rosi, A., & Cavallini, E. (2015). Training older adults on theory of mind: Transfer on metamemory. Archives of Gerontology and Geriatrics, 60, 217-226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.archger.2014.10.001
  40. Lecce, S., Ceccato, I., Bianco, F., Rosi, A., Bottiroli, S., & Cavallini, E. (2017). Theory of Mind and social relationships in older adults: The role of social motivation. Aging & Mental Health, 21, 253-258. DOI: https://doi.org/10.1080/13607863.2015.1114586
  41. Li, X., Wang, K., Wang, F., Tao, Q., Xie, Y., & Cheng, Q. (2013). Aging of theory of mind: The influence of educational level and cognitive processing. International Journal of Psychology, 48, 715-727. DOI: https://doi.org/10.1080/00207594.2012.673724
  42. Litowitz, B. (1977). Learning to make definitions. Journal of Child Language 4, 289-304. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900001665
  43. MacPherson, S. E., Phillips, L. H., & Della Sala, S. (2002). Age, executive function, and social decision making: A dorsolateral prefrontal theory of cognitive aging. Psychology and Aging, 17, 598-609. DOI: https://doi.org/10.1037/0882-7974.17.4.598
  44. Malle B. F (2002), The relation between language and theory of mind in development and evolution. In T. Givòn & B. F. Malle (Eds.), The evolution of language out of pre-language (p.265-284). Benjamins.
  45. McGhee-Bidlack, B. (1991). The development of noun definitions: A metalinguistic analysis. Journal of Child Language, 18, 417-34. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900011132
  46. Miller, S. A. (2012). Theory of mind: Beyond the preschool years. Psychology Press.
  47. Nelson K. (1996), Language in cognitive development. The emergence of mediated mind. Cambridge University Press.
  48. O'Hare, A. E., Bremner, L., Nash, M. Happé, F., & Pettigrew, L. M. (2009). A clinical assessment tool for advanced theory of mind performance in 5 to 12 years old. Journal of Autism and Developmental Disorders, 39, 916-928. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-009-0699-2
  49. Pardini, M., & Nichelli, P. F. (2009). Age-related decline in mentalizing skills across adult life span. Experimental Aging Research, 35, 98-106. DOI: https://doi.org/10.1080/03610730802545259
  50. Pezzuti, L., Longobardi, E., Milletti, K., & Ovidi, A. (2011). A study about the theory of mind in primary and secondary aging. Life Span and Disability, 14, 31-44.
  51. Phillips, L. H., MacLean, R. D., & Allen, R. (2002). Age and the understanding of emotions: Neuropsychological and sociocognitive perspectives. The Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences, 57, 526-530. DOI: https://doi.org/10.1093/geronb/57.6.P526
  52. Premack, D., & Woodruff, G. (1978). Does the chimpanzee have a theory of mind. Behavioral and Brain Sciences, 1, 515-526. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X00076512
  53. Rogers, T. T., & McClelland, J. L. (2004). Semantic cognition: A parallel distributed processing approach. MIT Press.
  54. Rosch, E., Mervis, C., Gray, W., Johnson, P.M., & Boyes-Bream, P. (1976). Basic objects in natural categories, Cognitive Psychology, 8, 382 - 439. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0285(76)90013-X
  55. Roselli, I., Valentini, P., Belacchi, C. (2019, May 10-11). Abilità metarappresentative e metalinguistiche in adolescenti [Meta-representational and meta-linguistic skills in adolescents] [Poster presentation]. Giornate Clasta X edizione, Verona, Italy. https://www.univr.it/it/iniziative/-/evento/8488?p_auth=QU5slY09.
  56. Rosi, A., Bottiroli, S., Cavallini, E., Bianco, F., & Lecce, S. (2016). Promoting theory of mind in older adults: Does age play a role? Aging & Mental Health, 20, 22-28. DOI: https://doi.org/10.1080/13607863.2015.1049118
  57. Rossetto, F., Baglio, F., Massaro, D., Alberoni, M., Nemni, R., Marchetti, A., & Castelli, I. (2020). Social cognition in rehabilitation context: Different evolution of affective and cognitive theory of mind in mild cognitive impairment. Behavioural Neurology, 2020, 1-9. DOI: https://doi.org/10.1155/2020/5204927
  58. Serafin, M., & Surian, L. (2004). Il Test degli Occhi: Uno strumento per valutare la teoria della mente [The Eyes Test: An instrument to evaluate theory of mind]. Giornale Italiano di Psicologia, 31, 839-862. DOI: https://doi.org/10.1421/18849
  59. Sinclair, A. (1986). Metalinguistic knowledge and language development. In I. Kurkz, G. W. Shugar & J. H. Danks (Eds.), Knowledge and language. NorthHolland.
  60. Slaughter, V., Imuta, K., Peterson, C. C., & Henry, J. D. (2015). Meta-analysis of theory of mind and peer popularity in the preschool and early school years. Child Development, 86, 1159-1174. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12372
  61. Slessor, G., Phillips, L. H., & Bull, R. (2007). Exploring the specificity of age-related differences in theory of mind tasks. Psychology and Aging, 22, 639-643. DOI: https://doi.org/10.1037/0882-7974.22.3.639
  62. Snow, C. E. (1990). The development of definitional skill. Journal of Child Language, 17, 697-710. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900010953
  63. Stone, V. E., Baron-Cohen, S., & Knight, R. T. (1998). Frontal lobe contributions to theory of mind. Journal of Cognitive Neuroscience, 10, 640-656. DOI: https://doi.org/10.1162/089892998562942
  64. Tomasello, M. (1999). The cultural origins of human cognition. University Press.
  65. Tomasello, M. (2001). Perceiving intentions and learning words in the second year of life. In M. Tomasello & E. Bates (Eds.), Language development: The essential readings (p. 111-128). Blackwell Publishing.
  66. Tomasello, M. (2003). Constructing a language: A usage-based theory of language acquisition. Harvard University Press.
  67. Tomasello. M. (2008). Origins of human communication. MIT Press.
  68. Tomasello, M., Carpenter, M., Call, J., Behne, T., Moll, H. (2005) Understanding and sharing intentions: The origins of human social cognition. Behavioral and Brain Sciences, 28, 675-735. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X05000129
  69. Tomasello M, Farrar J. (1986). Joint attention and early language. Child Development, 57, 1454-1463. DOI: https://doi.org/10.2307/1130423
  70. Valle, A., Massaro, D., Castelli, I., & Marchetti, A. (2015). Theory of mind development in adolescence and early adulthood: the growing complexity of recursive thinking ability. Europe's Journal of Psychology, 11, 112-124. DOI: https://doi.org/10.5964/ejop.v11i1.829
  71. Wang, J.-j., & Kaufman, A. S. (1993). Changes in fluid and crystallized intelligence across the 20- to 90-year age range on the K-BIT. Journal of Psychoeducational Assessment, 11(1), 29-37. DOI: https://doi.org/10.1177/073428299301100104
  72. Watson R. (1995). Relevance and definition, Journal of Child Language, 22, 211-222. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900009703
  73. Wellman, H. M. (2018). Theory of mind: The state of the art. European Journal of Developmental Psychology, 15, 728-755. DOI: https://doi.org/10.1080/17405629.2018.1435413
  74. Wellman, H. M., Liu, D. (2004). Scaling of theory-of-mind tasks. Child Development, 75(2), 523-541. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00691.x
  75. Wimmer, H., & Perner, J. (1983). Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children's understanding of deception. Cognition, 13, 103-128. DOI: https://doi.org/10.1016/0010-0277(83)90004-5
  76. World Medical Association. (2014). World Medical Association Declaration of Helsinki: Ethical principles for medical research involving human subjects. The Journal of the American College of Dentists, 81, 14-18. DOI: https://doi.org/10.1001/jama.2013.281053
  77. Zhang, H., Eppes, A., & Diaz, M. T. (2019). Task difficulty modulates age-related differences in the behavioral and neural bases of language production. Neuropsychologia, 124, 254-273. 10.1016/j. neuropsychologia.2018.11.017. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.11.017

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».