Анализ динамики учебной деятельности первоклассников с интеллектуальными нарушениями

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Рассматривается вопрос образовательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, актуальность которого диктуется поиском факторов эффективности учебного процесса. В теории и практике коррекционного обучения испытуемых большое внимание уделяется их учебным умениям, однако впервые исследуется наиболее значимые в динамике соотношения возможностей и достижений при овладении содержанием адаптированной программы обучения. Цель исследования – анализ возможностей обучения и результатов выполнения первоклассниками с интеллектуальными нарушениями учебных заданий по предметным областям адаптированных программ.

Материалы и методы. Выборка включала 95 первоклассников с интеллектуальными нарушениями. Для изучения возможностей обучения и результатов выполнения учебных заданий применялось стандартизированное наблюдение. С целью анализа результатов выполнения учебных заданий в соответствии с предметными областями адаптированных программ обучения было проведено педагогическое тестирование. При обработке результатов исследования использовались T-критерий Вилкоксона, корреляционный анализ по Спирмену, факторный анализ по методу главных компонент с последующим вращением матрицы по типу varimax-normalized, версия Statistica 10.

Результаты исследования. Выявлены статистически значимые различия в структуре корреляционных связей между возможностями обучения и результатами выполнения учебных заданий по предметным областям адаптированных программ на текущем и промежуточном срезах у испытуемых. Отмечена вариативность факторной структуры возможностей обучения и результатов выполнения учебных заданий по предметным областям. Обнаружены очевидные преимущества практико-ориентированных умений при выполнении предметных (изобразительная деятельность, музыка, ручной труд и др.) и вербальных заданий, что позволяет рассматривать значимость первых в обучении первоклассников с интеллектуальными нарушениями.

Обсуждение и заключение. Результаты эмпирического исследования вносят существенный вклад в специальную педагогику, в ее методический ресурс, поскольку расширяют представления не только о возможностях и результатах обучения современных школьников с интеллектуальными нарушениями, но конкретизируют определяющие факторы динамики их учебной деятельности.

Об авторах

Алла Васильевна Закрепина

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: zakrepina@ikp.email
ORCID iD: 0000-0002-5757-2371
Scopus Author ID: 57205484762
ResearcherId: J-2047-2016

заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования

Россия, Москва

Татьяна Юрьевна Бутусова

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Email: butusova@ikp.email
ORCID iD: 0000-0002-8893-4275
ResearcherId: AAC-9446-2021

старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, кандидат педагогических наук

Россия, Москва

Елена Александровна Кинаш

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Email: kinash@ikp.email
ORCID iD: 0000-0003-0747-9790

старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, кандидат педагогических наук, доцент

Россия, Москва

Алена Игоревна Камелькова

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Email: kamelkova@ikp.email
ORCID iD: 0000-0003-0767-7826
ResearcherId: AAC-8917-2021

младший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

Россия, Москва

Список литературы

  1. Елшанский С. П. Психофизиологические факторы когнитивной эффективности обучения // Психология обучения. 2020. № 5. С. 4–11. URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=po052020 (дата обращения: 10.10.2021).
  2. Кузнецова Е. Н. Особенности развития когнитивной сферы учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 10 (54). С. 322–328. doi: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-28
  3. Голенкова З. Т., Кошарная Г. Б., Кошарный В. П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 262–273. doi: http://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.262-273
  4. Самсоненко Л. С. Особенности способности к прогнозированию у обучающихся старшего школьного возраста // Психология обучения. 2021. № 3. С. 33–42. URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=po032021 (дата обращения: 10.10.2021).
  5. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия учебных заданий детьми 6 лет // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 56–62.
  6. Кашкевич Е. И., Бережная О. В. Особенности познавательной мотивации старших школьников в зависимости от долгосрочных целей профессионального самоопределения // Психология обучения. 2020. № 1. С. 24–36. URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=po012020 (дата обращения: 10.10.2021).
  7. Полякова И. В. Точность восприятия и произвольная саморегуляция младшего школьника: психологические особенности взаимосвязи // Психология обучения. 2020. № 4. С. 4–14. URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=po042020&lng=ru (дата обращения: 10.10.2021).
  8. Колишев Н. С., Славутская Е. В., Славутский Л. А. Динамика структурирования личностных черт учащихся при переходе в основную общеобразовательную школу // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 390–403. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.390-403
  9. Хаирова С. И., Ислямова Э. А. Программа организации учебной деятельности в начальных классах с учетом индивидуальных познавательных особенностей // StudNet. 2020. Т. 3, № 12. С. 613–620.
  10. Джуманова В. Е., Блинова Л. Н. Создание коррекционно-развивающей среды образовательной организации в целях успешной реализации адаптированной основной общеобразовательной программы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 4. С. 45–50. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=84217&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  11. Психолого-педагогические условия повышения познавательной активности младших школьников / Л. Г. Дмитриева [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. C. 129–134. doi: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-129-134
  12. Елшанский С. П. Антропоподобные алгоритмы в когнитивном обучении // Психология обучения. 2020. № 2. С. 4–11. URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=po022020 (дата обращения: 10.10.2021).
  13. Елшанский С.П. Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 97–106. doi: http://doi.org/10.24411/2712-827X-2020-10110
  14. Сорокоумова Е. А., Попова В. К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 2. С. 6–10. URL: https://www.j-chr.com/jour/article/view/83 (дата обращения: 10.10.2021).
  15. Хубиева Ф. Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 194–196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 10.10.2021).
  16. Бахвалова Е. В., Микляева А. В. Социально-психологические предикторы успешной интеграции воспитанников детского дома в массовую школу // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1. С. 110–126. doi: http://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.110-126
  17. Ремезова Л. А., Буковцева Н. И. Особенности формирования и оценивания познавательных универсальных учебных действий в инклюзивном классе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 7. С. 31–40. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=87524&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  18. Налескина С. М. Деятельность общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 4. С. 39–44. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=84216&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  19. Ильина С. Ю., Зарин А., Чеботова М. А. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 4. С. 4–13. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86477&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  20. Рудакова Е. А., Елисеева Е. Н. Влияние обучения на формирование предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 5. С. 38–46. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86924&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  21. Supporting of Children with Special Needs in Inclusive Environment by the Teachers Collaboration / T. Skrypnyk [et al.] // Pedagogika. 2020. Vol. 138, no. 2. P. 193–208. doi: https://doi.org/10.15823/p.2020.138.11
  22. Алышева Т. В. Организация образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе работы над арифметической задачи 1–4 классах // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 5. С. 13–22. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86921&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  23. Mičić M. B. The Relationship between Students’ Perception of a School as a Caring Community and Academic Motivation // Pedagogika. 2021. Vol. 141, no. 1. P. 214–229. doi: https://doi.org/10.15823/p.2021.141.12
  24. Царев А. М. Актуальные вопросы образования, жизнеустройства и комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития (часть 1) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 15–21. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index. php?ID=84972&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  25. Практические подходы к оценке достижений личностных результатов освоения АООП обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. Д. Вильшанская [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 3. С. 31–38. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=89843&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  26. Комарова С. В., Савельева Г. В., Дуденкова С. С. Вариативность содержания уроков «Речевой практики» в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 22–30. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=84973&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  27. Коробейников И. А., Инденбаум Е. Л. Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения // Дефектология. 2018. № 4. С. 13–21. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=81798&SECTION_ID=38 (дата обращения: 10.10.2021).
  28. Пивоварчик Т. Б. Экспериментальная изучение сформированности жизненных навыков детей с тяжелыми множественными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 1. С. 20–29. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=85593&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  29. Кузьмина Т. И. Кейс-методика «ситуации» (взрослый вариант) в диагностике компонентов «Я» лиц с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 3. С. 67–77. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86185&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  30. Микляева Н. В. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов (часть 2) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 3. С. 58–66. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86184&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  31. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Мониторинг достижений развития обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями (по окончании первого года обучения) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 4. С. 55–69. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86482&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  32. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Мониторинг результатов обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями: методика промежуточного контроля // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 3. С. 44–57. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86183&SECTION_ID=37 (дата обращения: 10.10.2021).
  33. Cognitive Activation in Experimental Situations in Kindergarten and Primary School / L. Von Kotzebue // International Journal of Science Education. 2020. Vol. 6, issue 2. P. 284–298. doi: https://doi.org/10.46328/ijres.v6i2.885
  34. Mero Piedra A. L. Playful Practices with Children with Intellectual Disabilities // West East Journal of Social Sciences. 2020.Vol. 9, issue 1. P. 9–22. doi: https://doi.org/10.36739/wejss.2020.v9.i1.38
  35. Gafurova M. A. Intellectual And Cognitive Activities of School Pupils // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2021. Vol. 03, issue 2. P. 447–450. doi: https://doi.org/10.37547/tajssei/Volume03Issue02-70
  36. Paes T. M., Tsapali M., Ellefson M. R. Studying Cognitive Development in School‐Aged Children // The Encyclopedia of Child and Adolescent Development ; eds S. Hupp, J. Jewell. 2021. doi: https://doi.org/10.1002/9781119171492.wecad107
  37. Showers A. H., Kinsman J. W. Factors That Contribute to College Success for Students with Learning Disabilities // Learning Disability Quarterly. 2017. Vol. 40, issue 2. P. 81–90. doi: https://doi.org/10.1177/0731948717690115
  38. Dessemontet R. S., Bless G., Morin D. Effects of Inclusion on the Academic Achievement and Adaptive Behaviour of Children with Intellectual Disabilities // Journal of Intellectual Disability Research. 2012. Vol. 56, issue 6. P. 579–587. doi: https://doi.org/10.1111/j.1365-2788.2011.01497.x
  39. Early Childhood Cumulative Risk Is Associated with Decreased Global Brain Measures, Cortical Thickness, and Cognitive Functioning in School‐Age Children / E. Chad‐Friedman [et al.] // Developmental Psychobiology. 2021. Vol. 63, issue 2. P. 192–205. doi: https://doi.org/10.1002/dev.21956
  40. Freeman S. F. N, Alkin M. C. Academic and Social Attainments of Children with Mental Retardation in General Education and Special Education Settings // Remedial and Special Education. 2000. Vol. 21, issue 1. P. 3–26. doi: https://doi.org/10.1177/074193250002100102
  41. How Lifestyle Factors Affect Cognitive and Executive Function and the Ability to Learn in Children / J. Jirout [et al.] // Nutrients. 2019. Vol. 11, issue 8. doi: https://doi.org/10.3390/nu11081953
  42. The Cognitive Process and Influence in Learning / E. Parrales, J. Palma, R. Álava, M. Pazmiño // International Journal of Linguistics, Literature and Culture. 2020. Vol. 6, issue 2. P. 59–66. doi: https://doi.org/10.21744/ijllc.v6n2.875
  43. Altman R., Kanagawa L. Academic and Social Engagement of Young Children with Developmental Disabilities in Integrated and Nonintegrated Settings // Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. 1994. Vol. 29, no. 3. P. 184–193. URL: https://www.jstor.org/stable/23879048 (дата обращения: 10.10.2021).
  44. Hulbert-Williams L., Hastings R. Life Events as Risk Factor for Psychological Problems in Individuals with Intellectual Disabilities: A Critical Review // Journal of Intellectual Disabilities. 2008. Vol. 52, issue 11. P. 883–895. doi: https://doi.org/10.1111/j.1365-2788.2008.01110.x
  45. Shen X., Xu C. Research on Children’s Cognitive Development for Learning Disabilities Using Recommendation Method // Concurrency and Computation: Practice and Experience. 2020. Vol. 33, issue 9. doi: https://doi.org/10.1002/cpe.6097
  46. Weiss S., Markowetz R., Kiel E. How to Teach Students with Moderate and Severe Intellectual Disabilities in Inclusive and Special Education Settings: Teachers’ Perspectives on Skills, Knowledge and Attitudes // European Educational Research Journal. 2018. Vol. 17, issue 6. P. 837–856. doi: https://doi.org/10.1177/1474904118780171
  47. Johann V. E., Karbach J. Effects of Game‐Based and Standard Executive Control Training on Cognitive and Academic Abilities in Elementary School Children // Developmental Science. 2020. Vol. 23, issue 4. doi: https://doi.org/10.1111/desc.12866
  48. Forsling K. Designs for Learning: Focus on Special Needs // Designs for Learning. 2019. Vol. 11, issue 1. P. 108–117. doi: http://doi.org/10.16993/dfl.106
  49. Hronis A., Roberts L., Kneebone I. I. A Review of Cognitive Impairments in Children with Intellectual Disabilities: Implications for Cognitive Behaviour Therapy // British Journal of Clinical Psychology. 2017. Vol. 56, issue 2. P. 189–207. doi: https://doi.org/10.1111/bjc.12133

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю., Кинаш Е.А., Камелькова А.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».