Отражение традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе трудов отечественных ученых (искусствоведов, педагогов, IT-специалистов) рассмотрены основные задачи современного дизайн-образования, направленного на подготовку компетентного, креативного выпускника, способного применять этнокультурный материал в профессиональной сфере, в том числе средствами цифровых технологий. В основе исследования – механизмы внедрения в содержательный компонент подготовки будущих дизайнеров материала традиционного русского костюма. Важным подтверждением значимости включения материала традиционного русского костюма в дизайн-образование является качество и новизна проектных разработок и результативность участия проектов студентов в конкурсно-выставочной деятельности. В ходе исследования была доказана высокая эффективность использования материала традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании в формировании профессиональных компетенций, направленных на совершенствование будущего специалиста, и универсальных, способствующих воспитанию личности в традиции своей культуры. Показателем высокого уровня освоения студентами материала традиционного русского костюма стал рост числа выполненных проектов коллекций одежды в этностиле, что является успешным использованием материала традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании.

Об авторах

Ольга Сергеевна Замазий

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Email: diztory@mail.ru
ассистент кафедры дизайна, художественного образования и технологий Елец, Россия

Любовь Васильевна Кислых

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Email: lyuba.kislykh@mail.ru
доцент кафедры дизайна, художественного образования и технологий Елец, Россия

Виктория Алексеевна Мальцева

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Email: lelya211083@mail.ru
кандидат педагогических наук, профессор Елец, Россия

Список литературы

  1. Калашникова Н. М. О роли традиционных промыслов в создании современных реконструкций костюмов: сб. науч. ст. «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. № 4. С. 59–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-traditsionnyh-promyslov-v-sozdanii-sovremennyh-rekonstruktsiy-kostyumov (дата обращения: 02.02.2024).
  2. Агаркова Э. П. Методика создания дизайн-проектов полного цикла в профессиональной подготовке педагогов-дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 6–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sozdaniya-dizayn-proektov-polnogo-tsikla-v-professionalnoypodgotovke-pedagogov-dizaynerov (дата обращения: 02.02.2024).
  3. Галкина Н. Н. Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 487–489. URL: https://moluch.ru/archive/308/69358/ (дата обращения: 02.02.2024).
  4. Гревцева Г. Я., Котлярова И. О., Сериков Г. Н. и др. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181–191.
  5. Дрягина В. Б. О дизайн-образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 231–233. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dizayn-obrazovanii (дата обращения: 02.02.2024).
  6. Лобжанидзе М. Н. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика // Colloquium-journal. 2019. № 1 (25). С. 29–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-proektirovanie-teoreticheskie-osnovaniyai-spetsifika-1 (дата обращения: 02.02.2024).
  7. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция дизайн-образования в современных условиях // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2007. Вып. 2 (41): Дизайн-образование: спецвыпуск. С. 5–49. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1962/1/vestnik_41_02.pdf (дата обращения: 02.02.2024).
  8. Хамидулин В. С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 135–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-modeliproektno-orientirovannogo-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 10.02.2024).
  9. Современное дизайн-образование: состояние, проблемы, перспективы и пути разрешения / под ред. В. Н. Ржевского. М.: МХПИ, 2022. 351 с.
  10. Корчиков П. С., Марченко М. Н. От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна // Молодой ученый. 2019. № 40 (278). С. 38–41. URL: https://moluch.ru/archive/278/62763/ (дата обращения: 11.02.2024).
  11. Капунова М. И. Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 89–91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-k-professionalnoy-podgotovke-buduschih-dizaynerov-vprotsesse-obucheniya (дата обращения: 02.02.2024).
  12. Капунова М. И. Роль и влияние инновационных технологий в повышении качества дизайн-образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 175–178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-vliyanie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-povyshenii-kachestva-dizayn-obrazovaniya (дата обращения: 02.02.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».