Современные сравнительно-педагогические исследования о подготовке вокалистов в Китае и России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обобщены результаты современных сравнительно-педагогических исследований (статей, диссертаций) за последние 15 лет о подготовке вокалистов в Китае и России, выполненных преимущественно китайскими учеными единолично, в соавторстве с российскими учеными или под научным руководством ученых российских вузов. Их проблематика связана с влиянием русского вокального (оперного) искусства на китайское и особенностями подготовки вокалистов в Китае и России (сходства и различия). Обзор данных исследований позволяет создать целостное представление о текущем состоянии подготовки вокалистов в двух странах, специфике, развитии и интеграции вокальных школ.

Об авторах

Хайсинь Ма

Томский государственный педагогический университет

Email: haixinma33@gmail.com
аспирант Томск, Россия

Список литературы

  1. Бражник Е. И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2005. URL: http://www.emissia.org/offline/2005/975.htm (дата обращения: 22.02.2024).
  2. Хайруллин И. Т. Сравнительная педагогика: краткий конспект лекций. Казань: Казанский федеральный университет, 2013. 118 с.
  3. Ли Б., Игна О. Н. Этапы развития профессионального педагогического образования в Китае и России // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. Вып. 5 (27). С. 30–39. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-30-39
  4. Igna O. N., Li B. Key Features of the Integration in Pedagogical Education and Teachers’ Professional Development in China // Education & Pedagogy Journal. 2023. № 2 (6). Р. 5–20. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-30-39
  5. Ипатенкова Ю. А. Развитие сравнительной педагогики в Китае // Педагогика. 2020. № 4. С. 118–124.
  6. Лю С., Федотова О. Д. Тематизация научных исследований в области зарубежной вокальной педагогики // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN123.pdf (дата обращения: 05.02.2024).
  7. Донбаева А. Б., Танабаева Г. У., Жамашева Ж. Р., Ермаханова Ш. М., Ермаханов М. Н. Некоторые проблемы сравнительной педагогики // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 26–29. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11685 (дата обращения: 23.02.2024).
  8. Есипова М. В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке // Художественная культура. Art and culture studies. 2017. № 3 (21). URL: https://artculturestudies.sias.ru/2017-3-21/prikladnayakulturologiya/5264.html (дата обращения: 01.02.2024).
  9. Ду С. Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
  10. Лу Х., Петелин А. С. Развитие вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в процессе музыкального образования. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2019. 185 с.
  11. Шалаева А. А. Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая // Культура и искусство. 2020. № 1. С. 92–98. doi: 10.7256/2454-0625.2020.1.30508
  12. Лю И. Влияние культурно-образовательных каналов на развитие китайского вокального искусства в XX в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 204–214.
  13. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г., Добровольская Л. В., Овсянникова О. А. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства // Язык и культура. 2019. № 45. С. 220–234. doi: 10.17223/19996195/45/16
  14. Гайдай П. В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 25–28.
  15. Хо Д. Становление музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции (Х–XIX в.) // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). C. 35–37.
  16. Невдах С. И., Е Ц. Особенности подготовки вокалистов в системе высшего музыкального образования в Китае в контексте межкультурного взаимодействия // Весці БДПУ. Серыя 1. 2018. № 1. С. 6–10.
  17. Сун Г. Влияние российского музыкально-педагогического образования в Китае // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1 (115). С. 121–124. doi: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.094
  18. Цзо Ч. Китайская культура в музыке России // Музыкальное искусство в Евразии. Традиции и современность. 2023. С. 14–26. doi: https://doi.org/10.26176/МАЕТАМ.2023.12.3.001
  19. Лю Ц. К вопросу о влиянии российских музыкантов на становление оперной культуры в Китае // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2009. № 4. С. 1323. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1323.htm (дата обращения: 12.02.2024).
  20. Сюй К. К вопросу о развитии русской оперы в Китае // Музыка и время. 2021. № 1. С. 32–36.
  21. Сафонова А. А., Инь Г. Русский романс в педагогическом репертуаре в Китае // Метаморфозис. 2023. Т. 8, № 1. С. 104–124.
  22. Дай Ц., Байдалинов С. Н. Базовые принципы российской музыкальной педагогики в профессиональной подготовке студентов-вокалистов Китайской Народной Республики // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы XI Международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2021. С. 153–157.
  23. Яо В. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2015. 196 с.
  24. Ван Д. Особенности вокальной подготовки в системах высшего образования России и КНР // Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности: сборник докладов и материалов VIII Международной научно-практической конференции. М.: Институт непрерывного образования, 2018. С. 201–206.
  25. Цзян Ш. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 28 с.
  26. Ду Х. Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2021. 24 с.
  27. Цзян Б. Особенности развития вокальных школ России и Китая // Весці БДПУ. Серыя 1. 2022. № 4. С. 36–40.
  28. Чжу Т. Контекстно-культурологический подход в обучении китайских вокалистов в вузах России и КНР: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2024. 238 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».