Стратегии профессионально-образовательного выбора абитуриентов технических вузов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. На современном рынке труда остро ощущается нехватка трудовых ресурсов, особенно с инженерной квалификацией. Учитывая, что значительная часть студентов вузов по различным причинам не доходит до стадии получения диплома, существенное значение приобретает эффективное расходование средств федерального бюджета на подготовку технических специалистов высшего звена. Цель исследования заключается в выявлении основных стратегий выбора вуза у первокурсников вузов – участников программы «Приоритет-2030».

Материалы и методы. Объектом исследования являются студенты 1 курса (n = 1 888) вузов – участников программы «Приоритет-2030». В качестве основного метода сбора первичных эмпирических данных использовался анкетный метод, реализованный в виде онлайн-опроса (май 2023 г.). Также применялся традиционный анализ статистических источников Министерства науки и высшего образования России за период 2018–2022 гг.

Результаты исследования. Определены основные мотивы и факторы, влияющие на стратегию профессионально-образовательного выбора высшего учебного заведения: характеристики вуза (его тип и академический авторитет, положение в рейтингах университетов, его транспортная доступность и наличие общежития), перспективы дальнейшего трудоустройства по полученной специальности, а также материальные возможности семьи абитуриента, основные траектории поступления в университет. Сформулированы наиболее актуальные аспекты привлекательности вуза для абитуриентов. В исследовании впервые представлены профессионально-образовательные стратегии абитуриентов вузов – участников программы «Приоритет-2030», выделено частное и общее в стратегиях, системах ценностных, карьерных и прагматических устремлений, влияющих на выбор вуза абитуриентами.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторские выводы вносят вклад в развитие научных подходов к исследованию тенденций развития профессионального образования, теории и практики организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, проблемы профессионального самоопределения и профориентации, методики сопровождения профессионального выбора обучающихся на этапе выбора профессиональной деятельности. Материалы статьи могут быть полезны российским вузам при разработке эффективной системы профориентационной работы.

Об авторах

Раиса Морадовна Петрунева

Волгоградский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: raisa.petrunyova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8834-5745
Scopus Author ID: 55982107900

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, культуры и социологии

Россия, г. Волгоград

Надежда Андреевна Овчар

Волгоградский государственный технический университет

Email: onadine@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7945-9903
Scopus Author ID: 57200533604

кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии

Россия, г. Волгоград

Марина Дмитриевна Мартынова

МГУ им. Н. П. Огарёва

Email: martynovamd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1244-9721

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Сорокина Н. Д. Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 3. С. 63–77. https://doi. org/10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-5
  2. Деханова Н. Г., Холоденко Ю. А. Социальные вызовы цифровой революции // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 4. С. 39–45. URL: https://www.urvak.ru/articles/probl-5059-vypusk-4-sotsialnye-vyzovy-tsifrovoy-re/ (дата обращения: 01.09.2023).
  3. Ахметов Л. Г., Асхадуллина Н. Н., Колпаков Е. А. Анализ направлений и тенденций профессиональной ориентации и формирования личностного самоопределения будущих инженеров к выбранной профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 73, ч. 2. С. 24–26. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5323/Выпуск%2073%20часть%202,%202021%20год.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
  4. Герус Е. А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 115–123. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123
  5. Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Концепт. 2013. № 1. С. 91–95. URL: https://e-koncept.ru/2013/13019.htm (дата обращения: 01.09.2023).
  6. Андрущак Г. В., Натхов Т. В. Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 64–87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-3-64-87
  7. Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.
  8. Предпочтения волгоградских старшеклассников при выборе высшего профессионального образования / Е. В. Мельникова [и др.] // PRIMO ASPECTU. 2023. № 2 (54). С. 29–36. https://doi.org/10.35211/25002635-2023-2-54-29-36
  9. Mohobelo M. I., Mashinini P. M., Mushwana B. N. Investigating and Evaluating Factors Influencing Undergraduate Engineering Students’ Choice of University // 2022 IEEE IFEES World Engineering Education Forum – Global Engineering Deans Council (WEEF-GEDC). Cape Town, South Africa, 2022. P. 1–4. https://doi. org/10.1109/WEEF-GEDC54384.2022.9996213
  10. Reed B., Case J. Factors Influencing Learners’ Choice of Mechanical Engineering as a Career // African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education. 2003. Vol. 7, issue 1. P. 73–83. https:// doi.org/10.1080/10288457.2003.10740550
  11. Рябоконь М. В. Модели поведения абитуриентов при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2016. № 4 (44). С. 177–185. URL: http://www. vestnik-soc.unn.ru/ru/nomera?anum=9938 (дата обращения: 01.09.2023).
  12. Kier M. W., Blanchard M. R. Eliciting Students’ Voices Through STEM Career Explorations // International Journal of Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 19. P. 151–169. https://doi.org/10.1007/s10763019-10042-z
  13. Kamp A. Engineering Education in the Rapidly Changing World: Rethinking the Vision for Higher Engineering Education. 2nd ed. Delft : TU Delft, 2016. 92 p. https://doi.org/10.59490/mg.71
  14. Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 3 (11). https://doi.org/10.15393/j5.art.2015.2922
  15. Васенина И. В., Липатова М. Е., Сушко В. А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2019. Т. 25, № 4. С. 102–123. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123
  16. Абдрахманова Л. В., Никонова Э. И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. Сер.: Социология. 2017. № 3. С. 113–116. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyayuschie-na-vybor-vuza-abiturientom/viewer (дата обращения: 01.09.2023).
  17. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения / И. А. Скалабан [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 50–62. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62
  18. Baker S., Brown B. Images of Excellence: Constructions of Institutional Prestige and Reflections in the University Choice Process // British Journal of Sociology of Education. 2007. Vol. 28, issue 3. P. 377–391. https:// doi.org/10.1080/01425690701253455
  19. Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Особенности потребительского поведения на рынке услуг высшего образования // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). EDN: SQWKTX
  20. Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26–40. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/education-trends (дата обращения: 01.09.2023).
  21. Olson R., Ngo T. T., Lord S. M. Comparing First-year Student Attitudes towards Engineering across a Liberal Arts University. In: 2013 ASEE Annual Conference & Exposition. Georgia; 2013. https://doi.org/10.18260/1-2--19324
  22. Obermeit K. Students’ Choice of Universities in Germany: Structure, Factors and Information Sources Used // Journal of Marketing for Higher Education. 2012. Vol. 22, issue 2. P. 206–230. https://doi.org/10.1080/0 8841241.2012.737870
  23. Gille M., Moulignier R., Kövesi K. Understanding the Factors Influencing Students’ Choice of Engineering School // European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47, issue 2. P. 245–258. https://doi.org/10.1080/03043797.2021.1993795
  24. К вопросу о безопасности городского общественного транспорта в городе-миллионнике: мнение студентов Волгограда / Р. М. Петрунева [и др.] // PRIMO ASPECTU. 2022. № 1 (49). C. 23–31. https://doi. org/10.35211/2500-2635-2022-1-49-23-31
  25. Cliff A. A Qualitative Review of Study Behaviour before and during the First Year of Engineering Studies // Higher Education. 1995. Vol. 29. P. 169–181. https://doi.org/10.1007/bf01383837
  26. Onsongo W.M. Assessing the Impact of Academic Support: University of the Witwatersrand FirstYear Engineering // South African Journal of Higher Education. 2006. Vol. 20, no. 2. P. 273–287. https://doi. org/10.4314/sajhe.v20i2.25573
  27. Sia J. K. M. Recruiting Higher Education Students: A Systematic Review of the College Selection Process Models // International Journal of Education Economics and Development. 2011. Vol. 2, no. 2. P. 179–192. https://doi.org/10.1504/IJEED.2011.040411
  28. de Wit H. Internationalization in Higher Education, a Critical Review // SFU Educational Review. 2019. Vol. 12, no. 3. P. 9–17. https://doi.org/10.21810/sfuer.v12i3.1036
  29. Недосека Е. В., Шарова Е. Н. Профессионально-образовательные стратегии студентов СПО (по материалам опроса в Мурманской области) // Арктика и Север. 2022. № 49. С. 193–210. https://doi. org/10.37482/issn2221-2698.2022.49.193

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петрунева Р.М., Овчар Н.А., Мартынова М.Д., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».