Том 27, № 1 (2022)
- Год: 2022
- Выпуск опубликован: 17.03.2022
- Статей: 30
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/issue/view/19741
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации
Аннотация
Представлена педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. В содержание когнитивного компонента входят ценности-отношения (с интернет-сообществом) и ценности-знания (цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач), определяющие значимость профессиональной интернет-среды для студентов (смысловая составляющая профессии в условиях интернет-социализации и неустойчивости мира профессий). Эмоциональный компонент, представленный ценностями-целями (стремление достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий) и ценностями-результата (интернет-социализация в профессиональной среде, удовлетворенность в достижении своих профессиональных потребностей) указывают на удовлетворенности потребностей студентов в профессиональной интернет-среде. В основе поведенческого компонента находятся ценности-качества (быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды) и ценности-умения (применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии), позволяющие проанализировать стремление личности к реализации в профессиональной интернет-среде. На основе выявленных компонентов обоснованы соответствующие критерии оценки профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. Обозначены предполагаемые наиболее чувствительные к трансформации элементы профессионально-ценностных ориентаций в указанном контексте.



Технология обучения будущих бакалавров направления «педагогическое образование» как объект цифровой дидактики
Аннотация
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и образовательной сфере, соответственно, повышается роль высшего педагогического образования. Это актуализирует изменения структуры системы высшего педагогического образования, трансформацию ее технологической компоненты с учетом цифровизации. Технология обучения будущих педагогов как объект дидактического проектирования является важным форматом технологической компоненты современного высшего педагогического образования, актуальным направлением научных исследований в цифровой дидактике. Цель данного исследования – теоретическое обоснование сущности и структуры технологии обучения будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» как объекта цифровой дидактики. Процедура и методы. Анализ научных разработок в области технологизации высшего педагогического образования и цифровой дидактики, оценивания перспектив образовательной и проектной деятельности. К результатам проведенного исследования относится научно-обоснованная структура технологии обучения будущих бакалавров направления «Педагогическое образование», расширение терминологического аппарата и технологического компонента цифровой дидактики и дидактического проектирования в системе обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование».



ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников в детском саду
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для интеллектуально-творческого, социального, личностного развития дошкольников и слабой организацией методического сопровождения проектной деятельности в дошкольных учреждениях, в результате проектная деятельность приобретает формальный характер, искажается ее сущность как развивающего средства обучения и воспитания, продуктивного взаимодействия педагогов, дошкольников и родителей. Цель: обосновать необходимость организации в дошкольных учреждениях методического сопровождения проектной деятельности и разработать структурно-функциональную модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду. Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны аналитический обзор научных источников по проблеме организации проектной деятельности дошкольников и метод моделирования. Результаты: методическое сопровождение рассмотрено с позиции системно-организованного взаимодействия субъектов образовательного процесса – участников проектной деятельности (педагоги, дети, родители), направленного на достижение планируемой проектной деятельности, интеллектуально-творческое развитие дошкольников, формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Предложена структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников, включающая три взаимосвязанных модуля, отражающие логику и функции процесса методического сопровождения (информационно-аналитический, содержательно-организационный, оценочно-рефлексивный). Сделан вывод о том, что необходимым условием, обеспечивающим эффективность проектной деятельности старших дошкольников в детском саду, является выстраивание отношений социально-педагогического партнерства родителей (семьи) воспитанников и педагогов детского сада с целью интеграции ресурсов партнеров и координации совместных действий для успешного решения педагогических задач и достижения прогнозируемых результатов.



Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания
Аннотация
Проведен анализ содержания понятия «театрализованная деятельность», которое традиционно, начиная с 90-х гг. XX века, особенно активно использовалось в методических пособиях, посвященных художественно-эстетическому развитию детей и предназначенных для воспитателей дошкольных учреждений. В этих работах не могла ставиться специальная цель – значение данного термина. Появление в указанный период большого количества подобных работ обусловило различие подходов к трактовке понятия «театрализованная деятельность», наряду с которым в текстах пособий стали использоваться синонимичные термины, такие как «театральная деятельность», «театрализация», «театральная игра» и др. Это обстоятельство актуализировало терминоведческую проблему для практики дошкольного образования, связанную с разным пониманием ключевых понятий и трудностями в разработке новых методик развития разных способностей детей с помощью театрализованной деятельности. С начала XXI века появляются научные статьи и диссертационные исследования, посвященные художественно-эстетическому развитию детей с помощью театрализованной деятельности. Однако понятие «театрализованная деятельность» до настоящего времени не стало предметом специального анализа, вследствие чего терминоведческая проблема для теории дошкольного образования сохраняет актуальность. Дано определение термину «театрализованная деятельность», подчеркнута перспектива его трансформации из формального в содержательное понятие, а также разграничено с понятиями «театральная деятельность», «театрализация», «театрализованная игра».



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Формирование коммуникативных навыков студентов в процессе работы с поликодовыми текстами
Аннотация
Проанализировано теоретическое обоснование лингвистического и дидактического потенциала поликодовых текстов для обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке. Проведен анализ научной литературы, связанной с изучением семантически сложных текстов, включающих информацию, передаваемую с помощью различных кодовых систем. Дифференцированы понятия «креолизированный» и «поликодовый» текст. Акцентировано внимание на том, что тексты разных семиосфер при декодировании могут быть вариативно интерпретированы в зависимости от того, к каким лингвокультурным сообществам принадлежат коммуниканты. В то же время указано на то, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и многоканальность, присущая поликодовому тексту, позволяют значительно улучшить декодирование и коммуникативные навыки студентов в процессе работы с поликодовыми текстами. Сформулирован вывод о значимом дидактическом потенциале работы с поликодовыми текстами. Предложены конкретные этапы работы с такими текстами и подчеркнуто, что поэтапное включение студентов в работу с поликодовыми текстами, сочетающими несколько кодов подачи информации, позволяет им максимально точно осознать идеи, заложенные в поликодовом тексте, и вести успешную профессиональную коммуникацию на иностранном языке.



Методические основы обучения переводу аудиовизуальных интернет-мемов
Аннотация
Рассмотрена проблема обучения переводу аудиовизуальных мемов, под которыми понимается сочетание изображения или видео с коротким текстом, обладающее комическим эффектом и отличающееся быстрой распространяемостью в интернет-пространстве. Основные характеристики мемов включают комический эффект, строящийся на эффекте неожиданности, обманутого ожидания при несоответствии визуальной и текстовой составляющих, «вирусный» характер, быструю распространяемость в интернет-пространстве и в других средствах социальной коммуникации. Овладение навыками перевода этого вида аудиовизуальных материалов является актуальным ввиду их высокой популярности в интернет-пространстве среди всех возрастных групп, использования аллюзий на мемы и активного цитирования популярных мемов в публикациях СМИ, произведениях художественной литературы, фильмах и телесериалах. Обучение переводу аудиовизуальных мемов должно включать изучение их особенностей, формирование умений их правильного понимания, развитие навыков метакогнитивного анализа и затем освоение конкретных приемов и техник передачи мемов с учетом культурной специфики языков оригинала и перевода. Особое внимание следует уделять развитию способности адекватно реконструировать меметические экосистемы в исходном языке и подбирать их аналоги в языке перевода и формированию навыков вычленения архетипических нарративов в исходном языке и их построения в языке перевода. Показано, что мемы имеют ряд сходных черт с фразеологизмами и паремиями. Поэтому содержание обучения переводу мемов также должно включать формирование умений поиска и перевода фразеологических оборотов и паремиологических единиц в аудиовизуальных произведениях. Обоснована также необходимость методической подготовки преподавателей перевода к обучению переводу мемов как особому виду аудиовизуальных материалов, что может быть реализовано в форме кратких тематических семинаров или вебинаров, а также посредством включения данной темы в программы курсов повышения квалификации преподавателей.



Методические аспекты развития критического мышления студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование»
Аннотация
Актуальность работы обусловлена необходимостью развития критического мышления студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на факультете иностранных языков и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Критическое мышление рассматривается в данном исследовании как особый вид мышления, направленный на решение наиболее значимых учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач с учетом профессиональной деятельности будущего педагога иноязычного образования. Авторы считают, что данный вид мышления должен быть основан на реализации аналитических механизмов, обеспечивающих установление закономерных связей между всеми составляющими процесса иноязычного образования и внедрении системы методических средств, направленных на развитие критического мышления. Освещена проблема развития критического мышления на основе применения системы методических средств, реализующихся во всех видах речевой деятельности – в аудировании, говорении, чтении и письме. Целью исследования является представление технологических аспектов развития критического мышления у будущих бакалавров педагогического иноязычного образования и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса в подготовке кадров данной сферы деятельности. Новизна данного исследования заключается в том, что в нем представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие критического мышления во всех видах речевой деятельности, которые могут применяться в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка с целью формирования и развития их критического потенциала.



Формирование ноосферного мировоззрения у обучающихся неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку
Аннотация
Определена значимость разработки ноосферного подхода к обучению иностранному языку в условиях современных требований к образованию в неязыковом вузе, формирования ноосферного мировоззрения у обучающихся неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена концепция ноосферного образования, комплексного процесса обучения, направленного на глубокое усвоение системных гуманитарных и естественнонаучных знаний. Решение исследовательской задачи основано на теоретико-методологических и практических вопросах, которые рассматриваются в исследовании. Акцентировано внимание на новой системе знаний, приобретение которой осуществляется на основе принципа междисциплинарной интеграции при создании интегративного курса «Иностранный язык и естественнонаучная картина мира». Разработана номенклатура знаний, умений, подлежащих приобретению при обучении иностранному языку на основе ноосферного подхода. Отмечено, что междисциплинарная интеграция осуществляется на основе интегрированного предметного содержания, отбора условий, принципов, методов и образовательных технологий обучения иностранному языку в неязыковом вузе.



Совершенствование лингвистической подготовки в системе военного образования
Аннотация
Потребность Вооруженных сил Российской Федерации во владеющих иностранными языками специалистах растет с каждым днем. Это обусловлено, в первую очередь, расширением военного сотрудничества России со странами-партнерами. В рамках реального взаимодействия армий государств-партнеров, например, при совместном ведении миротворческих операций, принятие своевременных решений командирами играет первостепенную роль. Зачастую командирам приходится иметь дело и с информацией на иностранном языке. В настоящее время в рамках системы военного образования Министерства обороны Российской Федерации ведется подготовка военных специалистов по основным иностранным языкам – английскому, китайскому, французскому и немецкому. Уровень языковых навыков военнослужащих должен быть достаточен для того, чтобы они могли выполнять, по крайней мере, базовые задачи, связанные с профессиональной коммуникацией на иностранном языке, без помощи специалистов по лингвистическому обеспечению военной деятельности. Однако, как уже было подмечено многими специалистами, развитие компетенции военнослужащих в сфере профессиональной коммуникации на иностранном языке зачастую связано с определенным набором трудностей. Такое положение дел обосновывает необходимость разработки новых и совершенствования имеющихся программ подготовки, переподготовки и повышения языковой квалификации военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Рассмотрены цели, задачи и принципы совершенствования системы лингвистической подготовки и переподготовки военнослужащих, в том числе на базе военных учебных центров; сформулированы направления совершенствования лингвистической подготовки личного состава; обоснована необходимость дальнейшей работы по совершенствованию системы лингвистической подготовки военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.



Сленг ВВС Великобритании. Влияние Второй мировой войны
Аннотация
Вторая мировая война оказалась самым крупным военным конфликтом за всю историю человечества. В нем приняло участие более 60 государств из существовавших в то время 74-х. Вторая мировая война не только повлияла на военные отношения между странами, но и дала толчок к бурному развитию Военно-воздушных сил, значение которых колоссально возросло на протяжении войны. Королевские Военно-воздушные силы Великобритании не были исключением. Они играли решающую роль в завоевании господства в воздушном пространстве. Главными задачами ВВС являлось уничтожение войск и объектов противника, прикрытие с воздуха Военно-морских сил и Сухопутных войск, воздушная разведка, а также воздушные переброски. XX век стал эпохой технического развития, для него было характерно появление всевозможной новой техники и вооружения. Наряду с этим личный состав Королевских Военно-воздушных сил Великобритании прибавил в численности. Эти факторы поспособствовали появлению новых военных сленгизмов и заимствований в лексике военнослужащих. Рассмотрены сленгизмы, которые вошли в сленг ВВС Великобритании в период Второй мировой войны. Выполнена классификация сленговых единиц по тематическому признаку и определены способы их образования, благодаря подробному анализу определена степень влияния Второй мировой войны на сленговый военный язык. Военные переводчики зачастую сталкиваются с проблемами перевода сленговых единиц в военной лексике, так как данная тема остается не изученной во время их подготовки. Поэтому исследования в области военного сленга могут помочь специалистам по лингвистическому обеспечению военной деятельности избежать ошибок в их профессиональной деятельности.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Значимость начального иноязычного образования для языковой подготовки обучающихся общеобразовательной школы: теоретический аспект проблемы исследования
Аннотация
Подчеркнута значимость начального иноязычного образования младших школьников для дальнейшего изучения иностранного языка в основной и средней школе. Детально рассмотрено понятие «начальное иноязычное образование»; выявлены аспекты и специфика начального иноязычного образования, представленные в методической науке с 1940 г.; проанализированы термины «обучение языку» и «усвоение языка». В рамках исследования обращено внимание к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в области реализации начального иноязычного образования, определена роль младшего школьника в обучении иностранному языку. Обосновано, что навыки и умения владения иностранным языком, сформированные в начальной школе, являются базой для дальнейшего овладения обучающимися иностранным языком с целью осуществления полноценной иноязычной коммуникации. Спецификой начального образования является игровая деятельность, закладывающая основы естественного овладения иностранным языком младшими школьниками. Основным преимуществом игровой деятельности в сравнении с другими видами деятельности является обеспечение естественных мотивов для осуществления основных речевых действий младшим школьником. Опора на родной язык и учет закономерностей овладения родной речью при обучении иностранному языку выступают в качестве важнейших характеристик начального иноязычного образования. Сформулирован вывод, что изучение иностранного языка в начальной школе происходит естественно и по тем же каналам, что и освоение родного языка.



Проблемы освоения умения говорить на английском языке учеников 8–9 классов и пути их решения
Аннотация
Важную роль в обучении иностранному языку играет учет не только объективных трудностей, но и субъективных причин, вызванных особенностями возраста, психологии и личных интересов ученика. Несмотря на многочисленность публикаций по проблемам в изучении иностранного языка в средней школе, практически отсутствуют исследования, включающие анализ проблем как объективного, так и субъективного характера при обучении говорению на английском языке – именно говорение отмечено педагогами и учениками 8–9 классов как наиболее сложный раздел в изучении иностранного языка. Цель исследования – выявление основных трудностей в обучении говорению, с которыми сталкиваются педагоги и ученики, и поиск путей решения выявленных проблем. Основные методы исследования – наблюдение и опрос педагогов и учеников. Описаны результаты исследования: преодоление наиболее выраженных трудностей в обучении говорению (страх (50 %), недостаток знаний (29,7 %), отсутствие практики (20,3 %)) предполагает разработку нового формата занятий, который позволит справиться с выявленными барьерами. Область применения результатов работы варьирует от обучения английскому языку в рамках школьного образования до его преподавания в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. Доказано, что говорение представляется одним из наиболее сложных разделов изучения иностранного языка как по мнению педагогов, так и по мнению учеников 8–9 классов. На основании данных опроса выдвинуто предположение о том, что применение на уроках английского языка англоязычных фильмов и разработанных к ним заданий с учетом рекомендаций исследователей в области психологии подросткового возраста позволит повысить качество освоения умения говорения на английском языке.



Обучение иноязычной монологической речи учащихся старших классов в условиях дистанционного обучения
Аннотация
Широкое внедрение дистанционного обучения в средней школе в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 оказало значительное влияние на разработку новых методик обучения аспектам иностранного языка и видам иноязычной речевой деятельности на основе дистанционных технологий. Овладение умениями монологической речи выступает одним из требований к уровню овладения учащимися иностранным языком к моменту окончания средней общеобразовательной школы. Вместе с тем разработка методики развития данных умений посредством дистанционных технологий не выступала предметом отдельного исследования, что и определило цель и актуальность настоящего исследования. На основе анализа научной литературы была разработана методика развития умений монологической речи учащихся старших классов в условиях дистанционного обучения. Методика включает в себя три этапа – установочно-технологический, процессуальный и оценочный – и четырнадцать соответствующих шагов: 1) цель, задачи, тематика проекта, критерии оценки; 2) технические вопросы реализации проекта; 3) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности; 4) овладение учащимися новой активной лексикой; 5) погружение учеников в проблематику монолога; 6) поиск необходимой информации в сети Интернет; 7) обработка полученных иноязычных материалов; 8) составление текста монолога; 9) запись и размещение подкастов учащихся; 10) просмотр подкастов учащимися; 11) сетевое обсуждение подкастов учащимися; 12) оценка подкастов учителем; 13) учитель оценивает участие учащихся в сетевом обсуждении подкастов; 14) самооценка и рефлексия учащихся.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Социально-педагогические условия формирования тренером у спортсмена «веры в себя» в ситуациях успеха и неуспеха
Аннотация
Рассмотрена актуальная проблема – социально-педагогические условия выработки тренером уверенности в себе у спортсмена в своих способностях и физических возможностей при ситуациях успеха и неуспеха его выступлений на соревнованиях. Рассматриваемая тема мало разработана и исследована в научно-методических отечественных и зарубежных источниках, проанализированных нами. Цель исследования состоит в определении социально-педагогических условий формирования тренером у своих воспитанников веры в себя как при успешных, так и при неуспешных выступлениях на соревнованиях. Методологическими основами исследования стали личностно-деятельностный, субъект-субъектный, отношенческий, аксиологический подходы. Были использованы следующие методы: анализ источников по поднятой проблеме, собственные наблюдения авторов, интервью с тренерами (мужчинами и женщинами) и спортсменами (юношами и девушками), ретроспективный и математический методы. Использование названных методов позволили наметить социально-педагогические условия воспитания веры в себя у спортсменов в спортивной деятельности тренеров. Разработана структура уверенности и неуверенности в себе у спортсмена и их признаки, на основе которых можно было определить итоги социально-воспитательной работы тренера со спортсменом и вносить коррективы в ситуациях успеха или неуспеха его выступлений на соревнованиях. Использованы мнения тренеров и самих спортсменов о воздействии успехов или неуспехов на формирование у спортсменов (девушек и юношей) «веры в себя», в свои физические, биологические, волевые способности, возможности и социально-педагогические условия их оптимального применения на тренировках и во время соревнований. Выявленные социально-педагогические условия могут быть учтены тренерами в практике спортивной и воспитательной деятельности со спортсменами.



Обобщение опыта участников образовательного процесса дисциплин физической культуры в дистанционном формате
Аннотация
Представлено мнение 190 преподавателей дисциплин физической культуры институтов, университетов Белгорода, Воронежа, Москвы и более 1500 студентов Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Обозначены проблемы проведения занятий физической культуры в дистанционном формате и описаны мнения по результатам электронного анкетирования. Организованный педагогический процесс с использованием электронных теоретических материалов, электронного тестирования знаний, видеозадания, конференции больше требовал индивидуальной, дифференцированной работы от преподавателя. 68 % опрошенных признают физическую культуру в дистанционной форме как меру вынужденную и временную. Только 1 % допускают возможность системного использования нового опыта. Из числа студентов, участвовавших в опросе, лишь 57 % занимались физической культурой в дистанционном формате активно и с удовольствием. Стимулом для занятий было желание успешно обучаться и привычка систематически выполнять физические упражнения. Наибольшие затруднения испытывали студенты первых курсов. Основными трудностями для всех стали материальные и технические возможности при организации регулярных занятий, ограниченность средств и пространства. Кафедры рассматривают необходимость поиска новых стратегических путей развития. 6 % преподавателей считают важным обучение на курсах повышения квалификации по тематике организации и проведения практических занятий в новом дистанционном формате.



Физическая культура как ресурсное обеспечение здоровой и творческой личности учащихся и студентов
Аннотация
Проанализированы современные подходы к физическому воспитанию и его роль в развитии и становлении личности. Выявлены негативные тенденции в физической подготовленности студентов и их причины в современных условиях. Учитывая уменьшение количества вузов в Российской Федерации, мы акцентировали внимание на проблеме сохранения преемственности физкультурно-оздоровительной деятельности по направлению «школа – вуз/учебное заведение – профессиональный фитнес и спорт». Физическое воспитание – это основа гармоничного развития личности и ее устойчивого интеллектуального роста. Формирование физической культуры как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности. Образовательные достижения в области физической культуры следует рассматривать как результат использования различных форм, средств, методов воздействия на организм школьников и студентов. На сегодняшний день в системе образования активно предпринимаются попытки разработки и внедрения «здоровьесберегающих», «здоровьеобразующих», «здоровьеформирующих», «здоровьеразвивающих», технологий.



ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПНФ-терапия в комплексной реабилитации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
Аннотация
Предметом исследования явилась оценка комплексного применения реабилитационных мероприятий с использованием ПНФ-терапии при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата. Проведенный анализ доступной научно-методической литературы выявил недостаточную изученность и практическую реализацию современных методик реабилитации при поражениях опорно-двигательного аппарата различной этиологии, показав возрастающую актуальность физической реабилитации в современном мире. Реабилитация при хронических заболеваниях опорно-двигательного аппарата – непрерывный процесс, который требует постоянной адаптации используемых методов к потребностям человека с ограниченными возможностями здоровья. Исследования эффекта ПНФ-терапии должны включать: сенсомоторный контроль конечностей, сидение и стояние, контроль координации движений, регулярность занятий и качество жизни, связанное со здоровьем. Полученные данные могут использоваться в практике подготовки студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей факультетов и курсов переподготовки и повышения квалификации по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», а также инструкторами по адаптивной физической культуре в процессе реабилитации людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Обнаружены теоретические аспекты, связанные с использованием ПНФ-терапии в комплексной реабилитации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Дан прогноз вероятного направления перспективного развития физической реабилитации для данного контингента.



Основы применения оздоровительной физической культуры с военнослужащими третьей группы здоровья
Аннотация
Отражена актуальность исследования влияния занятий комплексом упражнений оздоровительной направленности на организм военнослужащих, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья и отнесенных к третьей группе здоровья (группа динамического наблюдения). Предметом исследования стало функциональное состояние организма военнослужащих, отнесенных к третьей группе здоровья. Цель работы – доказать эффективность воздействия на организм военнослужащих, отнесенных к группе динамического наблюдения, комплекса физических упражнений оздоровительной направленности. В современном социуме, в том числе в Вооруженных силах Российской Федерации, достаточно много людей трудоспособного возраста имеют обширный набор хронических заболеваний или нарушений функционирования различных систем организма. Задачей государства является сохранить физическое здоровье населения и боеспособность военнослужащих, в том числе с помощью применения средств и методов оздоровительной физической культуры. Доказано, что регулярное длительное применение комплекса физических упражнений оздоровительной направленности положительно влияет на функциональное состояние кардиореспиратной и эндокринной систем организма военнослужащих, отнесенных к третьей группе здоровья, а также способствует повышению уровня их физической и профессиональной работоспособности. Результаты исследования, отраженные в исследовании, могут быть применимы при физической тренировке и оздоровлении личного состава Вооруженных сил Российской Федерации, а также в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения для населения, нуждающегося в реабилитации и интенсификации двигательной активности.



Методика оценки показателей физической подготовленности юных стрелков с нарушением слуха на начальном этапе подготовки
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью осуществления контроля физической подготовленности юных стрелков с нарушением слуха в процессе спортивной тренировки и недостаточной сформированностью комплекса диагностических тестов для оценивания данных показателей на этапе начальной подготовки. В качестве предмета исследования определен диагностический инструментарий для оценки физической подготовленности юных стрелков с нарушением слуха, включающий в себя тестовые контрольные упражнения для оценки полного спектра физических качеств. Целью исследования стала разработка методики оценки показателей физической подготовленности юных стрелков с нарушением слуха на этапе начальной подготовки. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативной документации, регламентирующей тренировочный процесс в пулевой стрельбе для спортсменов с нарушением слуха, педагогическое наблюдение, конкретизация, систематизация, тестирование физических качеств, методы математической статистики, обобщение. Результаты исследования: проанализированы переводные нормативы, применяемые в пулевой стрельбе спорта лиц с нарушением слуха при переводе спортсменов с одного тренировочного этапа на другой; разработана методика оценки физической подготовленности юных стрелков с нарушением слуха на этапе начальной подготовки, включающая в себя комплекс контрольных упражнений, оценивающих проявления необходимых для юных стрелков с нарушением слуха всех физических качеств, обоснована целесообразность применения данной методики. Результаты исследования могут быть рекомендованы для практического применения спортсменам с нарушением слуха, специализирующимся в пулевой стрельбе, их тренерам в целях совершенствования как процесса физической подготовки, так и осуществления его качественного и полноценного контроля.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Карьерная динамика губернаторов Российской империи 1906–1911 гг.
Аннотация
Актуальность исследования состоит в количественном анализе служебных биографий губернаторов эпохи П.А. Столыпина, который ранее не отмечен в историографии. Проведен количественный анализ служебных биографий чиновников, привлеченных в губернаторский корпус при П.А. Столыпине в 1906–1911 гг. Рассмотрен перечень учебных заведений, которые заканчивали будущие губернаторы. Карьеры губернаторов типизированы относительно опыта предшествующей службы с точки зрения характера деятельности на занимаемых должностях и географической динамики. Проанализированы основные этапы чинопроизводства, возраста назначения на должность губернатора и количества лет службы в этом качестве. Данные количественного исследования сопоставлены со служебными биографиями губернаторов И.Ф. Кошко, Д.Н. Любимова и Н.П. Муратова с целью определения степени типичности для губернаторов исследуемого периода. Актуальность темы исследования связана с необходимостью более отчетливого понимания моделей карьерной динамики чиновничества в Российской империи начала XX века. Сделан вывод, что служебные биографии И.Ф. Кошко, Д.Н. Любимова и Н.П. Муратова соответствуют самым распространенным типам карьер в губернаторском корпусе этого периода.



Положение русских военнопленных Первой мировой войны в иностранных лагерях (на материалах личного происхождения)
Аннотация
Описано положение русских военнопленных Первой мировой войны в лагерях стран Четверного союза. Актуальность исследования заключена в изучении проблемы плена и сравнении отношения к русским военнопленным в Германии и Турции, используя сохранившиеся показания свидетелей событий прошлых лет: дипломатов, российских воинов, оказавшихся в немецком и турецком плену. Цель исследования основана на анализе ранее неизученных документов Государственного архива Российской Федерации, писем и докладных записок. В результате исследования был сделан вывод о попытке советских дипломатов помочь в улучшении положения русских военнопленных в немецких лагерях, их реэвакуации на Родину после подписания Брестского мирного договора, участвуя в работе смешанных комиссий и создании новых международно-правовых актов. Выяснено, что самый тяжелый, невыносимый и жестокий плен для русских воинов был в Турции. В отличие от турецкого, немецкий плен, несмотря на все свои изъяны и тяжести, все же оставлял шансы на выживание. В Турции была самая высокая смертность военнопленных.



К проблеме трудоустройства бывших офицеров армии Российской империи в РСФСР в 1918 – начале 1920-х гг. (на материалах Тамбовской губернии)
Аннотация
Установление власти большевиков повлекло за собой проблему социальной адаптации к новым политическим и социально-экономическим реалиям, в первую очередь, представителей бывших привилегированных групп населения, включая бывших офицеров. Важной составляющей данного процесса стала их работа на советскую власть. В отечественной историографии достаточно подробно изучены вопросы использования бывших офицеров (военспецов) на фронтах Гражданской войны. В то же время немногочисленными являются исследования, затрагивающие деятельность данной профессиональной группы населения в тыловых военных учреждениях и на гражданской службе. Изучение данного аспекта позволяет существенно дополнить представления о положении бывшего офицерства в Советской России. Цель исследования – проанализировать структуру занятий бывших офицеров армии Российской империи на территории Тамбовской губернии в первые годы советской власти. Изучены особенности гражданской и военной службы бывших офицеров, сферы занятости, отношение к ним партийных и государственных органов новой власти, работодателей. Сформулирован вывод о неоднозначности процесса интеграции бывших офицеров Российской императорской армии в новое советское общество. В первые годы, особенно в период Гражданской войны и интервенции, новая власть привлекала в ряды РККА бывших царских офицеров, используя их профессиональные знания и боевой опыт, продолжая, между тем, считать их «классово чуждыми».



Проблемы развития системы подготовки и переподготовки агитационно-пропагандистских кадров на Дальнем Востоке СССР в 1930-е гг.
Аннотация
Важную роль в реализации мероприятий политико-идеологической направленности играли соответствующие агитационно-пропагандистские кадры. От их профессиональной подготовки напрямую зависело качество работы по идейному привлечению населения к определенным партийно-политическим принципам. Несмотря на многочисленность научных исследований по данной проблематике, в них практически отсутствует детальный критический анализ состояния и развития системы подготовки и переподготовки агитационно-пропагандистских кадров на Дальнем Востоке СССР в 1930-е гг. Исходя из этого, целью данной работы явился анализ архивных материалов, посвященных развитию процесса подготовки агитационно-пропагандистских кадров, ее формам, подходам, достижениям и проблемам, которые повлияли на политическое развитие дальневосточного региона в 1930-е гг. Использование метода системного анализа позволило рассмотреть процесс подготовки и переподготовки агитационно-пропагандистских кадров, как элемент общей системы партийно-политического просвещения в 1930-е гг. В результате исследования было обосновано, что многие проблемы развития данной системы были обусловлены ее оторванностью от базовых партийно-политических учебных центров и диктовали специфические особенности ее функционирования. Они были связаны с ограниченностью материальных и кадровых ресурсов, ее подменой хозяйственными мероприятиями, а также отсутствием контроля со стороны партийных руководителей на местах. Доказано, что это в свою очередь приводило к недооценке значения партийно-политической подготовки агитационно-пропагандистских кадров со стороны рабочих и служащих, их слабому охвату просвещением и низкой степенью посещаемости учебных мероприятий. Несмотря на действия центрального и местного партийно-политического руководства по усилению организационных, контрольных и других мероприятий, направленных на развитие процессов подготовки и переподготовки агитационно-пропагандистских кадров, ситуация оставалась сложной и неоднозначной.



Продразверстка в Тамбовской губернии в 1920 г. на примере Борисоглебского уезда: дело товарища А.И. Пенькова
Аннотация
Тема продовольственной политики властей в период Гражданской войны в России, в условиях не прекращаемого привлечения исследователями новых документов и воспоминаний, продолжает сохранять свою актуальность и в наши дни. Антоновское восстание в Тамбовской губернии, как часть Гражданской войны, также не прекращает оставаться дискуссионной темой среди исследователей. Прошло уже 100 лет с момента данных событий, однако среди историков по-прежнему нет единого мнения по ряду вопросов, одним из которых являются причины крестьянских волнений в губерниях Центральной России. Важность данного исследования обусловлена привлечением новых сведений о конкретном ходе продовольственной разверстки, взаимоотношениях властей и населения и внутри самих советских служащих Тамбовской губернии в период 1920 г. Основной целью явился подробный анализ одного из эпизодов февраля 1920 г., произошедших в Борисоглебском уезде в период продовольственной компании большевиков. В начале 1920 г. продовольственный вопрос оставался главным в политике большевиков. Злоупотребления со стороны продовольственных отрядов в южных уездах и засуха в Тамбовской губернии в 1920 г. внесли существенный вклад в конфликты между крестьянством и центральной властью. В центре внимания находится история борисоглебского продагента А.И. Пенькова, который был свидетелем злоупотреблений местной уездной власти по отношению к крестьянам и даже смог отправить об этом телеграмму в столицу на имя В.И. Ленина. Подробно описан конфликт между А.И. Пеньковым и уездными властями, а также последующий арест А.И. Пенькова по причине широкой огласки деятельности местных продотрядов. Было выявлено, что продовольственный вопрос и конфликты местных продотрядов, уездных членов партии и сельского населения в южных уездах губернии стояли достаточно остро. На наш взгляд, подобного рода события нельзя не рассматривать как одну из возможных причин крестьянского восстания 1920–1921 гг.



К проблеме антирелигиозного воспитания молодежи Тамбовской области в 1937–1941 гг.
Аннотация
Изучены особенности восприятия антирелигиозной пропаганды и религиозных ценностей молодежью Тамбовской области. Актуальность выбранной темы для отечественной науки заключается в том, что, несмотря на глубокое изучение содержания антирелигиозной пропаганды в конце 1930-х гг., каких-либо обобщающих работ, посвященных особенностям восприятия молодежью религии, нет. Цель настоящего исследования заключена в необходимости комплексного изучения роли религиозного фактора в жизни молодого поколения. В процессе исследования использованы аналитический, дедуктивный и историко-сравнительный методы. Показана роль комсомольских организаций и периодических изданий в распространении политизированной трактовки научного атеизма, предлагавшего в условиях ужесточения политического контроля и подготовке к выборам в Верховный Совет наиболее радикальные меры борьбы с религией. На основании анализа исторических источников сделан вывод о противоречивости результатов антирелигиозной работы с молодым поколением. С одной стороны, именно молодежь, направлявшая свои патерналистские импульсы к советской власти, выступала в авангарде антирелигиозного движения, нацеленного на искоренение традиционных христианских обрядов и институтов из повседневной жизни. В то же время среди многих юношей и девушек, преимущественно сельской местности, было немало тех, кто по разным причинам проявлял пассивность в антирелигиозной работе, продолжая тайно принимать участие в церковных Таинствах. Были среди молодых людей и те, кто не боялся быть причисленным к «врагам народа», открыто сопротивляясь антирелигиозным установкам.



Некоторые аспекты развития инфраструктуры Тамбова в начале XXI века
Аннотация
Впервые рассмотрены состояние и направления развития базовых элементов городской инфраструктуры Тамбова, особенности урбанизационных процессов в типичном региональном центре Российской Федерации начала XXI века. Для анализа использован исчерпывающий перечень основных опубликованных статистических материалов регионального и федерального уровня. Обоснован вывод о прямой зависимости социально-экономического потенциала города от уровня обеспеченности населения жильем, качественных характеристик городской среды. Первое десятилетие XXI века стало знаковым и переломным в развитии всех сфер городской жизни. В то же время ведущей проблемой по-прежнему оставались финансовые проблемы, связанные с дефицитными городскими бюджетами. Несмотря на сохранявшиеся диспропорции и проблемы, был обеспечен стабильный прирост по основным показателям. Наметились качественные изменения, свидетельствовавшие об эффективности реформ в этой сфере. Появились новые вызовы и тенденции трансформаций общественной жизни при очевидном позитивном общем фоне. Произошедшие изменения позволили повысить качество жизни, уровень удовлетворения основных потребностей жителей города. Материалы исследования могут иметь практическое применение в перспективном планировании основных направлений социально-экономического развития областного центра и региона в целом.



ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Мифологизация Талергофа: от коммеморации к политическому мифу
Аннотация
Проблема формирования политического мифа вокруг австро-венгерского лагеря для интернированных лиц Талергоф, действовавшего в годы Первой мировой войны неподалеку от австрийского города Грац, занимает важное место в изучении истории русинского народа. В связи с появлением возможности проведения сравнительного анализа немецкого и украинского списков узников лагеря, нами предлагается новая оценка отечественных и зарубежных источников по исследуемой теме, которые долгое время служили основой для формирования широко распространенного историографического облика лагеря. В результате исследования выяснены ключевые вехи и эпизоды формирования В.Р. Вавриком политического мифа вокруг Талергофа как концентрационного лагеря для уничтожения представителей русинского населения. Проведенная работа демонстрирует, что и иные известные межвоенные оценки сущности лагеря Талергоф, как правило ссылающиеся лишь на работы В.Р. Ваврика, существенно преувеличивали степень трагедии ввиду недостатка альтернативных данных. По итогам работы отмечена недопустимость возведения истории Талергофа в ранг больший, чем национальная трагедия русинского населения Галиции и Буковины. Определено также, что история лагеря неслучайно стала политизированным мифом о намеренном «геноциде» и «Голгофе» русинского населения, необходимым узким политическим кругам для решения задач национального строительства и, к сожалению, всерьез воспринятым абсолютным большинством отечественных историков. Проведенное исследование расширяет поле для предметных дискуссий вокруг истории одного из наиболее политизированных лагерей Первой мировой войны и предлагает иной подход к оценке событий изучаемого периода.



Генерал и нунций: к истории взаимоотношений Эриха Людендорфа и Эудженио Пачелли
Аннотация
Рассмотрены взаимоотношения генерала Эриха Людендорфа (1865–1937) и апостольского нунция в Германии Эудженио Пачелли (1876–1958), будущего папы римского Пия XII (1939–1958). В качестве источников для исследования выступают многочисленные мемуарные произведения Э. Людендорфа и отчеты, которые Э. Пачелли направлял в Рим. С помощью историко-биографического метода показывается, что отношения генерала и архиепископа характеризовались взаимной неприязнью, которая, предположительно, брала начало с неудачной миротворческой миссии Э. Пачелли в Германии в 1917 г. Столкновения этих исторических деятелей рассматриваются в контексте политических событий в Мюнхене в первой половине 1920-х гг. Были проанализированы антикатолические высказывания Э. Людендорфа и их воздействие на общественное мнение Баварии после его выступления на судебном процессе над участниками ноябрьского путча 1923 г. Исследована кампания против Святого Престола, развернувшаяся на страницах ультраправых газет под влиянием заявлений генерала. Эти события стали для нунция еще одним доказательством того, что национализм является главной опасностью XX века. Сделан вывод о необходимости продолжения изучения данного вопроса в целях дальнейшего углубления представлений историков о политической и религиозной жизни Веймарской республики и Баварии в частности.



Роль США в трансформации архитектуры европейской безопасности
Аннотация
Рассмотрена роль Соединенных Штатов Америки в трансформации архитектуры европейской безопасности после окончания холодной войны. Дана сравнительная оценка подходу двух американских администраций к выстраиванию ключевых элементов архитектуры европейской безопасности в условиях смены парадигм мирового развития и трансформации Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, оставшись единственной сверхдержавой, Соединенные Штаты рассматривали архитектуру европейской безопасности как основу для построения более глобальной по своему охвату трансевразийской системы безопасности. Показано, что корни принятия США решения о трансформации архитектуры европейской безопасности на основе НАТО – в успешном для Вашингтона решении «германского вопроса».



«Экологическая повестка» в новейшей политической истории Республики Северная Македония (1990-е – 2020-е гг.)
Аннотация
Проанализировано место экологической повестки в общей логике политического процесса республики Северная Македония. Выявлен генезис экологической повестки в македонской политике, ее развитие в публичной риторике истеблишмента и деятельности политических партий. Показано влияние политической конъюнктуры, диспозиции и расстановки политических акторов на актуальность экологического фактора в македонской политике и социально-политических процессах. Продемонстрирован алгоритм воздействия экологической повестки на смену власти в стране. Детализированы процедуры давления оппозиционных сил на государство на разных этапах новейшей политической истории страны. Описаны конкретные сценарии трансформации экологической повестки в политическую. Дана подробная характеристика возникновения и деятельности экологических движений и партий, а также электоральных деклараций ведущих политических партий по экологическим вопросам. Создана объяснительная модель влияния экологической повестки на маятниковый характер смены власти в стране. Сделан прогноз на перспективу сохранения экологической повестки в политическом и социальном дискурсе. Установлен фактор международного влияния на активизацию экологического фактора в македонской политической жизни. Осмыслено, каким политическим силам Северной Македонии и вне ее выгодно сохранение присутствия экологической темы в политическом пространстве.


