Стратегии профессионально-образовательного выбора абитуриентов технических вузов
- Авторы: Петрунева Р.М.1, Овчар Н.А.1, Мартынова М.Д.2
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 81-97
- Раздел: Социология образования
- Статья получена: 23.03.2025
- Статья одобрена: 23.03.2025
- Статья опубликована: 15.03.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/284681
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.081-097
- ID: 284681
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. На современном рынке труда остро ощущается нехватка трудовых ресурсов, особенно с инженерной квалификацией. Учитывая, что значительная часть студентов вузов по различным причинам не доходит до стадии получения диплома, существенное значение приобретает эффективное расходование средств федерального бюджета на подготовку технических специалистов высшего звена. Цель исследования заключается в выявлении основных стратегий выбора вуза у первокурсников вузов – участников программы «Приоритет-2030».
Материалы и методы. Объектом исследования являются студенты 1 курса (n = 1 888) вузов – участников программы «Приоритет-2030». В качестве основного метода сбора первичных эмпирических данных использовался анкетный метод, реализованный в виде онлайн-опроса (май 2023 г.). Также применялся традиционный анализ статистических источников Министерства науки и высшего образования России за период 2018–2022 гг.
Результаты исследования. Определены основные мотивы и факторы, влияющие на стратегию профессионально-образовательного выбора высшего учебного заведения: характеристики вуза (его тип и академический авторитет, положение в рейтингах университетов, его транспортная доступность и наличие общежития), перспективы дальнейшего трудоустройства по полученной специальности, а также материальные возможности семьи абитуриента, основные траектории поступления в университет. Сформулированы наиболее актуальные аспекты привлекательности вуза для абитуриентов. В исследовании впервые представлены профессионально-образовательные стратегии абитуриентов вузов – участников программы «Приоритет-2030», выделено частное и общее в стратегиях, системах ценностных, карьерных и прагматических устремлений, влияющих на выбор вуза абитуриентами.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторские выводы вносят вклад в развитие научных подходов к исследованию тенденций развития профессионального образования, теории и практики организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, проблемы профессионального самоопределения и профориентации, методики сопровождения профессионального выбора обучающихся на этапе выбора профессиональной деятельности. Материалы статьи могут быть полезны российским вузам при разработке эффективной системы профориентационной работы.
Об авторах
Раиса Морадовна Петрунева
Волгоградский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: raisa.petrunyova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8834-5745
Scopus Author ID: 55982107900
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, культуры и социологии
Россия, г. ВолгоградНадежда Андреевна Овчар
Волгоградский государственный технический университет
Email: onadine@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7945-9903
Scopus Author ID: 57200533604
кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии
Россия, г. ВолгоградМарина Дмитриевна Мартынова
МГУ им. Н. П. Огарёва
Email: martynovamd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1244-9721
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Россия, г. СаранскСписок литературы
- Сорокина Н. Д. Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 3. С. 63–77. https://doi. org/10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-5
- Деханова Н. Г., Холоденко Ю. А. Социальные вызовы цифровой революции // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 4. С. 39–45. URL: https://www.urvak.ru/articles/probl-5059-vypusk-4-sotsialnye-vyzovy-tsifrovoy-re/ (дата обращения: 01.09.2023).
- Ахметов Л. Г., Асхадуллина Н. Н., Колпаков Е. А. Анализ направлений и тенденций профессиональной ориентации и формирования личностного самоопределения будущих инженеров к выбранной профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 73, ч. 2. С. 24–26. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5323/Выпуск%2073%20часть%202,%202021%20год.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
- Герус Е. А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 115–123. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-115-123
- Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Концепт. 2013. № 1. С. 91–95. URL: https://e-koncept.ru/2013/13019.htm (дата обращения: 01.09.2023).
- Андрущак Г. В., Натхов Т. В. Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 64–87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-3-64-87
- Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.
- Предпочтения волгоградских старшеклассников при выборе высшего профессионального образования / Е. В. Мельникова [и др.] // PRIMO ASPECTU. 2023. № 2 (54). С. 29–36. https://doi.org/10.35211/25002635-2023-2-54-29-36
- Mohobelo M. I., Mashinini P. M., Mushwana B. N. Investigating and Evaluating Factors Influencing Undergraduate Engineering Students’ Choice of University // 2022 IEEE IFEES World Engineering Education Forum – Global Engineering Deans Council (WEEF-GEDC). Cape Town, South Africa, 2022. P. 1–4. https://doi. org/10.1109/WEEF-GEDC54384.2022.9996213
- Reed B., Case J. Factors Influencing Learners’ Choice of Mechanical Engineering as a Career // African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education. 2003. Vol. 7, issue 1. P. 73–83. https:// doi.org/10.1080/10288457.2003.10740550
- Рябоконь М. В. Модели поведения абитуриентов при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2016. № 4 (44). С. 177–185. URL: http://www. vestnik-soc.unn.ru/ru/nomera?anum=9938 (дата обращения: 01.09.2023).
- Kier M. W., Blanchard M. R. Eliciting Students’ Voices Through STEM Career Explorations // International Journal of Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 19. P. 151–169. https://doi.org/10.1007/s10763019-10042-z
- Kamp A. Engineering Education in the Rapidly Changing World: Rethinking the Vision for Higher Engineering Education. 2nd ed. Delft : TU Delft, 2016. 92 p. https://doi.org/10.59490/mg.71
- Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 3 (11). https://doi.org/10.15393/j5.art.2015.2922
- Васенина И. В., Липатова М. Е., Сушко В. А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2019. Т. 25, № 4. С. 102–123. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123
- Абдрахманова Л. В., Никонова Э. И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. Сер.: Социология. 2017. № 3. С. 113–116. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyayuschie-na-vybor-vuza-abiturientom/viewer (дата обращения: 01.09.2023).
- Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения / И. А. Скалабан [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 50–62. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62
- Baker S., Brown B. Images of Excellence: Constructions of Institutional Prestige and Reflections in the University Choice Process // British Journal of Sociology of Education. 2007. Vol. 28, issue 3. P. 377–391. https:// doi.org/10.1080/01425690701253455
- Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Особенности потребительского поведения на рынке услуг высшего образования // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). EDN: SQWKTX
- Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26–40. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/education-trends (дата обращения: 01.09.2023).
- Olson R., Ngo T. T., Lord S. M. Comparing First-year Student Attitudes towards Engineering across a Liberal Arts University. In: 2013 ASEE Annual Conference & Exposition. Georgia; 2013. https://doi.org/10.18260/1-2--19324
- Obermeit K. Students’ Choice of Universities in Germany: Structure, Factors and Information Sources Used // Journal of Marketing for Higher Education. 2012. Vol. 22, issue 2. P. 206–230. https://doi.org/10.1080/0 8841241.2012.737870
- Gille M., Moulignier R., Kövesi K. Understanding the Factors Influencing Students’ Choice of Engineering School // European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47, issue 2. P. 245–258. https://doi.org/10.1080/03043797.2021.1993795
- К вопросу о безопасности городского общественного транспорта в городе-миллионнике: мнение студентов Волгограда / Р. М. Петрунева [и др.] // PRIMO ASPECTU. 2022. № 1 (49). C. 23–31. https://doi. org/10.35211/2500-2635-2022-1-49-23-31
- Cliff A. A Qualitative Review of Study Behaviour before and during the First Year of Engineering Studies // Higher Education. 1995. Vol. 29. P. 169–181. https://doi.org/10.1007/bf01383837
- Onsongo W.M. Assessing the Impact of Academic Support: University of the Witwatersrand FirstYear Engineering // South African Journal of Higher Education. 2006. Vol. 20, no. 2. P. 273–287. https://doi. org/10.4314/sajhe.v20i2.25573
- Sia J. K. M. Recruiting Higher Education Students: A Systematic Review of the College Selection Process Models // International Journal of Education Economics and Development. 2011. Vol. 2, no. 2. P. 179–192. https://doi.org/10.1504/IJEED.2011.040411
- de Wit H. Internationalization in Higher Education, a Critical Review // SFU Educational Review. 2019. Vol. 12, no. 3. P. 9–17. https://doi.org/10.21810/sfuer.v12i3.1036
- Недосека Е. В., Шарова Е. Н. Профессионально-образовательные стратегии студентов СПО (по материалам опроса в Мурманской области) // Арктика и Север. 2022. № 49. С. 193–210. https://doi. org/10.37482/issn2221-2698.2022.49.193
Дополнительные файлы
