Функциональные возможности чат-бота ChatGPT в иноязычной преподавательской деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Искусственный интеллект стал незаменимый инструментом в различных сферах, предлагая новые инновационные решения: создание тестов, предоставление справочной информации, редактирование видеоматериалов, генерация изображений. Существует множество приложений, функционирующих на основе технологий ИИ, однако, одним из самых прогрессивных является чат-бот ChatGPT, который находит свое применение в образовательной среде, выступая в роли эффективного помощника не только для обучающихся, но и для преподавателей благодаря генерируемой обратной связи. Цель исследования – определение функциональных возможностей чат-бота в процессе преподавания иностранного языка.

Материалы и методы. Реализованы теоретический и эмпирический методы: обзор, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, а также экспериментально-практическое взаимодействие с приложением ChatGPT.

Результаты исследования. Были выявлены следующие функции чат-бота ChatGPT в рамках иноязычной преподавательской деятельности: организация и планирование учебного процесса; генерация учебных материалов в соответствии с конкретными образовательными целями и потребностями; предоставление вариативной теоретической информации; оптимизация проверки и оценивания письменных заданий.

Выводы. Благодаря выявленному полезному функционалу, который охватывает разнообразные аспекты преподавательской деятельности, чат-бот ChatGPT может стать вспомогательным ресурсом педагога, значительно повышая эффективность и оперативность, а также качество образовательного процесса.

 

Об авторах

Е. А. Черкасова

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tomchuk.bel@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-3517-8074

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков института общей профессиональной подготовки

Россия, 115409, Российская Федерация, г. Москва, Каширское ш., 31

Список литературы

  1. Казанцев Т. Искусственный интеллект и машинное обучение. Основы программирования на Python. Мо-сква, 2020. 163 с.
  2. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 12. № 2. С. 18-25. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25, https://elibrary.ru/uiazuw
  3. Сысоев П.В. Искусственный ‬интеллект в ‬образовании: осведомленность, готовность и практика примене-ния преподавателями высшей школы ‬технологий ‬искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
  4. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию творческих работ на основе оце-ночной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly
  5. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информа-ционных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261. https://doi.org/10.17223/19996195/65/11, https://elibrary.ru/plzyov
  6. Плохотнюк О.С. Особенности разработки вариативных тестовых заданий с использованием чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT в обучении будущих педагогов иностранному языку // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 3 (65). С. 107-115. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.65.3.10, https://elibrary.ru/akjnyd
  7. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66-71. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
  8. Бермус А.Г. Преимущества и риски использования ChatGPT в системе высшего образования: теоретиче-ский обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 8. С. 776-787. https://doi.org/10.30853/ped20240099, https://elibrary.ru/dpyudu
  9. Богачевский В.М., Куприна Т.В. Использование ChatGPT в обучении грамматике английского языка // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2 (67). С. 306-313. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2024.67.939, https://elibrary.ru/tzuadf
  10. Черкасова Е.А. Комплекс команд по выполнению упражнений и заданий в рамках обучения грамматике английского языка студентов технических вузов посредством чат-бота ChatGPT // Филологические нау-ки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 5. С. 1633-1639. https://doi.org/10.30853/phil20240236, https://elibrary.ru/ggpabp
  11. Черкасова Е.А. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе: анализ чата GPT в контексте оценки письменных работ // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4 (65). С. 437-442. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.65.837, https://elibrary.ru/amnqli
  12. Koraishi O. Teaching English in the age of AI: embracing chatgpt to optimize EFL materials and assessment // Language Education & Technology. 2023. Vol. 3. Issue 1. Р. 55-72.
  13. Hwang W.Y., Nurtantyana R., Purba S.W.D., Hariyanti U., Indrihapsari Yu., Surjono H.D. AI and recognition technologies to facilitate English as foreign language writing for supporting personalization and contextualization in authentic contexts // Journal of Educational Computing Research. 2023. Vol. 61. Issue 5. Р. 1008-1035. https://doi.org/10.1177/07356331221137253
  14. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей ино-странного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
  15. Сысоев П.В., Филатов Е.М. СhatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 276-301. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301, https://elibrary.ru/sphxkz
  16. Евстигнеев М.Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий гене-ративного искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные нау-ки. 2024. Т. 29. № 3. С. 617-634. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634, https://elibrary.ru/ahylwe
  17. Сысоев П.В. Дидактические свойства и методические функции нейросетей // Перспективы науки и образования. 2024. № 6 (72). С. 672-690. https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.42, https://elibrary.ru/ggnyfw
  18. Schmidt T., Strasser T. Artificial Intelligence in foreign language learning and teaching // A CALL for Intelligent Practice. 2022. Vol. 33. Issue 1. Р. 165-184. https://doi.org/10.33675/ANGL/2022/1/14
  19. Хеннер Е.К. Информационные технологии в образовании. Пермь, 2022. 110 с.
  20. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения // Аналитическая запис-ка ИИТО ЮНЕСКО. Москва, 2020. 44 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».