Подходы к построению общения и взаимодействия с современными детьми в контексте обеспечения их психологической безопасности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования состоит в выявлении новых вызовов и угроз, связанных с проблемой организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Новизна заключается в том, что проблема обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них связан с учетом особенностей поколения Z при выстраивании общения и учебного взаимодействия с ними, второй предполагает спецификацию использования цифровых технологий в образовательной среде с учетом рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, развития, воспитания школьников пересматриваются в контексте необходимости учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается значимость повышения авторитета учителя, развития у него востребованных педагогических способностей, формирования ценностных отношений к детям, профессии, себе как постоянно развивающейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности обучающихся как в учебном процессе, так и за его пределами.

Об авторах

Светлана Вячеславовна Пазухина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Email: pazuhina@mail.ru
доктор психологических наук, доцент Тула, Россия

Список литературы

  1. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. и др. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 5–18.
  2. Ostapenko R. I., Ostapenko G. S., Shcherbakova I. V. Ensuring the psychological safety of persons with disabilities, taking into account gender and age differences // Perspectives of Science and Education. 2021. № 3 (51). С. 316–328.
  3. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya/viewer (дата обращения: 26.07.2023).
  4. Дутко Ю. А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 28–37.
  5. Большинство школьников в РФ хотят зарабатывать блогерами: опрос // ИА «Красная Весна». 29 ноября 2021 г. URL: https://rossaprimavera.ru/news/f93b1dd3 (дата обращения: 26.07.2023).
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  7. Козинец П. А. Цифровизация в образовании: проблемы, риски, перспективы // Академия педагогических проектов Российской Федерации. URL: https://педпроект.рф/козинец-п-а-публикация/ (дата обращения: 26.07.2023).
  8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.
  9. Горький М. А. П. Чехов. М.: Эксмо, 2003. 18 с.
  10. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / ред. коллегия: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. С. 15.
  11. Пазухина С. В. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося: антропологический подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 47 с.
  12. Учитель и ученик: цитаты о взаимоотношениях. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/265718117 (дата обращения: 26.07.2023).
  13. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1972. 215 с.
  14. Закирова-Зиева Е. В. Учебное сотрудничество как условие формирования коммуникативной компетентности учащегося начальной школы // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. Т. 8, № 10-2. С. 77–81.
  15. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 381 с.
  16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».