Evaluation of psychological adaptation of first-year students through self-assessment of health indicators

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The adaptation process is a stressful reaction that activates adaptation to changes in the environment. The success of the adaptation process of freshmen is manifested in the results of educational ac tivities, the field of social interaction, indicators of physical and mental health. Disorders of psychological adaptation manifests itself in a decrease in indicators of physical functioning and psychological well-being. Health indicators and their changes can be considered as an indicator of the success of the adaptive process, and the application of appropriate diagnostic tools can be considered as a compact method of comprehensive assessment of adaptation, including physiological and psychological aspects. The aim of the study is to monitor the psychological adaptation of first-year students through health indicators (physical and psychological). In 2023, 276 1st year students of a pedagogical university, including 22 underaged, took part in the study. The sex and age composition of the sample: 240 girls, 36 boys (17-22 years old). In 2024 – 178 students, including 9 underaged. The sex and age composition of the sample: (17-21 years old) 145 girls, 33 boys (17-21 years old). Toolkit used: SF-36 testing – Quality of Life Questionnaire. The data showed that most of the scales in the sample correspond to the average values in the population or exceed the population indicators, there were no statistically significant differences between the average values in the sample and in the population. Analysis of individual results made it possible to identify students who need psychological assistance. Individual work with them confirms the informativeness and validity of the diagnostic tool used, which makes it possible to identify the manifestations of disorders of psychological adaptation and specify the targets of psychological work.

About the authors

Svetlana Anatolyevna Filippova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Email: FilippovaSA@tsput.ru
Tula, Russian Federation

References

  1. Жуков Д. А. Психогенетика стресса. Поведенческие и эндокринные корреляты генетических детерминант стресс-реактивности при неконтролируемой ситуации. СПб.: СПбЦНТИ. 1997. 176 с.
  2. Monleon S. et al. Attenuation of sucrose consumption in mice by chronic mild stress and its restoration by imipramine // Pshychopharmacology. 1995. № 117. P. 453–457.
  3. Грибов В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 1999. 180 с.
  4. Рунова С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. 200 с.
  5. Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3 (51). С. 37–48.
  6. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 179 с.
  7. Юркина М. С., Смирнов А. А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. С. 82–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-iaprobatsiya-metodiki-dlya-ekspress-diagnostiki-urovnya-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (дата обращения: 20.03.2024).
  8. Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования. М., 2023. 127 с.
  9. Горчакова В. А., Ланда Л. А., Матыцына В. А. и др. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18, № 4. С. 5–14.
  10. Краснова-Гольева В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 1. С. 1–15. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 20.03.2024).
  11. Петрова Е. А., Назаренко В. В. Выраженность ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза с ОВЗ и инвалидностью в период пандемии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2. С. 48–61. doi: 10.17759/cpp.2021290203
  12. Чубаровский В. В., Некрасов М. А. Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста (клинико-эпидемиологический аспект). Орел: ОГУ; Картуш, 2005. 128 с.
  13. Жигадло А. П., Якубенко О. В. Особенности адаптации первокурсников в условиях модернизации высшего образования. Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. 133 с.
  14. Шифнер Н. А., Бобров А. Е., Кулыгина М. А. Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2011. № 4. С. 64–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-dinamicheskaya-harakteristika-rasstroystv-adaptatsii-u-studentov (дата обращения: 20.03.2024).
  15. Коломиец О. И., Петрушкина Н. П., Макунина О. А. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 97–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zabolevaemost-i-vegetativnyy-status-studentov-pervokursnikov-kak-pokazateli-strategii-adaptatsii-kobucheniyu-v-vysshih-uchebnyh (дата обращения: 20.03.2024).
  16. Кожевникова Н. Г. Особенности заболеваемости студентов-подростков в процессе адаптации к обучению в вузе // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2012. № 5. С. 143–145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zabolevaemosti-studentov-podrostkov-v-protsesse-adaptatsii-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 20.03.2024).
  17. Александровский Ю. А. Состояния психической адаптации и невротические расстройства. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012. 302 c.
  18. Ware J. E., Snow K. K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass., 1993. 316 p.
  19. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И., Ребров А. П., Сороцкая В. Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику СФ-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «Мираж») // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyatsionnye-pokazateli-kachestva-zhizni-po-oprosniku-sf-36-rezultaty-mnogotsentrovogo-issledovaniyakachestva-zhizni-mirazh (дата обращения: 20.03.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».