Университеты как источник формирования прекарной занятости
- Авторы: Меренков А.В.1, Антонова Н.Л.1, Бахтин Е.Л.2, Попова Г.И.1,3,4
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
- Уральский государственный экономический университет
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Католический университет Святого Сердца
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023)
- Страницы: 273-288
- Раздел: Профессиональное образование
- Статья получена: 26.05.2025
- Статья одобрена: 26.05.2025
- Статья опубликована: 05.10.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/293646
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.273-288
- ID: 293646
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Высокие темпы социальных изменений, новые вызовы и угрозы привели к трансформации практически всех сфер общественной жизни, в том числе оказав значительное влияние на рынок труда, характер и содержание профессионально-трудовой деятельности, подготовку специалистов в высшей школе. В этих условиях перед современными университетами ставятся задачи формирования нового типа выпускника, способного оперативно включаться в разные по содержанию и характеру виды и формы трудовой деятельности. Вместе с этим вузы становятся «фабриками» по производству и воспроизводству выпускников, ориентированных на прекарную занятость, поскольку неопределенность содержания и характера труда, вызванная глобальными трансформациями на рынке труда, переориентирует систему высшего образования, меняя вектор образовательной деятельности. Цель статьи – анализ ориентаций молодежи на прекарную занятость и выявление роли университетов в их становлении.
Материалы и методы. Эмпирико-социологическое исследование было проведено в 2021 г. Методом анкетирования опрошено 716 студентов вузов г. Екатеринбург. Для глубинного понимания становления ориентаций на прекарную занятость и определение роли университетов применялись полуформализованные интервью с молодежью, деятельность на рынке труда которой можно охарактеризовать как нетипичную занятость, а также с руководителями образовательных программ и кураторами проектной деятельности Уральского федерального университета. В работе также используются результаты исследования, проведенного в 2020–2021 гг., объектом которого стали выпускники вузов Уральского региона.
Результаты исследования. Неопределенность на рынке труда, вторичная занятость и вовлечение в проектную деятельность в процессе обучения в вузе становятся факторами выбора предпочтений студентов в профессионально-трудовой деятельности: готовность к частой смене содержания труда, нетипичным формам занятости, ненормированному рабочему дню, свободному графику работы.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы расширяют представления о потребностях молодежи на рынке труда и трансформации университетского образования в условиях неопределенности. Материалы статьи вносят вклад в развитие социологического знания и могут быть полезны управленческо-административным структурам российских вузов.
Ключевые слова
Об авторах
Анатолий Васильевич Меренков
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Email: anatoly.mer@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5900-0863
доктор философских наук, заведующий кафедрой прикладной социологии
Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19Наталья Леонидовна Антонова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Email: n.l.antonova@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2063-4970
доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии
Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19Евгений Леонидович Бахтин
Уральский государственный экономический университет
Email: e.l.bakhtin@usue.ru
ORCID iD: 0000-0003-2688-3238
кандидат социологических наук, заведующий социологической лабораторией
Россия, 620000, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45Галина Ильинична Попова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Католический университет Святого Сердца
Автор, ответственный за переписку.
Email: gipopova@edu.hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-8670
студент магистратуры факультета экономических наук, бакалавр математики, студент по обмену
Россия, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; Италия, 20123, г. Милан, ул. Л. А. Джемелли, д. 1Список литературы
- Анисимов Р. И. Прекаризированная занятость в России: опыт определения основных индикаторов // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 64–72. https://doi.org/10.31857/S013216250006652-0
- Магун В. С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России. 1998. Т. 7, № 4. С. 113–144. URL: https://mirros.hse.ru/article/view/5427 (дата обращения: 22.12.2022).
- Theory Z: How American Business can meet the Japanese W. Ouchi Reading, MA: Addison-Wesley // Group & Organization Studies. 1981. Vol. 6, issue 3. P. 386–388. https://doi.org/10.1177/105960118100600316
- Салтык Г. А., Лукаш А. И. Становление корпоративной культуры в советской и постсоветской России: история и современность // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). C. 81–88. URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/51 (дата обращения: 20.05.2022).
- Тощенко Ж. Т. Прекариат – новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3–13. URL: https://www.socis.isras.ru/files/File/2015/2015_6/Toshechenko.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
- Бобков В. Н. Неустойчивая занятость в Российской Федерации: состояние и направления снижения // Народонаселение. 2019. Т. 22, № 2. С. 91–104. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00018
- Kalleberg A. L. Precarious Work, Insecure Workers: Employment Relations in Transition // American Sociological Review. 2009. Vol. 74, issue 1. P. 1–22. https://doi.org/10.1177/000312240907400101
- Measuring Precarious Employment in Times of Crisis: The Revised Employment Precariousness Scale (EPRES) in Spain / A. Vives [et al.] // Gaceta Sanitaria. 2015. Vol. 29, issue 5. P. 379–382. https://doi.org/10.1016/j.gaceta.2015.06.008
- Precarious Employment, Psychosocial Risk Factors and Poor Mental Health: A Cross-Sectional Mediation Analysis / F. M. Rivero [et al.] // Safety Science. 2021. Vol. 143. Article no. 105439. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2021.105439
- The Employment Precariousness Scale (EPRES): Psychometric Properties of a New Tool for Epidemiological Studies among Waged and Salaried Workers / A. Vives [et al.] // Occupational and Environmental Medicine. 2010. Vol. 67. P. 548–555. https://doi.org/10.1136/oem.2009.048967
- Анисимов Р. И. Труд в эпоху неопределенности // Социологические исследования. 2017. Вып. 11. С. 44–52. https://doi.org/10.7868/S013216251711006X
- Любенкова Е. П., Любенкова А. С. Современные проблемы развития молодежного рынка труда в Российской Федерации // Крымский экономический вестник. 2014. № 2 (09). С. 131–133. EDN: SIFRPL
- Хлопина С. Ю. Анализ потребности в выпускниках профессионального образования на рынке труда Свердловской области // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5,
- № 4. С. 85–89. URL: https://vestnik.susu.ru/ped/article/view/64 (дата обращения: 12.01.2023). Student Internships and Employment Opportunities after Graduation: A Field Experiment / B. S. Baert [et al.] // Economics of Education Review. 2021. Vol. 83. Article no. 102141. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2021.102141
- Чекмарев В. В., Губин В. А. Мировой социально-экономический контекст высшего образования (обзор книг Бёртона Р. Кларка) // Экономика образования. 2013. № 1. С. 131–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-sotsialno-ekonomicheskiy-kontekst-vysshego-obrazovaniya-obzor-knig-byortona-r-klarka/viewer (дата обращения: 12.01.2023).
- Малышева А. А., Невраева И. В. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей // Известия Томского политехнического университета. 2006. № 8. С. 55–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-molodyh-vypusknikov-vuzov-glazami-rabotodateley/viewer (дата обращения: 12.01.2023).
- Подольский О. А. Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 96–103. URL: https://clck.ru/34LPLQ (дата обращения: 12.01.2023).
- Степанова Ю. Б. Успешное трудоустройство в представления выпускников образовательных организаций высшего образования (по результатам социологических исследований) // Среднерусский вестник общественных наук. Сер.: Социология. 2017. Т. 12, № 6. С. 75–83. URL: https://orel.ranepa.ru/upload/iblock/1fb/StepanovaYB.pdf (дата обращения: 12.01.2023).
- Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122. URL: https://www.socis.isras.ru/article/5225 (дата обращения: 12.01.2023).
- Меренков А. В., Сандлер Д. Г., Шарвин В. С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 116–142. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-116-142
- Ситникова И. В. Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 61–77. 9354/2019.4.5
- Борисова А. А., Белоногов А. А., Глушкова Ю. В. Трудоустройство выпускников вузов: смена приоритетов поиска профессиональной реализации // Экономика труда. 2022. Т. 9, № 3. С. 675–688. https://doi.org/10.18334/et.9.3.114327
- Агарков Г. А., Сандлер Д. Г., Сущенко А. Д. Финансовая и социальная успешность выпускников университетов в Уральском регионе. Проблемы и пути решения // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 4. С. 1312–1326. https://doi.org/10.17059/2018-4-20
- Абрамова С. Б., Антонова Н. Л., Пименова О. И. Привлекательность города как фактор территориальной мобильности в оценках студентов (на примере города Екатеринбурга) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 1. С. 97–123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-97-123
Дополнительные файлы
