Philosophical substantiation of the axiological approach in the study of pedagogical phenomena

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The modern humanistic system of higher education in the Russian Federation is characterized by a desire for socio-cultural and spiritual development of the individual, education of a person of culture and a broad outlook. In this regard, in pedagogical research there is an increased attention to values, value orientations, value relations and other axiological concepts, the totality of which acts, on the one hand, as a significant component of personality as a subject of socio-cultural life, and on the other hand, as a significant component of a professional involved in the working life of society. The relevance of value issues in vocational education encourages teachers to turn to an axiological approach – a set of tools and methods that contribute to the formation of moral consciousness, universal and professional values, value attitude towards their profession and their work among future specialists. Philosophical concepts such as value orientations, value orientations, and value attitude to life are becoming increasingly important. In this article, we have tried to provide a philosophical justification for the axiological approach to the study of pedagogical phenomena, since the approach we are studying exists at the junction of philosophy and pedagogy and is implemented only through philosophical and pedagogical understanding.

About the authors

Vladislav Andreyevich Kalugin

Samara University

Email: kalugin.ru63@gmail.com
Samara, Russian Federation

Lyudmila Vasilyevna Kurilenko

Samara University

Email: srludmila@mail.ru
Samara, Russian Federation

References

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2, п. 2. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 18.04.2024).
  2. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах: т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. статья А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1977. 567 с.
  3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 7. С. 85–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-suschnost-znachenie-problemy-realizatsii (дата обращения 18.04.2024).
  4. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 202–212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogike (дата обращения: 26.04.2024).
  5. Маликова М.Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Проблемы культуры и образования. 2022. № 2. С. 47–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49225259 (дата обращения: 18.04.2024).
  6. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с.
  7. Риккерт Г. Ценность и действительность // 403 группа философского факультета (2017–2018): [Страница в соцсети «ВКонтакте»]. 8 февраля 2016. URL: https://vk.com/wall-101373242_39 (дата обращения: 18.04.2024).
  8. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: учебное пособие для изучающих философию. М.: Современные тетради, 2001. 128 с. URL: https://philos.msu.ru/sites/default/files/lib/Анисимов%20С.Ф.%20Введение%20в%20аксилогию.pdf (дата обращения: 18.04.2024).
  9. Скопич Н.П. Соотношение двух категорий в аксиологии: «ценность» и «оценка» // Альманах современной науки и образования. 2007. № 7 (2). С. 155–157. URL: https://www.gramota.net/article/alm20071866/fulltext (дата обращения: 25.04.2024).
  10. Хундаева Е.О. Значение и значимость в лингвофилософской теории // Вестник БГУ. 2012. № 15. С. 164–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-i-znachimost-v-lingvofilosofskoy-teorii (дата обращения: 25.04.2024).
  11. Артюшина М.Н. Социально-педагогические условия формирования ценностных отношений // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. Т. 4, № 2. С. 1–10. URL: https://goo.su/GGBP (дата обращения: 25.04.2024).
  12. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // пер. с нем. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2007. 150 с. URL: http://bibikhin.ru/evropeiskii_nigilizm (дата обращения: 25.04.2024).
  13. Аристотель: сочинения в 4 т. // пер. и ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
  14. Янушевская Е.В. Н.Ф. Федоров как аксиолог: переосмысляя идеи Г. Лотце // Философия и общество. 2022. Вып. № 1 (102). С. 110–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-f-fedorov-kak-aksiolog-pereosmyslyaya-idei-r-g-lottse (дата обращения: 25.04.2024).
  15. Загирняк М.Ю. Понятие ценности у Г. Риккерта и его интерпретация в философии С.И. Гессена // Кантовский сборник. 2012. № 1. С. 40–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-esteticheskih-tsennostey-v-fenomenologii-maksa-shelera (дата обращения: 26.04.2024).
  16. Толокевич Л.А. Проблема эстетических ценностей в феноменологии Макса Шелера // Вестник ЧелГУ. 2010. № 16. С. 168–174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsennosti-u-g-rikkerta-i-ego-interpretatsiya-v-filosofii-s-i-gessena (дата обращения: 26.04.2024).
  17. Афанасьев А.В. Научные подходы к исследованию понятия «ценностное отношение» // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 194–197. URL: https://idpluton.ru/wp-content/uploads/gv118.pdf (дата обращения: 26.04.2024).
  18. Ростовская Т.К., Калиев Т.Б. Современные теории изучения ценностно-смысловой сферы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 33–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teorii-izucheniya-tsennostno-smyslovoy-sfery (дата обращения: 26.04.2024).
  19. Колесов В.И., Смолонская, А.Н., Смолонский С.И. Формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4 (45). С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnyh-kompetentsiy-v-sovremennom-sotsiume-kak-faktor-uspeshnoy-samorealizatsii (дата обращения: 30.04.2024).
  20. Соловейчик С.Л. Педагогика сотрудничества. М.: Первое сентября, 2016. 22 с. URL: https://искусствожить.su/docs/cooperation_pedagogy.pdf (дата обращения: 30.04.2024).
  21. Комаров А.С. Общечеловеческие ценности: опыт апологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 4 (4). С. 21–29. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2015/06/15/komarov/ (дата обращения: 30.04.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».