Профессиональная социализация студентов – будущих учителей при реализации видеоконференцсвязи
- Авторы: Наговицын Р.С.1, Валеева Р.А.2, Латыпова Л.А.2
-
Учреждения:
- Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022)
- Страницы: 229-246
- Раздел: Психология образования
- Статья получена: 29.05.2025
- Статья одобрена: 29.05.2025
- Статья опубликована: 15.06.2022
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/294345
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.229-246
- ID: 294345
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Несмотря на многочисленность публикаций по внедрению дистанционных технологий, практически отсутствуют исследования по систематическому анализу различных форм видеоконференцсвязи, которые поддерживают образовательные технологии и служат практическим ориентиром для преподавателей в профессиональной подготовке учителей. Цель исследования – проанализировать опыт реализации видеоконференцсвязи в различных формах взаимодействия, выявить и экспериментально проверить эффективность их внедрения в процессе профессиональной социализации студентов – будущих учителей.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода рефлексивно-системного анализа реализации видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке будущих педагогов. На основе анкетирования и метода экспертных оценок реализовано тестирование уровня социальной и психологической адаптивности, профессиональных и поведенческих навыков, социального и эмоционального комфорта студентов. В эксперименте приняли участие 209 обучающихся Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко и Казанского федерального университета.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что при реализации групповой формы видеоконференцсвязи достоверно повышается вовлеченность почти всех студентов в активную коммуникационную деятельность на занятии. Коммуникационная активность в реализации социального и учебного взаимодействия между малыми и большими группами позволила наиболее эффективно сформировать профессиональную социализацию у студентов. Статистический анализ показал, что именно занятия в удаленном формате с помощью видеоконференцсвязи в подгруппах по 4–5 человек оказали наибольший положительный эффект.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие новых форм эффективной коммуникации через социальное и учебное взаимодействие при реализации видеоконференцсвязи. Материалы статьи могут быть полезны в педагогической образовании для повышения уровня вовлеченности студентов в профессиональную подготовку в условиях дистанционного образования.
Об авторах
Роман Сергеевич Наговицын
Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
Автор, ответственный за переписку.
Email: gto18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4471-0875
Scopus Author ID: 56406490800
ResearcherId: N-2363-2016
профессор кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин, доктор педагогических наук, доцент
Россия, ГлазовРоза Алексеевна Валеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: valeykin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8312-4054
Scopus Author ID: 56114757300
заведующий кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор
Россия, КазаньЛилия Агзамовна Латыпова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: melilek@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5566-1039
Scopus Author ID: 56115148900
доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, кандидат педагогических наук, доцент
Россия, КазаньСписок литературы
- Sherman Y. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 21–43. doi: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-21-43
- Fostering Student Engagement through a Real-World, Collaborative Project across Disciplines and Institutions / L. Mebert [et al.] // Higher Education Pedagogies. 2020. Vol. 5, issue 1. P. 30–51. doi: https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1750306
- Crichton H., Templeton B. Collaboration or Confrontation? An Investigation into the Role of Prior Experiences in the Completion of Collaborative Group Tasks by Student Teachers // European Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 36, issue 1. P. 84–96. doi: https://doi.org/10.1080/02619768.2012.678487
- Valeeva R., Kalimullin A. Teacher Education in Russia [Электронный ресурс] // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2019. doi: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446
- Le H., Janssen J., Wubbels T. Collaborative Learning Practices: Teacher and Student Perceived Obstacles to Effective Student Collaboration // Cambridge Journal of Education. 2018. Vol. 48, issue 1. P. 103–122. doi: https://doi.org/10.1080/0305764X.2016.1259389
- Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100–124. URL: https://vo.hse.ru/data/2016/06/28/1115860975/Pinskaya.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
- Bozkurt A., Sharma R.C. Emergency Remote Teaching in a Time of Global Crisis due to Corona Virus Pandemic // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15, issue 1. P. i-vi. doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.3778083
- Naidu S. It is the Worst – and the Best – of Times! // Distance Education. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 425–428 doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1825929
- Adedoyin O. B., Soykan E. COVID-19 Pandemic and Online Learning: The Challenges and Opportunities // Interactive Learning Environments. 2020. doi: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1813180 (In Press.)
- Bonk C. J. Bonk C.J. Pandemic Ponderings, 30 Years to Today: Synchronous Signals, Saviours, or Survivors? // Distance Education. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 589–599. doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1 821610
- Thompson A. D., Lindstrom D., Schmidt-Crawford D. A. COVID-19 Era: A Time for Us to Lead! // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2020. Vol. 36, issue 4. P. 204–205. doi: https://doi.org/10.1080/21532974.2020.1813238
- Al-Samarraie H. A Scoping Review of Videoconferencing Systems in Higher Education: Learning Paradigms, Opportunities, and Challenges // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2019. Vol. 20, issue 3. doi: https://doi.org/10.19173/irrodl.v20i4.4037
- Poth R. D. Connecting Technology and Pedagogy // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2019. Vol. 35, issue 3. P. 124–125. doi: https://doi.org/10.1080/21532974.2019.1622916
- Digital Competences for Teacher Professional Development. Systematic Review / J. M. FernándezBatanero [et al.] // European Journal of Teacher Education. 2020. doi: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1827389 (In Press.)
- Hager K. D. Integrating Technology to Improve Teacher Preparation // College Teaching. 2020. Vol. 68, issue 2. P. 71–78. doi: https://doi.org/10.1080/87567555.2020.1723475
- Implications for European Physical Education Teacher Education during the COVID-19 Pandemic: A Cross-institutional SWOT Analysis / W. O’Brien [et al.] // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, issue 4. P. 503–522. doi: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1823963
- Virtually in This Together – How Web-Conferencing Systems Enabled A New Virtual Togetherness during the COVID-19 Crisis / J. Hacker [et al.] // European Journal of Information Systems. 2020. Vol. 29, issue 5. P. 563–584. doi: https://doi.org/10.1080/0960085X.2020.1814680
- Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86–100. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
- Basaran B., Yalman M. Examining University Students’ Attitudes towards Using Web-Conferencing Systems in Distance Learning Courses: A Study on Scale Development and Application // Knowledge Management and E-Learning. 2020. Vol. 12, no. 2. P. 209–230. doi: https://doi.org/10.34105/j.kmel.2020.12.011
- Kuo Y. C., Kuo Y. T. Preservice Teachers’ Mobile Learning Experience: An Exploratory Study of iPadEnhanced Collaborative Learning // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2020. Vol. 36, issue 2. P. 111–123. doi: https://doi.org/10.1080/21532974.2020.1719380
- Михайлов О. В., Денисова Я. В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 65–76. doi: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
- Student Assessment of Online Tools to Foster Engagement during the COVID-19 Quarantine / K. R. Lima [et al.] // Advances in Physiology Education. 2020. Vol. 44, issue 4. P. 679–683. doi: https://doi.org/10.1152/advan.00131.2020
- Correia A., Liu C., Xu F. Evaluating Videoconferencing Systems for the Quality of the Educational Experience // Distance Education. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 429–452. doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1821607
- Utilizing Zoom Breakout Rooms to Expose Preclerkship Medical Students to TeleMedicine Encounters / J. Rucker [et al.] // Medical Science Educator. 2020. Vol. 30, issue 4. P. 1359–1360. doi: https://doi.org/10.1007/s40670-020-01113-w
- Almomani J. A., Alnasraween M. S., Almosa N. A. Evaluating the Distance University Education Experience after Using the Zoom Application in Jordan from the Student’s Point of View // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 11B. P. 6239–6247. doi: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082262
- Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ / И. Н. Погожина [и др.] // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 60–94. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
- Model of the System of Raising the Social Status of the Teacher in the Region on the Basis of a Pedagogical University / R. S. Nagovitsyn [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, issue 2. P. 315–327. doi: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.315
- Festinger L. Reflections on How to Study and Understand the Human-Being // Social Research. 1995. Vol. 62, issue 1. P. 173–174.
- Merckelbach H., Merten T. A Note on Cognitive Dissonance and Malingering // The Clinical Neuropsychologist. 2012. Vol. 26, issue 7. P. 1217–1229. doi: https://doi.org/10.1080/13854046.2012.710252
- Metzger M. J., Hartsell E. H., Flanagin A. J. Cognitive Dissonance or Credibility? A Comparison of Two Theoretical Explanations for Selective Exposure to Partisan News // Communication Research. 2020. Vol. 47, issue 1. P. 3–28. doi: https://doi.org/10.1177/0093650215613136
- Schmeichel B. J., Vohs K. D., Baumeister R. F. Intellectual Performance and Ego Depletion: Role of the Self in Logical Reasoning and Other Information Processing // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 85, issue 1. P. 33–46. doi: https://doi.org/10.1037%2F0022-3514.85.1.33
- Goldberg L. S., Grandey A. A. Display Rules Versus Display Autonomy: Emotion Regulation, Emotional Exhaustion, and Task Performance in a Call Center Simulation // Journal of Occupational Health Psychology. 2007. Vol. 12, issue 3. P. 301–318. doi: https://doi.org/10.1037/1076-8998.12.3.301
- Elliot A. J., Devine P. G. On the Motivational Nature of Cognitive-Dissonance – Dissonance as Psychological Discomfort // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67, issue 3. P. 382–394. doi: https:// doi.org/10.1037/0022-3514.67.3.382
- Hulett J. E. Review of Psychotherapy and Personality Change: Co-ordinated Research Studies in the Client-centered Approach by C. R. Rogers, R. F. Dymond // American Sociological Review. 1955. Vol. 20, issue 3. P. 369–370. doi: https://doi.org/10.2307/2087424
- Cognitive Dissonance in Social Work / S. Burke [et al.] // Journal of Public Child Welfare. 2017. Vol. 11, issue 3. P. 299–317. doi: https://doi.org/10.1080/15548732.2016.1278068
- Corcoran R. P., O’Flaherty J. Executive Function during Teacher Preparation // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 168–175. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.023
- The Relationship of Hardiness and Some Other Relevant Variables to College Performance / S. R. Maddi [et al.] // Journal of Humanistic Psychology. 2012. Vol. 52, issue 2. P. 190–205. doi: https://doi.org/10.1177/0022167811422497
- What Makes a Good Teacher? The Relative Importance of Mathematics Teachers’ Cognitive Ability, Personality, Knowledge, Beliefs, and Motivation for Instructional Quality / F. Baier [et al.] // British Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 89, issue 4. P. 767–786. doi: https://doi.org/10.1111/bjep.12256
- How Does the Learning Environment in Teacher Education Cultivate First Year Student Teachers’ Sense of Professional Agency in the Professional Community? / A. Toom [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 126–136. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013
- Kalman C. S., Lattery M. Editorial: Development of Student Understanding: Focus on Science Education // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02861
- Stepanchenko N., Briskin Y. Dispositional Factors of Personality Professional Development of the Future Teachers of Physical Education and Sport // Physical Education of Students. 2019. Vol. 23, no. 4. P. 202–208. doi: https://doi.org/10.15561/20755279.2019.0407
- Avdeeva M., Tulyakova O. Indicated Factors of Physical Development, Physical Readiness, Functional Condition and Efficiency of Female Students in the Process of Adaptation to Training // Physical Education of Students. 2018. Vol. 22, no. 1. P. 4–11. doi: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0101
- Shawer S. F. Teacher-Driven Curriculum Development at the Classroom Level: Implications for Curriculum, Pedagogy and Teacher Training // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 296–313. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.017
- Hammerness K., Klette K. Indicators of Quality in Teacher Education: Looking at Features of Teacher Education from an International Perspective // International Perspectives on Education and Society. 2015. Vol. 27. P. 239–277. doi: https://doi.org/10.1108/S1479-367920140000027013
- Formation of Social Tolerance among Future Teachers / R. S. Nagovitsyn, D. K. Bartosh, A. Y. Ratsimor, Y. G. Maksimov // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, issue 4. P. 754–763. doi: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.754
- Carpenter C. J. Cognitive Dissonance, Ego-Involvement, and Motivated Reasoning // Annals of the International Communication Association. 2019. Vol. 43, issue 1. P. 1–23. doi: https://doi.org/10.1080/23808985.2018.1564881
- Klassen R. M., Tze V. M. C. Teachers’ Self-Efficacy, Personality, and Teaching Effectiveness: AMeta-Analysis // Educational Research Review. 2014. Vol. 12. P. 59–76. doi: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2014.06.001
- Roth J. J., Pierce M., Brewer S. Performance and Satisfaction of Resident and Distance Students in Videoconference Courses // Journal of Criminal Justice Education. 2020. Vol. 31, issue 2. P. 296–310. doi: https://doi.org/10.1080/10511253.2020.1726423
- Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И. Р. Гафуров [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101–112. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112
Дополнительные файлы
