Профессиональная социализация студентов – будущих учителей при реализации видеоконференцсвязи

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Несмотря на многочисленность публикаций по внедрению дистанционных технологий, практически отсутствуют исследования по систематическому анализу различных форм видеоконференцсвязи, которые поддерживают образовательные технологии и служат практическим ориентиром для преподавателей в профессиональной подготовке учителей. Цель исследования – проанализировать опыт реализации видеоконференцсвязи в различных формах взаимодействия, выявить и экспериментально проверить эффективность их внедрения в процессе профессиональной социализации студентов – будущих учителей.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода рефлексивно-системного анализа реализации видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке будущих педагогов. На основе анкетирования и метода экспертных оценок реализовано тестирование уровня социальной и психологической адаптивности, профессиональных и поведенческих навыков, социального и эмоционального комфорта студентов. В эксперименте приняли участие 209 обучающихся Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко и Казанского федерального университета.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что при реализации групповой формы видеоконференцсвязи достоверно повышается вовлеченность почти всех студентов в активную коммуникационную деятельность на занятии. Коммуникационная активность в реализации социального и учебного взаимодействия между малыми и большими группами позволила наиболее эффективно сформировать профессиональную социализацию у студентов. Статистический анализ показал, что именно занятия в удаленном формате с помощью видеоконференцсвязи в подгруппах по 4–5 человек оказали наибольший положительный эффект.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие новых форм эффективной коммуникации через социальное и учебное взаимодействие при реализации видеоконференцсвязи. Материалы статьи могут быть полезны в педагогической образовании для повышения уровня вовлеченности студентов в профессиональную подготовку в условиях дистанционного образования.

Об авторах

Роман Сергеевич Наговицын

Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

Автор, ответственный за переписку.
Email: gto18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4471-0875
Scopus Author ID: 56406490800
ResearcherId: N-2363-2016

профессор кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин, доктор педагогических наук, доцент

Россия, Глазов

Роза Алексеевна Валеева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: valeykin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8312-4054
Scopus Author ID: 56114757300

заведующий кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Россия, Казань

Лилия Агзамовна Латыпова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: melilek@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5566-1039
Scopus Author ID: 56115148900

доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, кандидат педагогических наук, доцент

Россия, Казань

Список литературы

  1. Sherman Y. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 21–43. doi: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-21-43
  2. Fostering Student Engagement through a Real-World, Collaborative Project across Disciplines and Institutions / L. Mebert [et al.] // Higher Education Pedagogies. 2020. Vol. 5, issue 1. P. 30–51. doi: https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1750306
  3. Crichton H., Templeton B. Collaboration or Confrontation? An Investigation into the Role of Prior Experiences in the Completion of Collaborative Group Tasks by Student Teachers // European Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 36, issue 1. P. 84–96. doi: https://doi.org/10.1080/02619768.2012.678487
  4. Valeeva R., Kalimullin A. Teacher Education in Russia [Электронный ресурс] // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2019. doi: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446
  5. Le H., Janssen J., Wubbels T. Collaborative Learning Practices: Teacher and Student Perceived Obstacles to Effective Student Collaboration // Cambridge Journal of Education. 2018. Vol. 48, issue 1. P. 103–122. doi: https://doi.org/10.1080/0305764X.2016.1259389
  6. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100–124. URL: https://vo.hse.ru/data/2016/06/28/1115860975/Pinskaya.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
  7. Bozkurt A., Sharma R.C. Emergency Remote Teaching in a Time of Global Crisis due to Corona Virus Pandemic // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15, issue 1. P. i-vi. doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.3778083
  8. Naidu S. It is the Worst – and the Best – of Times! // Distance Education. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 425–428 doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1825929
  9. Adedoyin O. B., Soykan E. COVID-19 Pandemic and Online Learning: The Challenges and Opportunities // Interactive Learning Environments. 2020. doi: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1813180 (In Press.)
  10. Bonk C. J. Bonk C.J. Pandemic Ponderings, 30 Years to Today: Synchronous Signals, Saviours, or Survivors? // Distance Education. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 589–599. doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1 821610
  11. Thompson A. D., Lindstrom D., Schmidt-Crawford D. A. COVID-19 Era: A Time for Us to Lead! // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2020. Vol. 36, issue 4. P. 204–205. doi: https://doi.org/10.1080/21532974.2020.1813238
  12. Al-Samarraie H. A Scoping Review of Videoconferencing Systems in Higher Education: Learning Paradigms, Opportunities, and Challenges // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2019. Vol. 20, issue 3. doi: https://doi.org/10.19173/irrodl.v20i4.4037
  13. Poth R. D. Connecting Technology and Pedagogy // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2019. Vol. 35, issue 3. P. 124–125. doi: https://doi.org/10.1080/21532974.2019.1622916
  14. Digital Competences for Teacher Professional Development. Systematic Review / J. M. FernándezBatanero [et al.] // European Journal of Teacher Education. 2020. doi: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1827389 (In Press.)
  15. Hager K. D. Integrating Technology to Improve Teacher Preparation // College Teaching. 2020. Vol. 68, issue 2. P. 71–78. doi: https://doi.org/10.1080/87567555.2020.1723475
  16. Implications for European Physical Education Teacher Education during the COVID-19 Pandemic: A Cross-institutional SWOT Analysis / W. O’Brien [et al.] // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, issue 4. P. 503–522. doi: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1823963
  17. Virtually in This Together – How Web-Conferencing Systems Enabled A New Virtual Togetherness during the COVID-19 Crisis / J. Hacker [et al.] // European Journal of Information Systems. 2020. Vol. 29, issue 5. P. 563–584. doi: https://doi.org/10.1080/0960085X.2020.1814680
  18. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86–100. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
  19. Basaran B., Yalman M. Examining University Students’ Attitudes towards Using Web-Conferencing Systems in Distance Learning Courses: A Study on Scale Development and Application // Knowledge Management and E-Learning. 2020. Vol. 12, no. 2. P. 209–230. doi: https://doi.org/10.34105/j.kmel.2020.12.011
  20. Kuo Y. C., Kuo Y. T. Preservice Teachers’ Mobile Learning Experience: An Exploratory Study of iPadEnhanced Collaborative Learning // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2020. Vol. 36, issue 2. P. 111–123. doi: https://doi.org/10.1080/21532974.2020.1719380
  21. Михайлов О. В., Денисова Я. В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 65–76. doi: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
  22. Student Assessment of Online Tools to Foster Engagement during the COVID-19 Quarantine / K. R. Lima [et al.] // Advances in Physiology Education. 2020. Vol. 44, issue 4. P. 679–683. doi: https://doi.org/10.1152/advan.00131.2020
  23. Correia A., Liu C., Xu F. Evaluating Videoconferencing Systems for the Quality of the Educational Experience // Distance Education. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 429–452. doi: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1821607
  24. Utilizing Zoom Breakout Rooms to Expose Preclerkship Medical Students to TeleMedicine Encounters / J. Rucker [et al.] // Medical Science Educator. 2020. Vol. 30, issue 4. P. 1359–1360. doi: https://doi.org/10.1007/s40670-020-01113-w
  25. Almomani J. A., Alnasraween M. S., Almosa N. A. Evaluating the Distance University Education Experience after Using the Zoom Application in Jordan from the Student’s Point of View // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 11B. P. 6239–6247. doi: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082262
  26. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ / И. Н. Погожина [и др.] // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 60–94. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
  27. Model of the System of Raising the Social Status of the Teacher in the Region on the Basis of a Pedagogical University / R. S. Nagovitsyn [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, issue 2. P. 315–327. doi: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.315
  28. Festinger L. Reflections on How to Study and Understand the Human-Being // Social Research. 1995. Vol. 62, issue 1. P. 173–174.
  29. Merckelbach H., Merten T. A Note on Cognitive Dissonance and Malingering // The Clinical Neuropsychologist. 2012. Vol. 26, issue 7. P. 1217–1229. doi: https://doi.org/10.1080/13854046.2012.710252
  30. Metzger M. J., Hartsell E. H., Flanagin A. J. Cognitive Dissonance or Credibility? A Comparison of Two Theoretical Explanations for Selective Exposure to Partisan News // Communication Research. 2020. Vol. 47, issue 1. P. 3–28. doi: https://doi.org/10.1177/0093650215613136
  31. Schmeichel B. J., Vohs K. D., Baumeister R. F. Intellectual Performance and Ego Depletion: Role of the Self in Logical Reasoning and Other Information Processing // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 85, issue 1. P. 33–46. doi: https://doi.org/10.1037%2F0022-3514.85.1.33
  32. Goldberg L. S., Grandey A. A. Display Rules Versus Display Autonomy: Emotion Regulation, Emotional Exhaustion, and Task Performance in a Call Center Simulation // Journal of Occupational Health Psychology. 2007. Vol. 12, issue 3. P. 301–318. doi: https://doi.org/10.1037/1076-8998.12.3.301
  33. Elliot A. J., Devine P. G. On the Motivational Nature of Cognitive-Dissonance – Dissonance as Psychological Discomfort // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67, issue 3. P. 382–394. doi: https:// doi.org/10.1037/0022-3514.67.3.382
  34. Hulett J. E. Review of Psychotherapy and Personality Change: Co-ordinated Research Studies in the Client-centered Approach by C. R. Rogers, R. F. Dymond // American Sociological Review. 1955. Vol. 20, issue 3. P. 369–370. doi: https://doi.org/10.2307/2087424
  35. Cognitive Dissonance in Social Work / S. Burke [et al.] // Journal of Public Child Welfare. 2017. Vol. 11, issue 3. P. 299–317. doi: https://doi.org/10.1080/15548732.2016.1278068
  36. Corcoran R. P., O’Flaherty J. Executive Function during Teacher Preparation // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 168–175. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.023
  37. The Relationship of Hardiness and Some Other Relevant Variables to College Performance / S. R. Maddi [et al.] // Journal of Humanistic Psychology. 2012. Vol. 52, issue 2. P. 190–205. doi: https://doi.org/10.1177/0022167811422497
  38. What Makes a Good Teacher? The Relative Importance of Mathematics Teachers’ Cognitive Ability, Personality, Knowledge, Beliefs, and Motivation for Instructional Quality / F. Baier [et al.] // British Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 89, issue 4. P. 767–786. doi: https://doi.org/10.1111/bjep.12256
  39. How Does the Learning Environment in Teacher Education Cultivate First Year Student Teachers’ Sense of Professional Agency in the Professional Community? / A. Toom [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 126–136. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013
  40. Kalman C. S., Lattery M. Editorial: Development of Student Understanding: Focus on Science Education // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02861
  41. Stepanchenko N., Briskin Y. Dispositional Factors of Personality Professional Development of the Future Teachers of Physical Education and Sport // Physical Education of Students. 2019. Vol. 23, no. 4. P. 202–208. doi: https://doi.org/10.15561/20755279.2019.0407
  42. Avdeeva M., Tulyakova O. Indicated Factors of Physical Development, Physical Readiness, Functional Condition and Efficiency of Female Students in the Process of Adaptation to Training // Physical Education of Students. 2018. Vol. 22, no. 1. P. 4–11. doi: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0101
  43. Shawer S. F. Teacher-Driven Curriculum Development at the Classroom Level: Implications for Curriculum, Pedagogy and Teacher Training // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 296–313. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.017
  44. Hammerness K., Klette K. Indicators of Quality in Teacher Education: Looking at Features of Teacher Education from an International Perspective // International Perspectives on Education and Society. 2015. Vol. 27. P. 239–277. doi: https://doi.org/10.1108/S1479-367920140000027013
  45. Formation of Social Tolerance among Future Teachers / R. S. Nagovitsyn, D. K. Bartosh, A. Y. Ratsimor, Y. G. Maksimov // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, issue 4. P. 754–763. doi: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.754
  46. Carpenter C. J. Cognitive Dissonance, Ego-Involvement, and Motivated Reasoning // Annals of the International Communication Association. 2019. Vol. 43, issue 1. P. 1–23. doi: https://doi.org/10.1080/23808985.2018.1564881
  47. Klassen R. M., Tze V. M. C. Teachers’ Self-Efficacy, Personality, and Teaching Effectiveness: AMeta-Analysis // Educational Research Review. 2014. Vol. 12. P. 59–76. doi: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2014.06.001
  48. Roth J. J., Pierce M., Brewer S. Performance and Satisfaction of Resident and Distance Students in Videoconference Courses // Journal of Criminal Justice Education. 2020. Vol. 31, issue 2. P. 296–310. doi: https://doi.org/10.1080/10511253.2020.1726423
  49. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И. Р. Гафуров [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101–112. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Наговицын Р.С., Валеева Р.А., Латыпова Л.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».