Учебный лонгрид как способ организации цифрового образовательного интернет-ресурса по русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные технические достижения в области цифровой педагогики на сегодняшний день предлагают качественно новые возможности организации и предъявления учебного материала в условиях дистанционного обучения. Цель исследования – методическое обоснование одного из новых способов организации цифрового образовательного интернет-ресурса по русскому языку как иностранному «Русский язык. Начало» в виде учебного лонгрида. Изложены особенности учебного лонгрида, определены основные медийные элементы, специфика, содержание и средства создания, на основании чего сформулировано определение учебного лонгрида. Учебный лонгрид рассмотрен через призму процесса обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на начальном этапе с использованием возможностей цифровых технологий, способов оформления учебных материалов, креолизации текстов, методической роли в учебном процессе, структуры и взаимодействия со сторонними лингводидактическими ресурсами. На примере цифрового образовательного интернетресурса «Русский язык. Начало» в работе представлены способы решения лингводидактических задач вводно-фонетического курса посредством учебного лонгрида. Сделан вывод, что учебный лонгрид как способ организации учебных материалов в цифровой образовательной среде (ЦОС) в силу своих свойств является одним из потенциально эффективных лингводидактических средств при дистанционном обучении.

Об авторах

Т. А. Дьякова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: larionova86@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1032-5573

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного, и.о. заместителя декана факультета филологии и журналистики по научной работе

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

М. В. Холодкова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: mvholodkova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0335-9804

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Ж. И. Жеребцова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: zherebtsova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3831-2937

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Изд-во «Перо», 2019. 72 с.
  2. Чигаев Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2270 (дата обращения: 15.07.2021)
  3. Гарцов А.Д. Педагогический веб-дизайн электронных средств обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки специальность. 2012. № 4. С. 41-43.
  4. Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. 2020. № 1 (18). С. 39-53. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53
  5. Купрещенко О.Ф. Учебный лонгрид как мультимодальный текст: к вопросу о специфике жанра // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 69-77. https://doi.org/10.18721/JHSS.11206
  6. Родина М.Ю., Хилько А.В., Шершукова Г.В., Большунова И.И. Реализация принципов мультимодальности и интерктивности в современном учебном пособии // Лингводидактика: новые технологии в обучении русскому языку как иностранному: материалы 5 Респ. науч.-практ. семинара. Минск, 2018. С. 107-110.
  7. Коздра М. Мультимодальность в обучении русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного: сб. материалов Междунар. науч.-практ. интернет-конф. М., 2017. С. 509-517.
  8. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180-186.
  9. Попова Н.С., Бородавкина М.М. Использование креолизованного текста на уроке иностранного языка как средство формирования осознанности // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 16. С. 278-283.
  10. Макошина А.И. Креолизованные тексты и их роль в обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2016. № 7.5 (111.5). С. 56-57.
  11. Дьякова Т.А., Жеребцова Ж.И. Инструменты электронной лингводидактики при обучении языку специальности студентов-медиков в аспекте РКИ // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. М., 2019. С. 274-281.
  12. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. 2018. № 2. С. 195-209. https://doi.org/10.22363/2312-8011-2018-15-2-195-209
  13. Еременко М.В. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 2 (4). С. 36-41.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».