К ВОПРОСУ ОСНОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ АНТРОПО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С позиции антропо-системного подхода рассмотрены основания психологического сопровождения процесса адаптации иностранных студентов. В рамках данного подхода установлено, что психологический стресс выступает в качестве механизма саморазвития, самореализации и личностного роста человека. В связи с этим работа по адаптации иностранных студентов должна быть ориентирована на развитие конструктивных стратегий, ресурсов и умений у студентов преодолевать возникающие трудности, способов и навыков межкультурной коммуникации, а также на создание условий (внутренних и внешних) для творческой самореализации, что позволит студентам становиться более чувствительными и осознанными как по отношению к собственным изменениям, так и более сензитивными по отношению к возможностям среды. Определено, что именно такая активность, направленная как на поиск условий среды для реализации своих смыслов и ценностей, так и на ее активное преобразование, позволяет улучшать и качество жизни, и субъективное благополучие молодежи. Установлено, что основными показателями успешной адаптации и возможности самореализации иностранных студентов в поликультурном образовательном пространстве университета выступают субъективное качество жизни, позитивная этническая идентичность и толерантность.

Об авторах

Татьяна Геннадьевна Бохан

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: btg960@sibmail.com
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050

Марина Владимировна Шабаловская

Сибирский государственный медицинский университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: m_sha79@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент Московский тр-т, 2, Томск, Россия, 634050; Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050

Ольга Владимировна Терехина

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: doterekhina@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050

Список литературы

  1. Браун О. А., Билан М. А., Яницкий М. С. Этнопсихология: учеб. пособие. Кемерово, 2022.
  2. Лебедева Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 491 с. URL: https://urait.ru/bcode/489211 (дата обращения: 21.05.2022).
  3. Васильева С. Л., Абрамова А. А., Волкова М. Г., Дмитриенко Н. А., Коваленко Н. С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 10 (4). С. 4212–4222. DOI: 10.20 913/2618-7515-2020-4-05
  4. Иванова Г. П., Широкова Н. Н., Логвинова О. К. Социокультурная адаптация иностранных студентов в условиях интернационализации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 334–335. doi: 10.24411/1991-5497-2019-10145
  5. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2000. 128 с.
  6. Бухалко А. Д. Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 56–69. doi: 10.25588/CSPU.2019.45.67.004
  7. Bochner S. Culture Shock Due to Contact with Unfamiliar Cultures // Online readings in Psychology and Culture. 2003. V. 8 (1). doi: 10.9707/2307-0919.1073
  8. Bhawuk D., Brislin R. Cross-Cultural Training: A Review // Applied Psychology. 2000. № 49 (1). Р. 162–191. doi: 10.1111/1464-0597.00009
  9. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 279 с. URL: https://urait.ru/bcode/432032 (дата обращения: 19.05.2022).
  10. Авакова О. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 54–61. doi: 10.7256/2454-0676.2021.4.34876
  11. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
  12. Леонтьев Д. А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 86–95. doi: 10.31857/S020595920012592-7
  13. Галажинский Э. В., Бохан Т. Г., Ульянич А. Л., Терехина О. В., Шабаловская М. В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. № 6. С. 19–38. doi: 10.15293/2658-6762.1906.02
  14. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Терехина О. В., Ульянич А. Л. Субъективное качество жизни как индикатор психологической безопасности студентов в условиях международной образовательной миграции // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 137–145. doi: 10.17223/15617793/473/17
  15. Овчинников А. А., Султанова А. Н., Лазурина А. С., Сычева Т. Ю. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов (литературный обзор) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2018. № 1. С. 89–96. doi: 10.26617/1810-3111-2018-1(98)-89-96
  16. Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология: история и методы. Социализация и идентичность. Общение и конфликты: хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. С. 229–236.
  17. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Терехина О. В., Ульянич А. Л., Бородич Ю. В., Танабасова У. В. Идентичность как предиктор субъективной оценки качества жизни студентов: кросскультурный аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 1. С. 143–155. doi: 10.21603/2078-8975-2021-23-1-143-155
  18. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 668 с.
  19. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение: учеб. пособие / пер. с англ. В. А. Соснина. М.: Форум, 2007. 382 с.
  20. Шагалова О. Г., Ваганова О. И., Смирнова Ж. Р. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 186–190. doi: 10.26140/bgz3-2019-0803-0048
  21. Фернхэм А., Бочнер С. Психология длительного пребывания за рубежом: студенты / авторизированный пер. с англ. И. А. Шолохова // Развитие личности. 2001. № 2. С. 136–168.
  22. Furnham А. Culture Shock: A Review of the Literature for Practitioners // Psychology. 2019. Vol. 10, № 13. Р. 1832–1855. doi: 10.4236/psych.2019.1013119
  23. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов / под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.
  24. Смолина Т. Л. Симптомы культурного шока: обзор и классификация // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 150–160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17986658 (дата обращения: 28.05.2022).
  25. Adler P. The Transitional Experience: An Alternative View of Culture Shock // Journal of Humanistic Psychology. 1975. № 15. Р. 13–23. doi: 10.1177/002216787501500403
  26. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9–20.
  27. Бохан Т. Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2008. 394 с.
  28. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact: Studies in cross-cultural interaction. Oxford, 1982. 123 p. doi: 10.1016/B978-0-08-025805-8.50008-1
  29. Brislin R.W., Bhawuk D. P. Cross-cultural training: Research and innovation // Social psychology and context. Thousand Oaks (Cal.), 1999. Р. 205–216. doi: 10.4135/9781452220550.N15
  30. Дагбаева С. Б., Шемякина Е.С. Способы укрепления этнической толерантности: учебно-методическое пособие. Чита: ЗабГГПУ, 2010. 65 с.
  31. Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации / науч. ред. Е. Ю. Кошелева. Томск: РАУШ МБХ, 2011. 204 с.
  32. Максимчук Е. Д. Роль поликультурной образовательной среды в процессе межкультурной адаптации иностранных студентов России // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: сборник научных работ / отв. ред. О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко. М., 2017. С. 501–506.
  33. Иванкина Л. И. Психологическая адаптация и личностный рост иностранных студентов в условиях инокультурной среды обучения // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: материалы Всероссийского семинара. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. Т. 2. С. 62–66.
  34. Богомаз С. А., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Подойницина М. А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 49–58.
  35. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.
  36. Галажинский Э. В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 70–76.
  37. Лукьянов О. В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2009. 43 с.
  38. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Бородич Ю. В., Терехина О. В., Ульянич А. Л. Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21, № 4. С. 962–973. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».