Self-determination as a core competency of entrepreneur in educational field

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses current trends in the field of entrepreneurship development, the importance of youth entrepreneurship and the formation of relevant competencies in a university setting. Particular attention is paid to entrepreneurship in the field of education. Based on the example of the implementation of the bachelor’s program “Educational Projects: Management and Entrepreneurship” at the Moscow Higher School of Economics and the Teodor Shanin University of Economics, the authors talk about the ability for self-determination as the key to entrepreneurship in education. The article proposes methods for developing the ability to self-determination, and develops diagnostic criteria for its development. It is considered that the formation of the ability to self-determination occurs through the organization of a special type of situations with a high level of uncertainty. Such educational situations themselves require stopping and transformation (additional definition), since they are internally contradictory. They allow students to discover their own boundaries and meaningful gaps. In accordance with these principles, an educational test for the development of selfdetermination ability, conducted in the course “Fundamentals of Leadership: Challenge, Choice, Action”, is described. Within the framework of this educational test, the results of students’ construction of a self-determination tool and the criteria that this tool meets are described.

About the authors

Elena Yuryevna Fedorenko

Laboratory of Cognitive Research, RANEPA

Email: e.fedorenko@mail.ru
Moscow, Russian Federation

Sofya Ilinichna Dreytser

Department of Education Informatization, Institute of Digital Education, Moscow City University

Email: dreitsersi562@mgpu.ru
Moscow, Russian Federation

Angelina Igorevna Ostroverkh

Higher School of Economics

Email: ostrovang@gmail.com
Moscow, Russian Federation

References

  1. Правительство обозначило приоритеты развития сектора МСП до 2030 года (публицистическая статья). URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/pravitelstvo-oboznachilo-prioritetyrazvitiya-sektora-msp-do-2030-goda (дата обращения: 25.04.2024).
  2. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / П. С. Сорокин, А. Б. Повалко, С. Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 48 c.
  3. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15, № 1 (81). С. 45–61. doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61
  4. Солодихина А. А., Солодихина М. В. Курс «Техно-стартап» Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность // Journal of Modern Competition. 2021. Vol. 15, № 2. P. 132–143.
  5. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 248–276.
  6. Laspita S., Sitaridis I., Kitsios F., Sarri K. Founder or employee? The effect of social factors and the role of entrepreneurship education // Journal of Business Research. January 2023. Vol. 155. Part A. P. 1–40.
  7. Авилкина С. В., Леонтьева Л. С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 427–437.
  8. Leiva J. C., Mora-Esquivel R., Solís M. Nascent entrepreneurship in university students: the role of the context // Venture Capital. 2023. doi: 10.1080/13691066.2023.2171318
  9. Bergmann H., Geissler M., Hundt K., Grave B. The climate for entrepreneurship at higher education institutions // Research Policy. May 2018. Vol. 47, iss. 4. P. 700–716.
  10. Богатырева К., Эдельман Л. Ф., Манолова Т. С., Осиевский А., Широкова Г. Когда предпринимательские намерения приводят к действиям? Роль национальной культуры // Журнал бизнес-исследований. Март 2019. Т. 96. С. 309–321.
  11. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007. 864 с.
  12. Нуреев P. M. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике // Пространство экономики. 2003. № 4. C. 31–47.
  13. Антипина Е. В. Инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера: теоретические аспекты // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2014. № 10 (76). C. 30–41.
  14. Diamond Jr., Arthur M. Schumpeter’s Creative Destruction: A Review of the Evidence // The Journal of Private Enterprise. 2006. Vol. 22, № 1. P. 120–146.
  15. Щедровицкий П. Г. Предпринимательство в контексте усложнения системы разделения труда. URL: https://shchedrovitskiy.com/predprinimatelstvo-i-razdelenie-truda/ (дата обращения: 25.04.2024).
  16. Davidsson, Per. Paul D. Reynolds: Entrepreneurship Research Innovator, Coordinator, and Disseminator // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. P. 351–358. doi: 10.1007/s11187-005-0690-z
  17. Bornstein D. Response to Review of How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas // Children, Youth and Environments. 2005. Vol. 15, no. 2, P. 405–409. https://dx.doi.org/10.1353/cye.2005.0027
  18. Рубцова О. Л. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования // Проблемы современной экономики. 2017. № 3 (63). С. 219–221.
  19. Буняк Н. М. Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования // Juvenis scientia. 2016. № 2. P. 142–147.
  20. Федоренко Е. Ю., Островерх О. С., Калиновская К. С., Александрова О. В. К вопросу о предпринимательском университете психолого-педагогического профиля. Практики развития и современное образование: принципы и способы построения: материалы 28-й научно-практической конференции. Красноярск, 2022. С. 91–106.
  21. Чистова А. А., Песоцкий Ю. С. Факторы проектирования компетентностной модели выпускника высшего предпринимательского образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. C. 1–10.
  22. Ливенцова Е. Ю. Содержание и структура социально-предпринимательской компетентности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). C. 125–129.
  23. Лапин Н. М. Предпринимательство как особая форма креативной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 8. C. 360–363.
  24. Щедровицкий П. Г. Эскизные наброски к базовой схеме самоопределения. URL: https://shchedrovitskiy.com/nabroski-k-bazovoy-sheme-samoopredeleniya-1/ (дата обращения: 25.04.2024).
  25. Хасан Б. И. Содержательный конфликт как условие оформления образовательного интереса и профессионального самоопределения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Красноярск, 2–3 апреля 2020 года / отв. ред. Д. В. Ким. Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. Т. 2. С. 11–13.
  26. Фрумин И. Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе // Проблемы самоопределения молодежи. Красноярск, 1987. С. 52–54.
  27. Попов А. А., Аверков М. С., Матюнина М. А. Самоопределение: модель и способ организации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 154–170.
  28. Khasan B. I., Fedorenko E. Iu. Conflicts, Negotiations and Risks in Educational Relationship // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2014. Vol. 7, № 4. P. 619–627.
  29. Kayyali M. Promoting Entrepreneurship and Innovation in Higher Education. 2023. Vol. 2 (1). P. 1–26.
  30. Lu H., Chen F., Song X. Innovation and Entrepreneurship in Collaborative Education in Colleges and Universities // South Asian Journal of Social Studies and Economics. 2023. Vol. 18. P. 14–21. doi: 10.9734/sajsse/2023/v18i2652
  31. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. Т. 19, № 93. C. 24–32.
  32. Yudina J. G., Fedorenko E. Y., Dreytser S. I. et al. Essence and levels of development of pedagogical project activity of first-year university students // Universal Journal of Educational Research. 2019. Vol. 7, № 10. P. 2108–2114. doi: 10.13189/ujer.2019.071008
  33. Дука Н. А., Дука Т. О. Образовательный выбор студента как междисциплинарный феномен // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 60–63.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».